Файл: Внедрение технологии офсетной печати на мелованной бумаге..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛИГРАФИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВ
Мо с к о в с к о е п р а вле нне
Обмен передовым опытом
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ
НА МЕЛОВАННОЙ БУМАГЕ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛИГРАФИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВ
М о с к о в с к о е п р а в л е н и е
Обмен передовым опытом
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ
НА МЕЛОВАННОЙ БУМАГЕ
М О С К В А — 1 961
|
I j G. П' /ПЛі -МАИ |
|
I |
в \ |
НАУЧН-ТЕХНММЕСІі АЯ |
Б И Б Л И О ТЕ К А СЛ О Г 1 |
I m
По инициативе Московского правления научно-тех нического общества полиграфии и издательств 22 сентяб ря I960 года состоялась встреча работников полиграфи ческих предприятий Москвы, бумажной промышленно сти и научно-исследовательских институтов, посвящен ная обмену опытом печати высокохудожественных ре продукций на мелованной бумаге офсетным способом.
Научно-техническое совещание вызвало большой ин терес полиграфической общественности.
Были заслушаны сообщения работников типографий Гознака, «Правда», «Красный пролетарий», «Советский художник» об опыте внедрения указанного процесса. При обсуждении вопроса о печати офсетным способом на мелованной бумаге выступили представители 2-го за вода полиграфических красок, ВНИИ полиграфической
ибумажной промышленности.
Внастоящей брошюре публикуются сокращенные тексты выступлений участников совещания и рекоменда ции, принятые на этом совещании.
ПЕЧАТЬ НА МЕЛОВАННОЙ БУМАГЕ ОФСЕТНЫМ СПОСОБОМ ТРЕБУЕТ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ КРАСКИ И БУМАГИ
А. УГАРОВ, Московская типография Гознака
Мы хотим поделиться опытом, приобретенным нами в процессе печатания репродукций на мелованной бумаге офсетным способом, отметить полученные результаты и передать просьбы, претензии и пожелания работникам бумажной, химической и красочной промышленности.
На протяжении длительного времени Гознак такую печать не производил. В 1956—1957 годах Управление Гознака получило заказ — печатать альбом иллюстраций палехских мастеров. Альбом этот показался довольно сложным. Первую пробу поручили сделать Московской печатной фабрике Гознака. Там пришли к заключению, что на мелованной бумаге выполнить такой заказ нельзя, и поэтому приступили к печатанию на немелованной бу маге большой плотности. В процессе работы встретились со значительными трудностями: краски не ложились, ме лованный слой был непрочным. Для его закрепления бу магу трижды покрывали олифой. Но после этого она те ряла свои печатные свойства. Кроме того, снижалась
производительность труда. Все же пробный тираж репро дукций палехских изделий отпечатали на мелованной бумаге, трижды покрытой олифой.
Нам было затем поручено |
выполнить заказы только |
|
на чисто мелованной бумаге. |
Перед нами встала зада |
|
ча — исключить покрытие мелованной бумаги олифой. |
||
Возникла мысль ознакомиться с процессом |
печатания |
|
игральных карт на Ленинградской офсетной |
фабрике. |
Выяснилось, что там печатают без всякого прогона мело ванной бумаги на олифу. Бумагу с уплотненным мело ванным слоем они получают с Ленинградской бумажной
фабрики Гознака.
Заказ репродукций работ палехских мастеров был выполнен на такой же бумаге без покрытия ее олифой. Производилась печать на однокрасочной офсетной ма шине. Особого отмарывания не было. Эта работа на Лейпцигской выставке была впоследствии отмечена при своением первой премии — Золотой медали.
«Атлас анатомии человека» печатался на офсетных двухкрасочных машинах. Во избежание отмарывания мы прокладывали через каждый лист мелованной бумаги лист офсетной. В этом случае можно полностью избежать отмарывания. Некоторые сюжеты отпечатаны на четырех красочной машине без прокладки. Мы пришли к заклю чению, что печать на мелованной бумаге офсетным спо собом следует производить по возможности только на однокрасочных машинах. Но такая печать требует при менения высококачественных красок. Мы пользовались красками, изготовленными на особых смолах, о чем в своем сообщении скажет тов. Малоголовкина.
