Файл: Крамской Ю.В. Что нам дала правильная смазка тракторных дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Харьковское областное правление

У Ю.

В.

К р а м с к о й, главный инженер

Н.

Д.

колхоза „Шлях Л еш на■

Д ь я к о н о в , главный инженер

 

 

совхоза „Коммунар"

о ЧТО НАМ ДАЛА ПРАВИЛЬНАЯ СМАЗКА ТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ

X а р ь к » в--1 9 6 2

4 l . t

3 9 Z O J J L

Материал, изложенный в брошюре, рассмот­ рен и одобрен:

Ученым советом Харьковской опытной стан­ ции механизации сельского хозяйства;

Техническим советом Харьковского област­ ного объединения «Сельхозтехника»;

семинаром-совещанием инженеров районных отделений «Сельхозтехника» и опорно-показатель­ ных хозяйств.

ш

Пригорание поршневых колеи,, закли­ нивание поршней, прихватывание вкла­ дышей к шейке коленчатого вала и дру­ гие неполадки часто являются причиной внеочередной разборки двигателя трак­ тора.

Характерно, что подобные неполадки в двигателях чаще всего бывают в пору наиболее напряженных полевых работ — весеннего сева, силосования, подъема зяби и др. Из-за этого машинный парк хозяйства эксплуатируется не полностью, затягиваются сроки полевых работ. Бри­ гадиру, а зачастую и инженеру прихо­ дится отрываться от своих дел для лик­ видации аварии. Иногда возникает не­ обходимость в замене детали, которой может не оказаться в хозяйстве, а это -еще больше увеличивает простои машин.

Каждому трактористу понятно, что всякая неполадка ухудшает техническое состояние двигателя, увеличивает износ, а следовательно, усложняет и удорожает ремонт, увеличивает расход запасных ча-

'

3

стей. Кроме того, при простоях трактора снижается заработок тракториста.

Неполадки, связанные с пригоранием поршневых колец и прихватыванием вкладышей к шейке коленчатого вала, наблюдаются во всех хозяйствах, причем часто они считались неизбежными, ибо до сих пор были неизвестны причины, их вызывающие.

Как и другие механизаторы, мы долго были бессильны в борьбе с неполадкам» в работе тракторных дизелей. Разобрать­ ся в вопросах, связанных с эксплуата­ цией тракторных дизелей, нам помогла лаборатория топлива и смазки Харьков­ ской опытной станции механизации сель­ ского хозяйства УНИИМЭСХ (К. А. Пав­ лов)'.

В данной брошюре мы хотим поде-, литься опытом работы, рассказать, как нам удалось ликвидировать недостатки в эксплуатации тракторных дизелей — резко сократить простои, уменьшить износы их деталей и избежать перерасхода дизельного масла.

Раньше мы производили техническое обслуживание тракторных дизелей в строгом соответствии с заводскими реко­ мендациями, все выполняли по инструк­ ции, однако весьма часто не могли пред­ отвратить неполадки в двигателях.

4


Дело в том, что существующими пра­ вилами технического обслуживания трак­ торов предусмотрена замена масла через ■определенные периоды времени или пос­ ле расхода определенного количества топлива независимо от качества рабо­ тающего масла.

Однако из практики известно, что в ряде случаев масло становится непри­ годным задолго до наступления уста­ новленного срока его замены. В то же время мы часто сливаем из двигателя масло, посвоим качествам не уступаю­ щее свежему, только потому, что подо­ шел срок замены его.

В обоих случаях поступаем неправиль­ но: в первом случае продолжаем рабо­ тать на испортившемся масле и этим со­ здаем угрозу неполадок в двигателе, а следовательно, повышаем износ, во вто­ ром — выбрасываем хорошее масло, ко­ торое могло бы еще долго работать.

В чем же заключается новый режим смазки тракторных дизелей, разработан­ ный Харьковской опытной станцией УНИИМЭСХ? На чем он основывается?

Согласно предложениям станции заме­ на картерного масла производится не че­ рез определенные сроки, в каких еди­ ницах измерения они ни выражались (в мото-часах, гектарах условной пахоты

5

или в количестве израсходованного топ­ лива), а только тогда, когда оно стало непригодным для дальнейшего использо­ вания в двигателе.

Что же происходит с работающим в- двигателе маслом?

В процессе работы масло изменяет свои первоначальные свойства или, как говорят, стареет. При работе двигателя масло загрязняется пылью, попадающей через воздуховсасывающую систему, ча­ стицами нагара и продуктами неполного сгорания топлива, прорывающимися в картер из камер сгорания, а также про­ дуктами окисления масла и вырабаты­ ваемое™ присадки. Когда масло поста­ рело до такой степени, что дальнейшее применение его может нарушить нор­ мальную работу двигателя, его следует заменить.

