Файл: Ларин Ю.В. Автоматизация технологических комплексов поверхности шахт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
(12 |
п о м » ш ,< г |
I t |
Ѵм м - В Е Р С И Т Е Т А |
V |
г г . " ! |
Ю. В. Л А Р И Н
АВТОМАТИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
КОМПЛЕКСОВ ПОВЕРХНОСТИ ШАХТ
Ю. Л А Р ИН
1
V л.
АВТОМ АТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПОВЕРХНОСТИ Ш А Х Т
Д о н е ц к о е к н и ж н о е
и з д а т е л ь с т в о
1 9 6 2
ботаны и испытаны на шахтах различные схе мы автоматизации вентиляторных и водоот ливных установок.
К 1950 г. на поверхности шахт была задолжена почти третья часть всех рабочих. Это объяснялось в основном отсутствием необхо димого оборудования, средств для механиза ции и автоматизации. Для создания этого обо рудования необходимо было организовать спе циализированные конструкторские, проектные, научно-исследовательские, строительно-мон- тажные и наладочные организации. Нужны были специализированные машиностроитель ные заводы.
Уже в 1950—51 гг. Донецким научно-иссле довательским угольным институтом был разра ботан и введен в действие автоматизированный обмен вагонеток в клетях и опрокидывателе на шахте № 13-бис треста «Советскуголь». Этим же институтом было автоматизировано управление двумя породными опрокидывателя ми на шахте № 1—2 «Красный Октябрь» тре ста «Орджоникидзеуголь». Опыт эксплуатации этих установок позволил приступить к изготов лению в заводских условиях большой партии механизмов, которые успешно прошли испыта ния на многих шахтах.
Одновременно разрабатывались и испыты вались на шахтах опытные образцы машин для механизации работ по погрузке угля в железнодорожные вагоны, для отбора и раз делки проб при -определении качества угля, для механизации работ породного комплекса, на складах сыпучих и крепежных материалов, а также испытывались схемы автоматизиро
4
ванного управления и командо-задающая ап паратура для этих комплексов.
За последующие годы были разработаны и получили широкое распространение десятки новых машин, механизмов и аппаратов, позво ливших ликвидировать ручной труд и повы сить производительность. К апрелю 1961 г. на поверхности шахт Донецкого экономического района переведено на автоматическое и ди станционное управление 538 установок, меха низировано и автоматизировано 270 отдель ных узлов и процессов.
На большинстве шахт исчезли профессии откатчиков, плитовых, мотористов, рукоятчиков и т. д. Вместо них появились новые спе циальности — операторы механизированных и автоматизированных установок.
На шахтах произошли разительные пере мены в области автоматизации производствен ных процессов. На угольных предприятиях сейчас работают автоматизированные подъем ные машины, конвейерные линии, установки по обмену вагонеток в клетях, лебедки пород ных отвалов и т. д.
Для значительного улучшения условий тру да шахтеров, повышения производительности труда и снижения себестоимости угля необхо димо ' коренное усовершенствование поверх
ности шахт.
Для этого нужно разрабатывать и.внедрять более рациональные схемы угольных и пород ных комплексов с максимальной механиза цией и автоматизацией производственных про цессов, переходить на безбункерную погрузку угля, переводить шахтные административно
2* |
5 |
бытовые комбинаты на самообслуживание. При проектировании поверхности шахт необ ходимо предусматривать самую рациональную схему размещения и блокировки отдельных зданий и сооружений.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОТКАТКА НА ШАХТЕ № 4—5 «НИКИТОВКА» ТРЕСТА «ГОРЛОВСКУГОЛЬ»
Первый в Советском Союзе автоматизиро ванный комплекс откатки вагонеток был вве ден институтом Донгипроуглемаш в 1957 г. на шахте № 4—5 «Никитовка» треста «Горловск-
уголь» |
и работает по настоящее время |
(рис. 1). |
|
В автоматическом режиме работают сле |
|
дующие узлы комплекса: |
|
а) |
опрокидыватель и компенсатор высоты; |
б) грузовой лесоподъемник № 1; |
|
в) |
порожняковый лесоподъемник № 2; |
г) распределительные стрелки. |
|
Для обмена вагонеток в клетях применяет |
|
ся дистанционное управление с осуществле |
нием элементов автоматизации и блокировоч ных зависимостей. Также имеется режим уп равления, предусмотренный для спуска людей, при котором из всех механизмов откатки можно включить только предохранительные двери и посадочные кулаки, управляемые кнопками, установленными на копре ствола.
