Файл: Крылов П.И. Техника безопасности при очистке, изоляции и опускании трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и пламя перекинулось на ведро, рабочий в испуге остаток бензина вылил на себя, вспых­ нула одежда, и рабочий получил тяжелые ожоги лица и рук. В другом случае трубопро­ вод сушили, сжигая соляровое масло в жаровне, установленной под трубопроводом. У рабочего, занятого сушкой, загорелась загрязненная со­ ляровым маслом спецодежда, в результате чего он получил ожоги тела.

III. Н А Н ЕСЕН И Е

Н А ТРУБОПРОВОД

БИТУМ НОЙ

И ЗО Л ЯЦ И И

В соответствии с технологией вслед за праймированием поверхность трубопровода покры­ вается слоем битумной мастики или обмоткой из полихлорвиниловой или полиэтиленовой ленты. С точки зрения техники безопасности наиболее опасным является нанесение на тру­ бопровод горячей битумной мастики. Изоля­ ция полимерной лентой имеет большие преиму­ щества перед битумной изоляцией, так как при этом отпадает процесс приготовления, транс­ портирования и нанесения горячей мастики.

Горячая мастика наносится изоляционной машиной открытым способом, поэтому на ра­ бочем месте происходит разбрызгивание ма­ стики, мастикой загрязняется одежда и откры­ тые части тела изолировщиков, особенно при ветреной погоде. Применение полимерной изоляции устраняет эти неблагоприятные усло­ вия труда.

Существующие изоляционные машины отли­ чаются друг от друга в основном габаритами, зависящими от диаметра трубопровода, для которого они предназначаются. Так, для на­ несения изоляции (поливом и набрызгом) на

22

трубопровод диаметром 1020 мм применяется самоходная машина марки ИМЛ-7; для трубо­ проводов диаметром 720—820 мм применяются машины марок ИМЛ-8, ИМ-17.

Некоторыми преимуществами с точки зре­ ния техники безопасности отличается изоля­ ционная машина марки ИМ-17. Эта машина наносит изоляционное покрытие способом «по­ лива» и «набрызга».

Для улучшения эксплуатационных качеств машины марки ИМ-17 на ней установлен ме­ ханический хобот, применение которого обеспе­ чивает устойчивое положение машины во время движения по трубопроводу.

Для передвижения машины по трубопроводу при работе в горных условиях и сильно пере­ сеченной местности установлено приспособле­ ние для дополнительного тягового усилия.

Существенное преимущество состоит в том, что этой машиной можно наносить весьма усиленную изоляцию. При других марках изо­ ляционных машин весьма усиленную изоляцию выполняют вручную путем второго полива тру­ бопровода битумной мастикой и обертывания вторым слоем бризола.

До ввода в эксплуатацию изоляционная ма­ шина проходит обкатку. Для нормальной ра­ боты важное значение имеет правильная ре­ гулировка зазора между обечайкой машины

итрубопроводом.

Перед пуском изоляционной машины для

устранения возможных пробок застывшей ма­ стики следует прогреть битумные насосы и би­ тумопроводы.

Сначала двигатель прорабатывают на холос­ том ходу в течение 3—5 мин, заполняют ванну машины мастикой из автогудронатора и битум­

23


ным насосом подают ее в обечайку, включив первую скорость движения изоляционной ма­ шины и третью скорость подачи битума. Во время регулировки и пуска изоляционной ма­ шины машинист так же, как и рабочий, под­ держивающий штангу, должен находиться с пра­ вой стороны по ходу машины.

В настоящее время взамен штанги, посред­ ством которой удерживается изоляционная машина в горизонтальном положении, рекомен­ дуется применять специальное устройство

Это устройство является более прогрессив­ ным и безопасным.

Для освобождения битумного насоса от ма­ стики всасывающий патрубок у левого битум­ ного насоса устанавливают в вертикальном положении, открывают спускные пробки в ниж­ ней части битумопровода, включают двигатель

илевый битумный насос.

