Файл: Крамской Ю.В. Что нам дала правильная смазка тракторных дизелей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Харьковское областное правление
У Ю. |
В. |
К р а м с к о й, главный инженер |
Н. |
Д. |
колхоза „Шлях Л еш на■ |
Д ь я к о н о в , главный инженер |
||
|
|
совхоза „Коммунар" |
о ЧТО НАМ ДАЛА ПРАВИЛЬНАЯ СМАЗКА ТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
X а р ь к » в--1 9 6 2
4 l . t
3 9 Z O J J L
Материал, изложенный в брошюре, рассмот рен и одобрен:
Ученым советом Харьковской опытной стан ции механизации сельского хозяйства;
Техническим советом Харьковского област ного объединения «Сельхозтехника»;
семинаром-совещанием инженеров районных отделений «Сельхозтехника» и опорно-показатель ных хозяйств.
ш
Пригорание поршневых колеи,, закли нивание поршней, прихватывание вкла дышей к шейке коленчатого вала и дру гие неполадки часто являются причиной внеочередной разборки двигателя трак тора.
Характерно, что подобные неполадки в двигателях чаще всего бывают в пору наиболее напряженных полевых работ — весеннего сева, силосования, подъема зяби и др. Из-за этого машинный парк хозяйства эксплуатируется не полностью, затягиваются сроки полевых работ. Бри гадиру, а зачастую и инженеру прихо дится отрываться от своих дел для лик видации аварии. Иногда возникает не обходимость в замене детали, которой может не оказаться в хозяйстве, а это -еще больше увеличивает простои машин.
Каждому трактористу понятно, что всякая неполадка ухудшает техническое состояние двигателя, увеличивает износ, а следовательно, усложняет и удорожает ремонт, увеличивает расход запасных ча-
' |
3 |
стей. Кроме того, при простоях трактора снижается заработок тракториста.
Неполадки, связанные с пригоранием поршневых колец и прихватыванием вкладышей к шейке коленчатого вала, наблюдаются во всех хозяйствах, причем часто они считались неизбежными, ибо до сих пор были неизвестны причины, их вызывающие.
Как и другие механизаторы, мы долго были бессильны в борьбе с неполадкам» в работе тракторных дизелей. Разобрать ся в вопросах, связанных с эксплуата цией тракторных дизелей, нам помогла лаборатория топлива и смазки Харьков ской опытной станции механизации сель ского хозяйства УНИИМЭСХ (К. А. Пав лов)'.
В данной брошюре мы хотим поде-, литься опытом работы, рассказать, как нам удалось ликвидировать недостатки в эксплуатации тракторных дизелей — резко сократить простои, уменьшить износы их деталей и избежать перерасхода дизельного масла.
Раньше мы производили техническое обслуживание тракторных дизелей в строгом соответствии с заводскими реко мендациями, все выполняли по инструк ции, однако весьма часто не могли пред отвратить неполадки в двигателях.
4
Дело в том, что существующими пра вилами технического обслуживания трак торов предусмотрена замена масла через ■определенные периоды времени или пос ле расхода определенного количества топлива независимо от качества рабо тающего масла.
Однако из практики известно, что в ряде случаев масло становится непри годным задолго до наступления уста новленного срока его замены. В то же время мы часто сливаем из двигателя масло, посвоим качествам не уступаю щее свежему, только потому, что подо шел срок замены его.
В обоих случаях поступаем неправиль но: в первом случае продолжаем рабо тать на испортившемся масле и этим со здаем угрозу неполадок в двигателе, а следовательно, повышаем износ, во вто ром — выбрасываем хорошее масло, ко торое могло бы еще долго работать.
В чем же заключается новый режим смазки тракторных дизелей, разработан ный Харьковской опытной станцией УНИИМЭСХ? На чем он основывается?
Согласно предложениям станции заме на картерного масла производится не че рез определенные сроки, в каких еди ницах измерения они ни выражались (в мото-часах, гектарах условной пахоты
5
или в количестве израсходованного топ лива), а только тогда, когда оно стало непригодным для дальнейшего использо вания в двигателе.
Что же происходит с работающим в- двигателе маслом?
В процессе работы масло изменяет свои первоначальные свойства или, как говорят, стареет. При работе двигателя масло загрязняется пылью, попадающей через воздуховсасывающую систему, ча стицами нагара и продуктами неполного сгорания топлива, прорывающимися в картер из камер сгорания, а также про дуктами окисления масла и вырабаты ваемое™ присадки. Когда масло поста рело до такой степени, что дальнейшее применение его может нарушить нор мальную работу двигателя, его следует заменить.