На офсетной фабрике в Ленинграде, где мы присутст вовали с тов. Малоголовкиной, имели возможность на блюдать, как печатался альбом Академии художеств Казахской ССР. На те орнаменты, которые должны были быть отпечатаны на мелованной бумаге, был разрешен
4
повышенный процент отходов, так как мелованный слой то и дело оставался на офсетной резине. Стоимость этих технических отходов шла за счет заказчика, что совер шенно ненормально.
Бумажная промышленность должна обеспечить поли графию хорошей мелованной бумагой.
Мы мало обмениваемся опытом, который во многом может облегчить нашу работу.
Большие претензии мы предъявляем и к нашим хими- кам-красочникам. До сих пор нет соответствующего ас сортимента голубых и красных красок. Ассортимент кра сок, получаемых с наших заводов, очень беден. Нам предстоит выполнить ряд ответственных работ, требую щих затраты колоссального количества энергии, только потому, что мы не имеем бумаги и красок соответствую щего качества.
Думаю, что товарищи, которые будут касаться печати на мелованной бумаге, предъявят бумажной и красочной промышленности не меньше претензий, чем наш кол лектив.
Сегодняшнее наше совещание должно пройти под зна ком полного освоения иллюстрационной печати на мело ванной бумаге.
Некоторые товарищи интересовались, каков у нас порядок наложения красок. На четырехкрасочной маши не мы накладываем краски обычным способом по старой нашей технологии: первыми — светлые краски, синие краски идут последними.
Художественные открытки печатаем с приемкой при мерно через пять тысяч. Смывка производится только с резиновых пластин, а формы не смываем. В этом слу чае пускаем сначала красную контурную краску, а по следней — желтую.
ЗАВОДСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ — В ПОМОЩЬ ПРОИЗВОДСТВУ
Р. МАЛОГОЛОВКИНА,
Московская типография Гознака
Мы не занимались специальным изучением вопроса о взаимодействии мелованной бумаги с краской. Дело об стояло обычно так: поступал в типографию заказ, кото рый надо было выполнить на определенной мелованной бумаге, и мы подбирали соответствующую рецептуру красок. При этом мы основывались на работах, проведен ных нашим институтом, ВНИИБ и ВНИИПП.
Впервые на мелованной бумаге начали печатать в 1951—1952 годах. Тогда в нашем распоряжении не было ничего, кроме полимеризованиых льняных олиф. Печата ли первомайские открытки, и качество их оказалось очень плохим.
Мы столкнулись с трудностями, обычно встречающи мися при печати офсетом на мелованной бумаге: срыв мелового слоя и плохое закрепление краски,, вызванное фильтрующей способностью мелованной бумаги, — свя зующее быстро впитывается, а пигмент остается на по верхности и легко стирается.
6
Следующей крупной работой на мелованной бумаге была печать «Атласа анатомии человека». Чтобы избе жать срыва мелованного слоя, мы бумагу предваритель но покрывали льняной олифой, хотя сознавали все отри цательные последствия такого способа.
В красках для печати «Атласа анатомии человека» бы ло использовано масляно-стирольное связующее, которое состоит из раствора масляно-стирольной смолы марки МС-5 в оксидированной олифе. Мы имеем несколько сортов масляно-стирольных олиф, в зависимости от содержания смоляной основы (от 40 до 77%), и широ ко применяем их не только для печати на мелованной бумаге.
Нам удалось полностью избежать меления пигментов (сползания пигментов с оттиска). Краски высыхали на следующий день после печати. Применив способ пере кладки мелованной бумаги офсетной, мы предотвратили отмарывание.
