Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
Для того чтобы согласовать ландшафт с потребностями че ловека, необходима направленная пространственная организа ция территории и всех его элементов и компонентов как по от ношению друг к другу, так и к человеку.
С биологической точки зрения все элементы садово-парково го ландшафта должны быть тесно связаны в единый комплекс ный организм и составлять культурный фитоценоз.
|
С эстетической стороны садово-парковый ландшафт, подобно |
||
архитектурному |
ансамблю, должен представлять |
согласованное |
|
и |
продуманное |
единство всех входящих в его состав элементов |
|
и |
подчиняться |
определенному художественному |
архитектурно- |
пространственному замыслу. |
|
Каждый предмет, входящий в состав садово-паркового ланд шафта, проявлением своих свойств должен обеспечивать наибо лее полное развитие природных свойств ландшафта и наиболее глубокое восприятие его как определенного художественного об раза. Это достигается в значительной мере путем создания пано рамы, висты и их фрагментов.
П а н о р а м а л а н д ш а ф т а— это часть пространства в си стеме ландшафта, в которой все компоненты и элементы распо ложены согласно практическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к данному садовому оформлению. Ее основная цель — создать комфортные условия и показать с самой лучшей •стороны характерные черты ландшафта. Панорама рассчитана •на восприятие или сразу в полном объеме, или по частям фраг мент за фрагментом по мере продвижения посетителя. Под фраг ментом панорамы понимается ее участок, обработанный как от дельная картина. В любом фрагменте панорамы в первую оче редь должна быть проявлена забота о создании внутри нее определенного комфорта; панорамы, в отличие от живописных картин, объемны и занимают на территории данного ландшафта своеобразное пространство или систему зеленых воздушных зон различной конструкции и различного назначения. Таким обра зом, панораму надо всегда представлять не в плоскости, а как целый ансамбль зеленых воздушных зон, образующих опреде ленный ландшафт.
В зависимости от характера ландшафта и поставленных пе ред проектировщиком практических задач в определенном ланд шафте может быть одна или несколько паиорам, характеризу ющих расположенный на данной территории садово-парковый ландшафт.
В |
и с т а — международный термин в ландшафтной архитек |
туре, |
в переводе с итальянского означает вид. Это узкая пер |
спектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта — фокуса перспективы.
Виста включает в себя следующие связанные между собой
;части: точку обзора, обрамление, средний план и завершение перспективы — объект обозрения или фокус.
4* |
51 |
Человеческий глаз так устроен, что |
воспринимает наилуч |
шим образом лишь только те предметы, |
которые расположены |
в пределах так называемого угла зрения, что соответствует для нормального глаза примерно 28°. Если выразить это соответст вующим отношением ширины картины к расстоянию от кар тины до зрителя, то оно окажется равным 1 :2. Следовательно, композиция по возможности должна укладываться в пределы этого угла, в этом случае для ее обозрения нет необходимости поворачивать голову или глаза и наблюдатель может любовать ся пейзажем, не изменяя положения своего тела.
С р е д н и й п л а н организуется из растений или предме тов легких форм или предметов нейтральной окраски. Растения
среднего плана часто располагаются кулисами, |
подобно |
теат |
|||
ральным (для |
улучшения перспективы и |
придания |
пространст |
||
ву воздушности). Задача среднего плана |
(вместе |
с |
обрамлени |
||
ем) — помогать |
восприятию завершающего висту |
зрительного |
|||
объекта. |
|
|
|
|
|
З а в е р ш а ю щ и й в и с т у о б ъ е к т |
о б о з р е н и я |
(или |
зрительный фокус) является главной деталью в открывающейся перспективе. Зрительным фокусом пейзажа могут быть далекие горы, изгиб реки, павильон, статуя, отдельно выделяющееся по форме и цвету дерево, цветочное пятно или другие выделяющие ся в пейзаже предметы. В некоторых случаях зрительным фо кусом может быть ярко освещенное пространство или вид. Зри тельному фокусу должно предшествовать открытое обрамлен ное пространство — просвет, уменьшающийся в перспективе по
направлению |
к фокусу. Граничные линии обрамления, сходясь |
в зрительном |
фокусе, вызывают всенарастающий интерес к пред |
мету, составляющему фокус данной висты. Для того чтобы глаз не сразу притягивался к фокусу, в обрамление иногда вкрапли вают предметы, имеющие меньшую значимость, чем фокус, но представляющие для наблюдателя некоторый интерес. Такие вкрапления в линиях обрамления являются как бы вехами, про-
53
ходя по которым взгляд доходит до фокуса кульминационного пункта висты.
