Файл: Быков В.Д. Гидрометрия учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 437

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отношение этой проекции к скоростному вектору будет равно

 

 

 

и

=

COS а.

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.11)

Зависимость

-^-

— f(a)

в

этом

случае

графически

 

будет

вы­

ражаться линией косинуса

(рис.

11.5). Ясно, что при

совпадении

 

 

 

 

 

 

направлений

вектора

ско­

 

 

 

 

 

 

рости

и

осп

вертушки

по­

О

 

 

 

 

 

следняя

будет

 

регистриро­

a

 

 

 

 

вать

величину

самого

ско­

у

о/

 

 

 

о

 

 

 

ростного

вектора

 

и.

 

 

 

и

 

 

 

 

 

Применяемые

 

в

настоя­

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щее время

гидрометрические

 

й

 

Створ

 

вертушки

 

не являются в пол­

г

 

 

ной

мере

компонентными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

косоструйном

потоке

они

 

 

 

 

 

 

занижают

 

величину

проек­

 

 

 

 

 

 

ции скоростного вектора. На

 

 

 

 

 

 

рис.

11.6 показана

сплошной

 

 

 

 

 

 

линией

зависимость

 

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

= / (а) для вертушки ВЖМ-3

Рис. 11.4. Схема измерения скорости при

(по

результатам

 

испытаний

в турбулентном

потоке). Как

косоструйном

течении.

 

 

 

видно,

показания

вертушки

 

 

 

 

 

 

не

следуют точно

закону

косинуса. В данном

случае

компонентные

свойства

сохраняются

при углах отклонения вправо н влево до 20—25°, при больших углах вертушка дает заниженные величины проекции скоростного вектора.

1,0

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,8

 

 

 

 

 

 

 

 

О,в

 

 

 

 

 

 

 

 

OA

 

 

 

 

 

 

 

 

0.2

 

 

 

 

 

 

 

 

а.Л90°

70

50

30

Ю 0 10

30

50

70

90 к пр

Рис. П.5. Зависимость =}{а) для компонент-вертушки (линия косинуса).

Н6


Для определения компонентных свойств вертушек проводят специальные испытания их в тарировочных каналах. Для оценки компонентное™ применяется показатель А/г %

 

П COS 1 п

 

 

 

а

(11.12)

 

П COS

1 ЮО°/о.

где п — число оборотов

 

лопастного

винта в секунду при нормаль­

ном расположении ее

относительно

сечения канала;

па—число

оборотов лопастного винта в секунду при тон же скорости, но при

повороте вертушки на угол а

относительно направления скорости.

Как показали

испытания, проведенные

ГГИ, применяемые у нас

вертушки

имеют

следующие

показатели

компонентное™ (при.

 

1,0

 

 

и

N

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

Поопыгт1ам

 

0,6

 

'J

 

 

 

V °-

-

 

 

fa

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

О.ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>

 

о,2

/

 

 

 

 

 

\

 

/

 

 

 

 

 

 

\

 

/

 

 

 

 

30

50

70 90"ct np

 

а л 90°

70 50 30 10 0 10

 

Рис. 11.6. Зависимость

— = / ( a )

для вертушки ВЖМ-3.

a = 40°):

Ж-3,

 

ВЖМ-3 — до

25%;

ГР-21 и

ГР-21М, ГР-55

и ГР-11—до 5%

(все данные относятся к лопастным винтам № 1).

Как видно из приведенных данных, лучшими компонентными свой­ ствами обладают вертушки ГР-21, ГР-21М, ГР-55 и ГР-11, что делает их наиболее пригодными для измерений скоростей течения в косоструйных потоках.

Компонентные свойства вертушек с чашечным ротором и вер­ тикальной осью вращения отличаются от свойств рассмотренных выше вертушек с горизонтальной осью вращения. Так, например, для вертушки типа Прайса при отклонении ее влево от направле­ ния скорости линия зависимости ^ ~ = f(a) проходит ниже линии

косинуса (занижение скорости), а при отклонении вправо — выше линии косинуса (завышение скорости); это объясняется различ­ ными условиями обтекания потоком чашек ротора при его вра­ щении в вилке, на которой укреплена ось вращения.

Описание основных типов гидрометрических вертушек. Выше уже указывалось, что общее количество различных типов и конструкций гидрометрических вертушек весьма велико. Здесь

117


остановимся только на основных типах вертушек, применяемых в настоящее время в нашей стране, и дадим краткое описание не­ которых вертушек, выпускаемых за рубежом, конструкции которых представляют интерес.

Наиболее распространенной на гидрологической сети в послед­

ние годы была вертушка Ж-3

конструкции

Н. Е. Жестовского.

Этих вертушек еще много на сети н в изыскательских

организа­

циях, однако они уже сняты с производства

и будут

постепенно

заменяться более совершенными,

в частности

вертушками ГР-21М,

 

Рис. 11.7. Устройство гидрометрической

вертушки Ж-3.

