Файл: Захаров В.В. Из практики модернизации механического оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗНЫЕ ПРИМЕРЫ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

На предприятиях, располагающих сжатым воздухом, возможно повысить не меньше как на 10 процентов эф­ фективность работы на металлорежущих станках, при­ меняя простое по устройству, но удобное централизован­ ное охлаждение режущего инструмента.

На рис. 12 показана схема подобной системы. В ре­ зервуар 1, дно которого расположено на 3—4 метра вы-

Рис. 12. Схема централизованного

охлаждения режу­

/ — резервуар;

щего инструмента:

сливная;

2 — труба

разводящая;

3 — труба

4 — сборник;

5 — вентиль;

6 — воздухопровод;

7 — труба

 

напорная;

8 — вестовая труба.

 

23

ше уровня пола помещения, заливается охлаждающая эмульсия, которая самотеком подается в магистральную трубу 2, а из нее по разводящим патрубкам—непосред­ ственно к станкам. Использованная эмульсия из прием­ ных корыт станков поступает в сливную трубу 3 и по ней стекает в сборочный стальной резервуар 4, расположен­ ный ниже уровня пола. Как только сборочный резерву­ ар заполнится эмульсией, вентиль 5 на сливной трубе перекрывается, и в резервуар из трубы 6 входит сжатый воздух, под давлением которого жидкость по трубе 7 поднимается вверх и, проходя через фильтр, заполняет напорный резервуар 1 для повторного использования. Труба 8 соединена с канализацией и предупреждает возможность переполнения верхнего резервуара.

Станки ранних выпусков, как правило, не оборудова­ лись насосами для эмульсионного охлаждения. Поэтому для отдельно стоящих станков такие насосы приходится приобретать или изготовлять своими силами. Очень про­ сты по конструкции, высокопроизводительны и неприхот­ ливы в работе насосы лопастного типа, как, например, оправдавший себя на практике насос упрощенной кон­ струкции, изображенный на рис. 13.

В цилиндрической камере корпуса /, снабженной за­ винчивающейся крышкой 2, вращается стальной ротор 3, вал которого проходит через бронзовый втулочный подшипник 4, запрессованный в горловину корпуса. Бронзовая гайка 5 служит для уплотнения сальниковой набивки и одновременно поддерживает вал ротора. Ро­ тор 3 имеет радиальную прорезь, в которой легко пере­ мещаются две пригнанные бронзовые лопасти 6, разжи­ маемые пружинами 7 и поэтому плотно прилегающие своими сторонами к цилиндрической поверхности и стен­ кам камеры. На нагнетательной стороне насоса установ­ лен регулируемый предохранительный клапан 8, кото-

29



А

К .

а

ГЗ

О

Рис. 13. Лопастный насос:

оо

э

3

<N

и

п

о*

30

рыи одновременно служит для перепускания жидкости, если при работающем насосе кран на нагнетательной трубе будет закрыт.

Ротор эксцентрично расположен по отношению к ка­ мере статора, благодаря чему образуется полость, в ко­ торую движение лопастей засасывает жидкость. Произ­ водительность насоса довольно точно можно подсчитать по формуле:

6,3

в мин,

Q j 0,. В • Г) • е ■ п • г, лит.

где В -рабочая ширина лопасти в мм;

 

D—внутренний диаметр статора в мм;

 

е—эксцентриситет в мм;

 

п—число оборотов ротора в мин;

0,8.

у;—объемный КПД насоса, равный 0,6

Мощность, потребляемую насосом, в зависимости от желаемой величины давления жидкости, можно подсчи­ тать по формуле;

Р Q

N= ' ------------- к в т ,

ъ612і п ті0 • Т|М

где Р—давление жидкости, развиваемое насосом

(в кг/см2);

тІм —механический КПД, учитывающий потери от трения в насосе и приводе к нему.

Вращение ротора насоса можно осуществить через зубчатую или ременную передачу от специального дви­ гателя или даже от какого-либо вала станка. Насос вполне применим для оборудования станков принуди­ тельной системой смазки или смазки разбрызгиванием, а также для простейших гидравлических систем.

Иногда в практике возникает необходимость обрабо­ тать деталь, имеющую размеры большие, чем те, на ко­ торые рассчитано оборудование. Из затруднения можно


выйти, если внести незначительные изменения или дополз нения в конструкцию станка, как это сделали, например, на авторемонтном заводе.

По условиям производства фрезеровку шлицев на концах длинных валов можно было производить только в вертикальном положении на зубофрезерном станке мо­ дели «Комсомолец». Но валы не умещались между па­ троном и поперечиной. Тогда изготовили приспособление, представляющее собой жесткую скобу П-образной фор­ мы, с нажимным центром посредине, которая ставилась на место снятой поперечины станка. Обрабатываемый вал нижним концом зажимался в патроне станка, а верхним укреплялся в приспособлении. Обработка валов стала простой.

