Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
В. В. ГОЛУБКОВ, С. н . БРИЛЛИАНТОВ
МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
И ГРУЗОВЫЕ УСТРОЙСТВА
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ
ИДОПОЛНЕННОЕ
Утверждено Главным управлением учебными заведениями МПС
вкачестве учебника для техникумов
железнодорожного транспорта
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
УДК 656.2.065+621.86, |
|
|
|||
Механизация |
погрузочно-разгрузочных |
работ |
|||
и грузовые |
устройства. |
Г о л у б к о в |
В. В., |
||
Б р и л л и а н т о в |
С. Н. |
Изд. 2-е, М., «Транспорт», |
|||
1974, |
стр. 368. |
|
|
действия |
|
В |
книге |
описаны устройство, принцип |
и области применения основных подъемно-транспорт ных машин периодического и непрерывного дейст вия, эксплуатируемых на железнодорожном транс порте, приводится методика определения техничес кой производительности и мощности привода машин.
Рассмотрены прирельсовые железнодорожные складыих конструкция и техническое оснащение.
Приведены схемы комплексной механизации и ав томатизации переработки различных грузов, изло жены основы сравнения вариантов механизации.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся техникумов железнодорожного транспорта. Кроме того, ею могут пользоваться лица, непосред ственно участвующие в погрузочно-разгрузочных работах на станциях железных дорог и подъездных путях промышленных предприятий.
Рис. 262, табл. 53, библ. 16.
Книгу написали:
B. В. Г о л у б к о в — главы I, II (пункты 1, 2, 4, 5),
III—XI, X III, XV, XVI;
C. Н. Б р и л л и а н т о в — главы II (пункт 3),
XII, XIV, XVII.
/
Г Гос. о п -i 'а ■
научнй-т *-
ЧИТА!*»»*-'- ■
31802-200
Г-------------- 200-74 049 (01)-74
© Издательстпо «Транспорт», 1974
ПРЕДИСЛОВИЕ
Транспортирование сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции начинается и заканчивается погрузочно-разгрузочными ра ботами. За последние годы в развитии механизации погрузочно-разгру зочных работ достигнуты значительные успехи.
Широкое распространение получили высокопроизводительные кра ны, авто- и электропогрузчики, конвейерные и штабелирующие уста новки, вагоноопрокидыватели и другие машины и механизмы. Это обес печило повышение производительности труда, позволило переложить наиболее тяжелые и трудоемкие операции на «плечи» машин.
Если раньше механизация погрузочно-разгрузочных работ огра ничивалась главным образом применением различных машин и устройств на отдельных операциях, то теперь поставлена задача меха низировать весь комплекс операций.
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР предусмотрено создать системы машин для комплексной механизации и автоматизации важнейших производствен ных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте, поднять уровень комплексной механизации погру зочно-разгрузочных работ. Такая задача реализуется на основе внед рения новой техники, изменения способов транспортирования грузов, приспособления для этого самих транспортных средств.
В соответствии с решениями партии и правительства успешно пре творяется в жизнь программа ускоренного развития подъемно-транс портного машиностроёния, эффективного технического оснащения пунктов перегрузки и складов, расширения контейнерных и пакетных перевозок грузов, совершенствования технологии погрузочно-разгру зочных работ. В свете этих задач важная роль принадлежит техникам по механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Настоящий учебник, написанный в соответствии с программой для средних специальных учебных заведений железнодорожного транспор та, является вторым переработанным и дополненным изданием учебника, выпущенного в 1967 г. под названием «Склады, организа ция и механизация погрузочно-разгрузочных работ» (авторы В. В. Го лубков, С. Н. Бриллиантов, В. Г. Матвиенко). В настоящем издании освещены современные направления в области механизации и техно логии погрузочно-разгрузочных работ.
3
Г л а в а 1
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Общая характеристика
Погрузочно-разгрузочными работами называются операции по за грузке подвижного состава (вагонов, автомобилей, судов), его разгруз ке, перегрузке из одного подвижного состава в другой, сортировке, перекладке и перемещению грузов на складах. Перегрузка выполняет ся не только на железнодорожных станциях, или на подъездных путях промышленных предприятий, но и в пути следования — в пунктах пе ревалки грузов из вагонов нормальной колеи в узкоколейные вагоны или на водный, автомобильный транспорт и обратно.
