Файл: Ларин Ю.В. Автоматизация технологических комплексов поверхности шахт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(12

п о м » ш ,< г

I t

Ѵм м - В Е Р С И Т Е Т А

V

г г . " !

Ю. В. Л А Р И Н

АВТОМАТИЗАЦИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКСОВ ПОВЕРХНОСТИ ШАХТ

Ю. Л А Р ИН

1

V л.

АВТОМ АТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПОВЕРХНОСТИ Ш А Х Т

Д о н е ц к о е к н и ж н о е

и з д а т е л ь с т в о

1 9 6 2

ботаны и испытаны на шахтах различные схе­ мы автоматизации вентиляторных и водоот­ ливных установок.

К 1950 г. на поверхности шахт была задолжена почти третья часть всех рабочих. Это объяснялось в основном отсутствием необхо­ димого оборудования, средств для механиза­ ции и автоматизации. Для создания этого обо­ рудования необходимо было организовать спе­ циализированные конструкторские, проектные, научно-исследовательские, строительно-мон- тажные и наладочные организации. Нужны были специализированные машиностроитель­ ные заводы.

Уже в 1950—51 гг. Донецким научно-иссле­ довательским угольным институтом был разра­ ботан и введен в действие автоматизированный обмен вагонеток в клетях и опрокидывателе на шахте № 13-бис треста «Советскуголь». Этим же институтом было автоматизировано управление двумя породными опрокидывателя­ ми на шахте № 1—2 «Красный Октябрь» тре­ ста «Орджоникидзеуголь». Опыт эксплуатации этих установок позволил приступить к изготов­ лению в заводских условиях большой партии механизмов, которые успешно прошли испыта­ ния на многих шахтах.

Одновременно разрабатывались и испыты­ вались на шахтах опытные образцы машин для механизации работ по погрузке угля в железнодорожные вагоны, для отбора и раз­ делки проб при -определении качества угля, для механизации работ породного комплекса, на складах сыпучих и крепежных материалов, а также испытывались схемы автоматизиро­

4

ванного управления и командо-задающая ап­ паратура для этих комплексов.

За последующие годы были разработаны и получили широкое распространение десятки новых машин, механизмов и аппаратов, позво­ ливших ликвидировать ручной труд и повы­ сить производительность. К апрелю 1961 г. на поверхности шахт Донецкого экономического района переведено на автоматическое и ди­ станционное управление 538 установок, меха­ низировано и автоматизировано 270 отдель­ ных узлов и процессов.

На большинстве шахт исчезли профессии откатчиков, плитовых, мотористов, рукоятчиков и т. д. Вместо них появились новые спе­ циальности — операторы механизированных и автоматизированных установок.

На шахтах произошли разительные пере­ мены в области автоматизации производствен­ ных процессов. На угольных предприятиях сейчас работают автоматизированные подъем­ ные машины, конвейерные линии, установки по обмену вагонеток в клетях, лебедки пород­ ных отвалов и т. д.

Для значительного улучшения условий тру­ да шахтеров, повышения производительности труда и снижения себестоимости угля необхо­ димо ' коренное усовершенствование поверх­

ности шахт.

Для этого нужно разрабатывать и.внедрять более рациональные схемы угольных и пород­ ных комплексов с максимальной механиза­ цией и автоматизацией производственных про­ цессов, переходить на безбункерную погрузку угля, переводить шахтные административно­

2*

5


бытовые комбинаты на самообслуживание. При проектировании поверхности шахт необ­ ходимо предусматривать самую рациональную схему размещения и блокировки отдельных зданий и сооружений.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОТКАТКА НА ШАХТЕ № 4—5 «НИКИТОВКА» ТРЕСТА «ГОРЛОВСКУГОЛЬ»

Первый в Советском Союзе автоматизиро­ ванный комплекс откатки вагонеток был вве­ ден институтом Донгипроуглемаш в 1957 г. на шахте № 4—5 «Никитовка» треста «Горловск-

уголь»

и работает по настоящее время

(рис. 1).

В автоматическом режиме работают сле­

дующие узлы комплекса:

а)

опрокидыватель и компенсатор высоты;

б) грузовой лесоподъемник № 1;

в)

порожняковый лесоподъемник № 2;

г) распределительные стрелки.