3. Ю. Ларин |
/ |
л е с о п о д ь р м н а х Л/' і
*
О
* .
О*
О
I *Горловскугол
м
а
зо
з
*
к
а
tо- « треста
* »Никитовка
На всем комплексе откатки работает пять человек: два оператора— двухклетевого и од ноклетевого подъемов, оператор опрокидыва теля и двое рабочих, проверяющих работу сто поров в клетях, так как на шахте применяются еще стопоры устаревшей конструкции. При их замене отпадет необходимость в присутствии и этих двух человек.
Работа механизмов при обмене вагонеток в клети № 1 происходит в следующей последо вательности.
При подъеме клети над уровнем приемной площадки оператором или автоматически при помощи магнитного датчика (типа ДМВ) подставляются кулаки, которые замыкают контакт датчика, включающий сигнальную лампу у машиниста подъема. После этого ма шинист подъема опускает клеть на кулаки. Двигатель кулаков при этом выключается тем же магнитным датчиком.
Оператор нажатием кнопки открывает две ри, выключаемые в крайнем положении датчи ком, а затем включает привод задерживающих стопоров.
Когда стопоры полностью открыты, что контролируется датчиком, включается цепной толкатель нижнего действия, который затал кивает вагонетку в клеть. Вагонетка в момент подхода к клети ребордами передних колес воздействует на открывающие рычаги привода стопоров механического действия в клети и датчиком выключает стопоры перед клетью. Стопоры в клети открываются, освобождая находящуюся там вагонетку, которая выходит из клети и закрывает стопоры.
3* |
9 |
После заталкивания вагонетки толкатель возвращается в исходное положение и выклю чается датчиком ВВ-5.
Затем оператор открывает путевой тормоз № 1 и вагонетка поступает на задерживающие стопоры. Выключается тормоз датчиком, рас положенным у рельсов, при воздействии на не го ската вагонетки.
Выйдя из клети, вагонетка самокатом идет к путевому тормозу № 6 перед опрокидывате лем и останавливается в нем.
Оператор подает сигнал машинисту подъе ма на перестановку этажей. Предохранитель ные двери в это время остаются открытыми. При подъеме клети над кулаками, последние под действием контргрузов убираются. Затем процесс обмена вагонеток в клети повто ряется.
Оператор опрокидывателя включает при вод тормоза № 6 и пропускает вагонетку в тормоз № 5. Затем включает привод тормоза № 5, вагонетка растормаживается и идет са мокатом в опрокидыватель, закрывая за собой тормоз № 5 при помощи датчика ВВ-5.
Дальнейшая работа узла, до поступления вагонетки на стопоры верхней звездочки ком пенсатора, происходит автоматически.
Когда вагонетка поступает в опрокидыва тель, включается его привод. После полного оборота опрокидывателя вагонетка самокатом попадает на стопоры № 5 нижней звездочки компенсатора, воздействуя при этом на дат чик.
Если участок стопоров верхней звездочки № 4 свободен, то датчиком автоматически
10
открываются стопоры нижней звездочки и включается двигатель компенсатора.
Вагонетка, попав на компенсатор высоты, воздействует ребордой колеса на датчик, ко торый закрывает стопор № 5. Отключение двигателя компенсатора производится при воздействии реборды вагонетки на педаль дат чика в момент подхода ее к стопорам на верх ней звездочке.
Для пропуска вагонеток через опрокидыва тель без их разгрузки установлен специальный электрогидропривод стопоров опрокидывате ля, который оператор включает кнопкой.
