Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Г л а в а X I I

О Х Р А Н А

Т Р У Д А И Т Е Х Н И К А БЕЗОПАСНОСТИ

Н А

П О Д З Е М Н Ы Х Г О Р Н Ы Х Р А Б О Т А Х

§ 1. О Б Щ И Е СВЕДЕНИЯ

Советским законодательством предусматривается охрана здоровья горнорабочих и обеспечение безопасных условийгорного производ­ ства. Свод правил безопасного ведения горных работ и регламентация основных требований охраны труда содержатся в следующих основ­ ных документах: «Правила безопасности в у г о л ь н ы х и сланцевых шахтах», «Правила технической эксплуатации угольных шахт»,

«Единые п р а в и л а безопасности

при ведении

взрывных работ» и

др .

Д л я текущей работы

по каждой

профессии имеются И н с т р у к ц и и

по

безопасным

методам

работы.

 

 

 

П р а в и л а

безопасности имеют силу закона,

а регламентированные

ими санитарные нормы (температура воздуха, содержание вредных газов и др.) я в л я ю т с я обязательными д л я любого предприятия гор­ нодобывающих отраслей промышленности. От каждого трудящегося, занятого в сфере горного производства, независимо от занимаемой должности требуется не только хорошее знание правил безопасности, но и неукоснительное соблюдение их на п р а к т и к е .

Горное производство сложно и трудоемко, а п р и н а р у ш е н и и уста­ новленных норм и правил — опасно.

Однако опасность производственного травматизма на наших гор­ ных п р е д п р и я т и я х возникает только там, где н а р у ш а ю т с я установлен ­ ный производственный режим и п р а в и л а безопасности.

Специфичностью и сложностью отличаются подземные горные работы. Здесь несчастные случаи могут происходить в результате

обрушения к р о в л и и л и боков

выработок, при передвижении работа­

ющих по подземным горным

выработкам, на

подземном

транспорте

и подъеме, при производстве

буровзрывных

работ, при

неумелом

и л и непредусмотренном правилами управлении добычными и транс­ портными машинами, в результате п о р а ж е н и я электрическим током, при внезапных выбросах у г л я и газа, при взрыве рудничного газа и пыли и т. п.

Неукоснительное соблюдение правил безопасности и строгое вы­ полнение пылегазового и противопожарного режима в ш а х т а х поз­

воляет

снизить число случаев производственного травматизма .

Н а

ш а х т а х осуществляется комплекс мероприятий по борьбе с не­

благоприятными санитарно-гигиеническими условиями и созданию комфортных условий труда.

253


Санитарно-гигиенические условия работы в различных о т р а с л я х промышленности регламентированы сводами норм, требований и пра ­ вил . Основными документами я в л я ю т с я : «Санитарные нормы проек ­ т и р о в а н и я промышленных предприятий», «Санитарные нормы и тре­ бования к технологическим процессам и оборудованию» и «Санитар­

ные п р а в и л а д л я

отдельных

производств».

Т а к и м образом,

основной

задачей техники безопасности и охраны

труда я в л я е т с я обеспечение безопасных и комфортных условий труда, п о з в о л я ю щ и х ликвидировать производственный травматизм и про­ фессиональные заболевания шахтеров .

§2. ОСНОВНЫЕ П Р А В И Л А БЕЗОПАСНОСТИ

ПР И СПУСКЕ И ПОДЪЕМЕ ЛЮДЕЙ ПО Ш А Х Т Н Ы М СТВОЛАМ

Перед спуском в ш а х т у необходимо тщательно пригнать по раз ­

меру спецодежду

и обувь, защитную к а с к у ,

переносной светильник

и самоспасатель.

Остроконечные предметы,

инструменты и детали

д о л ж н ы быть закрыты чехлами и л и какими - либо защитными приспо­ соблениями.

Специфика работ в шахте вызывает необходимость точного учета всех лиц, спустившихся в ш а х т у и вышедших на поверхность. Д л я этого на каждой шахте организуется система табельного учета. Это —

ж е т о н н а я номерная

система, которая позволяет в любой момент

устанавливать точное

число людей, н а х о д я щ и х с я в шахте

и на к а ж ­

дом участке. Т а к о й учет необходим д л я четкой организации

о к а з а н и я

помощи при аварии

и выводе рабочих из ш а х т ы на поверхность .

Поэтому к а ж д ы й человек, спускающийся в ш а х т у , должен строго соблюдать требования табельного учета на шахте .

Рукоятчик - сигналист на верхней приемной площадке и стволовой в околоствольном дворе следят за порядком при посадке и выходе

людей

из

клети,

за закрыванием

дверей и стопоров

в к л е т я х , а

т а к ж е

подают необходимые

сигналы о возможности

спуска-подъема

рабочих по

стволу.

