Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и китайских садах. По китайским традиционным канонам, мес­ тоположение для сада должно быть выбрано с видом на воду. Большая часть водного пространства озер, бассейнов отводится водяным лилиям и главному цветку китайского лета — лотосу. Наряду с водными растениями декоративные рыбы являются непременными обитателями водоемов;

д) китайские старинные сады наполнены всевозможными со­ оружениями и фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, жаровен, скульптурных изображений птиц и жи­ вотных. Вокруг сада или внутри него часто устраивается крытая черепицей галерея, позволяющая любоваться парком при любой погоде;

е) ассортимент деревьев в садах очень разнообразен, и чем южнее расположен сад, тем богаче видовой состав дере­ вьев и кустарников. Особой любовью пользуются сосна, можже­ вельник, плакучая ива, бамбук, магнолия, декоративный персик, миндаль и древовидный пион.

Сады и парки Японии. Первые сведения о японских садах от­ носятся ко времени императора Суико (592—628 гг. н. э.).

В древности сады в Японии устраивали по живописным кар­ тинам, которые до настоящего времени сохранились в старинных японских книгах.

Богатая японская природа представляла обширный материал для парковых сюжетов и среди них наиболее часты были горы, холмы, лес, низменный луг, поле, пруд, озеро, берег моря или океана, мыс, остров, река, ручей, долина и водопад. На япон­ ском языке сад называется «сэн-сай» (San-Sui), что означает гора и вода.

При создании садов японские садоводы исходили из совер­ шенства природных пейзажей и часто копировали их. Пейзажи нетронутой природы занимали почетное место в национальной живописи, а садово-парковое искусство Японии стремилось наи­ более точно имитировать лучшие формы природы своей страны.

Иногда в садах нет конкретного изображения холмов, род­ ников или рек, а есть лишь отвлеченный намек на их форму. Тогда возникает так называемый «сухой пейзаж», стремящийся передать красоту долин и ущелий, быстрых горных потоков без применения воды. В таких садах выдающуюся роль играет ка­ мень.

Имеются японские сады, состоящие лишь из одних камней и песка. Одним из знаменитых садов этого типа считается сад «Ройон-Джи» в г. Киото (рис. 3 и 4). Этот сад имеет форму уд­ линенного прямоугольника. Плоская его поверхность посыпана крупным белым песком, на котором находится 15 камней раз­ личной формы и величины, изящно расположенных в группах по 2—3 или 5 кам'ней. Белый песок часто и легко прочесывается бамбуковыми граблями для того, чтобы равномерными борозда­ ми создать иллюзию морских волн. Здесь нет никаких декора-

9



Piic. 3. План символического сада из камней в Киото

тивных элементов: ни деревца, ни кустарника, ни травинки. Од­ нако благодаря своим пропорциям и искусному расположению камней этот сад считается выдающимся произведением садового искусства Японии (рис. 5, 6 и 7).

Из растительного материала особым почетом в японских са­ дах пользуются вечнозеленые деревья (лиственные и хвойные). Центральное место занимает запечатленная тысячами художни­ ков в гравюрах и рисунках, характерная для японского пейзажа, плотноцветная японская сосна (Pinus densiflora). Преобладание

Рис. 4. Типичный японский садик символического типа

Ю

 

 

Рис. 5. Элементы пейзажа японского

сада

 

/ — главный камень;

2 — малый холи для

каскада;

3— боковой холм;

4 — песчаная до ­

рожка; S — ближний

холм;

6 — отдаленная гора; 7 — средняя

гора; 8 — г о р н ы й хребет;

9 — центральный

островок;

10 — камень

поклонения

пейзажу;

/ / — остров господина:

12 — остров гостя;

13 — проток нз озера;

14 — устье

каскада; 15—озеро;

16—свободный

 

 

 

 

берег

 

 

 

11

вечнозеленых деревьев в японском саду в значительной

мере

обусловлено обрядами чайной церемонии.