Устанавливать и снимать изоляционную ма­

шину с трубопровода, а также перемещать ее на небольшие расстояния следует трубо­ укладчиком.

Для предупреждения ожогов битумной ма­ стикой и других травм:

— машинисту необходимо следить за рабо­ той битумного насоса при заполнении ванны изоляционной машины мастикой, а помощнику машиниста за работой шланга, по Которому битумная мастика поступает из автогудрона­ тора в ванну машины; другие лица должны находиться на расстоянии не менее 10 м от машины;

1 Предложение А . Г. Уманского (Укргазнефтестрой), опубликованное в журнале «Строительство трубопро­ водов», № 6, стр. 23, 1962.

24

лицу, проверяющему детектором качество изоляционного покрытия, запрещается нахо­ диться под трубопроводом;

рабочие, занятые протиркой трубопровода от пыли перед изоляционной машиной, должны

быть не ближе 10 м от троллейной тележки, так как последняя, задерживаясь на сварных швах трубопровода, передвигается толчками и может травмировать впереди идущего рабо­ чего;

во время перерывов в работе во избежание опрокидывания изоляционной машины рекомен­ дуется подкладывать под днище битумной ванны деревянные брусья;

ремонтировать поврежденную изоляцию можно только при условии поддерживания тру­ бопровода всем комплектом трубоукладчиков,

необходимых для опускания готовой плети

втраншею;

чтобы удержать изоляционную машину на склонах от скольжения по трубе, необходимо соединить ее жесткой тягой с троллейной тележ­ кой трубоукладчика. На подъемах можно со­ единить тросом.

При нанесении изоляции вручную:

перед началом работы необходимо прове­ рить исправность'' черпаков, бачков и другого инвентаря, необходимого для работы;

наливать битумную мастику в бачки из битумоплавильных котлов нужно только через сливные краны;

во избежание расплескивания горячей би­ тумной мастики бачки следует заполнять на

3/4 их емкости,

— переносить горячую битумную мастику следует в особых металлических бачках, имею­ щих форму усеченного конуса, обращенного

25


широкой частью вниз с плотно закрывающимися крышками;

не ставить бачки и лейки с горячей масти­ кой у бровки траншеи и на неровную поверх­ ность земли;

для перехода через траншеи устраивать

мостики шириной не менее 1,25 м с перилами с двух сторон; в нужных местах для перехода через трубопровод устраивать надежные трапы (переходы с перилами);

— подавать горячую мастику в траншею следует в бачке на прочной веревке с крюком и карабином на нем.

Бачок с битумной мастикой нельзя прини­ мать непосредственно с крюка. Предварительно его необходимо установить на надежную под­ ставку на дно траншеи.

Для спуска в траншею нужно устраивать

специальные стремянким

с перилами или, как

исключение, вырывать

спуски в земле шири­

ной не менее 1,5 с устройством падежно уло­ женных дощатых ступеней. Нельзя переносить горячий битум по приставным лестницам.

Следует помнить, что довольно часто случаи травматизма возникают от разрыва гибких шлангов или срыва их в местах крепления вследствие образования в шланге пробок при неполном сливе мастики по окончании ра­ бот.

Чтобы избежать образования таких пробок, необходимо тщательно следить за чисткой шлангов, проверять их перед перекачкой ма­ стики, при обнаружении пробок устранять их путем прогревания паяльной лампой.

Вместо крафт-бумаги для обертывания трубо­ проводов поверх изоляционного покрытия можно применять стеклорогожку. Волокпа

26

стеклорогожки обладают жесткостью, легко ломаются и могут вызвать травмирование рук. Поэтому, применяя стеклорогожку, необхо­

димо

пользоваться

брезентовыми рукавицами

с завязками для

защиты открытых частей

рук.

безопасного применения стеклорогожки

Для

необходимо отрегулировать шпули изоляцион­ ных машин (шпули должны иметь большой диапазон регулировки угла между осями шпули и изолируемой трубой); наматывать рулоны стеклорогожки рекомендуется плотно, не допу­

ская

при этом их слипания (склеивания).

