Файл: Крылов П.И. Техника безопасности при очистке, изоляции и опускании трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
и пламя перекинулось на ведро, рабочий в испуге остаток бензина вылил на себя, вспых нула одежда, и рабочий получил тяжелые ожоги лица и рук. В другом случае трубопро вод сушили, сжигая соляровое масло в жаровне, установленной под трубопроводом. У рабочего, занятого сушкой, загорелась загрязненная со ляровым маслом спецодежда, в результате чего он получил ожоги тела.
III. Н А Н ЕСЕН И Е |
Н А ТРУБОПРОВОД |
БИТУМ НОЙ |
И ЗО Л ЯЦ И И |
В соответствии с технологией вслед за праймированием поверхность трубопровода покры вается слоем битумной мастики или обмоткой из полихлорвиниловой или полиэтиленовой ленты. С точки зрения техники безопасности наиболее опасным является нанесение на тру бопровод горячей битумной мастики. Изоля ция полимерной лентой имеет большие преиму щества перед битумной изоляцией, так как при этом отпадает процесс приготовления, транс портирования и нанесения горячей мастики.
Горячая мастика наносится изоляционной машиной открытым способом, поэтому на ра бочем месте происходит разбрызгивание ма стики, мастикой загрязняется одежда и откры тые части тела изолировщиков, особенно при ветреной погоде. Применение полимерной изоляции устраняет эти неблагоприятные усло вия труда.
Существующие изоляционные машины отли чаются друг от друга в основном габаритами, зависящими от диаметра трубопровода, для которого они предназначаются. Так, для на несения изоляции (поливом и набрызгом) на
22
трубопровод диаметром 1020 мм применяется самоходная машина марки ИМЛ-7; для трубо проводов диаметром 720—820 мм применяются машины марок ИМЛ-8, ИМ-17.
Некоторыми преимуществами с точки зре ния техники безопасности отличается изоля ционная машина марки ИМ-17. Эта машина наносит изоляционное покрытие способом «по лива» и «набрызга».
Для улучшения эксплуатационных качеств машины марки ИМ-17 на ней установлен ме ханический хобот, применение которого обеспе чивает устойчивое положение машины во время движения по трубопроводу.
Для передвижения машины по трубопроводу при работе в горных условиях и сильно пере сеченной местности установлено приспособле ние для дополнительного тягового усилия.
Существенное преимущество состоит в том, что этой машиной можно наносить весьма усиленную изоляцию. При других марках изо ляционных машин весьма усиленную изоляцию выполняют вручную путем второго полива тру бопровода битумной мастикой и обертывания вторым слоем бризола.
До ввода в эксплуатацию изоляционная ма шина проходит обкатку. Для нормальной ра боты важное значение имеет правильная ре гулировка зазора между обечайкой машины
итрубопроводом.
Перед пуском изоляционной машины для
устранения возможных пробок застывшей ма стики следует прогреть битумные насосы и би тумопроводы.
Сначала двигатель прорабатывают на холос том ходу в течение 3—5 мин, заполняют ванну машины мастикой из автогудронатора и битум
23
ным насосом подают ее в обечайку, включив первую скорость движения изоляционной ма шины и третью скорость подачи битума. Во время регулировки и пуска изоляционной ма шины машинист так же, как и рабочий, под держивающий штангу, должен находиться с пра вой стороны по ходу машины.
В настоящее время взамен штанги, посред ством которой удерживается изоляционная машина в горизонтальном положении, рекомен дуется применять специальное устройство
Это устройство является более прогрессив ным и безопасным.
Для освобождения битумного насоса от ма стики всасывающий патрубок у левого битум ного насоса устанавливают в вертикальном положении, открывают спускные пробки в ниж ней части битумопровода, включают двигатель
илевый битумный насос.
Устанавливать и снимать изоляционную ма
шину с трубопровода, а также перемещать ее на небольшие расстояния следует трубо укладчиком.