Быстрота старения масла протекает не одинаково, потому что зависит от целого ряда причин и в первую очередь — от режима работы двигателя. Всякое откло нение от нормального режима — недо грузка или перегрузка двигателя — рез ко ускоряет старение масла. Правда, на скорость старения масла в эксплуата ционных условиях оказывает влияние качество самого масла, качество приме няемого топлива, тип двигателя и техни-
6
ческое состояние его. Но эти факторы не всегда зависят от тракториста. А вот правильная эксплуатация, загрузка дви
гателя в |
большинстве |
случаев зависят |
от него. |
|
|
Однако на практике не всегда можно |
||
создать |
благоприятные |
условия для |
работы двигателя; часто приходится ра ботать в заведомо ненормальных для ди зеля условиях — при недогрузке или перегрузке. В этих случаях надо особен но внимательно следить за качеством масла и своевременно' его заменять.
Когда же надо заменять масло? Каждому трактористу приходилось
наблюдать, что в роторе центрифуги на копление отложений происходит не все гда одинаково. Иногда обнаруживается незначительное количество отложений, а иногда их бывает очень много, несмотря на то, что вскрытие и очистка произво дится через одинаковые промежутки вре мени. Оказывается, скорость накопления отложений в роторе центрифуги зависит от скорости старения масла — чем больше загрязненность масла, тем быст рее растет слой отложений. Зная, какое количество отложений образовалось в ' роторе за определенное время, можно установить, когда загрязненность масла становится опасной, вовремя его заме
7
нить и этим самым избежать вынужден ной разборки двигателя и простоя трак тора.
Наблюдения на большом количестве тракторов подтвердили это положение. Обычно за 60 часов работы двигателя в нормальных условиях эксплуатации в роторе центрифуги накопляется слой от ложений толщиной 4—8 мм. При ненор мальных условиях эксплуатации — зна чительной недогрузке, работе двигателя на холостых оборотах, большой,перегруз ке, работе в холодную погоду без пре дохранительных мер (пользование штор кой радиатора), при наличии воды в масле и т. д. — в роторе центрифуги за 60 часов накапливается слой отложений более 10—15 мм. Это показывает, что масло пришло в негодность, а следова тельно, его необходимо срочно заменить независимо от того, сколько времени масло проработало в двигателе — 60 часов или более 2000 часов.
Применяя изложенное на практике, мы производили замену масла в двигателях тракторов МТЗ-2, МТЗ-5Л, МТЗ-5ЛС только в тех случаях, когда за 60 часов работы двигателя (или после расхода топлива тракторами МТЗ-2 — 360 кг, а
тракторами МТЗ-5Л |
и МТЗ-5ЛС |
— |
480 кг) наибольшая |
толщина слоя |
от- |
S • |
|
|
ложений в роторе центрифуги достигала или превышала 10 мад. В двигателях тракторов ДТ-54 масло заменяли, если через 60 часов, или после расхода 600 кг топлива, наибольшая толщина слоя от ложений достигала 12 мм, а в двигате лях тракторов Т-75 — через 60 часов, или после расхода также 600 кг топлива, при толщине слоя отложений 15 мм.
Замер толщины слоя отложений мы производим простым щупом, изготовлен ным из упругой проволоки (рис. 1).
На отогнутой части щупа сделаны на сечки на расстоянии от носка 10, 12 и 15 мм. Каждая из насечек предназна чена для определенной марки двигателя. При замере толщины слоя щуп вонзаем в отложения, в место наибольшего утол щения, до упора в стенку ротора, как это показано на схеме (рис. 2). Если толщина слоя отложений за 60 часов ра
9
боты двигателя достигает критической, то есть соответствующая метка на щупе доходит до отложений или погружается в них, масло заменяем.
Рис. 2.
Двигатели тракторов «Беларусь» про веряем по первой от носка щупа насеч ке (10 мм), двигатели тракторов ДТ-54— по второй, а Т-75 — по третьей.
Очистку ротора центрифуги произво дим через каждые 60 часов работы дви гателя (или соответствующего расхода топлива), одновременно с промывкой фильтра грубой очистки масла. При этом мы не промываем ротор центрифуги вну три, а только вычищаем, так как на стен-
10
ки вымытого ротора отложения длитель ное время не прилипают. При этом перед, установкой ротора проверяем чистоту сопел и обмываем его снаружи дизель ным топливом.