Для

характеристики случаев травматизма

на изоляционных работах приводим краткое описание характерных несчастных случаев.

1.Нестандартный бачок (без крышки) с горя­ чей мастикой был поставлен на неровном месте. Бачок опрокинулся, мастика вылилась и обо­ жгла ноги изолировщицы. На ногах изолиров­ щицы были легкие тапочки. Причина травми­ рования — применение не соответствующей пра­ вилам безопасности тары и отсутствие поло­ женной обуви.

2.Во время разлива горячей мастики в ба­ чок черпаком изолировщица обожгла руки;

причина — работа без брезентовых рукавиц и неисправность сливного крана.

•3. При ремонте изоляции в траншее изоли­ ровщик обжег запястья руки, так как рабо­ тал в рукавицах без краг и без нарукавни­ ков.

4. При перекачивании битумной мастики из автогудронатора в ванну изоляционной машины разорвался шланг. Стоящий вблизи рабочий получил ожоги тела. Причина — не была устранена образовавшаяся в шланге пробка,

27


и рабочий находился в опасной зоне при пере­ качке горячей мастики.

5. При ремонте поврежденной изоляции тру­ бопровод поддерживался над траншеей двумя трубоукладчиками. У одного из трубоуклад­ чиков отказало тормозное устройство. Трубо­ провод упал на дно траншеи, травмировав ноги изолировщика. Причина — отказ тормозного

устройства и нахождение под поднятым трубо­ проводом.

6. При нанесении изоляции вручную изоли­ ровщик, стоя на трубопроводе, разливал из бачка горячую мастику. В это время одна руч­ ка бачка оторвалась, и горячая мастика выли­ лась, при этом изолировщик обжег руки и ноги. Причина — пользование неисправной тарой.

7. Рабочий, сметающий пыль с трубопровода, находился в непосредственной близости к рабо­ тающей изоляционной машине. При прохожде­ нии через сварной стык троллейная тележка вначале задержалась на стыке, а затем пере­ двинулась рывком. Ударом тележки была трав­ мирована рука рабочего. Причина — работа в не­ посредственной близости к троллейной тележке.

Следует обратить особое внимание на частые случаи травматизма при переноске горячей

мастики в нестандартной таре и по захламлен­ ным проходам.

Такие нарушения правил техники безопас­ ности встречаются на многих строительных объектах. Бачки установленной формы с плот­ ными крышками не применяют, мастику пере­ носят в открытых ведрах, пути, по которым переносят мастику, в порядок не приводят. Если бы выполнялись элементарные требования

техники безопасности, то значительно снизи­ лись случаи травматизма.

28

IV. ОПУСКАНИЕ ТРУБОПРОВОДА В ТРАНШЕЮ

Опускать трубопровод в траншею можно двумя способами.

Первый способ — поточно-совмещенный, со­ стоит он в том, что процесс очистки, изоляции и опускания происходит одновременно (рис. 4), за один подъем трубопровода трубоукладчи­ ками. При этом способе требуется слаженность в работе всех звеньев изоляционно-укладочной колонны, надежность очистных и изоляционных машин и кранов-трубоукладчиков, так как оста­ новка одной машины влечет за собой остановку всей колонны.

При поточно-совмещенном способе необхо­ димо соблюдать равномерную нагрузку на тру­ боукладчики. При минимальном вылете стрелы это достигается правильной расстановкой трубо­ укладчиков в соответствии с расчетной схе­ мой.

Второй — раздельный способ, состоит в том, что трубопровод после очистки, праймирования и изоляции укладывают на лежки вдоль траншеи, а опускают в последующий период времени.

С точки зрения техники безопасности по­ точно-совмещенный способ имеет значительные преимущества. При этом способе общее потреб­ ное для работы время в машино-часах на 1 км укладываемого трубопровода сокращается, от­ падает опасная операция по повторному подъ­ ему трубоукладчиками нитки трубопровода и, что особенно важно, исключается порча изоляционного покрытия из-за опускания тру­ бопровода на лежки и оплывания изоляции под действием высокой температуры наружного воздуха.