Для предупреждения ожогов битумной ма стикой и других травм:
— машинисту необходимо следить за рабо той битумного насоса при заполнении ванны изоляционной машины мастикой, а помощнику машиниста за работой шланга, по Которому битумная мастика поступает из автогудрона тора в ванну машины; другие лица должны находиться на расстоянии не менее 10 м от машины;
1 Предложение А . Г. Уманского (Укргазнефтестрой), опубликованное в журнале «Строительство трубопро водов», № 6, стр. 23, 1962.
24
—лицу, проверяющему детектором качество изоляционного покрытия, запрещается нахо диться под трубопроводом;
—рабочие, занятые протиркой трубопровода от пыли перед изоляционной машиной, должны
быть не ближе 10 м от троллейной тележки, так как последняя, задерживаясь на сварных швах трубопровода, передвигается толчками и может травмировать впереди идущего рабо чего;
—во время перерывов в работе во избежание опрокидывания изоляционной машины рекомен дуется подкладывать под днище битумной ванны деревянные брусья;
—ремонтировать поврежденную изоляцию можно только при условии поддерживания тру бопровода всем комплектом трубоукладчиков,
необходимых для опускания готовой плети
втраншею;
—чтобы удержать изоляционную машину на склонах от скольжения по трубе, необходимо соединить ее жесткой тягой с троллейной тележ кой трубоукладчика. На подъемах можно со единить тросом.
При нанесении изоляции вручную:
—перед началом работы необходимо прове рить исправность'' черпаков, бачков и другого инвентаря, необходимого для работы;
—наливать битумную мастику в бачки из битумоплавильных котлов нужно только через сливные краны;
—во избежание расплескивания горячей би тумной мастики бачки следует заполнять на
3/4 их емкости,
— переносить горячую битумную мастику следует в особых металлических бачках, имею щих форму усеченного конуса, обращенного
25
широкой частью вниз с плотно закрывающимися крышками;
—не ставить бачки и лейки с горячей масти кой у бровки траншеи и на неровную поверх ность земли;
—для перехода через траншеи устраивать
мостики шириной не менее 1,25 м с перилами с двух сторон; в нужных местах для перехода через трубопровод устраивать надежные трапы (переходы с перилами);
— подавать горячую мастику в траншею следует в бачке на прочной веревке с крюком и карабином на нем.
Бачок с битумной мастикой нельзя прини мать непосредственно с крюка. Предварительно его необходимо установить на надежную под ставку на дно траншеи.
Для спуска в траншею нужно устраивать
специальные стремянким |
с перилами или, как |
исключение, вырывать |
спуски в земле шири |
ной не менее 1,5 с устройством падежно уло женных дощатых ступеней. Нельзя переносить горячий битум по приставным лестницам.
Следует помнить, что довольно часто случаи травматизма возникают от разрыва гибких шлангов или срыва их в местах крепления вследствие образования в шланге пробок при неполном сливе мастики по окончании ра бот.
Чтобы избежать образования таких пробок, необходимо тщательно следить за чисткой шлангов, проверять их перед перекачкой ма стики, при обнаружении пробок устранять их путем прогревания паяльной лампой.
Вместо крафт-бумаги для обертывания трубо проводов поверх изоляционного покрытия можно применять стеклорогожку. Волокпа
26
стеклорогожки обладают жесткостью, легко ломаются и могут вызвать травмирование рук. Поэтому, применяя стеклорогожку, необхо
димо |
пользоваться |
брезентовыми рукавицами |
с завязками для |
защиты открытых частей |
|
рук. |
безопасного применения стеклорогожки |
|
Для |
необходимо отрегулировать шпули изоляцион ных машин (шпули должны иметь большой диапазон регулировки угла между осями шпули и изолируемой трубой); наматывать рулоны стеклорогожки рекомендуется плотно, не допу
ская |
при этом их слипания (склеивания). |
Для |
характеристики случаев травматизма |
на изоляционных работах приводим краткое описание характерных несчастных случаев.