 

 

 

 

 

 

Все лица п р и спуске и подъеме по стволу д о л ж н ы

беспрекословно

подчиняться требованиям

и у к а з а н и я м стволового

и р у к о я т ч и к а -

с и г н а л и с т а .

 

 

 

 

 

 

 

 

Входить в клеть можно только

с р а з р е ш е н и я

рукоятчика - сигна -

листа

или стволового. П р и

посадке

в клеть и выходе

из

нее

необхо­

димо соблюдать определенный порядок . К л е т и людских или

г р у з о -

людских подъемов оборудуются поручнями по длинной стороне

клети,

за которые

необходимо д е р ж а т ь с я

п р и движении

клети .

 

Категорически

запрещается:

 

 

 

 

 

переход через клетевое отделение ствола или через клеть; на дру ­ гую сторону ствола разрешается переходить по специальной обход­

ной выработке околоствольного двора;

 

посадка и выход людей из клети после сигнала на

спуск-подъем;

спуск

и подъем людей в э т а ж а х клети, полностью

или частично

з а н я т ы х

грузами;

 

высовываться из клети, высовывать предметы и л и инструмент.

254


О т к р ы в а ть и закрывать двери клети разрешается только стволо­

вому и л и

рукоятчику - сигналисту .

 

 

Д л я спуска и подъема людей по стволам п р и их у г л у б к е

и л и

про­

ходке используют бадьи с соблюдением особых у к а з а н и й правил

безо­

пасности.

 

 

 

 

В н а к л о н н ы х

стволах с уклоном свыше 30° спуск и подъем людей

осуществляют в

специальных к л е т я х или в п а с с а ж и р с к и х

вагонет­

к а х , а по

наклонным стволам с уклоном менее 30° — только в

пас­

с а ж и р с к и х

вагонетках . Состав п а с с а ж и р с к и х вагонеток сопровождает

кондуктор . П р и перевозке людей по наклонным выработкам с уклоном

более 50° не требуется

о б с л у ж и в а н и я

кондуктором .

Посадка и высадка

людей в пассажирские вагонетки разрешается

только с одной стороны выработки на специально

оборудованных

посадочных п л о щ а д к а х

и производится

по сигналу

кондуктора . Вы ­

ход рабочих из вагонеток разрешается

после полной остановки со­

става. К о н д у к т о р следит за посадкой и

выходом людей из вагонеток

и подает

звуковые сигналы о готовности состава к отправлению .

П р и

передвижении людей по вертикальным (или наклонным) вы­

работкам по лестницам необходимо надежно закрепить поясными ремнями инструмент и другие предметы, которые при падении могут ушибить или ранить человека.

§ 3. ОСНОВНЫЕ П Р А В И Л А БЕЗОПАСНОСТИ

П Р И П Е Р Е Д В И Ж Е Н И И Р А Б О Ч И Х ПО Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н Ы М

И Н А К Л О Н Н Ы М ГОРНЫМ В Ы Р А Б О Т К А М ПЕШКОМ

В к р у п н ы х ш а х т а х

при значительном удалении рабочих мест от

ствола доставка людей

производится в п а с с а ж и р с к и х вагонетках .

В горизонтальных выработках, если расстояние до места работы со­

ставляет 1 км и

более, и в

н а к л о н н ы х выработках,

если разность

м е ж д у отметками

конечных

пунктов превышает 25 м,

должна быть

обязательно организована перевозка людей. Однако часто горнора ­ бочим, лицам надзора и обслуживающему персоналу приходится передвигаться по горизонтальным и наклонным выработкам пешком.

Передвижение людей пешком допускается только по тем выработ­ кам, в которых предусмотрены свободные проходы д л я людей, или по специальным горным выработкам, предназначенным и оборудован­ ным д л я передвижения людей.

По н а к л о н н ы м выработкам (бремсбергам и уклонам), исполь ­ зуемым д л я транспорта грузов в вагонетках, передвижение людей категорически запрещается . Обычно д л я передвижения людей п а р а л ­

лельно с такими транспортными

наклонными выработками

прохо ­

д я т с я людские

ходки .

 

 

Выработки,

по тем или иным

причинам (плохая в е н т и л я ц и я , не­

удовлетворительная крепь и др.) непригодные д л я нахождения

в них

ипередвижения по ним людей, закрещиваются (прибиваются к

стойкам два перекрещивающиеся обапола и л и доски). Т а к и е выработки н а з ы в а ю т с я закрещенными . Входить в закрещенные выработки за­ прещается .

255


Н е л ь з я

ходить

по

путям — это опасно; необходимо ходить

по

стороне

выработки,

предназначенной

д л я прохода

людей.

 

 

В выработках, по которым осуществляется откатка груза контак ­

тными

электровозами,

следует быть

особенно внимательным

и

не

п р и к а с а т ь с я

к контактному проводу

это опасно.

