Файл: Высоцкая П.Ф. Механизация набивки парников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОСТИЖЕНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ Н А V К И-

B J I P 0 ^ 3 B Ö Ä C T B Ö T J

#К З , н и 1 , - ЗА ИЙ

Hfc В Ы Д А Л С Я .

Г\1 IIНJ11IНJ

ШЕИВКИшгнкков

>. 'У*/

л е н и з j ,4 т ,

*

•**n fr r;

f

 

i'

i

 

«

В настоящее время нельзя уп­ равлять сельским хозяйством без науки. Надо подвести более солидную научную базу под ор­ ганизацию сельскохозяйствен­ ного производства.

(Н. С. Х р у щ е в . Из речи на Пле­ нуме ЦК КПСС 37 января 3963 года.)

I « К З , н т , - з а л * L , Н Е В Ы Д А Е Т С Я ,

П. Ф. ВЫСОЦКАЯ

МЕХАНИЗАЦИЯ НАБИВКИ ПАРНИКОВ

Л Е Н И З Д А Т

1961

АУЧН-ТЕХН' іч ес к АЯ I

’ / Б ^ Ч О Т Е ^ А С С С Р

39^9I t

J L

i m

&

Лениздат выпускает серию брошюр «Достижения сельскохозяйственной науки — в производство!», в ко­ торую входит данная брошюра.

В овощеводстве защищенного грунта одной из наи­ более трудоемких работ является набивка парников биотопливом.

ГГ. Ф. Высоцкая, преподаватель Ленинградского сельскохозяйственного института, в брошюре «Механи­ зация набивки парников» рассказывает о том, как в учебно-опытном хозяйстве института приспособили для набивки парников самоходное шасси ДСШ-14. В ре­ зультате применения шасси для выполнения этой ра­ боты в 1,8 раза снизились затраты труда и в 1,5 раза — денежных средств по сравнению с ручным способом набивки парников.

Просьба к читателям присылать свои пожелания и замечания на брошюры серии «Достижения сельско­ хозяйственной науки — в производство!» по адресу.

Ленинград, Д-23, Торговый пер., 3. Лениздат.


В постановлениях партии и правительства уделяется большое внимание вопросу круг­ логодового снабжения населения свежими овощами.

Решение этого вопроса в большой степени зависит от состояния парникового хозяйства; в парниках кроме овошей выращивают рас­ саду для открытого грунта.

В хозяйствах нашей области после сен­ тябрьского (1953 года) Пленума ЦК КПСС площадь под парниками увеличена на 320 ты­ сяч рамомест. В специализированных совхо­ зах в течение 1959—1961 годов было намече­ но построить 180 тысяч рамомест парников.

Чтобы решить одну из важнейших задач, поставленных январским (1961 года) Плену­ мом ЦК КПСС, — обеспечить непрерывный рост производства сельскохозяйственной про­ дукции при возрастающих потребностях насе­ ления в продуктах земледелия и животновод­ ства, — потребуется дальнейшее увеличение площадей овощных культур и парников.

Учитывая большую трудоемкость работы по подготовке парников, ряд научно-исследова­ тельских и конструкторских организаций раз­

5

рабатывает в настоящее время комплекс ма­ шин для овощеводства защищенного грунта.

Так, в 1958 году ВИСХОМ закончил в основном свои работы над комплексом машин для парников. В комплекс входят: парнико­ вый погрузчик, предназначенный для погруз­ ки, перелопачивания и смешивания земли, перегноя, снега, мусора, приготовления компостов и очистки односкатных парников; валь­ цовый битерный просеиватель для активного просеивания земли и перегноя, для измельче­ ния дернины, кускового торфа и комьев зем­ ли, компостов и навоза; система транспорте­ ров, которая обеспечивает перебрасывание из парников земли, снега и т. п.

К сожалению, хозяйства нашей области не имеют комплекса машин; работа в защищен­ ном грунте в основном выполняется вручную при высоких затратах труда.

Отсутствие специальных машин побуждает механизаторов создавать различные приспо­ собления к существующим тракторам и сель­ скохозяйственным машинам. В учебно-опыт­ ном хозяйстве Ленинградского сельскохозяй­ ственного института по примеру ВИМЭ было применено для набивки парников самоходное шасси ДСШ-14.

Вопрос использования самоходного шасси при набивке парников возникает в связи с тем, что котлованы существующих русских парников разделяет друг от друга тропа ши­ риной 70 см. При таком расположении пар­ ников нет возможности применять даже телегу для подвозки и загрузки в парник био­ топлива и земли. Поэтому все работы, связан­

6


ные с подготовкой парников, производятся вручную при использовании носилок или руч­

ных тачек.

Шасси, приспособленное кафедрой сельско­ хозяйственных машин для работы на стан­ дартных русских парниках, использовалось в учебно-опытном хозяйстве ЛСХИ. В резуль­ тате применения шасси для набивки парников биотопливом оказалось возможным в 1,8 раза сократить затраты труда и в 1,5 раза снизить стоимость работы в сравнении с ручным спо­ собом набивки парников при использовании

носилок.

