Файл: Крылов П.И. Техника безопасности при очистке, изоляции и опускании трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поврежденные места изоляции можно вос­ становить только вручную, а ручное нанесение изоляции сопряжено в большей степени с опас­ ностью травматизма.

Основные требования безопасности при опу­ скании трубопровода обоими способами:

трасса трубопровода в период подготовки

кземляным работам планируется, сравнива­ ются бугры и ямы. Согласно требованиям техники безопасности желательно планировку выполнять с небольшим уклоном от траншеи для предупреждения сползания трубоуклад­ чиков;

земляные работы по рытью траншеи сле­ дует проводить не раньше чем за 2—3 дня до укладки трубопровода, так как длительное нахождение траншеи открытой вызывает обвал стенок;

при подчистке траншей или остановке работ колонны во избежание сползания трубо­ провода в траншею следует укладывать поперек траншеи лежки из труб или бревен так, чтобы они опирались своими концами в каждую сто­ рону на длину не менее 1 м от бровки (рис. 5);

трубоукладчик должен располагаться за пределами призмы обрушения грунта стенок траншеи; это расстояние определяется в зависи­ мости от свойств грунта;

при опускании трубопровода возможны случаи опрокидывания трубоукладчиков вслед­

ствие разности скоростей их лебедок; чтобы не допустить опрокидывания, трубопровод сле­ дует опускать, строго согласовав действия ма- шинистов-трубоукладчиков;

— перед опусканием необходимо проверить состояние тросов, блоков и тормозных устройств лебедок трубоукладчика;

31

— важно помнить, что перегрузка трубо­ укладчиков опасна, так как возможны случаи опрокидывания, особенно на кривых участках

Рис. 5. Укладка поперек траншеи лежек из труб при остановке изоляционных работ.

трассы. Поэтому краны-трубоукладчики при опускании должны работать синхронно, чтобы обеспечить плавность опускания. Для син­ хронной работы рекомендуется спаривать два первых трубоукладчика, идущих от изоля­ ционной машины, при помощи жесткого сцепа и траверсы (рис. 6);

32

— во время работы трубоукладчиков на опу­ скании не следует находиться с другой стороны траншеи против них, а также между траншеей и трубой, трубоукладчики должны работать с откинутыми контргрузами;

Рис. 6. Спаренная работа трубоукладчиков.

нельзя работать меньшим числом трубоук­ ладчиков или при меньшей их грузоподъемно­ сти, чем предусмотрено технологической схемой;

краны-трубоукладчики должны иметь зву­ ковые сигналы;

— нельзя

производить какие-либо работы

в траншее,

в то время когда рядом с ней идут

3 Закае 765.

33


работы по очистке, изоляции, опусканию или ремонту трубопровода;

— в случае обрушения стенок траншеи перед спуском рабочих в нее для уборки обвалив­ шегося грунта техническому персоналу сле­ дует осмотреть состояние стенок ее и, если нужно, дополнительно обрушить грунт в нена­ дежных местах и убедиться в безопасности работ в траншее.

Для работы поточно-совмещенным способом рекомендуются схемы опускания трубопрово­ дов, показанные на рис. 7.

При работе поточно-совмещенным способом, кроме изложенных ранее, необходимо выпол­ нять следующие требования безопасности:

во избежание падения трубы рекомен­ дуется применять страховочные тросы, про­ пущенные под тролдеями и подвешенные за петли на крюках трубоукладчиков;

для преодоления внезапных толчков при проходе троллея через сварные швы и на кри­ вых рекомендуется применять пятиили шестиосные троллейные тележки.

При опускании раздельным методом (рис. 8)

необходимо соблюдать следующие дополни­ тельные требования безопасности:

— перед началом опускания поврежденная изоляция трубопровода должна быть восста­ новлена; выполнение каких-либо изоляцион­ ных работ во время опускания трубопровода не допускается; отдельные места поврежден­ ной изоляции над лежками восстанавливаются только при поддержании трубопровода всем комплектом трубоукладчиков.

Следует иметь в виду, что при изменении тем­ пературы воздуха уложенный на лежки трубо­ провод может произвольно менять положение.