 

 

/ — лопастный вннт; 2 — гнльза с червячной

втулкой;

3 — з а ж и м н а я муфта;

4 — клемма,

ке изолированная от

корпуса;

5 — клемма, изолированная

от корпуса;

6 — корпус;

7 — штепсельное

гнездо; 8 — штепсель;

9 — вннт

стопорный;

10 — ось; / /

и

16 — вну­

тренние обоймы

шарикоподшипников;

12 и 15—наружные

обоймы шарикоподшипни ­

ков;

13 — внутренняя

распорная

втулка;

14 — н а р у ж н а я

втулка;

17 — осевая гайка

крепления шарикоподшипников;

18 — червячная

шестерня;

19 — контактный

штифт;

20 — контактная

пружина;

21 — вннт, закрепляющий

контактную

пружину; 22 — токо-

 

 

 

 

проводящнй

стержень .

 

 

 

 

 

 

являющимися,

по

существу,

усовершенствованными

вертушками

типа

Жестовского,

а

также малогабаритными

вертушками

ГР-55

и ГР-11 1 конструкции П. Н. Бурцева.

 

 

 

 

 

 

 

 

Г и д р о м е т р и ч е с к а я

в е р т у ш к а

Ж-3

состоит

из

кор­

пуса,

ходовой

части с лопастным винтом и контактным

механиз­

мом

и стабилизатора

направления

(рис.

11.7);

в комплект

вер­

тушки входит также сигнальное устройство.

 

 

 

 

 

В

передней

части

корпуса

имеется

цилиндрическая

полость,

в которую вставляется ось собранной ходовой части; ось закре­ пляется стопорным винтом. На корпусе имеются две клеммы для подключения проводов сигнальной цепи; одна из клемм изолиро­ вана от корпуса, она соединена с отрицательным полюсом бата-

1 Индекс «ГР» означает: гидрологический речной; им обозначаются все реч­ ные приборы (морские приборы обозначаются индексом «ГМ»).

118



реи. В задней части корпуса имеется отверстие для штанги, на ко­ торой укрепляется вертушка. При работе с троса в это отверстие вставляется вертлюг. Стабилизатор направления крепится к кор­

пусу с помощью винта.

 

 

Ходовая часть вертушки

состоит из лопастного

винта, оси

с контактным механизмом,

двух шарикоподшипников,

внутренней

распорной втулки, наружной втулки, осевой гайки, гильзы с чер­

вячной

втулкой,

зажимной

муфты. Лопастный

винт сделан из алю­

миниевого

сплава,

литой,

параболиче­

 

 

 

 

ского очертания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактный

 

механизм

 

размещен

 

 

 

 

внутри оси в камере, заполняемой

тран­

 

 

 

 

сформаторным

маслом.

Он

состоит

из

 

 

 

 

червячной

шестерни

с

20

зубцами,

на

 

 

 

 

ось

которой насажен

эбонитовый

диск

 

 

 

 

с одним контактным штифтом, контакт­

 

 

 

 

ной

пружины,

токопроводящего стержня,

 

 

 

 

изолированного

от корпуса

и

соединяю­

 

 

 

 

щего контактную пружину с гнездом

 

 

 

 

штепселя. Замыкание

электрической цепи

 

 

 

 

происходит

при

соприкосновении

кон­

 

 

 

 

тактной пружины со штифтом. При вра­

 

 

 

 

щении

лопастного

винта

с той же ско-

 

 

 

 

росты0 ц

вращается

гильза

с

червячной

р и с

И 8

э

н ч е с к а я

втулкой, передавая

движение

червячной

с ,1 Г нальная

цепь

вертушки

шестерне, имеющей 20 зубцов. Следова-

 

 

Ж-з.

 

тельно,

каждое

замыкание

цепи

проис­

 

 

 

 

ходит через один полный оборот червячной шестерни, что соответ­ ствует 20 оборотам лопастного винта.

Электрическая сигнализация вертушки работает так. Отрица­ тельный полюс батареи соединяется проводом с изолированной клеммой на корпусе (рис. 11.8). От нее ток идет к гнезду штеп­ селя, далее по стержню на контактную пружину, с пружины на кон­ тактный штифт, на зубчатую шестерню, через нее на ось, на корпус и на вторую клемму и затем по второму проводу на плюс батареи.

Сигналы вертушки могут передаваться на звонок, зуммер, лам­ почку или на хронограф. Применение хронографа бывает необхо­ димо при тарировании вертушек и при выполнении различных исследований. При приеме сигналов вертушки на звонок, зуммер или лампочку время между сигналами определяется по секундо­ меру.

Питание электрической цепи осуществляется от двух гальвани­

ческих элементов типа 2С (145 У) общим

напряжением

3 В.

В комплект вертушки входят: вертлюг

для работы

с троса,

два карабина для подвески на тросе, указатель направления, при­

меняемый при работе

со штанги для установки вертушки по нор­

мали к створу, когда

ее не

видно в воде, сигнальное

устройство

с зуммером и электрической

лампочкой, масленка с

трансформа-

119