Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того чтобы согласовать ландшафт с потребностями че­ ловека, необходима направленная пространственная организа­ ция территории и всех его элементов и компонентов как по от­ ношению друг к другу, так и к человеку.

С биологической точки зрения все элементы садово-парково­ го ландшафта должны быть тесно связаны в единый комплекс­ ный организм и составлять культурный фитоценоз.

 

С эстетической стороны садово-парковый ландшафт, подобно

архитектурному

ансамблю, должен представлять

согласованное

и

продуманное

единство всех входящих в его состав элементов

и

подчиняться

определенному художественному

архитектурно-

пространственному замыслу.

 

Каждый предмет, входящий в состав садово-паркового ланд­ шафта, проявлением своих свойств должен обеспечивать наибо­ лее полное развитие природных свойств ландшафта и наиболее глубокое восприятие его как определенного художественного об­ раза. Это достигается в значительной мере путем создания пано­ рамы, висты и их фрагментов.

П а н о р а м а л а н д ш а ф т а— это часть пространства в си­ стеме ландшафта, в которой все компоненты и элементы распо­ ложены согласно практическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к данному садовому оформлению. Ее основная цель — создать комфортные условия и показать с самой лучшей •стороны характерные черты ландшафта. Панорама рассчитана •на восприятие или сразу в полном объеме, или по частям фраг­ мент за фрагментом по мере продвижения посетителя. Под фраг­ ментом панорамы понимается ее участок, обработанный как от­ дельная картина. В любом фрагменте панорамы в первую оче­ редь должна быть проявлена забота о создании внутри нее определенного комфорта; панорамы, в отличие от живописных картин, объемны и занимают на территории данного ландшафта своеобразное пространство или систему зеленых воздушных зон различной конструкции и различного назначения. Таким обра­ зом, панораму надо всегда представлять не в плоскости, а как целый ансамбль зеленых воздушных зон, образующих опреде­ ленный ландшафт.

В зависимости от характера ландшафта и поставленных пе­ ред проектировщиком практических задач в определенном ланд­ шафте может быть одна или несколько паиорам, характеризу­ ющих расположенный на данной территории садово-парковый ландшафт.

В

и с т а — международный термин в ландшафтной архитек­

туре,

в переводе с итальянского означает вид. Это узкая пер­

спектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта — фокуса перспективы.

Виста включает в себя следующие связанные между собой

;части: точку обзора, обрамление, средний план и завершение перспективы — объект обозрения или фокус.

4*

51


Человеческий глаз так устроен, что

воспринимает наилуч­

шим образом лишь только те предметы,

которые расположены

в пределах так называемого угла зрения, что соответствует для нормального глаза примерно 28°. Если выразить это соответст­ вующим отношением ширины картины к расстоянию от кар­ тины до зрителя, то оно окажется равным 1 :2. Следовательно, композиция по возможности должна укладываться в пределы этого угла, в этом случае для ее обозрения нет необходимости поворачивать голову или глаза и наблюдатель может любовать­ ся пейзажем, не изменяя положения своего тела.

С р е д н и й п л а н организуется из растений или предме­ тов легких форм или предметов нейтральной окраски. Растения

среднего плана часто располагаются кулисами,

подобно

теат­

ральным (для

улучшения перспективы и

придания

пространст­

ву воздушности). Задача среднего плана

(вместе

с

обрамлени­

ем) — помогать

восприятию завершающего висту

зрительного

объекта.

 

 

 

 

 

З а в е р ш а ю щ и й в и с т у о б ъ е к т

о б о з р е н и я

(или

зрительный фокус) является главной деталью в открывающейся перспективе. Зрительным фокусом пейзажа могут быть далекие горы, изгиб реки, павильон, статуя, отдельно выделяющееся по форме и цвету дерево, цветочное пятно или другие выделяющие­ ся в пейзаже предметы. В некоторых случаях зрительным фо­ кусом может быть ярко освещенное пространство или вид. Зри­ тельному фокусу должно предшествовать открытое обрамлен­ ное пространство — просвет, уменьшающийся в перспективе по

направлению

к фокусу. Граничные линии обрамления, сходясь

в зрительном

фокусе, вызывают всенарастающий интерес к пред­

мету, составляющему фокус данной висты. Для того чтобы глаз не сразу притягивался к фокусу, в обрамление иногда вкрапли­ вают предметы, имеющие меньшую значимость, чем фокус, но представляющие для наблюдателя некоторый интерес. Такие вкрапления в линиях обрамления являются как бы вехами, про-

53


ходя по которым взгляд доходит до фокуса кульминационного пункта висты.