34

1.2 3 « i « 7

~/tè A

+n.

lj - ^ IU|m ^ |||j I ^ ) JJ^ ky ) 4 <|>iu, Jkl.ly W^ l^ l , <t< y ) l ^ J)J

ü

12

3

4

5

6

 

 

6

1 2 3

b 5

6 7 6

8

1 2 3 4 5 6

*1» Tü^*r

/'/'/■//’

>У/>'>ПІ>'>2У>>>У>))>)>T7>>7T)m

Т7Г

 

г

Рис. 7. Рекомендуемые схемы расстановки машин при поточно-совмещенном способе опуска.

а — трубопровод диаметром 529 м м :

1 — изоляционная машина

С-239, 2 ,

3, 5,

7 — трубоукладчики

ТЛ-4,

4 и 6 — очистные

машины С-238;

б — трубопровод диаметром 720 и 820 м м : 1

изоляционная машина С-239 (для диаметра 820 м м

— ИМЛ-3),

2, 3 , 4, 6

— трубоукладчики ТО-І2-24 (для диаметра 820 м м

Т-15-30);

5 — очистная

машина

ОМЛ-4; е — трубопровод диа­

метром 1020 м м : 1 — изоляционная

машина ИМЛ-7, 2 и 3

трубоукладчики Т-20-40, 4. 5, 7,

« — трубоукладчики Т-15-30,

6 — очистная

машина

ОМЛ-12;

г — трубопровод

диаметром

1020 м : 1

— изоляционная машина ИМЛ-7,

2, з . 4,

в — трубо­

укладчики ТО-25-50, S — очистная машина ОМЛ-12.

3*

35


°d g

. О О >5

И н

Рн О

ш

Чтобы предупредить сползание трубопровода в траншею, необходимо укладывать поперек нее лежки в случаях, если расстояние между трубопроводом и бровкой траншеи менее 1,5 м или поверхность земли имеет уклон от трубо­ провода в сторону траншеи.

4

5

Рис. 9. Мягкие захваты (полотенца).

а — для труб различного диаметра;

б — для труб диаметром

1020 м м .

 

Ремонт поврежденных мест изоляции уло­ женного трубопровода допускается только по­ сле проверки надежности положения трубопро­ вода на дне траншеи.

Металлические полотенца (рис. 9), предна­ значенные для опускания трубопровода, сле­ дует периодически проверять и испытывать

37

на прочность. Результаты проверки и испыта­ ния заносят в специальную книгу или паспорт с указанием срока периодического испытания и предельной грузоподъемности.

Зацепщики металлических мягких захватов— полотенец и стальных канатов — обязаны сле­ дить за состоянием канатов и полотенец, а так­ же за тем, чтобы полотенца были наложены на тРУбу равномерно, без перекрутки, с подклад­ кой между трубой и полотенцем резинового коврика или другой мягкой предохранитель­ ной прокладки.

Перед пропуском канатов и полотенец под трубу зацепщик обязан предупредить маши­ ниста трубоукладчика. При этом следует строго выполнять взаимные сигналы.

После того, как канаты или полотенца при­ цеплены к крюку трубоукладчика, зацепщик должен немедленно отойти от трубы и зоны действия стрелы трубоукладчика и только после этого подать сигнал машинисту трубоуклад­ чика поднимать или опускать трубопровод.

После опускания трубопровода в траншею зацепщик должен снять один конец стропов или полотенца с крюка трубоукладчика, а затем удалиться за пределы радиуса дей­ ствия стрелы и только после этого дать сигнал машинисту трубоукладчика об освобождении полотенца.

При опускании трубопроводов происходит серьезные несчастные случаи, которые в основ­ ном являются результатом несоблюдения тре­ бований техники безопасности. Для иллюстра­ ции приведем несколько примеров:

— при наложении полотенца на трубопровод оборвался кронштейн крепления тормозной ленты; упавшей стрелой трубоукладчика трав­

38


мирован зацепщик; случай произошел из-за отсутствия своевременного периодического осмотра крана-трубоукладчика;

в другом случае в нарушение правил тех­ ники безопасности трубопровод опускали двумя трубоукладчиками вместо трех, предусмотрен­ ных проектом; один трубоукладчик вследствие перегрузки неожиданно накренился, машинист, растерявшись, резко опустил плеть трубо­ провода; находившийся поблизости рабочий был травмирован;

изолировщице было поручено выкопать приямок для ремонта изоляции под трубопро­ водом, не полностью уложенным на дно тран­ шеи; вследствие сдвига , трубопровода изоли­ ровщице была причинена травма.

