Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
Общий курс и правила технической эксплуатации
железных дорог
Под редакцией М. Н. Хацкелевича
У т в е р ж д е н о
Главным управлением учебными заведениями М П С в качестве учебника для техникумов железнодорожного транспорта
М О С К В А |
« Т Р А Н С П О Р Т » |
1 9 7 3 |
|
УДК 656.2+656-2(083-96) |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
\J\ |
Общий |
курс и правила |
технической |
эксплуатации же- |
||||||||||
j |
\лезнь»х |
дорог. |
Под ред. М. Н. Х а ц к е л е в и ч а . М., |
|||||||||||
1 |
Ц ^ с п о р т » , 1973, 1—368. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
В |
книге |
приведены |
основные |
сведения |
о |
техни |
||||||
|
ческих средствах железных дорог: сооружениях и уст |
|||||||||||||
|
ройствах пути, локомотивного и вагонного хозяйств, |
|||||||||||||
|
автоматики, |
телемеханики |
и связи, |
энергоснабже |
||||||||||
|
ния |
электрифицированных |
|
железных |
дорог, |
станцион |
||||||||
|
ных |
сооружениях |
и устройствах, |
подвижном |
составе, |
|||||||||
|
их |
содержании, |
ремонте |
и |
эксплуатации; |
освещены |
||||||||
|
важнейшие вопросы организации железнодорожных пе |
|||||||||||||
|
ревозок |
и |
основы организации движения поездов. |
|||||||||||
|
|
Рассмотрены также основные требования и нормы, |
||||||||||||
|
установленные |
в Правилах |
|
технической |
эксплуатации |
|||||||||
|
железных |
дорог |
Союза |
ССР, обеспечивающие |
четкую |
|||||||||
|
и бесперебойную |
работу |
железных |
|
дорог и |
безопас |
||||||||
|
ность движения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Книга утверждена в качестве учебника для технику мов железнодорожного транспорта.
Рис. 214, табл. 10.
|
Книгу написали: М. А. Буканов |
— главы 8, |
9, |
|||||
А. К. Второе — главы |
19—22, |
главу 23 совместно |
с |
|||||
И. Л. Угаровым, |
В. Б. Кантор — главы 4—7, А. А. Ле |
|||||||
онов — главы |
10—14, |
А. А. Руднев |
— главы 30—33; |
|||||
И. П. Угаров |
— главы |
15—18, |
главу |
23 совместно |
с |
|||
А. К. Второвым, |
М. Н. Хацкелевич — главы 1—3 24— |
|||||||
29, |
34, |
35. |
|
|
|
|
|
|
|
О Б Щ И Е СВЕДЕНИЯ |
|
О Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н О М Т Р А Н С П О Р Т Е |
ГЛАВА 1, |
ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА |
|
И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАБОТОЙ |
1. Железные дороги — основной вид транспорта
Рассматривая материальные условия общественного производ ства, Маркс указывал: «Кроме добывающей промышленности, зем леделия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства... Это — транспорт ная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или то4с.ры»'.
Владимир |
Ильич |
Ленин неоднократно |
подчеркивал, |
что |
тран- |
< <орт является |
одной |
из важнейших баз |
всей нашей |
экономики. |
|
Транспортная система Советского Союза представляет собой |
|||||
большой и сложный |
комплекс различных |
разветвленных |
путей |
сообщения — железнодорожных, водных (речных и морских), авто
мобильных, |
воздушных |
и трубопроводных |
(нефтепроводы, газо |
проводы и др.). |
|
|
|
Все виды |
транспорта |
в СССР в отличие |
от капиталистических |
< тран развиваются как |
составные части единой транспортной си |
стемы страны в интересах бесперебойного и своевременного удов летворения потребностей народного хозяйства и населения в пере возках.
