Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
собой |
расширение |
ствола д л я |
удобства |
спуска |
|
и |
подъема |
по |
стволу |
||||||||||||||||
длиномерных |
предметов |
(рельсы, трубы и т. п . ) . Самая н и ж н я я |
|
часть |
|||||||||||||||||||||
ствола, |
р а с п о л о ж е н н а я |
н и ж е у р о в н я |
околоствольного |
двора |
(уровня |
||||||||||||||||||||
подъемного горизонта) и с л у ж а щ а я |
д л я |
|
сбора |
|
стекающей |
по |
стволу |
||||||||||||||||||
воды, |
а т а к ж е |
д л я з а г р у з к и |
скипов |
п р и |
скиповом |
подъеме, |
|
назы |
|||||||||||||||||
вается |
|
з у м п ф о м . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
В настоящее в р е м я наибольшее распространение п о л у ч и л и стволы |
|||||||||||||||||||||||||
к р у г л о г о |
поперечного сечения . Т а к а я |
форма |
б л а г о п р и я т н а |
с |
точки |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
з р е н и я |
сопротивляемости к р е п и горному |
дав |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
л е н и ю , |
удобна |
|
д л я |
|
проходки |
|
и |
о к а з ы в а е т |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
незначительное |
|
сопротивление |
д в и ж е н и ю |
|
воз |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
д у х а . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ш а х т н ы е |
стволы |
к р у г л о г о поперечного |
|
сече |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
н и я з а к р е п л я ю т |
монолитной |
бетонной |
к р е п ь ю , |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
р е ж е бетонитовой и |
|
к и р п и ч н о й |
к р е п ь ю . |
|
Тю |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
бинговую |
железобетонную |
|
и |
тюбинговую |
ме |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
т а л л и ч е с к у ю |
к р е п и |
применяют |
п р и |
п р о х о д к е |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
стволов |
в с л о ж н ы х |
|
гидрогеологических |
усло |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
в и я х . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и |
ограниченных с р о к а х |
|
с л у ж б ы |
(менее |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
10—15 |
лет) |
и |
|
умеренном |
горном |
давлении |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
м о ж н о проходить |
стволы п р я м о у г о л ь н о г о |
попе |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
речного |
сечения |
с |
деревянной |
|
крепью . |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Стволы с эллиптической формой поперечного |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
сечения |
встречаются |
редко. |
|
Т а к и е |
стволы |
|
кре |
||||||||||||
Р л с . 61. |
|
Р а з р е з |
в д о л ь |
пят |
каменной |
бетонной |
и л и |
|
железобетонной |
||||||||||||||||
в е р т и к а л ь н о г о ствола: |
к р е п ь ю . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
1 — у с т ь е |
ствола; |
2 — |
|
Р а з м е р ы |
и п л о щ а д ь |
поперечного |
сечения |
||||||||||||||||||
о с н о в н а я |
|
часть |
ствола; |
|
|||||||||||||||||||||
3 — с о п р я ж е н и е |
ствола |
ш а х т н ы х стволов определяются |
исходя из числа, |
||||||||||||||||||||||
с о к о л о с т в о л ь н ы м |
д в о |
размеров |
и |
р а с п о л о ж е н и я |
подъемных сосудов |
||||||||||||||||||||
р о м ; |
4 |
— з у м п ф |
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
(клетей, |
скипов) |
|
и |
другого |
|
|
оборудования |
||||||||||||
в стволе с учетом необходимых зазоров м е ж д у ними и |
крепью |
ствола, |
|||||||||||||||||||||||
величина |
которых |
регламентирована |
П р а в и л а м и |
безопасности. |
|
П р и |
|||||||||||||||||||
этом т а к ж е |
учитываются размеры лестничного |
отделения, |
по |
кото |
|||||||||||||||||||||
рому передвигаются люди, и трубно - кабельных отделений, |
предназ |
||||||||||||||||||||||||
наченных |
д л я |
размещения |
труб |
и |
кабелей . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Р а с с ч и т а н н у ю таким образом площадь поперечного |
сечения |
||||||||||||||||||||||||
ствола |
п р о в е р я ю т |
затем |
по |
допустимой |
скорости |
воздушной |
струи . |
||||||||||||||||||
П о П р а в и л а м |
безопасности |
в |
стволах, |
|
по которым |
производится |
|||||||||||||||||||
спуск |
и подъем |
людей и г р у з а , |
скорость |
д в и ж е н и я |
воздушной |
струи |
|||||||||||||||||||
не д о л ж н а превышать 8 м/сек; в вентиляционных |
стволах, |
не |
обору |
||||||||||||||||||||||
дованных |
подъемом, — 15 |
м/сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
В |
у г о л ь н о й промышленности |
д л я |
|
облегчения |
|
п р о е к т и р о в а н и я |
|||||||||||||||||||
п р и н я т ы |
|
типовые |
сечения в е р т и к а л ь н ы х |
|
ш а х т н ы х |
стволов |
к р у г л о й |
||||||||||||||||||
формы |
диаметром |
от 4,5 |
до |
8 м с интервалом через |
0,5 м. |
|
|
|
|||||||||||||||||
В |
угольной |
промышленности" |
СССР |
|
глубина |
ш а х т н ы х |
|
стволов |
находится в пределах от 40 м (Подмосковный бассейн) до 1000 м и более (Донецкий бассейн).
