Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П о р о д о п о г р у з о ч н ые машины непрерывного действия имеют высо­ кую производительность, достигающую у наиболее мощных машин 250 т/ч.

Применяемые в настоящее время погрузочные машины прерыв ­ ного действия х а р а к т е р и з у ю т с я следующими основными парамет­ рами: производительность 20—90 м 3 /ч ; емкость ковша 0,17—0,38 м 3 ; фронт п о г р у з к и 2—4,2 м; мощность двигателей 18—48 квт и более; масса 3—11 т. Имеются отдельные образцы более производительных и

мощных

машин .

 

 

 

 

 

 

 

К а к правило, в забое проводимой выработки работает одна породо­

п о г р у з о ч н а я машина .

Однако при

скоростном

проведении двухпу -

тевых выработок

иногда

п о г р у з к у

взорванной

породы

производят

в одном

забое двумя

погрузочными

машинами .

 

В о з в е д е н и е

п о с т о я н н о й

к р е п и . Наиболее типич­

ные конструкции

горных

крепей

к а п и т а л ь н ы х

горных

выработок

были рассмотрены ранее . Постоянную крепь зачастую возводят на

некотором р а с с т о я н и и ' о т забоя независимо

от выполнения в забое

остальных основных процессов. Е с л и выработку проводят

безвремен ­

ной крепи, то постоянную к р е п ь (обычно рамы или арки)

устанавли ­

вают в непосредственной близости от забоя .

 

Вспомогательные проходческие работы .

Четкое и своевременное

выполнение вспомогательных процессов обеспечивает достижение

высоких скоростей

проведения горных

выработок .

 

В о з в е д е н и е

в р е м е н н о й

к р е п и

преследует

цель

поддержать к р о в л ю

и бока выработки с момента

обнажения

пород

до установки постоянной крепи . Постоянную крепь возводят не сразу,

чтобы не з а д е р ж и в а т ь

производство

остальных

проходческих

работ.

П р и

наличии временной к р е п и

постоянную

крепь возводят

на

рас­

стоянии 15—45 м от забоя . Т а к о е расстояние оказывается

достаточ­

ным дл я независимого

выполнения

работ по возведению постоянной

крепи и прочих

работ

по проведению горной выработки .

 

 

 

 

В р е м е н н а я к р е п ь

состоит

из деревянных

или металлических

раз ­

борных переносных

рам, устанавливаемых на расстоянии 0,5 м одна

от

другой,

в зависимости

от устойчивости

боковых

пород

и пород

к р о в л и . Иногда

применяют

выдвижную

временную

крепь,

предста­

в л я ю щ у ю

собой два рельса,

подвешенных

с помощью

скоб к

верхня -

кам

ранее

установленной

крепи и уложенного

на них перекрытия

из

досок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а с т и л к а

 

р е л ь с о в ы х

п у т е й .

Д л я удобства

по­

г р у з к и и

откатки взорванной

породы ж е л а т е л ь н о рельсовые

пути

подводить

возможно

ближе

к

забою. Та к ка к подвигание

забоя за

ц и к л

(1,5-—2 м) всегда

меньше

длины звена

рельсов

(8 м), по

мере

подвигания забоя рельсовый п у т ь в выработке н а р а щ и в а е т с я

корот­

кими

отрезками

длиной

1-—2

м.

После

того

ка к

общая

длина

временно у л о ж е н н ы х коротких отрезков рельсов достигнет длины

нормального звена (8 м), их заменяют

рельсами нормальной длины .

Рельсовые

пути пр и п о г р у з к е можно

н а р а щ и в а т ь т а к ж е с помощью

выдвижных

рельсов .

 

71


В м а г и с т р а л ь н ы х

в ы р а б о т к а х

( к в е р ш л а г и ,

полевые ш т р е к и и

штольни) постоянные

рельсовые

пути у к л а д ы в а ю т на

специальный

балластный

слой

из

щ е б н я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У с т р о й с т в о в о д о о т в о д н о й

к а н а в к и

в

выра­

ботке необходимо

д л я сбора и стока рудничных

вод. Водоотводную

к а н а в к у проходят

одновременно

с проведением

выработки . К а н а в к у

размещают

і одной стороны в ы р а б о т к и и р е ж е

посредине выработки .