 

Японцы говорят, что садовые деревья «не терпят удаления от

родины»,

т. е. деревья,

которые растут на горах, никогда

не са­

жают на

берегу около

воды и, наоборот, прибрежные деревья

не высаживают на горах и лугах.

 

В японском саду открытые пространства и лужайки

редко

заполняются газоном или дерном. Газон пли дерн в современных японских садах является 'нововведением, заимствованным из ев­ ропейских садов. В тенистых участках сада, где это возможно по климатическим условиям, японцы предпочитают размещать мох, который стилизует садовый пейзаж под глубокую древность. Для этой же цели часто применяются карликовые разновидно­ сти бамбука. Искусство выращивать карликовые деревья в Япо­ нии достигло большого совершенства.

Карликовые деревья, выращенные в горшках, являются ха­ рактерной чертой японского ; сада и украшением дома. Деревья эти закручены, согнуты и выглядят так, как будто не рука чело­ века, а природа придала им эти странные формы. Иногда в рос­ кошных сосудах японцы устраивают из карликовых растений целые миниатюрные сады, исключительные по своей художест­ венной выразительности (сады на подносах).

В 1910 г. японское правительство подарило г. Лондону два переносных миниатюрных сада. Деревья в них были в возрасте от 30 до 150 лет.

Цветы в японских садах представляют лишь редкое исклю­ чение. Однако в прудах почти всегда выращиваются ирисы, ло­ тос, а в тенистых местах лилии.

С а ды и парки Древней Греции, В Европе наиболее ранние

сады возникли в Древней Греции.

В древнегреческих садах деревья часто располагались в си­ стематическом порядке и образовывали правильные рощи из пальм, платанов и оливковых деревьев. Аллеи и дорожки были прямолинейны и во многих местах украшались статуями, фон­ танами, бассейнами, вазами, колоннами, башнями, мраморными храмами и т. п. В центральных местах сада располагались пе­ сочные арены для гимнастических упражнений, окруженные те­ нистыми беседками для отдыха.

Древние греки обладали довольно обширными сведениями о растительном мире. Греческий ученый Гиппократ, живший око­ ло 400 лет до н. э., перечисляет в своих работах около 250 назва­ ний растений, а его ближайший ученик Аристотель в своей девя­ титомной «Естественной истории растений» приводит описание 500 растений.

Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе — излюбленном цветке древности. Геродот рас­ сказывает, что сады царя Мидаса в Македонии славились шестндесятилепестковыми розами, превосходящими по запаху все

12


остальные. Теофраст упоминает о столепестковой розе — центи­ фолии, росшей в Македонии и Финикии. В «Естественной исто­ рии растений» Аристотеля впервые даются наставления по куль­ туре роз.

Сады и парки Древнего Рима . Сады Римской империи внача­ ле носили чисто утилитарный характер. Описание таких садов встречается у древних римских писателей Варрона и Колумеллы. Одним из таких садов был сад Горация в его Сабинском име­ нии. Он состоял в основном из разнообразных плодовых дере­ вьев — маслин, яблонь, груш и ягодников, однако в нем были представлены и декоративные деревья — платаны, буки, лавры и кипарисы, размещенные живописными группами. Сад окружа­

ли живой

изгородью из подстриженного кустарника. Беседка

и перголы

в саду были обвиты виноградом и плющом.

Впоследствии, благодаря выросшему могуществу империи, по­ корению Греции и других стран, в Рим стекались несметные сок­ ровища, награбленные римскими легионами во всех странах све­ та, в том числе и первоклассные произведения искусства. Эти огромные богатства сосредоточились в руках небольшой правя­ щей касты. Вокруг Рима возникают роскошные виллы и вели­ колепные сады с колоннадами, бельведерами, фонтанами, кас­ кадами, каналами и купальнями.