Для обмена вагонеток в клетях применяет­

ся дистанционное управление с осуществле­

нием элементов автоматизации и блокировоч­ ных зависимостей. Также имеется режим уп­ равления, предусмотренный для спуска людей, при котором из всех механизмов откатки можно включить только предохранительные двери и посадочные кулаки, управляемые кнопками, установленными на копре ствола.

3. Ю. Ларин

/

л е с о п о д ь р м н а х Л/' і

*

О

* .

О*

О

I *Горловскугол

м

а

зо

з

*

к

а

tо- « треста

* »Никитовка


На всем комплексе откатки работает пять человек: два оператора— двухклетевого и од­ ноклетевого подъемов, оператор опрокидыва­ теля и двое рабочих, проверяющих работу сто­ поров в клетях, так как на шахте применяются еще стопоры устаревшей конструкции. При их замене отпадет необходимость в присутствии и этих двух человек.

Работа механизмов при обмене вагонеток в клети № 1 происходит в следующей последо­ вательности.

При подъеме клети над уровнем приемной площадки оператором или автоматически при помощи магнитного датчика (типа ДМВ) подставляются кулаки, которые замыкают контакт датчика, включающий сигнальную лампу у машиниста подъема. После этого ма­ шинист подъема опускает клеть на кулаки. Двигатель кулаков при этом выключается тем же магнитным датчиком.

Оператор нажатием кнопки открывает две­ ри, выключаемые в крайнем положении датчи­ ком, а затем включает привод задерживающих стопоров.

Когда стопоры полностью открыты, что контролируется датчиком, включается цепной толкатель нижнего действия, который затал­ кивает вагонетку в клеть. Вагонетка в момент подхода к клети ребордами передних колес воздействует на открывающие рычаги привода стопоров механического действия в клети и датчиком выключает стопоры перед клетью. Стопоры в клети открываются, освобождая находящуюся там вагонетку, которая выходит из клети и закрывает стопоры.

3*

9

После заталкивания вагонетки толкатель возвращается в исходное положение и выклю­ чается датчиком ВВ-5.

Затем оператор открывает путевой тормоз № 1 и вагонетка поступает на задерживающие стопоры. Выключается тормоз датчиком, рас­ положенным у рельсов, при воздействии на не­ го ската вагонетки.

Выйдя из клети, вагонетка самокатом идет к путевому тормозу № 6 перед опрокидывате­ лем и останавливается в нем.

Оператор подает сигнал машинисту подъе­ ма на перестановку этажей. Предохранитель­ ные двери в это время остаются открытыми. При подъеме клети над кулаками, последние под действием контргрузов убираются. Затем процесс обмена вагонеток в клети повто­ ряется.

Оператор опрокидывателя включает при­ вод тормоза № 6 и пропускает вагонетку в тормоз № 5. Затем включает привод тормоза № 5, вагонетка растормаживается и идет са­ мокатом в опрокидыватель, закрывая за собой тормоз № 5 при помощи датчика ВВ-5.

Дальнейшая работа узла, до поступления вагонетки на стопоры верхней звездочки ком­ пенсатора, происходит автоматически.

Когда вагонетка поступает в опрокидыва тель, включается его привод. После полного оборота опрокидывателя вагонетка самокатом попадает на стопоры № 5 нижней звездочки компенсатора, воздействуя при этом на дат­ чик.

Если участок стопоров верхней звездочки № 4 свободен, то датчиком автоматически

10


открываются стопоры нижней звездочки и включается двигатель компенсатора.

Вагонетка, попав на компенсатор высоты, воздействует ребордой колеса на датчик, ко­ торый закрывает стопор № 5. Отключение двигателя компенсатора производится при воздействии реборды вагонетки на педаль дат­ чика в момент подхода ее к стопорам на верх­ ней звездочке.

Для пропуска вагонеток через опрокидыва­ тель без их разгрузки установлен специальный электрогидропривод стопоров опрокидывате­ ля, который оператор включает кнопкой.

