ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 441
Скачиваний: 6
за |
счет увеличения проводимости в зазоре менаду |
электродами; |
на |
линии записи при этом получается пик. Частота |
расположе |
ния таких пиков характеризует величину скорости: чем больше скорость, тем чаще пики.
Из иностранных современных лабораторных вертушек отметим лабораторную вертушку фирмы Отта (рис. 11.22). Она приме
няется на штанге диаметром 9 мм и имеет |
горизонтальную ось |
|||||||||||||||
вращения. В комплект вертушки |
входит |
счетчик |
числа |
оборотов |
||||||||||||
и набор лопастных |
винтов |
(9 шт.), имеющих |
различные |
диаметры |
||||||||||||
(от 20 до 50 мм), |
различные |
величины |
гидравлического |
шага |
||||||||||||
и хорошие |
компонентные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
свойства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Укажем |
еще |
на |
сов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
сем |
новую |
малогабарит |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ную |
вертушку — м и к р о - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
в е р т у ш к у |
ГР-96, |
раз |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
работанную |
в |
ГГИ. Она |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
предназначена |
для |
изме |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
рения |
скоростей |
|
в |
ма |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
лых |
водотоках — ручьях, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
поливных |
бороздах |
и пр., |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
а также |
в лабораторных • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
установках. |
Диаметр |
ло- |
»гв |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. |
11.21. |
Принципиальная |
— |
|
— |
|
|
|
|
|
||||||
|
схема |
микровертушки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
/ — ротор; |
|
2 — подшипники; |
3 — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
электроды; |
4 — полая |
штанга; 5— |
Направление |
|
|
|
|
|
||||||||
провода; |
6 — питание; |
7—регнст- |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Р а т ° Р - |
|
|
|
|
потока |
^ |
|
|
|
|
|
||
пастного |
винта |
30 |
мм. Диапазон |
измеряемых |
скоростей |
0,05— |
||||||||||
2,0 м/с. При глубинах до 1,2 |
м |
применяется |
на специальной |
|||||||||||||
штанге |
диаметром |
8 мм, а при больших |
глубинах — на |
стандарт |
||||||||||||
ной |
штанге. |
Сигналы |
вертушки |
|
регистрируются |
счетно-импульс |
ным механизмом через один оборот лопастного винта. Лопастный винт обладает достаточно хорошими компонентными свойствами: при косоструйности до 30° погрешность не превышает 5% (по дан ным П. Н. Бурцева и А. Г. Левченко). Опыт применения этой вертушки еще не накоплен.
Оборудование и принадлежности для работы с вертушками.
Для установки вертушки в потоке на нужной глубине применяют штанги и тросы.
Для вертушек ГР-21, |
ГР-21М, ГР-55, ГР-11 и других, |
указан |
||
ных в табл. 11.1, заводы |
выпускают стандартные штанги |
диамет |
||
ром 27 мм, длиной 3 м, состоящие из двух |
звеньев, |
соединяемых |
||
винтами. На поверхности |
штанги нанесены |
деления |
через |
10 см. |
9* |
131 |
плект вертушки. Он укрепляется на штанге выше уровня воды параллельно оси вертушки (иногда его располагают перпендику лярно оси вертушки, т. е. по направлению створа). Необходимость в применении указателя направления возникает при мутной воде и при большой глубине, когда вертушку не видно.
При глубинах больше 3 м, а также при работе с гидрометри ческих люлек и мостов, расположенных высоко над водой, вер тушки опускают в воду на тросе с помощью гидрометрических лебедок. Для предотвращения или уменьшения сноса вертушки течением применяют гидрометрические грузы (рис. 11.23). Вес груза и диаметр троса подбирают в зависимости от скорости течения.