88
Р и с . |
62 |
. Схема |
р а с п о л о ж е н и я о б о р у д о в а н и я н а |
п о в е р х н о с т и д л я проходки ствола: |
1 — п о д ъ е м н а я м а ш и н а ; 2 — |
л е б |
е д к а д л я |
п о д в е с н о г о п о л к а ; 3 — л е б е д к а |
д л я т р у б с ж а т о г о в о з д у х а ; 4 — л е б е д к а д л я насоса;'"5 — |
л е б е д к а д л я н а п р а в л я ю щ и х к а н а т о в ; 6 — в е р х н я я п р и е м н а я п л о щ а д к а к о п р а ; 7 — в е н т и л я т о р ; 8 — к а б е л ь н ы е л е б е д к и ; 9 — л е б е д к а н а т я ж н о й рамы; 10 — л е б е д к а д л я м о н т а ж а т р у б с ж а т о г о в о з д у х а ; 11 — б е т о н н о - р а с т в о р н ы й у з е л
|
|
Способы |
п р о х о д к и |
ш а х т н ы х |
стволов |
|
бывают обычные |
и |
специ |
|||||||||||||||
а л ь н ы е . О б ы ч н ы е |
|
способы |
проходки |
применяют |
п р и |
достаточно |
||||||||||||||||||
устойчивых горных породах и умеренном притоке воды, |
|
а с п е ц и - |
||||||||||||||||||||||
а л ь н ы е — п р и |
сильно |
обводненных, |
трещиноватых |
и |
неустойчи |
|||||||||||||||||||
вых породах . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Н а |
месте |
п р о х о д к и |
ствола |
на |
поверхности |
земли |
п л а н и р у е т с я |
|||||||||||||||
п р о м ы ш л е н н а я п л о щ а д к а |
и |
создается |
комплекс технических |
зданий |
||||||||||||||||||||
и с о о р у ж е н и й . Здевь возводят н а д ш а х т н ы й |
копер |
(проходческий и л и |
||||||||||||||||||||||
постоянный), здания подъемных м а ш и н , компрессорную, |
электро |
|||||||||||||||||||||||
подстанцию, |
механические, |
бурозаправочные |
и |
другие |
|
мастерские . |
||||||||||||||||||
|
|
Н а |
выровненной п л о щ а д к е |
с помощью |
геодезических |
инструмен |
||||||||||||||||||
тов |
н а н о с я т |
оси |
сечения |
будущего |
ствола |
и |
фиксируют |
п о л о ж е н и е |
||||||||||||||||
его |
центра . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
П р о х о д к у ствола |
начинают |
с самой |
верхней его части, п р и м ы к а |
|||||||||||||||||||
ющей к поверхности, — у с т ь я . Устье чаще |
приходится |
проходить |
||||||||||||||||||||||
по |
|
наносам . |
Д л я |
|
п р е д о т в р а щ е н и я |
о б р у ш е н и я |
в е р т и к а л ь н ы х |
стенок |
||||||||||||||||
ствола |
п р и |
выемке породы |
к |
раме - шаблону |
•— деревянной |
восьми |
||||||||||||||||||
у г о л ь н о й |
раме, |
у л о ж е н н о й |
на |
поверхности, |
подвешивают |
|
кольца |
|||||||||||||||||
временной крепи . Стенки ствола |
затягивают |
досками . |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
П о р о д у из забоя ствола поднимают в |
бадьях |
п е р е д в и ж н ы м и |
||||||||||||||||||||
автомобильными к р а н а м и и л и с помощью д р у г и х подъемных |
приспо |
|||||||||||||||||||||||
соблений |
(кран - укосина, |
треноги |
с |
электрическими |
|
лебедками) . |
||||||||||||||||||
|
|
К возведению постоянной к р е п и у с т ь я приступают после полной |
||||||||||||||||||||||
его проходки . Временную к р е п ь снимают, а |
на |
ее |
месте |
возводят |
||||||||||||||||||||
постоянную |
прочную |
монолитную |
бетонную |
к р е п ь . |
Т а к |
к а к к р е п ь |
||||||||||||||||||
устья |
ствола |
с л у ж и т |
опорой к о п р а , то ее выполняют |
более |
