Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
П о р о д о п о г р у з о ч н ые машины непрерывного действия имеют высо кую производительность, достигающую у наиболее мощных машин 250 т/ч.
Применяемые в настоящее время погрузочные машины прерыв ного действия х а р а к т е р и з у ю т с я следующими основными парамет рами: производительность 20—90 м 3 /ч ; емкость ковша 0,17—0,38 м 3 ; фронт п о г р у з к и 2—4,2 м; мощность двигателей 18—48 квт и более; масса 3—11 т. Имеются отдельные образцы более производительных и
мощных |
машин . |
|
|
|
|
|
|
|
К а к правило, в забое проводимой выработки работает одна породо |
||||||||
п о г р у з о ч н а я машина . |
Однако при |
скоростном |
проведении двухпу - |
|||||
тевых выработок |
иногда |
п о г р у з к у |
взорванной |
породы |
производят |
|||
в одном |
забое двумя |
погрузочными |
машинами . |
|
||||
В о з в е д е н и е |
п о с т о я н н о й |
к р е п и . Наиболее типич |
||||||
ные конструкции |
горных |
крепей |
к а п и т а л ь н ы х |
горных |
выработок |
были рассмотрены ранее . Постоянную крепь зачастую возводят на
некотором р а с с т о я н и и ' о т забоя независимо |
от выполнения в забое |
|
остальных основных процессов. Е с л и выработку проводят |
безвремен |
|
ной крепи, то постоянную к р е п ь (обычно рамы или арки) |
устанавли |
|
вают в непосредственной близости от забоя . |
|
|
Вспомогательные проходческие работы . |
Четкое и своевременное |
выполнение вспомогательных процессов обеспечивает достижение
высоких скоростей |
проведения горных |
выработок . |
|
|
В о з в е д е н и е |
в р е м е н н о й |
к р е п и |
преследует |
цель |
поддержать к р о в л ю |
и бока выработки с момента |
обнажения |
пород |
до установки постоянной крепи . Постоянную крепь возводят не сразу,
чтобы не з а д е р ж и в а т ь |
производство |
остальных |
проходческих |
работ. |
|||||||||||||
П р и |
наличии временной к р е п и |
постоянную |
крепь возводят |
на |
рас |
||||||||||||
стоянии 15—45 м от забоя . Т а к о е расстояние оказывается |
достаточ |
||||||||||||||||
ным дл я независимого |
выполнения |
работ по возведению постоянной |
|||||||||||||||
крепи и прочих |
работ |
по проведению горной выработки . |
|
|
|
||||||||||||
|
В р е м е н н а я к р е п ь |
состоит |
из деревянных |
или металлических |
раз |
||||||||||||
борных переносных |
рам, устанавливаемых на расстоянии 0,5 м одна |
||||||||||||||||
от |
другой, |
в зависимости |
от устойчивости |
боковых |
пород |
и пород |
|||||||||||
к р о в л и . Иногда |
применяют |
выдвижную |
временную |
крепь, |
предста |
||||||||||||
в л я ю щ у ю |
собой два рельса, |
подвешенных |
с помощью |
скоб к |
верхня - |
||||||||||||
кам |
ранее |
установленной |
крепи и уложенного |
на них перекрытия |
|||||||||||||
из |
досок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а с т и л к а |
|
р е л ь с о в ы х |
п у т е й . |
Д л я удобства |
по |
|||||||||||
г р у з к и и |
откатки взорванной |
породы ж е л а т е л ь н о рельсовые |
пути |
||||||||||||||
подводить |
возможно |
ближе |
к |
забою. Та к ка к подвигание |
забоя за |
||||||||||||
ц и к л |
(1,5-—2 м) всегда |
меньше |
длины звена |
рельсов |
(8 м), по |
мере |
|||||||||||
подвигания забоя рельсовый п у т ь в выработке н а р а щ и в а е т с я |
корот |
||||||||||||||||
кими |
отрезками |
длиной |
1-—2 |
м. |
После |
того |
ка к |
общая |
длина |
временно у л о ж е н н ы х коротких отрезков рельсов достигнет длины
нормального звена (8 м), их заменяют |
рельсами нормальной длины . |
|
Рельсовые |
пути пр и п о г р у з к е можно |
н а р а щ и в а т ь т а к ж е с помощью |
выдвижных |
рельсов . |
|
71
В м а г и с т р а л ь н ы х |
в ы р а б о т к а х |
( к в е р ш л а г и , |
полевые ш т р е к и и |
||||||||||
штольни) постоянные |
рельсовые |
пути у к л а д ы в а ю т на |