Порожняковый лесоподъемник № 2 рабо тает автоматически без вмешательства опера тора. Порожняя вагонетка, пройдя компенса тор высоты, останавливается на стопорах № 4 верхней звездочки компенсатора.
Если в тормозе № 4 перед лесоподъемником нет вагонетки и участок пути от лесоподъ-
емника № |
1 до тормозов перед клетями |
(Л® 1, 2, 3) |
не занят, то автоматически сра |
батывает стрелка Д° 4, открываются стопоры Л° 4 и вагонетка самокатом идет в тормоз № 4. После прохождения вагонеткой стрелки № 4, последняя возвращается в исходное положе ние при помощи датчика.
Если клеть лесоподъемника находится на верхней приемной площадке на кулаках, то срабатывает двигатель тормоза № 4. Вагонет ка оттормаживается, заходит самокатом в клеть и занимает нормальное положение на стопорах, воздействуя ребордой колеса на пе даль датчика, который включает пускатель ле бедки. При этом клеть поднимается над кула
ками, которые убираются под действием контр грузов и, переменив направление движения при помощи датчика ДМВ, идет вниз, подхо дит к посадочным брусьям и останавливается на них датчиком. При этом механически от крываются стопоры в клети.
Вагонетка выходит самокатом на примыка ющий участок пути за лесоподъемником и, воздействуя на датчик, отправляет клеть вверх. Клеть доходит до верхней приемной площадки, воздействует на датчик ДМВ, де лает некоторый переподъем и садится на ку лаки. После посадки на кулаки клеть, воздей ствуя укрепленным на ней магнитом на дат чик ДМВ, выключает кулаки. Цикл окончен.
Работа грузового лесоподъемника № 1 так же автоматизирована в пределах полного цик ла (подъем, остановка, разгрузка, спуск, оста новка).
Лесоматериалы на верхней приемной пло щадке поступают к трем клетям (двухклете вого и одноклетевого подъемов) и идут в шах ту на три рабочих горизонта. В соответствии с этим, автоматически действующие стрелоч ные переводы № 5 и .Nb 6 распределяют ваго нетки, поступающие к стволу, по заданным маршрутам. Для начала работы лесоподъем ника оператор на нижней приемной площадке устанавливает вагонетку в клеть и нажимает кнопку «пуск» по маршруту этой вагонетки (для каждого маршрута предусмотрена от дельная кнопка).
Если маршрут свободен (в тормозе перед клетью не стоит вагонетка), то на пульте уп равления загорается сигнальная лампа с ука
12
занием маршрута, включается двигатель ле бедки и клеть идет вверх. Дойдя до верхней приемной площадки, клеть останавливается, опускается на кулаки, и вагонетка самокатом идет по заданному маршруту. В остальном работа лесоподъемника № 1 аналогична рабо те лесоподъемника № 2.
В случае выхода клети лесоподъемника на верхнюю приемную площадку в момент про хождения порожней вагонетки от стопоров
№4 к тормозу № 4 посадочные кулаки не под ставляются до прохождения этого участка по рожней вагонеткой. Схемой управления стрел ками предусматриваются также автоматиче ские режимы: подачи порожних вагонеток со стопора № 4 на свободный участок (в тормоза
№1, 2, 3) к стволу и пропуска вагонеток от лесоподъемника № 1 к лесоподъемнику № 2 (перегон ненужных грузов).
Втаком режиме с некоторыми изменениями и усовершенствованиями комплекс откатки работает более четырех лет. За это время на шахте были заменены датчики ВВ-1 и ВВ-2 устаревшей конструкции на новые взрывобезопасные выключатели типа ВВ-5 и ВВ-6, выпускаемые Константиновским электроремонтным заводом Донецкого совнархоза.
Опыт работы этой шахты подтверждает возможность и целесообразность применения автоматизированных самокатных откаток.
Обеспечение работы механизированных са мокатных откаток в автоматизированном ре жиме управления — одна из первоочередных задач механизаторов шахт.
С1958—59 гг. после успешного окончания
13