прочной, |
|||||||||||||||||||
чем |
к р е п ь |
остальной |
части |
ствола. П р и |
возведении |
бетонной |
крепи |
|||||||||||||||||
в |
лей |
оставляют |
необходимые |
проемы |
д л я |
п р и м ы к а н и я |
к а н а л о в |
|||||||||||||||||
и |
ходков |
различного |
н а з н а ч е н и я (трубно - кабельных, |
вентиляцион |
||||||||||||||||||||
н ы х , к а л о р и ф е р н ы х и др . ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
После |
возведения |
постоянной |
к р е п и |
устье |
ствола |
на |
уровне по |
верхности перекрывают основной проходческой рамой, изготовлен ной из металлических балок . Р а м у п е р е к р ы в а ю т досками, в которых
оставляют проемы д л я |
прохода бадей, насосов и другого проход |
ческого оборудования . |
Проемы имеют з а к р ы в а ю щ и е с я л я д ы . |
Одновременно с проходкой и оборудованием устья ствола на
поверхности |
ведут |
монтаж проходческого |
оборудования |
(рис. 62). |
|||||||||||
Н а д |
устьем |
ствола |
у с т а н а в л и в а е т с я |
проходческий |
копер, |
который |
|||||||||
с л у ж и т |
д л я |
подвески оборудования |
(проходческих |
насосов, |
п о л к о в , |
||||||||||
к а н а т о в , |
кабелей и |
др . ), |
д л я |
спуска и |
подъема |
бадей с породой из |
|||||||||
забоя |
ствола, |
а т а к ж е |
рабочих |
и |
материалов |
в |
период |
проходки |
|||||||
ствола . |
После |
з а в е р ш е н и я |
проходки |
ствола |
проходческий |
копер |
|||||||||
демонтируют и на его месте устанавливают |
постоянный |
копер . |
|||||||||||||
Иногда возводят постоянный копер к н а ч а л у |
проходки ствола, тогда |
||||||||||||||
надобность |
во |
временном копре |
отпадает. |
|
|
|
|
|
90
П р о в е д е н ие вертикальных |
шахтных |
стволов |
обычным способом |
|||||
П р и |
проведении |
стволов обычным |
способом |
выполняется три |
||||
основных |
комплекса |
проходческих |
процессов: |
|
||||
выемка породы и возведение временной крепи; |
||||||||
возведение |
постоянной |
крепи; |
|
|
|
|||
армирование |
ствола. |
|
|
|
|
|||
В зависимости |
от |
порядка и |
последовательности выполнения |
процессов первых двух комплексов различают несколько схем про
изводства |
работ п р и проведении |
вертикальных ш а х т н ы х стволов. |
||||
П р и всех |
схемах стволы |
проходят |
отдельными |
участками, |
называ |
|
емыми звеньями . |
|
|
|
|
|
|
П о с л е д о в а т е л ь н а я |
с х е м а |
п р о и з в о д с т в а |
||||
р а б о т |
(рис. 63, |
а). По |
данной |
схеме в пределах звена |
сначала |
|
производят только |
выемку породы с установкой временной |
к р е п и |
(если это необходимо). Затем, после окончания проходки в этом звене,
возводят постоянную крепь . В к а ж д ы й |
период работы ведут |
только |
|||||||||
в одном звене. После з а к р е п л е н и я |
звена |
постоянной крепью |
в той ж е |
||||||||
последовательности начинают |
работы в следующем звене. Последова |
||||||||||
т е л ь н а я |
схема я в л я е т с я наиболее |
простой и |
применяется |
довольно |
|||||||
часто, особенно нри глубине ш а х т н ы х |
стволов |
не более |
200 |
м. Недо |
|||||||
статком |
последовательной |
схемы |
я в л я ю т с я сравнительно |
|
н и з к и е |
||||||
скорости, а |
следовательно, |
и |
более |
продолжительные |
сроки про |
||||||
ходки |