специальный |
||||||||||
балластный |
слой |
из |
щ е б н я . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У с т р о й с т в о в о д о о т в о д н о й |
к а н а в к и |
в |
выра |
||||||||||
ботке необходимо |
д л я сбора и стока рудничных |
вод. Водоотводную |
|||||||||||
к а н а в к у проходят |
одновременно |
с проведением |
выработки . К а н а в к у |
||||||||||
размещают |
і одной стороны в ы р а б о т к и и р е ж е |
посредине выработки . |
|||||||||||
П л о щ а д ь поперечного |
сечения |
водоотводных |
к а н а в о к принимается |
||||||||||
0,035—0,07 |
м 2 , в |
зависимости |
от |
ожидаемого |
притока . |
П р о п у с к н а я |
|||||||
способность |
т а к и х |
к а н а в о к равна |
130—250 м 3 /ч . К а к было |
с к а з а н о , |
|||||||||
к а п и т а л ь н ы е г о р и з о н т а л ь н ы е выработки |
проводят с у к л о н о м 0,004— |
||||||||||||
0,005 в сторону околоствольного |
двора |
(или у с т ь я штольни) . |
Соот |
||||||||||
ветственно |
и водоотводные к а н а в к и |
имеют |
такой |
ж е у к л о н , |
который |
||||||||
вполне достаточен |
д л я стока |
рудничных |
вод. |
|
|
|
|
|
|||||
г |
|
|
|
WO |
14950113720) |
|
|
|
|
H |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
135001
Рас. |
47. Н а к л а д н а я |
з а м к н у т а я с и м м е т р и ч н а я |
разминовка |
|
|||
К о н с т р у к ц и я |
к р е п и водоотводной |
к а н а в к и |
принимается в |
зависи |
|||
мости от вида к р е п и |
выработки . |
|
|
|
|
||
П е р е н о с к а |
м а н е в р о в ы х |
и |
т р а н с п о р т н ы х |
||||
п р и с п о с о б л е н и й , |
о б м е н |
в а г о н е т о к . П р и |
ограни |
ченных р а з м е р а х проводимых выработок по ш и р и н е и пр и возмож
ности погрузочной м а ш и н ы производить |
п о г р у з к у одновременно |
||||||||||||||
только |
одной вагонетки |
возникает |
необходимость применения |
спе |
|||||||||||
ц и а л ь н ы х устройств и приемов |
д л я обмена |
г р у ж е н ы х |
вагонеток на |
||||||||||||
п о р о ж н и е . Обмен вагонеток может производиться по одной с |
расцеп |
||||||||||||||
кой |
вагонеток |
в п а р т и и |
ил и нерасцепленными составами. |
|
|
|
|||||||||
|
В |
однопутевых |
в ы р а б о т к а х |
вагонетки |
обменивают |
с |
помощью |
||||||||
р а з л и ч н ы х устройств, |
которые и определяют |
р а з л и ч н ы е |
схемы |
манев |
|||||||||||
ров |
по замене |
г р у ж е н ы х |
вагонеток |
на |
п о р о ж н и е . Н а и б о л е е распро |
||||||||||
страненным маневровым |
устройством я в л я е т с я н а к л а д н а я |
|
з а м к н у т а я |
||||||||||||
симметричная р а з м и н о в к а (рис. 47), к о т о р а я |
у к л а д ы в а е т с я |
на |
основ |
||||||||||||
ной |
рельсовый |
путь . |
П о р о ж н и е вагонетки |
располагают |
на |
|
одной |
||||||||
ветви |
р а з м и н о в к и , |
а |
г р у ж е н ы е |
— на д р у г о й . Д л я с о к р а щ е н и я |
вре |
||||||||||
мени простоя погрузочной м а ш и н ы |
р а з м и н о в к а д о л ж н а |
н а х о д и т ь с я |
|||||||||||||
возможно б л и ж е к забою выработки . |
П о д т я г и в а н и е |
р а з м и н о в к и к |
|||||||||||||
забою |
периодически |
производится |
породопогрузочной |
|
м а ш и н о й . |
||||||||||
Н а |
замену одной |
г р у ж е н о й вагонетки |
на п о р о ж н ю ю |
з а т р а ч и в а е т с я |
70—90 сек.
72
В двухпутевых выработках обмен вагонеток несколько упроща ется. Одним из наиболее простых и широко применяемых маневро вых устройств в этих у с л о в и я х я в л я е т с я н а к л а д н а я плита - разми - новка (рис. 48). Вслед за подвиганием забоя погрузочная машина
Р и с . 48. |
Н а к л а д н а я п л г л а - р а з м и н о в к а |
|
передвигает н а к л а д н у ю |
плиту - разминовку . |
Продолжительность |
маневров на замену одной г р у ж е н о й вагонетки на порожнюю со ставляет 15—20 сек.