П л о щ а д ь поперечного

сечения

водоотводных

к а н а в о к принимается

0,035—0,07

м 2 , в

зависимости

от

ожидаемого

притока .

П р о п у с к н а я

способность

т а к и х

к а н а в о к равна

130—250 м 3 /ч . К а к было

с к а з а н о ,

к а п и т а л ь н ы е г о р и з о н т а л ь н ы е выработки

проводят с у к л о н о м 0,004—

0,005 в сторону околоствольного

двора

(или у с т ь я штольни) .

Соот­

ветственно

и водоотводные к а н а в к и

имеют

такой

ж е у к л о н ,

который

вполне достаточен

д л я стока

рудничных

вод.

 

 

 

 

 

г

 

 

 

WO

14950113720)

 

 

 

 

H

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

135001

Рас.

47. Н а к л а д н а я

з а м к н у т а я с и м м е т р и ч н а я

разминовка

 

К о н с т р у к ц и я

к р е п и водоотводной

к а н а в к и

принимается в

зависи ­

мости от вида к р е п и

выработки .

 

 

 

 

П е р е н о с к а

м а н е в р о в ы х

и

т р а н с п о р т н ы х

п р и с п о с о б л е н и й ,

о б м е н

в а г о н е т о к . П р и

ограни ­

ченных р а з м е р а х проводимых выработок по ш и р и н е и пр и возмож ­

ности погрузочной м а ш и н ы производить

п о г р у з к у одновременно

только

одной вагонетки

возникает

необходимость применения

спе­

ц и а л ь н ы х устройств и приемов

д л я обмена

г р у ж е н ы х

вагонеток на

п о р о ж н и е . Обмен вагонеток может производиться по одной с

расцеп­

кой

вагонеток

в п а р т и и

ил и нерасцепленными составами.

 

 

 

 

В

однопутевых

в ы р а б о т к а х

вагонетки

обменивают

с

помощью

р а з л и ч н ы х устройств,

которые и определяют

р а з л и ч н ы е

схемы

манев ­

ров

по замене

г р у ж е н ы х

вагонеток

на

п о р о ж н и е . Н а и б о л е е распро ­

страненным маневровым

устройством я в л я е т с я н а к л а д н а я

 

з а м к н у т а я

симметричная р а з м и н о в к а (рис. 47), к о т о р а я

у к л а д ы в а е т с я

на

основ­

ной

рельсовый

путь .

П о р о ж н и е вагонетки

располагают

на

 

одной

ветви

р а з м и н о в к и ,

а

г р у ж е н ы е

— на д р у г о й . Д л я с о к р а щ е н и я

вре ­

мени простоя погрузочной м а ш и н ы

р а з м и н о в к а д о л ж н а

н а х о д и т ь с я

возможно б л и ж е к забою выработки .

П о д т я г и в а н и е

р а з м и н о в к и к

забою

периодически

производится

породопогрузочной

 

м а ш и н о й .

Н а

замену одной

г р у ж е н о й вагонетки

на п о р о ж н ю ю

з а т р а ч и в а е т с я

70—90 сек.

72


В двухпутевых выработках обмен вагонеток несколько упроща ­ ется. Одним из наиболее простых и широко применяемых маневро­ вых устройств в этих у с л о в и я х я в л я е т с я н а к л а д н а я плита - разми - новка (рис. 48). Вслед за подвиганием забоя погрузочная машина

Р и с . 48.

Н а к л а д н а я п л г л а - р а з м и н о в к а

 

передвигает н а к л а д н у ю

плиту - разминовку .

Продолжительность

маневров на замену одной г р у ж е н о й вагонетки на порожнюю со­ ставляет 15—20 сек.

 

Р и с .

4 9. Схема

п о г р у з к и с

применением п о р т а л ь н о г о

п е р е г р у ж а т е л я

 

 

1 — п о г р у з о ч н а я

м а ш и н а ;

2 — п о р т а л ь н ы й

 

п е р е г р у ж а т е л ь ;

з

п о р о ж н и е

вагонетки;

 

 

 

 

вагонетка

п о д п о г р у з к о й

 

 

 

 

 