При подвешивании вертушки на тросе применяют вертлюг, ко
торый совместно со |
стабилизатором направления обеспечивает |
|
установку прибора в |
потоке в правильном |
положении — лопаст |
ным винтом навстречу |
скоростному вектору. |
Груз и трос крепятся |
к вертлюгу при помощи карабинов. Между вертушкой и грузом
обычно |
делают |
вставку из |
отрезка троса, |
чтобы |
между вертуш |
кой и |
грузом |
расстояние |
было примерно |
20 см, |
во избежание |
влияния нарушений скоростного поля на показания вертушки. Это особенно важно при больших грузах.
На рис. 11.24 показаны различные способы крепления |
верту |
||
шек к гидрометрическим грузам. |
Часто применяют крепление |
||
по схеме рис. |
11.24 а. Недостатком |
его является большое расстоя |
|
ние вертушки |
ото дна, вследствие |
чего недоучитываются |
малые |
скорости придонного слоя. Для учета этих скоростей более целе сообразны устройства, показанные на рис. 11.24s,г. Кроме того, такие формы грузов обеспечивают устойчивое положение прибора в потоке. Груз, показанный на рис. 11.24е, применяется в дистан ционных гидрометрических установках ГР-70 и ГР-64.
Для определения времени между сигналами вертушки чаще всего применяют секундомер, за исключением вертушек ГР-11 и ГР-11М, снабженных импульсными счетчиками.
При проведении научных исследований запись сигналов вер тушки производится с помощью хронографа (рис. 11.25), примене ние которого целесообразно также при тарировании вертушек и при необходимости вести измерения одновременно несколькими вертушками. На ленте хронографа синхронно записываются сиг налы вертушек и отметки времени. Как уже указывалось, пока зания вертушки при надобности можно записывать на ленте осциллографа.
Тарирование гидрометрических вертушек. Тарированием назы вается определение зависимости между скоростью течения и чис лом оборотов лопастного винта в секунду, производимое опыт ным путем. Тарированию подвергаются все вновь изготовленные
вертушки, |
в результате для |
каждой составляется тарировочное |
|||
свидетельство, |
являющееся необходимым |
документом |
вертушки. |
||
В процессе эксплуатации вертушек детали |
их механизмов изна |
||||
шиваются, |
в |
связи с чем |
постепенно |
изменяется |
величина |
133
нормальной |
эксплуатации, независимо от количества проведенных |
|||||
измерений: |
вертушки с |
масляной камерой |
Ж-3, ГР-21, ГР-21М, |
|||
ГР-55, ГР-11М и др. — один раз |
в два года; вертушки без |
масля |
||||
ной |
камеры, вертушки |
старых |
образцов |
ЛАГУ, ИВХ и |
др.,— |
|
один |
раз в год. |
|
|
|
|
В случае явных повреждений вертушки сразу должны отправ ляться в ремонт и на тарирование.
а)
Рис. 11.24. Способы применения вертушки на тросе с грузом.
Тарирование вертушек производится в неподвижной воде путем перемещения (буксировки) их с различными скоростями. Такой метод тарирования является общепринятым, хотя при этом вер тушка работает в условиях, отличных от условий ее работы в тур булентном потоке. Силовое воздействие набегающего потока при турбулентном режиме отличается от воздействия неподвижной водной среды на перемещающуюся вертушку: в первом случае давление потока на лопастный винт больше, чем во втором. Однако эта разница мала, и практически считается допустимым тарировать вертушки не в турбулентном потоке, а путем буксировки их
в |
неподвижной воде. Расхождения между результатами тарирова |
||
ния в потоке и неподвижной |
воде находятся в пределах |
принятых |
|
в |
гидрометрии погрешностей. |
Кроме того, тарирование |
в проточ- |
135
ной воде вносит некоторую неопределенность, так как потоки обладают различной степенью турбулентности.
Тарирование вертушек производят в специальных каналах и бассейнах, которые называются тарировочиымп. Их устройство бывает различным: прямолинейные, круговые, кольцевые п т. д. Лучшими являются прямолинейные каналы. Для достижения до статочной точности тарирования эти каналы должны отвечать определенным требованиям. Длина канала определяется в соот-
Рис. 11.25. Хронограф типа 572П.
