ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
А. Л И Ш И Н
ПОЛИМЕРЫ В СУДОРЕМОНТЕ f -
Мурманское книжное издательство
1964
|
5?Г |
б ;;блиоттка е^сг |
|||
|
С О Д Е Р Ж А Н ИЕ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
От и зд ат ел ь ст в а ........................................ |
|
3 |
|
f |
J |
Есть экспериментальная база! ............................. |
|
6 |
|
U, И |
Вторичный капрон — хороший машинострои- |
|
|||
— |
|
тельный |
м а т е р и а л ........................................ |
. |
13 |
'^Х)пыт применения капронового литья в |
сѵдо- |
|
|||
|
|
ремонте |
........................................................................... |
|
20 |
|
|
^Полимеры защищают м еталл....................... |
. 2 |
9 |
|
|
|
Судовые трубопроводы делаются из полиэтилена 36 |
|||
|
|
На повестке дня — тара из пластмассы |
. . |
40 |
|
|
|
Стеклопластиковые композиции ищут свое место 42 |
|||
|
|
Механика |
выручит эпоксидный клей . |
. . |
44 |
Андрей Борисович ЛИШИН
ПОЛИМЕРЫ В СУДОРЕМОНТЕ
Литературная обработка Н. Беляева
Редактор 3. К. Чиркова Художественный редактор В, К. Конев Технический редактор В. А. Сычева Корректор Р. А. Варушина
Сдано в набор 12/Ѵ 1964 г. Подл, к печати 17/ѴІ 1964 г.
Формат бумаг« 60XS4/32 Печ. л. 1,5. Изд. л. 1,269. ПН-02449. За«. 2808. Тираж 1000. Цена 4 коп.
Мурманское книжное издательство, г. Мурманск. Дом печати
Типография «Полярная правда*, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, 18.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Работая над этой брошюрой, автор, директор Мурманского отделения института «Гипрорыбфлот», не задавался целью создать учебное или справочное пособие. Краткость ее не позволила осветить с достаточной полнотой все затрагивае мые вопросы. Многие из них к тому же еще недо статочно изучены, отдельные выводы по ним не апробированы.
В брошюре рассказывается лишь о наиболее ак туальных проблемах внедрения химических мате риалов в судоремонт на Севере. Поэтому, есте ственно, она не сможет удовлетворить запросов читателей, которые хотят получить общее пред ставление о возможностях применения продуктов Большой химии в промышленности.
Тем не менее, брошюра может быть рекомендо вана самому широкому кругу читателей, и в пер вую очередь рабочим и инженерно-техническим работникам судоремонтных предприятий, а также морякам. Она познакомит читателей с историей, состоянием и перспективами внедрения химиче ской продукции в практику судоремонта и эк сплуатации судов рыбопромыслового флота Сеіверного бассейна.
3
В начале брошюры помещен список литературы, которую издательство рекомендует читателям для более широкого ознакомления с проблемами внед рения химических материалов 'В промышленность.
Отзывы и пожелания просим направлять во адресу: Мурманск, Дом печати, областное книжное издательство.
Декабрьский Пленум Центрального Комитета партии поставил перед стра ной грандиозные задачи по развитию хи мической промышленности, по химиза ции, всего народного хозяйства. Едва ли можно найти такую отрасль в промыш ленности и сельском хозяйстве, где про дукция химических производств не най дет в ближайшем будущем самого широ кого применения. Ведь общий выпуск ее за годы «химической семилеѴки» увели чится в 3—3,3 раза.
Отсюда и особая ответственность хи миков — ученых и практиков. Готовясь к внедрению в производство нового хи мического материала или продукта, они руководствуются указанием декабрьско го Пленума о том, что химические мате риалы должны применяться взамен тра диционных (металлов, сплавов, дерева и т. д.) там, где это технически возмож-
5
но и экономически выгодно. Только в этом случае можно будет получить те 15 миллиардов рублей выигрыша от хи мизации промышленности и сельского хозяйства страны, которые заложены в план развития Большой химии на 1964— 1970 годы.
Этими заботами живем сейчас и мы, работники проектных институтов, и су доремонтники, занимающиеся внедре нием химических материалов.
ЕСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА!
Первым полимерным материалом, на шедшим применение в рыбной промыш ленности Севера, был капрон. Сетематериалы из капронового прядена начали по ступать в бассейн с 1958 года. Вначале десятки тонн, потом сотни и вот в 1964 го ду рыбаки Севера уже должны получить 1100 тонн капроновых сетематериалов. Это большая цифра!
Сетематериалы из капронового пряде на получили широкое признание у про мысловиков. Они более прочны и износо стойки, а следовательно, и более долго вечны, чем сетематериалы из естествен ных волокон. И хотя стоимость их выше,
6
изготавливать тралы и их отдельные -части из синтетических материалов вы годнее, чем из пеньки различных сортов. При этом учитывается, что промысловые качества капроновых тралов также лучше.