В Советском Союзе ведущее место в транспортной системе страны занимает железнодорожный транспорт. Несмотря на быст рые темпы развития и рост перевозок другими видами транспорта,
особенно автомобильным, воздушным |
и трубопроводным, |
более |
2 /з всего грузооборота и почти половина |
пассажирооборота |
в стра |
не выполняется железными дорогами. Если же исключить из гру зооборота общетранспортной системы заграничные перевозки мор
скими |
судами, |
внутрипроизводственные |
|
(технологические) |
|||||||
перево'-жи |
автомобилями, |
то |
удельный |
вес |
железнодорожного |
||||||
транспорта |
во внутреннем |
грузоообороте |
составит |
около 8%. Ес |
|||||||
ли также исключить при сравнительных |
расчетах |
пассажирские |
|||||||||
ркутоигородские |
перевозки |
автобусами, |
то |
доля |
железнодорож- |
||||||
* |
; тр-генорта |
в пассажирских перевозках |
страны составит око |
||||||||
ло |
6г-%- Только |
за последние 10 лет грузооборот железнодорож |
|||||||||
ного транспорта |
возрос более |
чем на |
65%, |
а |
пассажирообо- |
||||||
- |
- |
к а |
50%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
-. |
^ |
.и. |
р к с и |
Ф. Э н г е л ь с . |
Сочинения, |
М., |
|
Госполитиздат, 1962, т. 26, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
Характерно отметить, что железные дороги Советского Союза, протяжение которых составляет, примерно 11% эксплуатационной
длины железных дорог мира, выполняют более половины |
миро |
||
вого грузооборота железнодорожного транспорта, занимая |
первое |
||
место как по объему |
перевозок, так и по грузонапряженности ли |
||
ний. Это объясняется |
тем, что в условиях нашего |
огромного госу |
|
дарства и планового |
социалистического ведения |
хозяйства |
только |
железные дороги могут наиболее экономично, бесперебойно и бы
стро осуществлять массовые |
перевозки на |
большие |
расстояния. |
||
В общем |
объеме |
работы железных дорог |
почти 80% |
занимают |
|
перевозки |
таких |
важнейших |
для народного |
хозяйства |
массовых |
грузов, как каменный уголь, кокс, металл, руда, нефтяные и лесные грузы, хлеб, строительные материалы, химические и минеральные удобрения.
Несмотря на дальнейший рост объема перевозок пассажиров и грузов другими видами транспорта, железнодорожный транспорт и в перспективе останется основным массовым, универсальным и надежным видом транспорта в стране, от состояния которого во многом зависит развитие производительных сил и экономика на шего государства.
Отсюда |
ясно огромное значение железнодорожного транспорта |
в развитии |
промышленности, сельского хозяйства, товарооборота, |
в удовлетворении материальных и культурных потребностей наро да. Особое значение железнодорожный транспорт имеет и в обес печении обороны страны.
В. И. Ленин, развивая данное К. Марксом определение социа листического транспорта, подчеркивал особо важное значение же лезных дорог для жизни страны. Он указывал, что «... железные дороги — э т о одно из проявлений самой яркой связи между го родом и деревней, между промышленностью и земледелием, на которой основывается целиком социализм»1 .
Естественно, что выполнение огромных непрерывно растущих объемов перевозок возможно только на базе мощного развития всех отраслей железнодорожного хозяйства, постоянного совер шенствования системы эксплуатационной работы, внедрения новой техники и передовой технологии, основанных на современных до стижениях науки и техники, передовых методов труда.
За последние 15—20 лет проведена коренная реконструкция железнодорожного транспорта. Завершена замена устаревшей па ровой тяги на электрическую и тепловозную. В этот же период значительно усиливаются путь и вагонный парк, широко внедря ются автоматика, телемеханика, связь, вычислительная техника во все отрасли железнодорожного хозяйства. Новыми видами тяги в 1972 г. выполнялось уже 98,5% от общего грузооборота железных
дорог, в том числе 50,8% электрической |
и 47,7% — тепловозной. |
|
Значительное развитие получили станции, особенно |
сортировоч |
|
ные, построено много новых железных |
дорог, вторых |
путей. |
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 271—272.
4
Улучшению работы дорог во многом способствовало и совер шенствование организации движения поездов, лучшее использова ние локомотивов, вагонов и других транспортных средств. Важ нейшим условием четкой работы железнодорожного транспорта является организация единого технологического процесса деятель ности всех отраслей железнодорожного хозяйства на основе Уста ва железных дорог Союза ССР, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ), единых на сети железных до рог графика движения и плана формирования поездов.
Директивами XXIV съезда КПСС |
по пятилетнему плану |
раз |
|
вития народного хозяйства СССР на |
1971 —1975 гг. предусматри |
||
вается, что к 1975 г. грузооборот железных дорог |
возрастет |
по |
|
сравнению с 1970 г. примерно па 22% |
и достигнет |
огромной |
циф |
р ы — 3050 млрд. тонно-километров, а пассажирские |
перевозки |
воз |
|
растут на 24% и составят 330 млрд. пассажиро-километров. |
|
||
Чтобы обеспечить непрерывное и высококачественное выполне |
|||
ние перевозок в таких колоссальных |
размерах с |
одновременным |
ускорением доставки грузов и передвижения пассажиров, темпы дальнейшего развития железнодорожного транспорта будут еще более увеличены.
