Файл: Белокуров В. Судно движется на вершине попутной волны.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
В. Белокуров
>
*
Судно движется
з: |
на вершине |
со |
|
опопутной волны
с;
О
3
2
О
о.
с
и
*?
о
2
О
С
со
Рига — 1966 |
а |
Главное управление рыбной промышленности Западного бассейна
В. Белокуров
Судно движется на вершине
попутной волны
Отдел научно-технической информации
ЦПКТБ
РИГА — 1966
Редактор Н. В. Горняк Технический редактор А. К. Янеон Корректор Н. Г. Бауманис
Специальный редактор А. Л. К р у г л я к о в
23-я типография г. Елгава 1966 г. 60Х841/зг 0,5 1500 Заказ 1081. ЯТ 11651.
УДК 629.12:532.3
н елегко плавать, особенно средним траулерам, в зимней Атлантике. Частые штормы требуют от судоводителей повы шенной бдительности, предосторожности, предписываемой инструкциями и хорошей морской практикой.
В отличие от транспортных судов мини стерства морского флота промысловики не просто «пересекают океан», а работают в море. Отсюда следует весьма важный вывод: при ведении промысла траулер имеет переменную загрузку, тогда как у торговых судов количество принятого на
3
борт груза не меняется от момента вы хода из порта погрузки до прибытия в пункт назначения.
Изменение загрузки промысловых су дов в море не имеет строгой закономер ности. Здесь возможны самые различные варианты, например:
—судно имеет полные запасы топлива, воды, палубный груз, а трюмы полностью забиты рыбой;
—на судне полные запасы, но нет груза (после выгрузки и снабжения на плавбазе к лову еще не приступили);
—на исходе судовые запасы, а груз рыбы — незначительный;
—все промежуточные стадии загрузки
иналичия топлива и воды, колеблю щиеся между тремя вышеуказанными положениями.
Неравномерно бывают загружены и трюмы, например, один полный, а вто рой — полупустой и так далее.
Все это приводит к постоянному изме нению высоты надводного борта, диффе рента, площади действующей ватерлинии. Следовательно, элементы остойчивости в данном случае у судна не могут оста ваться постоянными.
4
Судоводитель обязан знать поведение своего судна в море при различных на грузках и при движении относительно волны. Особого внимания заслуживает случай, когда судно идет на попутной волне.
Наши промысловые суда обладают хорошими мореходными качествами. К настоящему времени в основном сред ние траулеры прошли кренования, по ре зультатам которых составлены кривые остойчивости для каждого судна при раз личных случаях погрузки.
С целью сохранения элементов остой чивости, обеспечивающих безопасность плавания, для штурманов разработаны рекомендации о нагрузках при различных условиях расположения грузов (остатки судовых запасов топлива и воды, наличие рыбопродукции и палубного груза, обле
денение и т. д.)* К сожалению, капитаны судов и их по
мощники не всегда пользуются имеющи мися информационными данными об остойчивости своего судна и не выпол няют предложенных рекомендаций. А ведь это во время штормовой погоды может привести к гибели судна и тем бо лее, если шторму сопутствует обледене
5
ние и движение судна на попутной волне. Большинство средних промысловых судов (CPT, СРТР), как правило, имеют острые образования носа и кормы, т. е. относительно малый коэффициент общей полноты водоизмещения. Отсюда сле дует, что при движении на попутной волне для них будет характерным резкое изменение (к тому же на продолжитель ное время) площади действующей ватер линии при сохранении водоизмещения. Это ведет к значительному уменьшению или увеличению поперечной метацентрической высоты, характеризующей остой
чивость судна.
Рассмотрим лишь некоторые наиболее характерные случаи при движении судна на попутной волне:
судно на спокойной воде (см. рис. 1);
судно движется на попутной волне и находится на ее подошве (см. рис. 2);
судно движется на попутной волне и находится на ее вершине (см. рис. 3).
Нетрудно видеть, что площадь дейст вующей ватерлинии S2 при нахождении судна на подошве волны (рис. 2) увели чивается, а когда судно располагается на вершине волны S3 — уменьшается, хотя
6
Судно на спокойной воде,
Рис. 1. Площадь действующей ватерлинии Бь
7
8
Судно движется на попутной волне и находится на ее подошве.
Рис. 2. Площадь действующей ватерлинии 82, причем 82> 8 ь
Судно движется на попутной волне и находится на ее вершине.
9
Рис, 3. Действующая ватерлиния Бз, причем 53> 5 ь
водоизмещение судна не меняется. Из сопоставления трех положений судна видно, что 53<51 < Б 2.
Объясняется это тем, что рыболовные суда имеют большую килеватость в райо нах носовых и кормовых образований и относительно прямостенную цилиндри ческую вставку в районе миделя.
Уменьшение высоты надводного борта в носовых и кормовых образованиях судна и увеличение ее у миделя (судно на подошве — рис. 2) повышает площадь действующей ватерлинии Эг за счет прироста ее в носовой и кормовой частях. Наоборот, уменьшение высоты надвод ного борта в районе миделя и увеличение последней в носу и корме (судно на вер шине — рис. 3) значительно сокращает площадь действующей ватерлинии Б3 за счет ее уменьшения опять-таки в районах носа, кормы. Практически можно счи тать, что с изменением надводного борта у миделя площадь действующей ватерли нии в районе цилиндрической вставки судна остается без изменения.
Из теории корабля известно, что метацентрическая высота (а следовательно,
10
и остойчивость) тем выше, чем больше площадь действующей ватерлинии.
При движении судна навстречу волне площадь последней также постоянно лзменяется, но происходит это быстро и на нормальной остойчивости судна не отра жается. Совсем иная картина при следо вании траулера на вершине попутной волны, когда скорость движения судна совпадает со скоростью распространения волны, что часто имеет место в действи тельности.
В таком случае остойчивость судна (особенно это характерно для рыболов ных судов) значительно ухудшается и на продолжительный срок.
Недооценка судоводителями подобных явлений в штормовую погоду и несоблю дение информационных данных об остой чивости приводит к тяжелым последст виям.
СОВЕТЫ СУДОВОДИТЕЛЮ
При нахождении в море в осенне-зим ний период соблюдение информационных данных об остойчивости и прочное за крытие люков и дверей судовых помеще
11
ний является верной гарантией безопас ного плавания.
Избегать вести судно по попутным вол нам. Если же какие-то обстоятельства вынуждают судоводителя идти по волнам, а тем более — полным ходом, то при первом признаке создания опасного крена при нахождении судна на гребне волны необходимо немедленно стопорить ма шину и давать задний ход или принять меры к повороту судна лагом к волне для восстановления нормальной площади дей ствующей ватерлинии.
Ни в коем случае не допускать пово рота судна по волнам, пока не будет уста новлено, что люки, двери, иллюминаторы надежно задраены, лишний палубный груз убран, а оставшийся — прочно за креплен.
Во время движения судна по волнам на палубе не должно быть членов эки пажа. Переходить с носа на корму можно лишь при соблюдении особой осторожности и только с ведома вахтен ного помощника.
12
3 4 4 5 5 5 /
Бесплатно |
вой |
|