Аналогичную работу проделали, когда потребовалось обрабатывать на токарно-винторезном станке передние концы валов, длина которых больше расстояния между

32

центрами станка. Заднюю бабку консольного типа изго­ товили новую (рис. 14). А для установки верхней части бабки 2 сварной конструкции использовали нижнюю часть 1 от старой задней бабки. На рисунке положение старой задней бабки показано пунктиром, а увели­ чившееся расстояние между центрами станка—разме­ ром А.

На перевозке грузов внутри многих предприятий хо­ рошо себя зарекомендовали электрокары типа ЭК-2. Од­ нако у них слишком мало расстояние от нижней точки шасси до пола, монолитные шины малого диаметра. Все это ухудшает .проходимость электрокара по неровной до­ роге, по мягкому или песчаному грунту, по заснеженной дороге. Но эти недостатки можно полностью устранить, поставив на электрокар колеса большего диаметра — 600 мм, вместо 400 мм.,— с надувными шинами. Заново пришлось изготовить только ступицы передних и задних колес (рис. 15, слева). На рис. 15, справа, показано в со­ бранном виде колесо электрокара с надувной шиной размером 600X180 мм. Контур старого колеса диамет­ ром 400 мм отмечен на чертеже пунктиром. Для свобод­ ного поворота передних колес в вертикальных ребрах рамы электрокара сделаны вырезы глубиной 15 мм. В результате переделки грузоподъемность несколько по­ низилась, а нагрузка на поворотный рычаг управления увеличилась. Но практически это не ощущается.

Дутьевые вентиляторы разных типов и конструкций л процессе эксплуатации испытывают большую нагруз­ ку. В особо тяжелых условиях работают подшипнико­ вые опоры валов.

Вентилятор, обслуживающий дутьевую систему ва­ гранки, имел неудобный для регулировки подшипнико­ вый узел вала: шариковые подшипники размещались в двух самостоятельных корпусах, крепящихся к одной

33


/

2

в собранном виде, слева — ступицы колеса: 1 -задняя; 2- передняя.

общей плите. Достигнуть точной регулировки подшипни­ ков было весьма трудно, из-за чего их работа продолжа­ лась обычно не более 3—4 месяцев. Частые остановки вентилятора мешали нормальной работе цеха.

Попробовали изменить конструкцию опор вала, как зто показано на рис. 16. Вместо двух самостоятельных корпусов подшипников, изготовили один, общий. Для точного взаимного расположения подшипников отверстия расточили с одной установки. Одетые на вал 2 шарико­ вые сферические подшипники 3 стали закрепляться в корпусе с помощью крышки 4. Кроме того, чтобы раз­ грузить радиальные подшипники от возникающего осе­ вого усилия, в конструкцию ввели шариковый упорный подшипник 5. Всю систему обеспечили надежной защи­ той от проникновения пыли и хорошей смазкой.

34

Рис. 16.

Опора вала вентилятора:

/-к о р п у с ; 2-*-вал;

3 подшипники; 4 -крышка; о -• упор­

 

ный подшипник.

Теперь вентилятор работает по году без смены под­ шипников.

** *

Взаключение остается только пожелать, чтобы эта брошюра способствовала широкому развертыванию ра­ бот по модернизации оборудования, имеющегося на

предприятиях.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Перечень некоторых примеров модернизации механического оборудования

Вид модернизации

1. Постановка электродвигателя большей мощности и с большим чис­ лом оборотов.

Основная цель модернизации

Увеличение крутящих моментов и скоростей рабочих и холостых дви­ жений.

2. Замена плоских ремней приво­ да клиновыми.

3.Изменение передаточного отно­ шения шкивов или зубчатых колес.

4.Изготовление зубчатых колес с

косым зубом и из более прочного ма­ териала.

5.Замена подшипников скольже­ ния подшипниками качения.

6.Постановка шестеренчатой ко­ робки скоростей вместо привода со ступенчатым шкивом.

7.Применение приставной коробки скоростей.

8. Устройство коробки подач с под­ вижными блоками шестерен вместо сменных зубчатых колес или шкивов.

36

І ' Г

■ Увеличение передава­ емой мощности и ком­ пактность передачи.

Изменение чисел обо­ ротов и скоростей.

Повышение прочности передачи, плавности и бесшумности ее работы.

Увеличение чисел обо­ ротов.

Увеличение

мощности

и скоростей,

компакт­

ность привода,

улучше­

ние условий техники бе­ зопасности и управления станком.

То же.

Повышение величин и чисел подач.

. л ш і т