Основным направлением дальнейшего развития железнодорож ного транспорта, как определено Директивами, должно быть уве личение пропускной и провозной способности железных дорог. Намечается построить 7—8 тыс. км вторых путей, электрифициро вать 6—7 тыс. км железных дорог, построить 5—6 тыс. км новых железнодорожных линий. Предусматривается дальнейшее обору дование железных дорог автоблокировкой и диспетчерской цен трализацией, электрической централизацией стрелок и сигналов, дальнейшее повышение веса и скорости движения поездов путем внедрения большегрузных вагонов и мощных локомотивов. Парк грузовых и пассажирских вагонов будет значительно пополнен, увеличена перерабатывающая способность станций, узлов и подъ ездных путей промышленных предприятий. Предусматривается дальнейшее усиление верхнего строения пути, повышение уровня механизации путевых и погрузочно-разгрузочных работ, расшире ние контейнерных и пакетных перевозок грузов; широко будут раз вернуты работы по дальнейшему внедрению электронной вычис лительной техники с созданием автоматизированных систем плани рования, информации и управления. Дальнейшее совершенствова ние получит эксплуатационная работа железных дорог. 2 июня 1971 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление «О развитии железнодорожного транспорта в 1971 — 1975 годах».
Для дальнейшего |
совершенствования эксплуатационной рабо |
ты железных дорог, |
более полного использования их пропускной и |
провозной способности, приведения в действие новых внутрихо зяйственных резервов и повышения производительности труда при безусловном обеспечении безопасности движения были перерабо таны ранее действовавшие (с 1964 г.) Правила технической эк-
5
сплуатации железных дорог Союза ССР. 20 апреля 1972 г. вве дены новые Правила технической эксплуатации железных дорог
Союза ССР и связанные |
с ними Инструкция по |
сигнализации на |
||
железных дорогах Союза |
ССР, Инструкция по движению поездов |
|||
и маневровой работе на |
железных дорогах Союза ССР |
и |
другие |
|
инструкции, относящиеся |
к технической эксплуатации |
железных |
||
дорог. В них учтены и изменившиеся с 1964 г. условия |
эксплуата |
|||
ционной работы, рост технического оснащения |
железных |
дорог, |
||
внедрение новой техники |
и передовой технологии. |
|
|
2.Управление железнодорожным транспортом
иосновные показатели его работы
Общая протяженность железных дорог СССР составляет более 135 тыс. км. Железнодорожный транспорт — это многоотраслевое хозяйство с огромным количеством различных предприятий. Управление железнодорожным транспортом построено на основе территориально-отраслевого и функционального принципов: Ми нистерство путей сообщения — управления железных дорог —
отделения" |
железных дорог |
•— линейные предприятия. |
Желез |
||
нодорожная |
сеть делится |
на 26 железных |
дорог |
и |
176 отде |
лений. |
|
|
|
|
|
Руководит работой железнодорожного транспорта Министер |
|||||
ство путей сообщения. В состав министерства |
входят |
(рис. 1) глав |
ные оперативно-хозяйственные управления—движения, локомотив ного хозяйства, вагонного хозяйства, пути, сигнализации и связи, электрификации и энергетического хозяйства, грузовое и пасса жирское. Кроме того, в системе Министерства путей сообщения имеются главные управления: по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, материально-технического обеспе чения, капитального строительства, учебными заведениями, рабо чего снабжения, врачебно-санитарное, а также управления—граж данских сооружений и водоснабжения, планово-экономическое, финансовое, статистического учета и отчетности, кадров, труда, заработной платы и техники безопасности и др. Каждое управле ние руководит своей отраслью на железных дорогах. В состав ми нистерства в качестве самостоятельных органов входят также На учно-технический совет и аппарат Главного ревизора по безопас ности движения.
Основной |
хозяйственной |
организацией |
на железнодорожном |
транспорте |
является дорога. |
Руководит |
ее работой управление |
дороги. В составе железных дорог имеются отделения дороги, ко торые непосредственно руководят всей производственной деятель ностью находящихся в их границах линейных подразделений: стан ций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, сигнализации и связи, контактной сети, гражданских сооружений, механизиро ванных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, участков энер-
6