Быстрота старения масла протекает не одинаково, потому что зависит от целого ряда причин и в первую очередь — от режима работы двигателя. Всякое откло­ нение от нормального режима — недо­ грузка или перегрузка двигателя — рез­ ко ускоряет старение масла. Правда, на скорость старения масла в эксплуата­ ционных условиях оказывает влияние качество самого масла, качество приме­ няемого топлива, тип двигателя и техни-

6

ческое состояние его. Но эти факторы не всегда зависят от тракториста. А вот правильная эксплуатация, загрузка дви­

гателя в

большинстве

случаев зависят

от него.

 

 

Однако на практике не всегда можно

создать

благоприятные

условия для

работы двигателя; часто приходится ра­ ботать в заведомо ненормальных для ди­ зеля условиях — при недогрузке или перегрузке. В этих случаях надо особен­ но внимательно следить за качеством масла и своевременно' его заменять.

Когда же надо заменять масло? Каждому трактористу приходилось

наблюдать, что в роторе центрифуги на­ копление отложений происходит не все­ гда одинаково. Иногда обнаруживается незначительное количество отложений, а иногда их бывает очень много, несмотря на то, что вскрытие и очистка произво­ дится через одинаковые промежутки вре­ мени. Оказывается, скорость накопления отложений в роторе центрифуги зависит от скорости старения масла — чем больше загрязненность масла, тем быст­ рее растет слой отложений. Зная, какое количество отложений образовалось в ' роторе за определенное время, можно установить, когда загрязненность масла становится опасной, вовремя его заме­

7


нить и этим самым избежать вынужден­ ной разборки двигателя и простоя трак­ тора.

Наблюдения на большом количестве тракторов подтвердили это положение. Обычно за 60 часов работы двигателя в нормальных условиях эксплуатации в роторе центрифуги накопляется слой от­ ложений толщиной 4—8 мм. При ненор­ мальных условиях эксплуатации — зна­ чительной недогрузке, работе двигателя на холостых оборотах, большой,перегруз­ ке, работе в холодную погоду без пре­ дохранительных мер (пользование штор­ кой радиатора), при наличии воды в масле и т. д. — в роторе центрифуги за 60 часов накапливается слой отложений более 10—15 мм. Это показывает, что масло пришло в негодность, а следова­ тельно, его необходимо срочно заменить независимо от того, сколько времени масло проработало в двигателе — 60 часов или более 2000 часов.

Применяя изложенное на практике, мы производили замену масла в двигателях тракторов МТЗ-2, МТЗ-5Л, МТЗ-5ЛС только в тех случаях, когда за 60 часов работы двигателя (или после расхода топлива тракторами МТЗ-2 — 360 кг, а

тракторами МТЗ-5Л

и МТЗ-5ЛС

480 кг) наибольшая

толщина слоя

от-

S •

 

 

ложений в роторе центрифуги достигала или превышала 10 мад. В двигателях тракторов ДТ-54 масло заменяли, если через 60 часов, или после расхода 600 кг топлива, наибольшая толщина слоя от­ ложений достигала 12 мм, а в двигате­ лях тракторов Т-75 — через 60 часов, или после расхода также 600 кг топлива, при толщине слоя отложений 15 мм.

Замер толщины слоя отложений мы производим простым щупом, изготовлен­ ным из упругой проволоки (рис. 1).

На отогнутой части щупа сделаны на­ сечки на расстоянии от носка 10, 12 и 15 мм. Каждая из насечек предназна­ чена для определенной марки двигателя. При замере толщины слоя щуп вонзаем в отложения, в место наибольшего утол­ щения, до упора в стенку ротора, как это показано на схеме (рис. 2). Если толщина слоя отложений за 60 часов ра­

9


боты двигателя достигает критической, то есть соответствующая метка на щупе доходит до отложений или погружается в них, масло заменяем.

Рис. 2.

Двигатели тракторов «Беларусь» про­ веряем по первой от носка щупа насеч­ ке (10 мм), двигатели тракторов ДТ-54— по второй, а Т-75 — по третьей.

Очистку ротора центрифуги произво­ дим через каждые 60 часов работы дви­ гателя (или соответствующего расхода топлива), одновременно с промывкой фильтра грубой очистки масла. При этом мы не промываем ротор центрифуги вну­ три, а только вычищаем, так как на стен-

10

ки вымытого ротора отложения длитель­ ное время не прилипают. При этом перед, установкой ротора проверяем чистоту сопел и обмываем его снаружи дизель­ ным топливом.