/ — прижимной ролик; |
2 — п р у ж и н а ; |
3 — поворотный рычаг пера; |
4 — перья; |
|
5 — пишущее устройство; |
6 — кассета |
для б у м а ж н о й ленты; |
7 — клеммная панель; |
|
S — переключатель продолжительности |
импульсов 0,5—1,0 с; |
9 — ручка |
управления. |
ветствии с наибольшей скоростью, с которой должна двигаться тележка с вертушкой, с учетом участков разгона и торможения.
На точность тарирования оказывает влияние размер попереч ного сечения канала, при этом ширина оказывает большее влия ние, чем глубина. Исследованиями установлено, что изменение ширины перестает влиять на результаты тарирования при ширине около 3 м. Однако для практических целей с учетом требуемой точности измерений скорости считается допустимым делать тарировочные каналы меньшей ширины.
На точность тарирования оказывает влияние расположение вертушки относительно поверхности воды, стенок п дна канала. Близость вертушки к стенкам и ко дну вносит погрешности в ре зультаты; опытным путем определено, что прибор должен нахо диться в середине канала, на расстоянии не менее 60 см от поверх ности, ото дна и от стенок.
136
Прямолинейные тарировочные каналы имеют прямоугольное поперечное сечение. Дно и стенки делаются бетонными, гладкими. Вдоль стенок прокладывается рельсовый путь, по которому дви жется буксировочная тележка. Для повышения точности тариро вания необходимо, чтобы рельсовый путь обеспечивал исключи тельно плавный ход тележки. Для этого рельсы укладывают весьма тщательно, стыки сваривают и зашлифовывают; горизон тальность поверхностей рельсов проверяется нивелировкой, а рас стояние между ними — шаблоном.
Движение тележки осуществляется с различными скоростями с помощью электродвигателя. Для определения скорости приме няется тахометр (специально для целей тарирования тахометр сконструирован С. К. Пукенисом); с помощью тахометра можно правильно назначать задаваемые скорости тарирования.
Тарируемая вертушка укрепляется на тележке с помощью штанги или, если это нужно, на тросе. Для регистрации пройден ного расстояния вдоль рельсового пути устраиваются специальные выступы, служащие для замыкания контактов при движении тележки; расстояния между ними принимаются 0,5—2,0 м. При каждом замыкании регистрируются отметки пути и, следовательно, пройденное расстояние.
Данные тарирования автоматически записываются на ленте хронографа. Синхронно регистрируются сигналы вертушки, от
метки времени (секунды) и отметки пути. Обработка |
хронограммы |
||
позволяет получить скорость перемещения |
вертушки |
|
|
И = у - |
|
(11.13) |
|
(где / — путь, пройденный вертушкой; t — время, за |
которое |
прой |
|
ден путь) и число оборотов лопастного винта в секунду |
|
||
я = 4 |
|
(11.14) |
|
(где N— общее число оборотов лопастного |
винта за |
время |
t). |
Для каждого заезда устанавливаются различные скорости, на чиная от наименьших, для определения начальной скорости вер тушки. Начальную скорость обычно определяют так. Тележку передвигают со скоростью, при которой лопастный винт начинает равномерно вращаться; затем скорость уменьшают до величины, при которой лопастный винт вращается неравномерно, с пере боями. Эта скорость и принимается за начальную скорость вер тушки. Обычно начальную скорость определяют дважды: в начале и в конце тарирования; за окончательный результат принимают среднюю величину.
Всего делают 12—15 заездов, при этом учитывают, что участок тарпровочной кривой до критической скорости, т. е. криволиней ный должен быть освещен подробнее. Рекомендуются следующие скорости заездов: 0,06; 0,08; 0,10; 0,15; 0,20; 0,25; 0,50; 1,00; 1,50;
137