Если учесть, что овощеводческие хозяйства имеют в достаточном количестве самоходные шасси ДСШ-14 и ДВСШ-16, которые в пе­ риод набивки парников свободны от полевых работ, что работа ведется в период, когда тропы между парниками еще заморожены и не требуют дополнительного их крепления и что приспособление может быть изготовлено из выбракованных тракторных деталей, то станет очевидной целесообразность использо­ вания шасси для набивки парников.

У приспособленного шасси увеличена ко­ лея до 2150 мм, благодаря чему оно свободно может перемещаться по тропам парника с де­ ревянной или железобетонной опалубкой и производить разгрузку самосвального кузова в парник. Установка колес шасси с увеличен­

ной

колеей на тропах парника видна на

рис.

1.

Для увеличения колеи шасси изготовлены удлинители осей.

Удлинители осей задних колес (рис. 2)

7

Рис. 1. Установка колес приспособленного самоход­ ного шасси на тропах парника.

представляют собой втулку с двумя фланца­ ми. На фланцах просверлено по шесть отвер­ стий под болты (разметка ведется по диску заднего колеса). На шасси удлинитель уста­ навливается между фланцем оси заднего ко­ леса и диска колеса.

Удлинители осей передних колес (рис. 3) — это цапфа с хвостовиком, вваренная в трубу (на конце трубы сделан разрез и приварен хомут). Цапфа удлинителя вставляется в пе­ реднюю балку рамы вместо оси колеса, а ось колеса заводится в трубу, закрепляется бол-

8

По аа

Рис. 2. Удлинитель оси заднего колеса:

/ — труба диаметром 194x17 мм ГОСТ 301—50; 2 — фланец; 3 — фла­ нец; 4 — штифт. Размер 180С3 и 180А3 согласовать с сопрягаемыми деталями. Разметку отверстий под болты согласовать с диском колеса. Два отверстия под штифты, диаметром 13 мм сверлить- и развернуть совместно с фланцем оси колеса.

том, и труба затягивается при помощи хо­ мута.

После окончания работ по набивке парни­ ков колеса шасси могут быть переставлены на заводскую колею. Монтаж и демонтаж удлинителей занимает примерно 3 часа.

Приспособление к шасси было изготовлено в мастерской учебно-опытного хозяйства. В целях уменьшения стоимости приспособления

9-



для его изготовления использованы выбрако­ ванные тракторные детали. Удлинители осей передних колес изготовлены из оси заднего моста трактора НАТИ и оси подвески трак­ тора КД-35 (после отжига ось обработана под требуемые размеры). Удлинители осей задних колес изготовлены из ступицы борто­ вой передачи и звездочки трактора НАТИ.

В наших условиях работы на парниках, при набивке их биотопливом и засыпке земли, ку­ зов шасси загружался вручную (так как хо­ зяйство не имеет погрузчика), но, несмотря на это, затраты труда и средств на подготовке парников сокращены в сравнении с ручной набивкой.

Бригада, обслуживающая шасси, состояла из 3—4 человек. В обязанности рабочих вхо­ дила полная подготовка парника с укрытием его рамами и утеплением.

На набивку парника (на 20 рамомест) тре­ буется от 1 часа 40 минут до 2 часов. Емкость биотоплива, загружаемого в парник, состав­ ляет около 19 куб. м. Для загрузки этого количества биотоплива шасси делает 18—19 рейсов. Емкость кузова намеренно не увели­ чивали, так как загрузка порциями примерно в 1 куб. м давала равномерное распределе­ ние биотоплива в котловане и сводила до ми­ нимума работу по разравниванию.

Какие результаты получены при использо­ вании шасси, видно из данных таблицы на стр. 12.

Если рассмотреть затрату времени на от­ дельные операции одного цикла работы шас­ си (загрузка кузова биотопливом, переезд к

Ю

1

Затраты труда и денежных средств при набивке парников

 

Набивка

парника

Показатели

вручную

механизиро-

 

ванная

Затраты труда (в чел.-час.)

16,8

9,2

Стоимость работы (в руб.)

44,3

29,2

парнику и заезд на тропы, разгрузка и об­ ратный ход шасси), то время полного цикла в наших условиях распределяется так: на за­ грузку кузова — 76 процентов, на переезд к парнику и заезд на тропы — 13 процентов, на разгрузку и обратный ход шасси— 11 про­ центов.

Из этого элементарного анализа расхода времени на отдельные операции видно, что длительность набивки парника в основном за­ висит от погрузочных работ.

В настоящее время совхозы и колхозы име­ ют и продолжают получать новые машины, в том числе и погрузчики. Применение погруз­ чика любой конструкции в сочетании с рабо­ той приспособленного шасси значительно со­ кратит время, нужное для подготовки парников, и высвободит рабочих. При этом следует учесть, что в хозяйствах, где предполагается использование шасси для на­ бивки парников, необходимо при закладке штабелей биотоплива и земли предусмотреть возможность заезда шасси на тропы каждого парника, выезда с них и разворота. Поэтому

12