Естественно, срок службы капроновых сетей также ограничен, хотя он и более продолжителен, чем сетей из естествен ных материалов. Под воздействием сол нечного света (главным образом, ультра фиолетовой части спектра) капрон ча стично деструктируется, прочность его уменьшается. Сети, постепенно истираясь в работе, рвутся и, наконец, выходят из строя. Перед специалистами рыбной про мышленности встал вопрос: как быть с негодными, изношенными капроновыми сетями? В 1959 году несколько рациона лизаторов Мурманска задумались, как утилизировать вышедшие из строя капро новые сетные части тралов. Управление рыбной промышленности Мурманского совнархоза (ныне главк «Севрыба») по ручило Мурманскому отделению институ та «Гипрорыбфлот» изучить этот вопрос.
Дело для нас совершенно новое, незна комое, поэтому наши товарищи прежде всего побывали на многих передовых
7
предприятиях страны, познакомились там с методами использования полимер ных материалов (в том числе вторичных) в различных отраслях промышленности. Эти поездки дали возможность сделать несколько важных выводов. Было уста новлено, что работа над использованием капроновых сетевых отходов — дело пер спективное. Выяснилось, что совершенно необходимо создать базу для глубокого изучения свойств этих материалов. Поезд ки показали, и это очень важно, что сле пое перенесение опыта применения новых материалов из смежных отраслей про мышленности легко может привести к провалу и опорочить хорошее начинание.
Создание достаточно развитой экспери ментальной базы потребует значительных первоначальных затрат. Это тоже было ясно. Поэтому мы считали целесообраз ным, чтобы такая база (лаборатория плюс производственный участок) обслу живала не одно предприятие или даже бассейн, а может быть, целую отрасль, в данном случае рыбную промышленность Союза. Приобретя достаточный опыт при менения новых материалов в своей отрас ли, работники этой базы, понятно, смогли бы оказать существенную помощь во
8
внедрении новых материалов также- и
-коллективам предприятий других отрас лей.
Первые шаги на пути к созданию экспе риментальной базы в Северном рыбо промысловом бассейне были сделаны в 1961— 1962 годах. При Мурманском от делении «Гипрорыбфлота» тогда была организована лаборатория новых мате риалов, а на Мурманской судоверфи — участок капронового литья.
К тому времени основные свойства вто ричного капрона, получаемого путем пе реплавки сетевых отходов, были исследо ваны. Эти исследования проводились Ки евским институтом НИИместтопрома по программе, разработанной «Гипрорыбфлотом». Техническое задание на проек тирование участка капронового литья Мурманской судоверфи и рабочие черте жи оборудования этого участка также бы ли разработаны «Гипрорыбфлотом». Непосредственными организаторами и ру ководителями лаборатории новых мате риалов «Гипрорыбфлота» были наши спе циалисты — энтузиасты полимеров Ми рон Абрамович Литинский и Анатолий Николаевич Силаев.
В то же время в Мурм-анске началась
9
работа по систематической пропаганде новых материалов, их свойств и возмож ностей применения. Главное внимание здесь уделялось капрону, как одному из наиболее перспективных в условиях бас сейна полимеров: Большое участие в-этой работе принял М. А. Литинский. Он вы ступал с докладами на технических сове щаниях, с лекциями на предприятиях, су дах рыбопромыслового флота и в учреж дениях. Первая задача, которую ставил при этом перед собой коллектив Мурман ского отделения института «Гипрорыбфлот» в деле внедрения полимерных ма териалов, была довольно ограниченной. Надо было показать промысловикам и су доремонтникам, что капрон и другие по лимеры могут использоваться в судоре монте в качестве машиностроительного материала. Речь шла вначале о деталях неответственного назначения. Эта задача к началу 1962 года была решена.
Вторая задача, которую институт по ставил перед собой, заключалась в том, чтобы доказать: номенклатура изделий из пластмасс не должна ограничиваться де-' талями слабонагруженными, деталями малоответственного назначения, можно изготовлять капроновые вкладыши и
10
втулки, для которых применяются, глав-
'ным образом, дефицитные бронза и баб бит.
То, что лаборатория новых материалов
всистеме рыбной промышленности Союза создана именно в Мурманске, нельзя счи тать случайностью. Действительно, имен но здесь расположен крупнейший промыс ловый флот страны, представленный ры
бодобывающими судами всех классов. Именно здесь, в сложных климатических условиях Заполярья, проверка работоспо собности любого нового материала в экс плуатации может быть осуществлена до статочно полно. Рекомендации по приме^ нению этих материалов, выработанные и апробированные в Северном бассейне, можно будет, очевидно, распространить на все флота, за исключением разве ра ботающих в тропических условиях.
Внедрение синтетических |
материалов |
в народное хозяйство страны |
вместо ме |
таллов (главным образом, цветных), как известно, является весьма важным и эко номически выгодным мероприятием. Ведь производство металлических деталей и изделий, несмотря на все усовершенство вания в металлу'ргии и металлообработке, остается очень трудоемким и дорогим.
11