 

 

В выработках н е л ь з я п р и к а с а т ь с я

к

кабелям,

пускателям,

элек­

тродвигателям, трансформаторам . З а п р е щ а е т с я заходить в машинные камеры и подземные электроподстанции.

Р и с . 159. П е р е х о д

через л е н т о ч н ы й

м а г и с т р а л ь н ы й

конвейер .

П р и передвижении по

откаточным

выработкам

следует обходить

составы, а не

перелезать

через вагонетки; н е л ь з я

проходить между

вагонетками

сцепленного

состава.

 

 

В однопутевых откаточных выработках через определенные ин­

тервалы (в соответствии с требованиями п р а в и л безопасности)

устраи ­

вают ниши; при п р и б л и ж а ю щ е м с я

поезде

необходимо

встать

в

бли­

ж а й ш у ю

н и ш у и пропустить состав,

а затем продолжить движение .

Е с л и ниши вблизи не

о к а ж е т с я , то

необходимо встать между

стой­

ками крепи и пропустить состав.

Н е л ь з я загромождать такие

вы­

работки

трубами, лесными и другими материалами .

 

 

 

П р и

необходимости

перехода

через

ленточный

магистральный

конвейер следует пользоваться специальными перекидными помо­ стами (рис. 159).

Д л я

сохранения

нормального

режима проветривания

выработок

необходимо плотно

з а к р ы в а т ь за

 

собой встречающиеся на

пути вен­

тиляционные двери.

 

 

 

 

 

 

В л а в а х передвигаться н у ж н о

по свободному от машин и оборудо­

в а н и я

надежно закрепленному

пространству . Перемещаться

вдоль

л а в ы

на

конвейере

категорически

запрещается .

 

 

П р и

передвижении

по лавам

крутых пластов необходимо

следить

за тем, чтобы стойки,

которые с л у ж а т опорой, были прочно подбиты

между почвой и кровлей; слабо подбитые стойки могут быть

причиной

падения

людей.

 

 

 

 

 

 

256


§ 4. ОСНОВНЫЕ П Р А В И Л А БЕЗОПАСНОСТИ П Р И В Ы Е М К Е У Г Л Я В ОЧИСТНЫХ ЗАБОЯХ

У с л о в и я работы в очистных и подготовительных забоях х а р а к ­ теризуются наибольшим контактом человека с природой — с непре ­ рывно изменяющейся горно-геологической обстановкой ведения гор ­ ных работ.

В очистном забое с обычной крепью большее число производ­ ственных травм связано с падением (обрушением) кусков у г л я и по­ роды.

Несчастные случаи от

обрушения горных пород в очистных за­

боях происходят чаще всего в результате несоответствия

паспорта

крепления и у п р а в л е н и я горным давлением

в лаве, условиям разра ­

ботки,

оставления навесов

у г л я и породы

в призабойном

простран ­

стве и

несвоевременного

возведения костров, кустов и

бутовых

полос.

 

 

 

 

Л и ц а технического надзора и рабочие участка д о л ж н ы быть озна­ комлены с паспортом у п р а в л е н и я горным давлением и к р е п л е н и я той лавы, в которой они работают.

В

последнее

время несчастные случаи от обрушения

у г л я и по­

роды

в л а в а х в

результате широкого применения гидрофицирован -

ных

крепей практически

устранены .

 

Комбайновая

выемка

у г л я в большинстве случаев

с о п р я ж е н а

с интенсивным пылеобразованием . В связи с этим добычные ком­ байны снабжают специальными водооросительными устройствами; работа комбайна без орошения д о л ж н а быть прекращена .

В у с л о в и я х современных шахт и комплексно - механизированных очистных забоев при высокой технической оснащенности очистных работ причиной производственного травматизма часто я в л я е т с я на­ рушение п р а в и л о б с л у ж и в а н и я выемочно-транспортных забойных машин и установок.

К управлению основными забойными машинами (комбайном, стругом, врубовой машиной и др.) допускаются только лица, прошед­

шие специальную

подготовку

и имеющие удостоверение на

право

у п р а в л е н и я этими

машинами .

Категорически запрещается

допус­

кать к управлению забойными машинами посторонних лиц или лиц, не имеющих соответствующих удостоверений.

Ч л е н ы комплексной добычной бригады, работающие в непосред­ ственной близости от комбайна (врубмашины), д о л ж н ы быть пре­ дельно внимательны к предупредительным сигналам машиниста комбайна (врубмашины). В частности, перед непосредственным пус­ ком м а ш и н ы машинист должен предупредить рабочих возгласом «берегись — включаю» и может включить машину, только у с л ы ш а в ответный возглас «включай».

Общим правилом ведения добычных работ в длинных очистных забоях — л а в а х я в л я е т с я требование о наличии двух независимых и свободных выходов из очистного пространства — один выход на откаточный штрек (или какую - либо д р у г у ю , например н а к л о н н у ю ,

17 Заказ 187

257