1.Нестандартный бачок (без крышки) с горя чей мастикой был поставлен на неровном месте. Бачок опрокинулся, мастика вылилась и обо жгла ноги изолировщицы. На ногах изолиров щицы были легкие тапочки. Причина травми рования — применение не соответствующей пра вилам безопасности тары и отсутствие поло женной обуви.
2.Во время разлива горячей мастики в ба чок черпаком изолировщица обожгла руки;
причина — работа без брезентовых рукавиц и неисправность сливного крана.
•3. При ремонте изоляции в траншее изоли ровщик обжег запястья руки, так как рабо тал в рукавицах без краг и без нарукавни ков.
4. При перекачивании битумной мастики из автогудронатора в ванну изоляционной машины разорвался шланг. Стоящий вблизи рабочий получил ожоги тела. Причина — не была устранена образовавшаяся в шланге пробка,
27
и рабочий находился в опасной зоне при пере качке горячей мастики.
5. При ремонте поврежденной изоляции тру бопровод поддерживался над траншеей двумя трубоукладчиками. У одного из трубоуклад чиков отказало тормозное устройство. Трубо провод упал на дно траншеи, травмировав ноги изолировщика. Причина — отказ тормозного
устройства и нахождение под поднятым трубо проводом.
6. При нанесении изоляции вручную изоли ровщик, стоя на трубопроводе, разливал из бачка горячую мастику. В это время одна руч ка бачка оторвалась, и горячая мастика выли лась, при этом изолировщик обжег руки и ноги. Причина — пользование неисправной тарой.
7. Рабочий, сметающий пыль с трубопровода, находился в непосредственной близости к рабо тающей изоляционной машине. При прохожде нии через сварной стык троллейная тележка вначале задержалась на стыке, а затем пере двинулась рывком. Ударом тележки была трав мирована рука рабочего. Причина — работа в не посредственной близости к троллейной тележке.
Следует обратить особое внимание на частые случаи травматизма при переноске горячей
мастики в нестандартной таре и по захламлен ным проходам.
Такие нарушения правил техники безопас ности встречаются на многих строительных объектах. Бачки установленной формы с плот ными крышками не применяют, мастику пере носят в открытых ведрах, пути, по которым переносят мастику, в порядок не приводят. Если бы выполнялись элементарные требования
техники безопасности, то значительно снизи лись случаи травматизма.
28
IV. ОПУСКАНИЕ ТРУБОПРОВОДА В ТРАНШЕЮ
Опускать трубопровод в траншею можно двумя способами.
Первый способ — поточно-совмещенный, со стоит он в том, что процесс очистки, изоляции и опускания происходит одновременно (рис. 4), за один подъем трубопровода трубоукладчи ками. При этом способе требуется слаженность в работе всех звеньев изоляционно-укладочной колонны, надежность очистных и изоляционных машин и кранов-трубоукладчиков, так как оста новка одной машины влечет за собой остановку всей колонны.
При поточно-совмещенном способе необхо димо соблюдать равномерную нагрузку на тру боукладчики. При минимальном вылете стрелы это достигается правильной расстановкой трубо укладчиков в соответствии с расчетной схе мой.
Второй — раздельный способ, состоит в том, что трубопровод после очистки, праймирования и изоляции укладывают на лежки вдоль траншеи, а опускают в последующий период времени.
С точки зрения техники безопасности по точно-совмещенный способ имеет значительные преимущества. При этом способе общее потреб ное для работы время в машино-часах на 1 км укладываемого трубопровода сокращается, от падает опасная операция по повторному подъ ему трубоукладчиками нитки трубопровода и, что особенно важно, исключается порча изоляционного покрытия из-за опускания тру бопровода на лежки и оплывания изоляции под действием высокой температуры наружного воздуха.