стволов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П а р а л л е л ь н а я |
с х е м а |
п р о и з в о д с т в а |
р а б о т |
||||||||
(рис. 63, б) |
х а р а к т е р и з у е т с я |
одновременным |
выполнением |
в |
смеж |
||||||
ных звеньях работ по выемке породы и по возведению |
постоянной |
||||||||||
крепи . |
К а к |
показано на схеме, в |
верхнем (первом) звене |
возводят |
|||||||
постоянную |
к р е п ь в н а п р а в л е н и и |
снизу |
вверх, а в нижнем |
(втором) |
звене ведут проходку . Вследствие совмещения во времени работ по проходке и по креплению обеспечиваются более высокие скорости
проведения стволов. Однако |
при |
этой схеме у с л о ж н я е т с я |
организа |
||||||
ц и я работ. П а р а л л е л ь н у ю схему |
целесообразно |
применять |
п р и |
зна |
|||||
чительной глубине стволов (свыше 200—300 м). |
|
|
|||||||
Схема |
проходки |
ствола |
с п о п у т н ы м |
з а к р е п л е н и е м |
|||||
е г о |
постоянной |
крепью — совместная схема |
(рис. 63, в) |
отли |
|||||
чается |
от |
предыдущих тем, |
что |
постоянную |
|
крепь (деревянную |
|||
подвесную |
и л и тюбинговую) возводят сверху вниз . |
В ы е м к у |
|||||||
породы |
и |
крепление производят одновременно в одном и том |
|||||||
ж е звене. |
Преимущество такой схемы — это |
отсутствие |
временной |
крепи и сравнительно высокие скорости проходки стволов. В настоя щее время наибольшее распространение получила совместная схема проходки .
Рассмотрим |
основные проходческие процессы при проходке |
вер |
|||
т и к а л ь н ы х ш а х т н ы х |
стволов. |
|
|
|
|
Б у р е н и е |
ш п у р о в —• один из |
наиболее трудоемких |
про |
||
цессов проходческого |
ц и к л а . В зависимости от площади |
поперечного |
|||
сечения ствола |
и крепости пород в забое |
пробуривают |
от 50 до |
110 |
91
ш п у р о в и |
более глубиной |
2—3,5 |
м. |
П р и к р у г л о м поперечном сече |
||||||
н и и ствола ш п у р ы |
располагают |
по |
концентрическим |
о к р у ж н о с т я м |
||||||
(рис. 64); |
врубовые |
ш п у р ы |
— по о к р у ж н о с т и наименьшего |
диаметра, |
||||||
затем по |
следующей о к р у ж н о с т и |
— вспомогательные |
и |
по |
самой |
|||||
большой о к р у ж н о с т и — отбойные |
(оконтуривающие) ш п у р ы . |
Ш п у р ы |
||||||||
б у р я т т я ж е л ы м и |
ручными |
пневматическими |
молотками . |
Ч и с л о |
||||||
одновременно работающих |
в |
забое |
ствола |
б у р и л ь н ы х |
молотков |
92
п р и н и м а е т ся из расчета 2,5—3 м а площади |
забоя на один |
б у р и л ь н ы й |
|||||||||||
молоток . |
Б у р о в у ю |
мелочь |
у д а л я ю т |
из ш п у р о в |
продувкой |
сжатым |
|||||||
воздухом |
|
(в ш п у р |
вводят |
|
металлическую |
т р у б к у , |
присоединенную |
||||||
к трубопроводу сжатого |
воздуха) . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Д л я |
механизированного |
комплектного |
бурения |
ш п у р о в |
в |
вер |
|||||||
т и к а л ь н ы х |
стволах |
созданы специальные |
бурильные у с т а н о в к и на |
||||||||||
несколько |
(две — четыре) |
б у р и л ь н ы х |
машин . Одна |
из |
т а к и х |
уста |
|||||||
новок |
на четыре бурильные м а ш и н ы |
приведена |
на |
рис . 65. |
|
|
|||||||
З а р я ж а н и е ш п у р о в и в з р ы в а н и е В В в ш п у |
|||||||||||||
р а х . |
П р и проходке в е р т и к а л ь н ы х |
ш а х т н ы х |
стволов |