Архитектурно-планировочный или л а н д ш а ф т н ы й район . В

крупных парках, на обширных территориях которых размещается целый ряд ландшафтов, ландшафты, близкие по санитарно-ги­ гиеническим свойствам и эстетическому воздействию, получают •единое целевое назначение и связываются дорожно-тропиночной сетью в единый архитектурно-планировочный комплекс. В прак­ тике проектирования зеленых насаждений такое объединение по­ лучило название архитектурно-планировочного, или ландшафт­ ного района.

Примерами такого объединения ландшафта парка в ланд­ шафтные районы являются парк конца X V I I I в. в г. Умани (за­ поведник «Софиевка»), планировочные решения и комплексы ландшафтов парков Павловского, «Тростянец» и др.

Эти примеры показывают, что в лучших произведениях са­ дово-паркового зодчества ряд ландшафтов, сходных по художе­ ственному облику и эмоциональному воздействию, объединя­ ются в районы, которые выделяются планировкой парка. От такого объединения значительно усиливается художественное впечатление, которое производят как отдельные ландшафты, так и весь парк в целом.

Таким образом, общее пространство сада или парка слага­ ется из следующих комплексных единиц:

1) ландшафтно-планировочного района, объединяющего не­ сколько садово-парковых ландшафтов, сходных в целевом и эс­ тетическом отношениях;

2) садово-паркового ландшафта, ограниченная территория которой характеризуется определенным набором компонентов и элементов и отличается от других территорий парка или сада

своими функциями и своим художественным

обликом;

 

3) панорамы — художественно

организованные

пространст­

ва внутри определенного садово-паркового ландшафта,

наибо­

лее полно отражающего свойства

и

характер данного

ланд­

шафта.

 

 

 

 

 

 

В и с т ы — организованная

перспектива

на

выдающийся

предмет или явление.

 

 

 

 

 

 

Ф р а г м е н т ы — пространственно-организованные парковые

картины.

 

 

 

 

 

 

Восприятие л а н д ш а ф т а .

Степень

и характер

воздействия

ландшафта на органы чувств человека трудно выразить слова­ ми. Однако всем прекрасно знакома разница в ощущениях, воз­ никающих во время пребывания среди ландшафтов различного типа — в горах и долинах, в степи и пустыне, на лугу, в сосно­ вом бору, в березовой роще, в дубраве, в еловой тайге и т . д .

Восприятие ландшафта зависит от характера самого ланд­ шафта, местности, в которой человек провел большую часть жизни, а также от вида ландшафтов, к которым он привык с

54


детства. Жителям таежной зоны, остро воспринимающим неж­ ную зелень только что распустившихся берез и запах ландыша, кажутся странными и неестественными как бы высеченные из камня узловатые стволы южных деревьев — фисташки, масли­ ны и густой терпкий запах магнолий Южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа.

На силу п характер восприятия определенных ландшафтов значительное влияние оказывает также живопись и художест­ венная литература. Лучшие произведения живописи и литерату­ ры учат нас подмечать красоту форм и закономерности их соче­ таний в природе; своими образами и вложенной в них силой чувств они оказывают на нас столь сильное влияние, что на мно­ гие растения и ландшафты мы невольно начинаем смотреть гла­ зами этих художников. Образы и настроения, сложившиеся под влиянием живописи, художественной литературы и народной поэзии и ассоциирующиеся в нашем представлении с тем или иным ландшафтом, оказывают решающее влияние на его вос­ приятие. Поэтому изучение произведений лучших мастеров этих видов искусства может значительно помочь садово-парковому строителю в раскрытии облика этого или иного ландшафта и степени его воздействия на человека.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ САДОВО-ПАРКОВЫХ ЛАНДШАФТОВ

Первые попытки классификации садово-паркового ландшаф­ та были произведены в Древнем Китае. В зависимости от на­ строения, создаваемого тем или иным ландшафтом, мастера са­

дового искусства

различали три главных типа ландшафтов: весе­

лые, мрачные и романтические.