При подготовке к печати альбома «Искусство Совет ского Палеха» мы предъявили Ленинградской бумажной фабрике требование изготовить бумагу с достаточно прочным меловым слоем, исключающим необходимость перед печатью покрывать ее олифой. Была получена пар тия такой бумаги. Никаких принципиальных изменений в технологию ее изготовления не было внесено. Бумага с двойным мелованным слоем дважды каландрировалась. Гладкость ее — 600 сек., впитывающая способность — от 30 до 90 сек. по ксилолу. Между прочим, такая разная впитываемость создает большие трудности при подборе рецептур красок.
Подбирая быстросохнущие краски, мы исходили из принципа закрепления, не требующего никаких конст руктивных изменений машины. Остановились на извест ном принципе закрепления, построенном на ограниченной растворимости твердых смол в' растворителях и маслах.
2 *
7
Связующее представляет собой сочетание твердых, вязких смол, масел и растворителей. Жидкая часть связующего впитывается в бумагу. Твердые смолы и пиг мент осаждаются на поверхности бумаги, краска высы хает.
В лаборатории типографии Гознака имеется неболь шая краскотерка. Мы подбирали рецептуру связующего, растирали краски и испытывали их на офсетной машине «Romayor», контролируя скорость высыхания и проч ность их закрепления. Полученные краски полностью за креплялись за 5 минут. Но они обладали плохими печат ными свойствами. Для их улучшения в связующее ввели масляно-стирольную смолу. Твердые смолы подбирались по принципу их растворимости и температуры плавления. В связующее входят: твердые смолы—парабутилфеноль- ная марки 101 Л, канифольно-малеиновая марки КМ, масляно-стирольная смола, масло тунговое и турбинное, керосиновая фракция температуры кипения 220—290°.
Вначале мы использовали уайт-спирит, но потом за менили его керосиновой фракцией. Содержание смол в связующем — 33%, масел и растворителей — 66%. Отно шение твердых смол к вязким— 1 : 0,5. Первые краски высыхали за 2—3 часа.
Альбом «Искусство Советского Палеха» печатали в 12 красок. Первые 3 краски готовили по рецептуре, о которой я уже говорила. Начиная с четвертой краски, мы исключали минеральное масло, снижали содержание смолы 101 Л и заменяли керосиновую фракцию уайтспиритом.
В необходимости исключения керосиновой фракции мы не убеждены, так как по лабораторным данным крас ки с керосиновой фракцией и уайт-спиритом высыхают одновременно, но краски с керосиновой фракцией лучше хранятся.
Большое значение придавалось подбору ассортимента пигментов для этой работы. Консультировались с работ никами НИИОПиК. Они утверждают, что отработаны производственные регламенты ярких, насыщенных лаков, но заводы не изготовляют их по той причине, что не полу чают заказов от полиграфической промышленности. А не заказывают их потому, что они еще слишком дороги. Снизить же цену, пока не налажено массовое производ ство, трудно.
Из имеющегося ассортимента пигментов мы выбрали
следующие: желтые — пигмент |
желтый светопрочный, |
|
пигмент желтый светопрочный 2,3; |
красные — пигмент |
|
алый Ж, пигмент ярко-красный |
4Ж, |
пигмент розовый |
Ж, лак основной розовый; синие — пигмент голубой фталоцианиновый, лак основной синий К; черные краски — сажа с подцветкой милори и лаком основным синим К. На этом связующем получили хорошую черную интен сивную краску, обладающую блеском.
Сейчас нам предстоит печатать «Персидские миниа тюры». Работа сложная, требующая ярких, насыщенных красок, а ассортимент пигментов, и без того не очень ши рокий, сузился. Сняты с производства хороший пиг мент — розовый Ж, лак розовый антрохиноновый. Пигмент голубой фталоцианиновый поступает часто с отклонениями по цвету от эталона, а с лаком бирюзовым светопрочным дело обстоит совсем плохо. В качестве поверхностноактивной добавки использовали препарат 00 2 0 , выпускаемый НИИОПиК.
Было установлено, что при введении ОС-20 краски впитываются скорее.
Мы обратились в Научно-исследовательский институт Гознака с просьбой провести работу по созданию мело ванной бумаги с прочным мелованным слоем, хорошей впитываемостью и недеформирующейся. Институт пред ложил для проклейки основы вместо канифоли ис
9