применяют |
только электрическое взрывание зарядов (огневое взрывание запре
щено п р а в и л а м и безопасности). Причем |
взрывание ш п у р о в ведут |
||
с поверхности . Перед |
з а р я ж а н и е м |
ш п у р о в |
на поверхности пригота |
вливают боевые п а т р о |
н ы , которые |
затем спускают в забой. Во врубо |
вых ш п у р а х размещают усиленные з а р я д ы В В . Д л я их в з р ы в а н и я используют электродетонаторы мгновенного действия, а в остальных
ш п у р а х — замедленного |
действия . |
|
|
|
|
|
||||||
|
Перед взрыванием все проходческое оборудование из з а б о я под |
|||||||||||
нимают на |
безопасную |
высоту. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
П р о в е т р и в а н и е |
с т в о л а |
осуществляется |
нагнетанием |
||||||||
свежего |
воздуха |
с поверхности |
специальными |
проходческими вен |
||||||||
т и л я т о р а м и . |
В е н т и л я ц и о н н ы е трубы диаметром |
0,5—0,9 м — метал |
||||||||||
л и ч е с к и е ил и из капроновой т к а н и . Д и а м е т р вентиляционного |
трубо |
|||||||||||
провода принимают в зависимости от диаметра |
проходимого |
ствола |
||||||||||
и |
его г л у б и н ы . В е н т и л я ц и о н н ы й |
трубопровод подвешивают |
в |
стволе |
||||||||
на |
к а н а т а х , |
а конец его размещают на расстоянии 12—17 м от |
забоя |
|||||||||
ствола и |
с н а б ж а ю т конической |
насадкой . |
|
|
|
|
||||||
|
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь |
п р о в е т р и в а н и я |
забоя ствола после |
взрывных |
||||||||
работ не |
д о л ж н а |
п р е в ы ш а т ь 20—30 |
мин. |
|
|
|
|
|||||
|
После |
о к о н ч а н и я п р о в е т р и в а н и я забой осматривают |
и |
приводят |
||||||||
в безопасное состояние (сбрасывают застрявшие к у с к и породы, |
испра |
вляют поврежденное взрывом оборудование и крепь), после чего
приступают |
к |
п о г р у з к е |
породы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
П о г р у з к а |
|
п о р о д ы |
в забое ствола в проходческие |
б а д ь и — |
||||||||||
один из наиболее длительных и трудоемких процессов |
проходческого |
|||||||||||||
ц и к л а . Н а п о г р у з к у породы приходится 60—70% |
времени от общего |
|||||||||||||
времени ц и к л а . |
В |
настоящее |
время |
п о г р у з к а |
породы в |
стволах |
||||||||
полностью м е х а н и з и р о в а н а и осуществляется с помощью |
грейфер |
|||||||||||||
ных г р у з ч и к о в , |
которые |
я в л я ю т с я самостоятельными |
проходческими |
|||||||||||
м а ш и н а м и ил и |
входят в состав |
проходческих |
комплексов |
и |
агре |
|||||||||
гатов, |
-ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а и б о л ь ш е е распространение |
п о л у ч и л и |
пневматические |
грейфер |
|||||||||||
ные г р у з ч и к и с механическим |
ил и ручным |
вождением . |
|
|
||||||||||
Пневматический |
г р у з ч и к с механическим |
вождением |
(рис. 66) |
|||||||||||
подвешивают в стволе к н и ж н е м у |
э т а ж у подвесного п о л к а . |
Грейфер |
||||||||||||
зачерпывает |
в з о р в а н н у ю |
породу |
и грузит |
ее в |
бадью. |
П о г р у з ч и к о м |
||||||||
у п р а в л я е т из к а б и н ы один проходчик . |
Е м к о с т ь |
грейферного |
ковша |
|||||||||||
до 1 м 3 . Средняя |
производительность г р у з ч и к а |
16—18 м 3 /ч . В |
ство- |
9і