Научившисьопределять сравнитель ную загрязненность дизельного масла н зная, что на старение масла решающее влияние оказывает режим работы двига теля, мы поняли, что можно влиять на процесс старения масла, изменяя загруз ку трактора.
С этой целью тракторы, исполнявшиелегкие работы (трамбование силоса, раз грузка автомашин сетками, легкие транс портные работы и др.), и тракторы, ра ботавшие с нормальной нагрузкой, черев три-четыре смены меняем местами, то есть с легких работ переводим на работы
снормальной нагрузкой и наоборот. > Переводить трактор на режим с нор
мальной нагрузкой мы советуем и в tont случае, если при выполнении легких ра бот произошло прихватывание колец (в начальной стадии, когда еще нет значи тельного дымления и только немного по высился расход масла). Если смену ре жима произвести своевременно, то при горевшие кольца вновь обретут подвиж ность благодаря выгоранию отложений в зоне колец.
11
Мы считаем, что если в роторе центри фуги з а .60 часов работы двигателя от ложений накопилось больше, чем обыч но при нормальной эксплуатации, значит двигатель эксплуатируется неправиль но — работает в ненормальном режиме, плохое сгорание топлива, применяется низкокачественное масло или топливо, изношена поршневая группа и т. д. Во всех случаях своевременная замена мас ла предотвратит возникновение непо ладок.
О результатах применения рекомен даций опытной станции УНИИМЭСХ убедительно говорят следующие факты из нашего опыта.
В1961 году 28 тракторов совхоза «Коммунар», оборудованные центрифу гами, работали на новых (описанных) режимах смазки. За весь сезон сельско хозяйственных работ на этих тракторах никаких неполадок с двигателями не произошло. Сезон сельскохозяйственных работ был закончен при хорошем техни ческом состоянии двигателей. При этом экономия дизельного масла составила
-около 20%,
Вколхозе «Шлях Лбнша» Харьков ского района все тракторы, оборудован
ные центрифугами, на протяжении двух лет (1960—1961 гг.) работали на новых
12
режимах смазки. При этом никаких не поладок с двигателями не наблюдалось. Износы двигателей снизились, и эконо мия масла составила более 25%.
Приведем примеры результатов экс плуатации отдельных тракторов в кол хозе «Шлях Ленша» Харьковского ра йона.
Старший тракторист Н. Краснокутский,. тракторист А . Беловицкий, работавшие на тракторе ДТ-54 № 2, за весь сезон 1960 года масло в картере ни разу не заменяли; то же самое было в 1961 году.
В 1960 |
году двигатель |
израсходовал |
24 688 кг |
топлива и 464 |
кг масла, вы |
работка составила 2545 га условной па
хоты, |
а в 1961 |
году |
при расходовании |
20 746 |
кг топлива и 285 кг масла выра |
||
ботка |
составила |
1884 |
га пахоты. |
На тракторе ДТ-54 № 3 старший трак торист В. Стариченко, тракторист И. Ба бенко также не заменяли масла в 1960 и в 1961 гг. Они израсходовали в 1960 году 20 760 кг топлива и 439,5 кг масла при выработке 2211 га условной пахоты, а в 1961 году — 23 785 кг топлива и 295,5 кг масла, выработав 2035 га услов ной пахоты. После сезона работ двига тель трактора показал на стейде'52 л. с.
Старший тракторист А. Андрющенко иа тракторе МТЗ-2 № 5 весь сезон
13
1960 года также не заменял масло. То же было и в 1961 году. Больше того, после ремонта в ноябре месяце 1961 года в двигатель этого трактора было залито то же самое масло, на котором трактор работал в 1961 году. В 1962 году двига тель эксплуатируется на этом же масле. Кстати, мы очень жалели, что разобрали двигатель на ремонте — замеры пока зали, что состояние его отличное.
У двигателей всех тракторов, которые выполняли новые, изложенные здесь пра вила эксплуатации, при разборке на ре монте не было обнаружено залегших ко лец, и они мало износились.
Можно привести и такие примеры из нашей практики, которые показывают, как опасно слепое исполнение заводских инструкций по вопросу о замене масла.
Например, трактор ДТ-54, находив шийся в хорошем техническом состоянии, был направлен на буксирование авто машин в период осеннего бездорожья. Эта работа, как известно, связана с ожи данием машин, при ’ работающем на хо лостых оборотах двигателе. Вскрытие ротора центрифуги через 60 часов такой работы (до этого было заменено.масло и очищен ротор центрифуги) показало,
что |
толщина слоя отложений |
достигла |
20 |
мм. Ротор /центрифуги был |
очищен, |
14