Приведенные случаи являются характер­ ными при опускании трубопроводов. Особенно важно помнить, что нахождение людей под поднятым трубопроводом при опускании являет­ ся крайне опасным и не должно допускаться.

V . ОСОБЕННОСТИ П РО ВЕДЕН И Я И ЗО ЛЯЦ И ОННО ­ У К Л А Д О Ч Н Ы Х РАБОТ В ЗИ М Н ЕЕ ВРЕМ Я

Работы в зимнее время целесообразно выпол­ нять поточно-совмещенным способом, не до­ пуская разрывов между отдельными процес­ сами.

Участок трассы до начала работ очищают от снега бульдозером. Не следует допускать зна­ чительно^ опережения очистки от снега во избежание промерзания грунта. При этом за­ дел траншеи перед изоляционно-укладочной колонной должен составлять не более 150— 200 м. Для подготовки переходов через есте­ ственные и искусственные препятствия созда­

39


ются специальные бригады, которые ко времени подхода колонны к переходу выполняют все подготовительные работы по переходу (земля­ ные, сварочные, очистные, изоляционные и

ДР-)-

Переходы через реки целесообразно строить в зимнее время, в период наинизшего уровня воды, производя отдельные виды работ со льда.

Для подготовки трассы к работе в зимних условиях необходимо планировку откосов овра­ гов выполнять до наступления устойчивых морозов,

К моменту окончания земляных работ по рытью траншей нитка трубопровода должна быть полностью подготовлена к опусканию и находиться за бровкой траншеи. Вслед за опу­ сканием'трубопровод засыпают талым или раз­ мельченным грунтом.

При выполнении изоляционных работ в зим­ них условиях необходимо предусмотреть сле­ дующие дополнительные мероприятия:

— перед пуском изоляционной машины про­ греть битумопроводы и битумонасосы до сво­ бодного их вращения, а обечайку обжечь для удаления оставшегося битума, соблюдая при этом требования пожарной безопасности;

перед заправкой ванны изоляционной ма­ шины битумной мастикой ее нужно освободить от воды, льда и снега;

перед началом работ прогреть двигатель на холостом ходу в течение 10—15 мин и после этого залить мастику в битумную ванну;

чтобы избежать выполнения изоляцион­ ных работ ручным способом на переходах че­ рез железные и шоссейные дороги, следует изоляцию усиленного типа наносить на вре­

40

менных изоляционных базах, организуемых вблизи места работ.

Для предотвращения скольжения трубо­ укладчиков рекомендуется на башмаки гусе­ ниц наваривать стальные шипы (шипы изго­

товляются из углеродистыхмм

конструктивных

сталеймм),.

они представляют собой конус с диа­

метром

основания 30—45

и высотой 40—

60

 

 

V I. ОСОБЕННОСТИ РАБОТ В ГО РНЫ Х У СЛ О В И Я Х

Вгорных условиях недостаточная подго­ товка работ и недооценка местных условий при­ водят к поломке машин и несчастным случаям

срабочими. При работе раздельным или со­ вмещенным методом на продольных уклонах свыше 15° рекомендуется проводить следую­ щие мероприятия, обеспечивающие безопас­ ность работ.

При работе на подъем впереди колонны трубо­ укладчиков ставится бульдозер, который, дви­ гаясь задним ходом, помогает трубоукладчи­ кам на подъеме.

При работе под уклон позади колонны трубо­ укладчиков располагается подвижный якорь — бульдозер.

Вотдельных случаях для заякоривания ко­

лонны можно использовать неподвижные якоря с тракторной лебедкой.

Якоря как подвижные, так и неподвижные и соединительные канаты устраиваются и назна­ чаются по предварительному расчету, с учетом фактического уклона местности, состояния грунта и других факторов. В необходимых слу­ чаях в качестве подвижного якоря можно применить два бульдозера.