ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
Главное управление рыбной промышленности Западного бассейна
В. БАТУРИН, Н. КУДРЯВЦЕВ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТРАЛА НА БМРТ
Отдел научно-технической информации ЦПКТБ
Рига — 1966
%F1 -,TF.KA ОО.СР . .
Лл7оШ
Б1 |
б е |
|
Ш
Специальный редактор А. А. Грядунов
УДК 639.2.081.1
КОНТРОЛЬ ДЛИНЫ ВАЕРОВ НА БМРТ С ПОМОЩЬЮ ДИНАМОМЕТРА
Ваера в процессе эксплуатации на
судах типа БМРТ вытягиваются неравно мерно. Это происходит потому, что под нагрузкой один ваер раскручивается
иудлиняется, а другой — закручивается
иукорачивается. Кручение ваеров возни
кает в результате применения тросов с одинаковой круткой и выработки глу боких канавок в шкивах подвесных бло ков. Образующееся несоответствие в длине вытравленных ваеров приводит к перекосам трала и снижению его уловистости. Для того чтобы избежать перекосов, необходимо тщательно кон-
3
Установка для контроля длины ваеров на БМРТ
1 |
— |
натяжной винт, 2 — приварная гайка, 3 — скоба, |
||
4 |
— |
рама, |
5 — |
динамометр, 6 — неподвижный ролик, |
|
|
7 |
— |
подвижный ролик, 8 — ваер. |
тролировать длину ваеров и своевре менно их выравнивать.
Однако существующие способы проме ров не позволяют эффективно выравни вать ваера, так как не учитывается из
4
менение их длины в результате кручения. Дело в том, что ваера больше крутятся за подвесными блоками, а на палубе перед лебедкой — почти совсем не кру тятся. Это можно заметить при внима^- тельном наблюдении за марками во время травления и выборки ваеров. На личие перекосов в трале в этих случаях можно установить лишь по косвенным признакам, например, по осветленности распорных досок, клячевок, бобинцев
идругих деталей траловой оснастки. Однако таким путем трудно опреде
лить точную величину перекоса и поэтому нельзя эффективно регулировать длину ваеров.
На БМРТ-346 Рижской БРРФ решили выравнивать ваера путем регулирования их натяжения. Для этой цели применили обычный пружинный динамометр ДРВ-5, рассчитанный на нагрузку в 5 тонн. Динамометр смонтировали на специаль ной треугольной раме, на которой укре пили три ролика, предназначенных для передачи натяжения: два неподвижных и один подвижный. Динамометр устано вили на ваер после взятия на стопор таким образом, чтобы ваер касался одно временно всех трех роликов. Для этого
5
откидывали поворотную щеку обоймы подвижного ролика и заводили ваер, одновременно устанавливая на него не подвижные ролики. Под раму с динамо метром ставили специальную подставку. Затем с помощью натяжного винта соз давали определенное натяжение ваера (в 1 или 1,5 тонн) и отмечали при этом количество витков на резьбе винта.
После этого динамометр переставляли на другой ваер, вновь закручивали винт на то же количество витков, что и на пер вом ваере. Выяснилась разница показа ний динамометра: длина второго ваера оказалась меньше или больше первого. В случае, если натяжение второго ваера меньше, то ваер надо потравить до тех пор, пока натяжение не станет одинако вым с первым ваером. Если натяжение второго ваера больше, то надо потравить первый ваер. Таким образом, путем выравнивания натяжения в обоих ваерах можно добиться выравнивания их длины.
Удобнее контролировать длину вытрав ленных ваеров с помощью двух динамо метров, устанавливаемых одновременно на обоих ваерах.
Такой прогрессивный метод контроля длины ваеров нашел применение на су
6
дах Рижской базы рыболовного рефри жераторного флота и дал возможность рациональнее использовать промысловое время, избегать перекосов трала.
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ТРАЛОВЫМИ ДОСКАМИ
Новый несложный по устройству при бор для определения расстояния между траловыми досками на БМРТ предложен специалистами Калининградской БРРФ. Он состоит из металлической рейки с делениями и визирной рамки, переме щающейся по рейке. Для того чтобы произвести замер, прибор крепят между ваерами за подвесными блоками с помо щью тросика, который набивается втугую талрепом.
После этого с помощью визирной рамки определяют величину расхождения ваеров у подвесных блоков. Затем потрав ливают ваера на заранее выбранную длину, например, на 5 метров, подбирают их и опять определяют по отсчетам на рейке величину расхождения ваеров. Получив замеры и зная длину вытрав-
7
е |
3 г |
И З |
Прибор для определения расстояния между траловыми досками
1 — фиксатор, 2 — пружина, 3 — ползун, 4 — рейка.
Схема крепления прибора между ваерами
ленных ваеров, можно легко определить расстояние между траловыми досками на основании подобия треугольников.
Например: длина вытравленных, вае ров 500 метров. Первый отсчет на рейке составляет 0 см, второй отсчет ра вен 50 сантиметрам. Значит, расхожде ние ваеров на расстоянии 5 метров от блоков будет равно 50 см.
Зная, что расстояние между подвес ными блоками равно 8 метрам, нетрудно подсчитать, какое расстояние будет
между траловыми досками: ^ -500м +
+ 8,0 м= 58,0 метров.
Новыми приборами успешно пользуют ся на судах БМРТ и РТМ.
Изготовляет их Советский судомехани ческий завод.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕКОСОВ
ВТРАЛЕ
Дл я определения перекосов в трале на
.БМРТ «Лев Толстой» Калининградской БРРФ применили простой и эффектив ный способ.
И
/
Рис. 1. Схема крепления зажима к тросику
1 — стальной тросик, 2 — |
зажим, 3 — пенал с сахаром, |
4 — конец для |
подвязки кухтыля. |
Перед спуском трала к его голым кон цам подсоединяют (см. рис. 1—2) сталь ной тросик (1) диаметром 2,5 мм короче верхней подборы (5) на 3—4 метра. На тросик подвешивают за ушко металличе ский кухтыль (6). Во время траления кухтыль будет находиться в определен ном месте. В результате трения ушка
12
Рис. 2. Схема расположения тросика с кухтылем во время траления
/
кухтыля о тросик, появляется ясно раз личимый характерный блеск металла. Это дает возможность судить о наличии перекоса. Если при измерении окажется, что расстояния от кондов крыльев до подтертого кухтылем места неодинако вы, значит трал идет с перекосом. Вели
чина |
перекоса будет |
равна |
разности |
этих длин. |
|
|
|
Чтобы устранить перекос, надо раз |
|||
ность |
длин тросика |
поделить |
пополам |
и дотравить короткий ваер на эту вели чину.
Для фиксации кухтыля на тросике
(1) может быть с успехом применен специальный зажим (2) с сахарным пеналом (3). По мере того, как сахар в пенале из фольги тает, зажим успевает занять определенное положение.
Этот метод может быть рекомендован при тралении на прямых курсах, а в слу чае наличия течения — на курсах, парал лельных течению.
14
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Контроль длины ваеров на БМРТ с помощью |
|
динамометра....................................................... |
3 |
Прибор для определения расстояния между |
|
траловыми доскам и ........................................ |
7 |
Способ определения перекосов в трале . . . |
И |
Редактор Г. А. Задворнев Обложка и техническое редактирование Е Ф. Левченко
Корректор Н. Г. Бауманис
23-я типография г. Елгава 1966 г. з. 304 160J ЯТ 01088