Применение вагонеток большой емкости исключает

возможность

использования н а к л а д н ы х плит - разминовок . Кроме того,

рассмотрен­

ные

маневровые устройства

не

позволяют

вести непрерывную

по­

г р у з к у породы . Непрерывность

работы породопогрузочной

машины

обеспечивается установкой м е ж д у погрузочной машиной

и

з а г р у ж а ­

емыми вагонетками портального и л и подвесного перегрузочного

кон­

вейера. Одна

из таких схем приведена на рис. 49. П а р т и ю п о р о ж н и х

вагонеток подают под портальный перегружатель . П о мере

з а г р у з к и

вагонеток партию вагонеток без расцепки вытягивают из-под

п о р т а л ь ­

ного

п е р е г р у ж а т е л я

электровозом

и л и лебедкой. П р и этом

погрузоч ­

н а я

машина

может

работать

без

остановки.

 

 

 

 


П р о к л а д к а т р у б о п р о в о д о в и н а в е с к а к а б е -

л е й.

В е н т и л я ц и о н н ы е трубопроводы

и трубопроводы

сжатого воз­

д у х а ,

а

т а к ж е осветительные

и

силовые

к а б е л и

п р о к л а д ы в а ю т

и

навешивают

в

выработке

так,

чтобы

и с к л ю ч а л а с ь

возможность

их

п о в р е ж д е н и я

вагонетками и электровозами . Т р у б ы и к а б е л и

прокла ­

дывают

в в е р х н и х

у г л а х

выработки

и с помощью с п е ц и а л ь н ы х

крон ­

штейнов

навешивают

на

крепь .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О р г а н и з а ц и я работ .

Основные

и

вспомогательные

работы

в

забое

проводимой

выработки

повторяются

и в

совокупности

составляют

проходческий

ц и к л . В

результате в ы п о л н е н и я проходческого

ц и к л а

забой

выработки подвигается на величину з а х о д к и , р а в н у ю примерно

глубине

ш п у р о в .

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь

проходческого

ц и к л а

 

бывает

различной .

В

сутки может в ы п о л н я т ь с я один, два

и

более

ц и к л о в .

Последовательность

в ы п о л н е н и я

проходческих

процессов

в к а ж ­

дом забое и их длительность предусматриваются специальным рас ­

писанием — графиком организации

работ.

В

соответствии с п р и н я ­

тым графиком о р г а н и з а ц и и одни

процессы

в ы п о л н я ю т с я

последова ­

тельно, другие — одновременно.

Совмещение

отдельных

процессов

во времени несколько осложняет их выполнение, но дает возмож ­

ность с о к р а т и т ь общую длительность проходческого ц и к л а , а следо­

вательно, увеличить число

выполняемых ц и к л о в в единицу времени

и тем самым достичь более

высокой скорости проведения выработки .

Д р у г о й

п у т ь у в е л и ч е н и я

скорости, проведения выработок — сокра ­

щение

длительности отдельных проходческих работ и операций за

счет применения более мощных и высокопроизводительных м а ш и н и механизмов, а т а к ж е за счет интенсификации основных проходческих процессов посредством у в е л и ч е н и я количества одновременно дейст­ в у ю щ и х м а ш и н и механизмов (например, применение в забое одно­ временно двух погрузочных машин) .

Проведение к в е р ш л а г о в , полевых штреков и штолен осущест­ вляется у к р у п н е н н ы м и комплексными бригадами, состоящими из 40—

80 и более проходчиков .

К а ж д ы й проходчик комплексной

бригады

может в ы п о л н я т ь любую

операцию проходческого ц и к л а .

У к р у п ­

ненные комплексные бригады разбивают на звенья, к а ж д о е из кото­ рых выполняет все работы в забое в течение смены.

Скорость проведения горизонтальных выработок по к р е п к и м однородным породам составляет в среднем 45—60 м/месяц. П р и ско­ ростном проведении выработок эти цифры значительно увеличива ­ ются .

Вбольшинстве случаев скоростные проходки организуют по

круглосуточному г р а ф и к у из трех и л и четырех смен в сутки .

Н и ж е приводится пример скоростного проведения полевого штрека на шахте Донецкого бассейна комплексной бригадой проход ­ чиков .

Скоростное проведение штрека осуществлялось по многоциклич ­ ному г р а ф и к у , предусматривающему выполнение двух ц и к л о в за шестичасовую смену и восьми циклов в сутки . Работы вели в четыре смены п р и непрерывной рабочей неделе. К о м п л е к с н а я проходче -

74