Архитектурно-планировочный или л а н д ш а ф т н ы й район . В
крупных парках, на обширных территориях которых размещается целый ряд ландшафтов, ландшафты, близкие по санитарно-ги гиеническим свойствам и эстетическому воздействию, получают •единое целевое назначение и связываются дорожно-тропиночной сетью в единый архитектурно-планировочный комплекс. В прак тике проектирования зеленых насаждений такое объединение по лучило название архитектурно-планировочного, или ландшафт ного района.
Примерами такого объединения ландшафта парка в ланд шафтные районы являются парк конца X V I I I в. в г. Умани (за поведник «Софиевка»), планировочные решения и комплексы ландшафтов парков Павловского, «Тростянец» и др.
Эти примеры показывают, что в лучших произведениях са дово-паркового зодчества ряд ландшафтов, сходных по художе ственному облику и эмоциональному воздействию, объединя ются в районы, которые выделяются планировкой парка. От такого объединения значительно усиливается художественное впечатление, которое производят как отдельные ландшафты, так и весь парк в целом.
Таким образом, общее пространство сада или парка слага ется из следующих комплексных единиц:
1) ландшафтно-планировочного района, объединяющего не сколько садово-парковых ландшафтов, сходных в целевом и эс тетическом отношениях;
2) садово-паркового ландшафта, ограниченная территория которой характеризуется определенным набором компонентов и элементов и отличается от других территорий парка или сада
своими функциями и своим художественным |
обликом; |
|
||||
3) панорамы — художественно |
организованные |
пространст |
||||
ва внутри определенного садово-паркового ландшафта, |
наибо |
|||||
лее полно отражающего свойства |
и |
характер данного |
ланд |
|||
шафта. |
|
|
|
|
|
|
В и с т ы — организованная |
перспектива |
на |
выдающийся |
|||
предмет или явление. |
|
|
|
|
|
|
Ф р а г м е н т ы — пространственно-организованные парковые |
||||||
картины. |
|
|
|
|
|
|
Восприятие л а н д ш а ф т а . |
Степень |
и характер |
воздействия |
ландшафта на органы чувств человека трудно выразить слова ми. Однако всем прекрасно знакома разница в ощущениях, воз никающих во время пребывания среди ландшафтов различного типа — в горах и долинах, в степи и пустыне, на лугу, в сосно вом бору, в березовой роще, в дубраве, в еловой тайге и т . д .
Восприятие ландшафта зависит от характера самого ланд шафта, местности, в которой человек провел большую часть жизни, а также от вида ландшафтов, к которым он привык с
54
детства. Жителям таежной зоны, остро воспринимающим неж ную зелень только что распустившихся берез и запах ландыша, кажутся странными и неестественными как бы высеченные из камня узловатые стволы южных деревьев — фисташки, масли ны и густой терпкий запах магнолий Южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа.