В X V I I I в. в

Европе садово-парковые ландшафты подраз­

деляют также в зависимости от производимого ими впечатле­ ния на ландшафты героические, идеалистические, сентименталь­ ные и т. д.

Впоследствии эти подразделения ландшафтов стали назы­ вать жанрами. В XX в. известный французский садово-парковый строитель и теоретик О. Вашеро в книге «Парки и сады» гово­ рил о зависимости пейзажей различных жанров от связанных с ними ощущений. Известные американские ландшафтные ар­ хитекторы Хабборд (Hubbord) и Кимбальд (Kimbald) построи­ ли также целую классификацию ландшафтов на основе их пснхол огического воздействия.

Совершенно иных принципов при классификации ландшаф­ тов садов и парков придерживались японские садовники. Ланд­ шафты японских садов являются как бы миниатюрными слепка­ ми с лучших ландшафтов японской природы. Форма и содержа­ ние их следуют традиционным условным правилам, к которым часто примешиваются элементы религиозного и поэтического

55


•символизма. Однако сам 'принцип деления ландшафтов на ланд­ шафты «морских скал», «дикого ручья», «горного сада», «сухого ручья» является более реальной основой для классификации са­ дово-парковых ландшафтов, чем трудно поддающееся учету эмо­ циональное впечатление от ландшафта, на основе которого клас­ сифицировались садово-парковые ландшафты,в Китае.

Понятие ландшафта и методы его создания в советских са­ дах и парках формировались постепенно, в связи с разрешенн­ ом отдельных задач, возникающих в процессе строительства са­ дов н парков.

Наибольшее влияние на характер и формы садово-парковых ландшафтов в зеленом строительстве нашей страны оказала практика строительства лесопарков, а также крупнейших бота­ нических садов.

В практике лесопаркового строительства, где наиболее четко выделяется первенствующее значение ландшафта, и в частности растительности, выработалась своя особая классификация ланд­ шафтов. Оценке методов классификации ландшафта в лесопар­ ковом строительстве во многом способствовала группа ленин­ градских лесоводов и архитекторов, работающая с 1936 г. над проектированием и строительством ряда лесопарков, располо­ женных в пригородной зоне Ленинграда. В дальнейшем многие вопросы, связанные с исследованием ландшафта в лесопарках, •были решены в процессе лесопаркового строительства в приго­ родной зоне Москвы.

Впрактике проектирования и строительства лесопарков при­ нято различать пять категорий лесопарковых ландшафтов, отли­ чающихся между собой структурой насаждений, декоративным •обликом и характером эмоционального воздействия: 1) ланд­ шафты открытых пространств; 2) ландшафты полуоткрытых пространств; 3) ландшафты свободно стоящих деревьев (парко­ вые ландшафты); 4) ландшафты лесных насаждений вертикаль­ ной сомкнутости и 5) ландшафты лесных насаждений горизон­ тальной сомкнутости — закрытые пространства.

Каждая из упомянутых пяти категорий подразделяется на более мелкие единицы — ландшафтные выделы, зависящие от состава древесных пород, типов леса и совпадающие с выделами лесной таксации.

Всостав ландшафтов открытых пространств входят луга, лес­ ные поляны, пашни и водные пространства.

Всостав ландшафтов полуоткрытых пространств включают­

ся открытые территории с живописными сочетаниями леса и лу­ га. Древесные насаждения занимают здесь от 25 до 50% пло­ щади.

Ландшафты свободно стоящих деревьев (парковые ланд­ шафты) представляют собой крупномерные древостой со срав­ нительно рыхлым пологом крон (сомкнутость 0,3—0,6). Поверх­ ность почвы в них покрыта травой.

56