|
Р и с . |
4 9. Схема |
п о г р у з к и с |
применением п о р т а л ь н о г о |
п е р е г р у ж а т е л я |
|
|
||||
1 — п о г р у з о ч н а я |
м а ш и н а ; |
2 — п о р т а л ь н ы й |
|
п е р е г р у ж а т е л ь ; |
з — |
п о р о ж н и е |
вагонетки; |
|
|||
|
|
|
вагонетка |
п о д п о г р у з к о й |
|
|
|
|
|
||
Применение вагонеток большой емкости исключает |
возможность |
||||||||||
использования н а к л а д н ы х плит - разминовок . Кроме того, |
рассмотрен |
||||||||||
ные |
маневровые устройства |
не |
позволяют |
вести непрерывную |
по |
||||||
г р у з к у породы . Непрерывность |
работы породопогрузочной |
машины |
|||||||||
обеспечивается установкой м е ж д у погрузочной машиной |
и |
з а г р у ж а |
|||||||||
емыми вагонетками портального и л и подвесного перегрузочного |
кон |
||||||||||
вейера. Одна |
из таких схем приведена на рис. 49. П а р т и ю п о р о ж н и х |
||||||||||
вагонеток подают под портальный перегружатель . П о мере |
з а г р у з к и |
||||||||||
вагонеток партию вагонеток без расцепки вытягивают из-под |
п о р т а л ь |
||||||||||
ного |
п е р е г р у ж а т е л я |
электровозом |
и л и лебедкой. П р и этом |
погрузоч |
|||||||
н а я |
машина |
может |
работать |
без |
остановки. |
|
|
|
|
П р о к л а д к а т р у б о п р о в о д о в и н а в е с к а к а б е -
л е й. |
В е н т и л я ц и о н н ы е трубопроводы |
и трубопроводы |
сжатого воз |
|||||||||||||||
д у х а , |
а |
т а к ж е осветительные |
и |
силовые |
к а б е л и |
п р о к л а д ы в а ю т |
и |
|||||||||||
навешивают |
в |
выработке |
так, |
чтобы |
и с к л ю ч а л а с ь |
возможность |
их |
|||||||||||
п о в р е ж д е н и я |
вагонетками и электровозами . Т р у б ы и к а б е л и |
прокла |
||||||||||||||||
дывают |
в в е р х н и х |
у г л а х |
выработки |
и с помощью с п е ц и а л ь н ы х |
крон |
|||||||||||||
штейнов |
навешивают |
на |
крепь . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
О р г а н и з а ц и я работ . |
Основные |
и |
вспомогательные |
работы |
в |
забое |
||||||||||||
проводимой |
выработки |
повторяются |
и в |
совокупности |
составляют |
|||||||||||||
проходческий |
ц и к л . В |
результате в ы п о л н е н и я проходческого |
ц и к л а |
|||||||||||||||
забой |
выработки подвигается на величину з а х о д к и , р а в н у ю примерно |
|||||||||||||||||
глубине |
ш п у р о в . |
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь |
проходческого |
ц и к л а |
|
бывает |
||||||||||||
различной . |
В |
сутки может в ы п о л н я т ь с я один, два |
и |
более |
ц и к л о в . |
|||||||||||||
Последовательность |
в ы п о л н е н и я |
проходческих |
процессов |
в к а ж |
дом забое и их длительность предусматриваются специальным рас
писанием — графиком организации |
работ. |
В |
соответствии с п р и н я |
|
тым графиком о р г а н и з а ц и и одни |
процессы |
в ы п о л н я ю т с я |
последова |
|
тельно, другие — одновременно. |
Совмещение |
отдельных |
процессов |
во времени несколько осложняет их выполнение, но дает возмож
ность с о к р а т и т ь общую длительность проходческого ц и к л а , а следо |
||
вательно, увеличить число |
выполняемых ц и к л о в в единицу времени |
|
и тем самым достичь более |
высокой скорости проведения выработки . |
|
Д р у г о й |
п у т ь у в е л и ч е н и я |
скорости, проведения выработок — сокра |
щение |
длительности отдельных проходческих работ и операций за |
счет применения более мощных и высокопроизводительных м а ш и н и механизмов, а т а к ж е за счет интенсификации основных проходческих процессов посредством у в е л и ч е н и я количества одновременно дейст в у ю щ и х м а ш и н и механизмов (например, применение в забое одно временно двух погрузочных машин) .
Проведение к в е р ш л а г о в , полевых штреков и штолен осущест вляется у к р у п н е н н ы м и комплексными бригадами, состоящими из 40—
80 и более проходчиков . |
К а ж д ы й проходчик комплексной |
бригады |
может в ы п о л н я т ь любую |
операцию проходческого ц и к л а . |
У к р у п |
ненные комплексные бригады разбивают на звенья, к а ж д о е из кото рых выполняет все работы в забое в течение смены.
Скорость проведения горизонтальных выработок по к р е п к и м однородным породам составляет в среднем 45—60 м/месяц. П р и ско ростном проведении выработок эти цифры значительно увеличива ются .
Вбольшинстве случаев скоростные проходки организуют по
круглосуточному г р а ф и к у из трех и л и четырех смен в сутки .
Н и ж е приводится пример скоростного проведения полевого штрека на шахте Донецкого бассейна комплексной бригадой проход чиков .
Скоростное проведение штрека осуществлялось по многоциклич ному г р а ф и к у , предусматривающему выполнение двух ц и к л о в за шестичасовую смену и восьми циклов в сутки . Работы вели в четыре смены п р и непрерывной рабочей неделе. К о м п л е к с н а я проходче -
74