На силу п характер восприятия определенных ландшафтов значительное влияние оказывает также живопись и художест венная литература. Лучшие произведения живописи и литерату ры учат нас подмечать красоту форм и закономерности их соче таний в природе; своими образами и вложенной в них силой чувств они оказывают на нас столь сильное влияние, что на мно гие растения и ландшафты мы невольно начинаем смотреть гла зами этих художников. Образы и настроения, сложившиеся под влиянием живописи, художественной литературы и народной поэзии и ассоциирующиеся в нашем представлении с тем или иным ландшафтом, оказывают решающее влияние на его вос приятие. Поэтому изучение произведений лучших мастеров этих видов искусства может значительно помочь садово-парковому строителю в раскрытии облика этого или иного ландшафта и степени его воздействия на человека.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ САДОВО-ПАРКОВЫХ ЛАНДШАФТОВ
Первые попытки классификации садово-паркового ландшаф та были произведены в Древнем Китае. В зависимости от на строения, создаваемого тем или иным ландшафтом, мастера са
дового искусства |
различали три главных типа ландшафтов: весе |
лые, мрачные и романтические. |
|
В X V I I I в. в |
Европе садово-парковые ландшафты подраз |
деляют также в зависимости от производимого ими впечатле ния на ландшафты героические, идеалистические, сентименталь ные и т. д.
Впоследствии эти подразделения ландшафтов стали назы вать жанрами. В XX в. известный французский садово-парковый строитель и теоретик О. Вашеро в книге «Парки и сады» гово рил о зависимости пейзажей различных жанров от связанных с ними ощущений. Известные американские ландшафтные ар хитекторы Хабборд (Hubbord) и Кимбальд (Kimbald) построи ли также целую классификацию ландшафтов на основе их пснхол огического воздействия.
Совершенно иных принципов при классификации ландшаф тов садов и парков придерживались японские садовники. Ланд шафты японских садов являются как бы миниатюрными слепка ми с лучших ландшафтов японской природы. Форма и содержа ние их следуют традиционным условным правилам, к которым часто примешиваются элементы религиозного и поэтического
55
•символизма. Однако сам 'принцип деления ландшафтов на ланд шафты «морских скал», «дикого ручья», «горного сада», «сухого ручья» является более реальной основой для классификации са дово-парковых ландшафтов, чем трудно поддающееся учету эмо циональное впечатление от ландшафта, на основе которого клас сифицировались садово-парковые ландшафты,в Китае.
Понятие ландшафта и методы его создания в советских са дах и парках формировались постепенно, в связи с разрешенн ом отдельных задач, возникающих в процессе строительства са дов н парков.
Наибольшее влияние на характер и формы садово-парковых ландшафтов в зеленом строительстве нашей страны оказала практика строительства лесопарков, а также крупнейших бота нических садов.
В практике лесопаркового строительства, где наиболее четко выделяется первенствующее значение ландшафта, и в частности растительности, выработалась своя особая классификация ланд шафтов. Оценке методов классификации ландшафта в лесопар ковом строительстве во многом способствовала группа ленин градских лесоводов и архитекторов, работающая с 1936 г. над проектированием и строительством ряда лесопарков, располо женных в пригородной зоне Ленинграда. В дальнейшем многие вопросы, связанные с исследованием ландшафта в лесопарках, •были решены в процессе лесопаркового строительства в приго родной зоне Москвы.
Впрактике проектирования и строительства лесопарков при нято различать пять категорий лесопарковых ландшафтов, отли чающихся между собой структурой насаждений, декоративным •обликом и характером эмоционального воздействия: 1) ланд шафты открытых пространств; 2) ландшафты полуоткрытых пространств; 3) ландшафты свободно стоящих деревьев (парко вые ландшафты); 4) ландшафты лесных насаждений вертикаль ной сомкнутости и 5) ландшафты лесных насаждений горизон тальной сомкнутости — закрытые пространства.
Каждая из упомянутых пяти категорий подразделяется на более мелкие единицы — ландшафтные выделы, зависящие от состава древесных пород, типов леса и совпадающие с выделами лесной таксации.
Всостав ландшафтов открытых пространств входят луга, лес ные поляны, пашни и водные пространства.
Всостав ландшафтов полуоткрытых пространств включают
ся открытые территории с живописными сочетаниями леса и лу га. Древесные насаждения занимают здесь от 25 до 50% пло щади.
Ландшафты свободно стоящих деревьев (парковые ланд шафты) представляют собой крупномерные древостой со срав нительно рыхлым пологом крон (сомкнутость 0,3—0,6). Поверх ность почвы в них покрыта травой.
56