Перевозки грузов сопровождаются многочисленными грузовыми операциями. От быстроты их выполнения в значительной степени за висит соблюдение сроков доставки сырья и продукции потребителям, а следовательно, выполнение государственного плана перевозок.
Г р у з о в а я с т а н ц и я магистральных железных дорог играет важнейшую роль в перевозке грузов от места производства к пунктам потребления. Станции, на которых выполняются операции по приему и выдаче грузов, носят название т а р и ф н ы х п у н к т о в . Они могут быть открыты для всех или только некоторых грузовых и коммерческих операций в зависимости от технического оснащения, пу тевого развития и величины грузопотока.
Станция открывается для грузовых и коммерческих операций Ми нистерством путей сообщения СССР после представления управлением железной дороги подробных данных экономического обследования рай она, тяготеющего к этой станции, позволяющих судить о предстоящем объеме ее работы. В этих данных должно быть отражено: какие гру зы и в каком количестве будут поступать на открываемую станцию и отправляться с нее.
Склады, погрузочно-разгрузочные площадки, грузоподъемные ма шины и устройства, находящиеся на территории станции и предназна ченные для погрузки и выгрузки грузов различных отправителей и получателей, называются м е с т а м и о б щ е г о п о л ь з о в а н и я , или грузовыми дворами.
Подъездные пути предприятий, примыкающие к станции, а также прирельсовые склады и грузовые площадки, находящиеся в ведении
грузоотправителей и грузополучателей и предназначенные для |
пе |
|
реработки принадлежащих им грузов, называются м е с т а м и |
н е |
|
о б щ е г о |
п о л ь з о в а н и я . |
|
4
В соответствии с Уставом железных дорог СССР (статья 45) погру зочно-разгрузочные и складские операции выполняются:
а) средствами железных дорог — на местах общего пользования станций, а также в случаях, предусмотренных отдельными постановле ниями Совета Министров СССР (это относится к погрузочно-разгру зочным работам с грузами, прибывающими для сельскохозяйственных и торговых организаций), а ‘также при централизованном вывозе;
б) средствами грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования станций (имеются в виду участки земли на стан циях, временно сданных в аренду грузовладельцам, и собственные при рельсовые склады предприятий и организаций на станциях), а также на местах общего пользования станций с опасными и скоропортящимися грузами, сырыми животными продуктами и негабаритными грузами, грузами, перевозимыми навалом, насыпью и наливом в специальном подвижном составе, сопровождаемыми проводниками грузоотправи телей.
Железные дороги могут принимать на себя по договору с пред приятиями и организациями выполнение грузовых операций с указан ными грузами (кроме грузов, перевозимых наливом, опасных, а также скоропортящихся, перевозимых с охлаждением, отоплением или утеп лением) на местах общего пользования станций.
Объем погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых средствами железных дорог на местах общего пользования станций, непрерывно растет. Железные дороги освобождают все большее число предприя тий и организаций от грузовых операций с вагонами и автомобилями.
2. Управление и организация
Погрузочно-разгрузочные работы на местах общего пользования станций выполняются м е х а н и з и р о в а н н ы м и д и с т а н ц и я м и п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч ' н ы х ра б о т .
Дистанции организуются Министерством путей сообщений СССР
и являются линейными предприятиями железных дорог. Район дея тельности каждой дистанции, как правило, определяется границами отделения дороги. В некоторых случаях районы деятельности механи зированных дистанций могут быть изменены МПС.
Начальник дистанции непосредственно подчинен начальнику отде ления дороги.
В составе дистанции распоряжением начальника железной дороги организуются производственные участки погрузочно-разгрузочных ра бот, возглавляемые начальниками участков. Район деятельности про изводственного участка устанавливается начальником отделенйя до роги и может включать в себя от одной до нескольких станций.