Наиболее полное описание устройства вилл и садов этой эпо­ хи составил Плиний младший (I в. н. э.). В своих описаниях Плиний, отмечая прекрасный пейзаж, окружающий его виллу в Тоскане, особо отмечает геометрически распланированный пар­ тер сада с расположенными в нем стрижеными деревьями и кус­ тарниками самой причудливой формы — в виде шара, пирами­ ды и корабля, в форме какого-либо зверя, в виде инициалов или имени владельца и т. д. Искусство стрижки растений в эту эпо­ ху ценилось выше всего и входило в курс обязательных знаний садовника.

Сад при римских виллах обычно разделялся на три главные части — декоративный сад, огород и плодовый сад. Декоратив­ ный сад в свою очередь состоял также из трех главных частей: прогулочной, проезжей и парка. Прогулочная часть располага­ лась на первой террасе, непосредственно перед домом. Геомет­ рически правильно распланированные дорожки, обсаженные стриженым буксусом, разделяли эту площадь на целый ряд не­ больших геометрических участков. Внутри этих участков устраи­ вались газоны или цветники из различных низких цветов: фиа­ лок, нарциссов, гиацинтов, тюльпанов, левкоев, иногда в них по­ мещались куртины роз, олеандра, жасмина, граната или же они заполнялись выстриженными из буксуса различными фигурами. Главным украшением в этой части сада были крытые аллеи или перголы и стриженые изгороди из буксуса и лавра.

С террасы открывался вид на окрестный пейзаж и поэтому перед ней не допускались посадки крупных деревьев и возведе-

13


line построек. Непосредственно к самому дому примыкал не­ большой садик, окруженный высокой каменной оградой и напол­ ненный вечнозелеными деревьями. Такой садик у римлян назы­ вался виридариумом. Виридариум, по-видимому, служил для вечерних пиршеств и был очень декоративен при искусственном освещении.

Вторая часть декоративного сада служила для катания или прогулок на носилках. Широкие тенистые аллеи этой части вели к местам с наиболее красивыми перспективами. В более бога­ тых виллах аллейная сеть дорог была устроена наподобие цир­ ка или ипподрома, внутри которого помещались газоны пли кра­ сиво цветущие кустарники.

Третья часть сада предназначалась для содержания раз­ личных диких зверей'и откармливания домашних животных, но вместе с тем использовалась и для прогулок. Парк представлял собой лес, пересеченный аллеями и наполненный различными дикими животными: оленями, козами, кабанами, кроликами, зайцами. Тут же имелись рыбные пруды и многоэтажные птич­ ники, где откармливались тысячи различных птиц: куры, цесар­ ки, гуси, павлины, индюки и голуби. Такие парки занимали до­ вольно значительную площадь. Так, например, парк тарквинийской виллы «Липпинуса» занимал площадь 120 га, Лаурентинский парк «Гортензия»—150 га.

Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдель­ но от виллы и разделялись прямыми аллеями на ряд правиль­ ных участков, высаживались плодовые деревья (грецкий орех, кашганы, инжир, шелковица, айва, сливы, вишни, абрикосы, пер­ сики и миндаль).

Ассортимент растений в римских садах отличался значитель­ ным разнообразием. Завоевание римлянами различных стран способствовало обогащению садов и парков новыми экзотиче­ скими растениями п увеличивало их познания о растениях.

Уже у Плиния старшего в его монументальной работе «Есте­ ственная история», состоящей из 37 книг и законченной в 77 г. до н-. э., дается описание 1000 различных растений.

С крушением Римской империи пришли в упадок и велико­ лепные декоративные сады. Но декоративное садоводство, до­ стигшее в эту эпоху расцвета высокого уровня развития, вошло в сокровищницу человеческой культуры и впоследствии, начи­ ная с конца Средневековья, и особенно в эпоху Возрождения, оказало сильное влияние на дальнейшее -развитие садово-парко­ вого искусства.

С а ды и парки Средневековья. Экономические и социальные

условия средневековья не способствовали развитию декоратив­ ного садоводства. Стесненные крепостными стенами средневеко­ вые замки, монастыри и города не имели возможности для уст­ ройства больших садов.

Подробных описаний и изображений средневековых садов

14