Научившисьопределять сравнитель­ ную загрязненность дизельного масла н зная, что на старение масла решающее влияние оказывает режим работы двига­ теля, мы поняли, что можно влиять на процесс старения масла, изменяя загруз­ ку трактора.

С этой целью тракторы, исполнявшиелегкие работы (трамбование силоса, раз­ грузка автомашин сетками, легкие транс­ портные работы и др.), и тракторы, ра­ ботавшие с нормальной нагрузкой, черев три-четыре смены меняем местами, то есть с легких работ переводим на работы

снормальной нагрузкой и наоборот. > Переводить трактор на режим с нор­

мальной нагрузкой мы советуем и в tont случае, если при выполнении легких ра­ бот произошло прихватывание колец (в начальной стадии, когда еще нет значи­ тельного дымления и только немного по­ высился расход масла). Если смену ре­ жима произвести своевременно, то при­ горевшие кольца вновь обретут подвиж­ ность благодаря выгоранию отложений в зоне колец.

11

Мы считаем, что если в роторе центри­ фуги з а .60 часов работы двигателя от­ ложений накопилось больше, чем обыч­ но при нормальной эксплуатации, значит двигатель эксплуатируется неправиль­ но — работает в ненормальном режиме, плохое сгорание топлива, применяется низкокачественное масло или топливо, изношена поршневая группа и т. д. Во всех случаях своевременная замена мас­ ла предотвратит возникновение непо­ ладок.

О результатах применения рекомен­ даций опытной станции УНИИМЭСХ убедительно говорят следующие факты из нашего опыта.

В1961 году 28 тракторов совхоза «Коммунар», оборудованные центрифу­ гами, работали на новых (описанных) режимах смазки. За весь сезон сельско­ хозяйственных работ на этих тракторах никаких неполадок с двигателями не произошло. Сезон сельскохозяйственных работ был закончен при хорошем техни­ ческом состоянии двигателей. При этом экономия дизельного масла составила

-около 20%,

Вколхозе «Шлях Лбнша» Харьков­ ского района все тракторы, оборудован­

ные центрифугами, на протяжении двух лет (1960—1961 гг.) работали на новых

12


режимах смазки. При этом никаких не­ поладок с двигателями не наблюдалось. Износы двигателей снизились, и эконо­ мия масла составила более 25%.

Приведем примеры результатов экс­ плуатации отдельных тракторов в кол­ хозе «Шлях Ленша» Харьковского ра­ йона.

Старший тракторист Н. Краснокутский,. тракторист А . Беловицкий, работавшие на тракторе ДТ-54 № 2, за весь сезон 1960 года масло в картере ни разу не заменяли; то же самое было в 1961 году.

В 1960

году двигатель

израсходовал

24 688 кг

топлива и 464

кг масла, вы­

работка составила 2545 га условной па­

хоты,

а в 1961

году

при расходовании

20 746

кг топлива и 285 кг масла выра­

ботка

составила

1884

га пахоты.

На тракторе ДТ-54 № 3 старший трак торист В. Стариченко, тракторист И. Ба­ бенко также не заменяли масла в 1960 и в 1961 гг. Они израсходовали в 1960 году 20 760 кг топлива и 439,5 кг масла при выработке 2211 га условной пахоты, а в 1961 году — 23 785 кг топлива и 295,5 кг масла, выработав 2035 га услов­ ной пахоты. После сезона работ двига­ тель трактора показал на стейде'52 л. с.

Старший тракторист А. Андрющенко иа тракторе МТЗ-2 № 5 весь сезон

13

1960 года также не заменял масло. То же было и в 1961 году. Больше того, после ремонта в ноябре месяце 1961 года в двигатель этого трактора было залито то же самое масло, на котором трактор работал в 1961 году. В 1962 году двига­ тель эксплуатируется на этом же масле. Кстати, мы очень жалели, что разобрали двигатель на ремонте — замеры пока­ зали, что состояние его отличное.

У двигателей всех тракторов, которые выполняли новые, изложенные здесь пра­ вила эксплуатации, при разборке на ре­ монте не было обнаружено залегших ко­ лец, и они мало износились.

Можно привести и такие примеры из нашей практики, которые показывают, как опасно слепое исполнение заводских инструкций по вопросу о замене масла.

Например, трактор ДТ-54, находив­ шийся в хорошем техническом состоянии, был направлен на буксирование авто­ машин в период осеннего бездорожья. Эта работа, как известно, связана с ожи­ данием машин, при ’ работающем на хо­ лостых оборотах двигателе. Вскрытие ротора центрифуги через 60 часов такой работы (до этого было заменено.масло и очищен ротор центрифуги) показало,

что

толщина слоя отложений

достигла

20

мм. Ротор /центрифуги был

очищен,

14