Структура управления погрузочно-разгрузочными работами на железнодорожном транспорте приведена на рис. 1. Механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ является хозрасчетной ор ганизацией, имеющей законченную отчетность с самостоятельным ба лансом и счета в соответствующих банках. В зависимости от выполня
5
емого годового объема переработки грузов механизированные дистан
ции делятся на четыре группы. |
с |
грузопереработкой свыше |
К I группе относятся дистанции |
||
5 млн. т; ко II группе — свыше 3,5 |
до |
5 млн. т\ к III группе — |
свыше 2,5 до 3,5 млн. т и к IV группе — свыше 1,0 до 2,5 млн. т. |
Отнесение дистанций к той или иной группе устанавливается МПС. На отделениях, где объем грузопереработки меньше 1,0 млн. т, организуются самостоятельные хозрасчетные производственные участ ки погрузочно-разгрузочных работ.
В зависимости от годового объема грузопереработки производствен ные участки, входящие в состав дистанций, делятся на четыре группы.
К I группе |
относятся участки с годовой переработкой свыше |
|
1,8 млн. т\ |
ко II группе — свыше 1,0 до 1,8 млн. т; |
к III группе — |
свыше 0,5 до 1,0 млн. т и к IV группе — свыше 0,1 |
до 0,5 млн. т. |
|
Основными задачами механизированных дистанций погрузочно- |
||
разгрузочных работ являются: |
погрузке, сор |
|
организация круглосуточной работы по разгрузке, |
тировке, перегрузке вагонов на местах общего пользования, выполне ние плана грузопереработки с наименьшими затратами трудовых и ма териальных ресурсов;
внедрение прогрессивных технических средств и эффективных схем комплексной механизации и автоматизации работ;
обеспечение сохранности перерабатываемых грузов, четкое взаи модействие с предприятиями автомобильного транспорта;
сокращение простоя транспортных средств;
Рис. 1. Структура управления погрузочно-разгрузочными работами на железно дорожном транспорте
6
обобщение, распространение и внедрение опыта работы передовых коллективов и новаторов производства, организация соцсоревнования; эффективная эксплуатация подъемно-транспортной техники, под
держание высокого уровня ее технической готовности; сокращение времени нахождения вагонов под грузовыми операци
ями, повышение производительности труда и снижение себестоимос ти переработки грузов;
обеспечение охраны труда работников. Производственно-хозяйственная и финансовая деятельность меха
низированной дистанции определяется планами погрузочно-разгрузоч ных работ, капитального ремонта подъемно-транспортной техники, вспомогательных работ, утвержденными начальником отделения дороги.
К п р о и з в о д с т в е н н о м у ш т а т у , связанному с выпол нением погрузочно-разгрузочных работ, относятся: механизаторы, ра
бочие, обслуживающие механизмы, а |
также грузчики. |
п е р |
К п р о и з в о д с т в е н н о-о б с л у ж и в а ю щ е м у |
с о н а л у относятся: начальники участков, мастера, нормировщики, мастера по ремонту, слесари, плотники, уборщики, дежурные по ди станции и др.
К а д м и н и с т р а т и в н о-у п р а в л е н ч е с к о м у п е р с о н а л у относятся: начальники дистанций и их заместители, главные инженеры, инженеры по механизации, начальники мастер ских, производственных отделов, счетно-конторский персонал.
Типовые штатные расписания дистанции и производственного участ ка приведены соответственно в приложениях I и II, а обязательный пе речень подъемно-транспортного оборудования, грузовых устройств для этих подразделений — в приложении III.
Механизаторы, а также грузчики объединяются в бригады, возглав ляемые бригадирами. Работой всех бригад в смене руководит дежур ный мастер производственного участка.
Бригады работают по утвержденным графикам, которые составля ются на месяц. В основу графиков работы бригад и машин положено расписание прибытия и отправления поездов, графики подачи и убор ки вагонов по фронтам погрузки и выгрузки, продолжительность ра бочего дня, а также правила внутреннего распорядка.
График работы бригад составляет начальник производственного участка при участии мастеров. В графиках перечислены рабочие каж дой смены по фамилиям, указаны номера используемых погрузочноразгрузочных машин. Для переработки грузов на тех станциях, где из-за незначительного объема работ экономически нецелесообразно постоянное содержание средств механизации или бригад грузчи ков, организуются п е р е д в и ж н ы е м е х а н и з и р о в а н н ы е б р и г а д ы .
Механизированные бригады базируются на одном из производствен ных участков дистанции и обслуживают две-три промежуточные стан ции. Продолжительность поездки в одну сторону от базы не должна превышать 1 ч при условии возвращения бригады на базовую станцию в те же сутки.
7