Файл: Батурин В. Методы контроля работы трала на БМРТ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное управление рыбной промышленности Западного бассейна

В. БАТУРИН, Н. КУДРЯВЦЕВ

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТРАЛА НА БМРТ

Отдел научно-технической информации ЦПКТБ

Рига 1966

%F1 -,TF.KA ОО.СР . .

Лл7оШ

Б1

б е

 

Ш

Специальный редактор А. А. Грядунов

УДК 639.2.081.1

КОНТРОЛЬ ДЛИНЫ ВАЕРОВ НА БМРТ С ПОМОЩЬЮ ДИНАМОМЕТРА

Ваера в процессе эксплуатации на

судах типа БМРТ вытягиваются неравно­ мерно. Это происходит потому, что под нагрузкой один ваер раскручивается

иудлиняется, а другой — закручивается

иукорачивается. Кручение ваеров возни­

кает в результате применения тросов с одинаковой круткой и выработки глу­ боких канавок в шкивах подвесных бло­ ков. Образующееся несоответствие в длине вытравленных ваеров приводит к перекосам трала и снижению его уловистости. Для того чтобы избежать перекосов, необходимо тщательно кон-

3

Установка для контроля длины ваеров на БМРТ

1

натяжной винт, 2 — приварная гайка, 3 — скоба,

4

рама,

5 —

динамометр, 6 — неподвижный ролик,

 

 

7

подвижный ролик, 8 — ваер.

тролировать длину ваеров и своевре­ менно их выравнивать.

Однако существующие способы проме­ ров не позволяют эффективно выравни­ вать ваера, так как не учитывается из­

4

менение их длины в результате кручения. Дело в том, что ваера больше крутятся за подвесными блоками, а на палубе перед лебедкой — почти совсем не кру­ тятся. Это можно заметить при внима^- тельном наблюдении за марками во время травления и выборки ваеров. На­ личие перекосов в трале в этих случаях можно установить лишь по косвенным признакам, например, по осветленности распорных досок, клячевок, бобинцев

идругих деталей траловой оснастки. Однако таким путем трудно опреде­

лить точную величину перекоса и поэтому нельзя эффективно регулировать длину ваеров.

На БМРТ-346 Рижской БРРФ решили выравнивать ваера путем регулирования их натяжения. Для этой цели применили обычный пружинный динамометр ДРВ-5, рассчитанный на нагрузку в 5 тонн. Динамометр смонтировали на специаль­ ной треугольной раме, на которой укре­ пили три ролика, предназначенных для передачи натяжения: два неподвижных и один подвижный. Динамометр устано­ вили на ваер после взятия на стопор таким образом, чтобы ваер касался одно­ временно всех трех роликов. Для этого

5


откидывали поворотную щеку обоймы подвижного ролика и заводили ваер, одновременно устанавливая на него не­ подвижные ролики. Под раму с динамо­ метром ставили специальную подставку. Затем с помощью натяжного винта соз­ давали определенное натяжение ваера (в 1 или 1,5 тонн) и отмечали при этом количество витков на резьбе винта.

После этого динамометр переставляли на другой ваер, вновь закручивали винт на то же количество витков, что и на пер­ вом ваере. Выяснилась разница показа­ ний динамометра: длина второго ваера оказалась меньше или больше первого. В случае, если натяжение второго ваера меньше, то ваер надо потравить до тех пор, пока натяжение не станет одинако­ вым с первым ваером. Если натяжение второго ваера больше, то надо потравить первый ваер. Таким образом, путем выравнивания натяжения в обоих ваерах можно добиться выравнивания их длины.

Удобнее контролировать длину вытрав­ ленных ваеров с помощью двух динамо­ метров, устанавливаемых одновременно на обоих ваерах.

Такой прогрессивный метод контроля длины ваеров нашел применение на су­

6

дах Рижской базы рыболовного рефри­ жераторного флота и дал возможность рациональнее использовать промысловое время, избегать перекосов трала.

ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТРАЛОВЫМИ ДОСКАМИ

Новый несложный по устройству при­ бор для определения расстояния между траловыми досками на БМРТ предложен специалистами Калининградской БРРФ. Он состоит из металлической рейки с делениями и визирной рамки, переме­ щающейся по рейке. Для того чтобы произвести замер, прибор крепят между ваерами за подвесными блоками с помо­ щью тросика, который набивается втугую талрепом.

После этого с помощью визирной рамки определяют величину расхождения ваеров у подвесных блоков. Затем потрав­ ливают ваера на заранее выбранную длину, например, на 5 метров, подбирают их и опять определяют по отсчетам на рейке величину расхождения ваеров. Получив замеры и зная длину вытрав-

7

е

3 г

И З

Прибор для определения расстояния между траловыми досками

1 — фиксатор, 2 — пружина, 3 — ползун, 4 — рейка.

Схема крепления прибора между ваерами



ленных ваеров, можно легко определить расстояние между траловыми досками на основании подобия треугольников.

Например: длина вытравленных, вае­ ров 500 метров. Первый отсчет на рейке составляет 0 см, второй отсчет ра­ вен 50 сантиметрам. Значит, расхожде­ ние ваеров на расстоянии 5 метров от блоков будет равно 50 см.

Зная, что расстояние между подвес­ ными блоками равно 8 метрам, нетрудно подсчитать, какое расстояние будет

между траловыми досками: ^ -500м +

+ 8,0 м= 58,0 метров.

Новыми приборами успешно пользуют­ ся на судах БМРТ и РТМ.

Изготовляет их Советский судомехани­ ческий завод.

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕКОСОВ

ВТРАЛЕ

Дл я определения перекосов в трале на

.БМРТ «Лев Толстой» Калининградской БРРФ применили простой и эффектив­ ный способ.

И

/

Рис. 1. Схема крепления зажима к тросику

1 — стальной тросик, 2 —

зажим, 3 — пенал с сахаром,

4 — конец для

подвязки кухтыля.

Перед спуском трала к его голым кон­ цам подсоединяют (см. рис. 1—2) сталь­ ной тросик (1) диаметром 2,5 мм короче верхней подборы (5) на 3—4 метра. На тросик подвешивают за ушко металличе­ ский кухтыль (6). Во время траления кухтыль будет находиться в определен­ ном месте. В результате трения ушка

12

Рис. 2. Схема расположения тросика с кухтылем во время траления

/

кухтыля о тросик, появляется ясно раз­ личимый характерный блеск металла. Это дает возможность судить о наличии перекоса. Если при измерении окажется, что расстояния от кондов крыльев до подтертого кухтылем места неодинако­ вы, значит трал идет с перекосом. Вели­

чина

перекоса будет

равна

разности

этих длин.

 

 

Чтобы устранить перекос, надо раз­

ность

длин тросика

поделить

пополам

и дотравить короткий ваер на эту вели­ чину.

Для фиксации кухтыля на тросике

(1) может быть с успехом применен специальный зажим (2) с сахарным пеналом (3). По мере того, как сахар в пенале из фольги тает, зажим успевает занять определенное положение.

Этот метод может быть рекомендован при тралении на прямых курсах, а в слу­ чае наличия течения — на курсах, парал­ лельных течению.

14


СОДЕРЖАНИЕ

 

Контроль длины ваеров на БМРТ с помощью

динамометра.......................................................

3

Прибор для определения расстояния между

 

траловыми доскам и ........................................

7

Способ определения перекосов в трале . . .

И

Редактор Г. А. Задворнев Обложка и техническое редактирование Е Ф. Левченко

Корректор Н. Г. Бауманис

23-я типография г. Елгава 1966 г. з. 304 160J ЯТ 01088