Порожняковый лесоподъемник № 2 рабо­ тает автоматически без вмешательства опера­ тора. Порожняя вагонетка, пройдя компенса­ тор высоты, останавливается на стопорах № 4 верхней звездочки компенсатора.

Если в тормозе № 4 перед лесоподъемником нет вагонетки и участок пути от лесоподъ-

емника №

1 до тормозов перед клетями

(Л® 1, 2, 3)

не занят, то автоматически сра­

батывает стрелка Д° 4, открываются стопоры Л° 4 и вагонетка самокатом идет в тормоз № 4. После прохождения вагонеткой стрелки № 4, последняя возвращается в исходное положе­ ние при помощи датчика.

Если клеть лесоподъемника находится на верхней приемной площадке на кулаках, то срабатывает двигатель тормоза № 4. Вагонет­ ка оттормаживается, заходит самокатом в клеть и занимает нормальное положение на стопорах, воздействуя ребордой колеса на пе­ даль датчика, который включает пускатель ле­ бедки. При этом клеть поднимается над кула­


ками, которые убираются под действием контр­ грузов и, переменив направление движения при помощи датчика ДМВ, идет вниз, подхо­ дит к посадочным брусьям и останавливается на них датчиком. При этом механически от­ крываются стопоры в клети.

Вагонетка выходит самокатом на примыка­ ющий участок пути за лесоподъемником и, воздействуя на датчик, отправляет клеть вверх. Клеть доходит до верхней приемной площадки, воздействует на датчик ДМВ, де­ лает некоторый переподъем и садится на ку­ лаки. После посадки на кулаки клеть, воздей­ ствуя укрепленным на ней магнитом на дат­ чик ДМВ, выключает кулаки. Цикл окончен.

Работа грузового лесоподъемника № 1 так­ же автоматизирована в пределах полного цик­ ла (подъем, остановка, разгрузка, спуск, оста­ новка).

Лесоматериалы на верхней приемной пло­ щадке поступают к трем клетям (двухклете­ вого и одноклетевого подъемов) и идут в шах­ ту на три рабочих горизонта. В соответствии с этим, автоматически действующие стрелоч­ ные переводы № 5 и .Nb 6 распределяют ваго­ нетки, поступающие к стволу, по заданным маршрутам. Для начала работы лесоподъем­ ника оператор на нижней приемной площадке устанавливает вагонетку в клеть и нажимает кнопку «пуск» по маршруту этой вагонетки (для каждого маршрута предусмотрена от­ дельная кнопка).

Если маршрут свободен (в тормозе перед клетью не стоит вагонетка), то на пульте уп­ равления загорается сигнальная лампа с ука­

12

занием маршрута, включается двигатель ле­ бедки и клеть идет вверх. Дойдя до верхней приемной площадки, клеть останавливается, опускается на кулаки, и вагонетка самокатом идет по заданному маршруту. В остальном работа лесоподъемника № 1 аналогична рабо­ те лесоподъемника № 2.

В случае выхода клети лесоподъемника на верхнюю приемную площадку в момент про­ хождения порожней вагонетки от стопоров

4 к тормозу № 4 посадочные кулаки не под­ ставляются до прохождения этого участка по­ рожней вагонеткой. Схемой управления стрел­ ками предусматриваются также автоматиче­ ские режимы: подачи порожних вагонеток со стопора № 4 на свободный участок (в тормоза

1, 2, 3) к стволу и пропуска вагонеток от лесоподъемника № 1 к лесоподъемнику № 2 (перегон ненужных грузов).

Втаком режиме с некоторыми изменениями и усовершенствованиями комплекс откатки работает более четырех лет. За это время на шахте были заменены датчики ВВ-1 и ВВ-2 устаревшей конструкции на новые взрывобезопасные выключатели типа ВВ-5 и ВВ-6, выпускаемые Константиновским электроремонтным заводом Донецкого совнархоза.

Опыт работы этой шахты подтверждает возможность и целесообразность применения автоматизированных самокатных откаток.

Обеспечение работы механизированных са­ мокатных откаток в автоматизированном ре­ жиме управления — одна из первоочередных задач механизаторов шахт.

С1958—59 гг. после успешного окончания

13