Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
и китайских садах. По китайским традиционным канонам, мес тоположение для сада должно быть выбрано с видом на воду. Большая часть водного пространства озер, бассейнов отводится водяным лилиям и главному цветку китайского лета — лотосу. Наряду с водными растениями декоративные рыбы являются непременными обитателями водоемов;
д) китайские старинные сады наполнены всевозможными со оружениями и фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, жаровен, скульптурных изображений птиц и жи вотных. Вокруг сада или внутри него часто устраивается крытая черепицей галерея, позволяющая любоваться парком при любой погоде;
е) ассортимент деревьев в садах очень разнообразен, и чем южнее расположен сад, тем богаче видовой состав дере вьев и кустарников. Особой любовью пользуются сосна, можже вельник, плакучая ива, бамбук, магнолия, декоративный персик, миндаль и древовидный пион.
Сады и парки Японии. Первые сведения о японских садах от носятся ко времени императора Суико (592—628 гг. н. э.).
В древности сады в Японии устраивали по живописным кар тинам, которые до настоящего времени сохранились в старинных японских книгах.
Богатая японская природа представляла обширный материал для парковых сюжетов и среди них наиболее часты были горы, холмы, лес, низменный луг, поле, пруд, озеро, берег моря или океана, мыс, остров, река, ручей, долина и водопад. На япон ском языке сад называется «сэн-сай» (San-Sui), что означает гора и вода.
При создании садов японские садоводы исходили из совер шенства природных пейзажей и часто копировали их. Пейзажи нетронутой природы занимали почетное место в национальной живописи, а садово-парковое искусство Японии стремилось наи более точно имитировать лучшие формы природы своей страны.
Иногда в садах нет конкретного изображения холмов, род ников или рек, а есть лишь отвлеченный намек на их форму. Тогда возникает так называемый «сухой пейзаж», стремящийся передать красоту долин и ущелий, быстрых горных потоков без применения воды. В таких садах выдающуюся роль играет ка мень.
Имеются японские сады, состоящие лишь из одних камней и песка. Одним из знаменитых садов этого типа считается сад «Ройон-Джи» в г. Киото (рис. 3 и 4). Этот сад имеет форму уд линенного прямоугольника. Плоская его поверхность посыпана крупным белым песком, на котором находится 15 камней раз личной формы и величины, изящно расположенных в группах по 2—3 или 5 кам'ней. Белый песок часто и легко прочесывается бамбуковыми граблями для того, чтобы равномерными борозда ми создать иллюзию морских волн. Здесь нет никаких декора-
9
Piic. 3. План символического сада из камней в Киото
тивных элементов: ни деревца, ни кустарника, ни травинки. Од нако благодаря своим пропорциям и искусному расположению камней этот сад считается выдающимся произведением садового искусства Японии (рис. 5, 6 и 7).
Из растительного материала особым почетом в японских са дах пользуются вечнозеленые деревья (лиственные и хвойные). Центральное место занимает запечатленная тысячами художни ков в гравюрах и рисунках, характерная для японского пейзажа, плотноцветная японская сосна (Pinus densiflora). Преобладание
Рис. 4. Типичный японский садик символического типа
Ю
|
|
Рис. 5. Элементы пейзажа японского |
сада |
|
|||
/ — главный камень; |
2 — малый холи для |
каскада; |
3— боковой холм; |
4 — песчаная до |
|||
рожка; S — ближний |
холм; |
6 — отдаленная гора; 7 — средняя |
гора; 8 — г о р н ы й хребет; |
||||
9 — центральный |
островок; |
10 — камень |
поклонения |
пейзажу; |
/ / — остров господина: |
||
12 — остров гостя; |
13 — проток нз озера; |
14 — устье |
каскада; 15—озеро; |
16—свободный |
|||
|
|
|
|
берег |
|
|
|
11
вечнозеленых деревьев в японском саду в значительной |
мере |
||
обусловлено обрядами чайной церемонии. |
|
||
Японцы говорят, что садовые деревья «не терпят удаления от |
|||
родины», |
т. е. деревья, |
которые растут на горах, никогда |
не са |
жают на |
берегу около |
воды и, наоборот, прибрежные деревья |
|
не высаживают на горах и лугах. |
|
||
В японском саду открытые пространства и лужайки |
редко |
заполняются газоном или дерном. Газон пли дерн в современных японских садах является 'нововведением, заимствованным из ев ропейских садов. В тенистых участках сада, где это возможно по климатическим условиям, японцы предпочитают размещать мох, который стилизует садовый пейзаж под глубокую древность. Для этой же цели часто применяются карликовые разновидно сти бамбука. Искусство выращивать карликовые деревья в Япо нии достигло большого совершенства.
Карликовые деревья, выращенные в горшках, являются ха рактерной чертой японского ; сада и украшением дома. Деревья эти закручены, согнуты и выглядят так, как будто не рука чело века, а природа придала им эти странные формы. Иногда в рос кошных сосудах японцы устраивают из карликовых растений целые миниатюрные сады, исключительные по своей художест венной выразительности (сады на подносах).
В 1910 г. японское правительство подарило г. Лондону два переносных миниатюрных сада. Деревья в них были в возрасте от 30 до 150 лет.
Цветы в японских садах представляют лишь редкое исклю чение. Однако в прудах почти всегда выращиваются ирисы, ло тос, а в тенистых местах лилии.
С а ды и парки Древней Греции, В Европе наиболее ранние
сады возникли в Древней Греции.
В древнегреческих садах деревья часто располагались в си стематическом порядке и образовывали правильные рощи из пальм, платанов и оливковых деревьев. Аллеи и дорожки были прямолинейны и во многих местах украшались статуями, фон танами, бассейнами, вазами, колоннами, башнями, мраморными храмами и т. п. В центральных местах сада располагались пе сочные арены для гимнастических упражнений, окруженные те нистыми беседками для отдыха.
Древние греки обладали довольно обширными сведениями о растительном мире. Греческий ученый Гиппократ, живший око ло 400 лет до н. э., перечисляет в своих работах около 250 назва ний растений, а его ближайший ученик Аристотель в своей девя титомной «Естественной истории растений» приводит описание 500 растений.
Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе — излюбленном цветке древности. Геродот рас сказывает, что сады царя Мидаса в Македонии славились шестндесятилепестковыми розами, превосходящими по запаху все
12
остальные. Теофраст упоминает о столепестковой розе — центи фолии, росшей в Македонии и Финикии. В «Естественной исто рии растений» Аристотеля впервые даются наставления по куль туре роз.
Сады и парки Древнего Рима . Сады Римской империи внача ле носили чисто утилитарный характер. Описание таких садов встречается у древних римских писателей Варрона и Колумеллы. Одним из таких садов был сад Горация в его Сабинском име нии. Он состоял в основном из разнообразных плодовых дере вьев — маслин, яблонь, груш и ягодников, однако в нем были представлены и декоративные деревья — платаны, буки, лавры и кипарисы, размещенные живописными группами. Сад окружа
ли живой |
изгородью из подстриженного кустарника. Беседка |
и перголы |
в саду были обвиты виноградом и плющом. |
Впоследствии, благодаря выросшему могуществу империи, по корению Греции и других стран, в Рим стекались несметные сок ровища, награбленные римскими легионами во всех странах све та, в том числе и первоклассные произведения искусства. Эти огромные богатства сосредоточились в руках небольшой правя щей касты. Вокруг Рима возникают роскошные виллы и вели колепные сады с колоннадами, бельведерами, фонтанами, кас кадами, каналами и купальнями.
Наиболее полное описание устройства вилл и садов этой эпо хи составил Плиний младший (I в. н. э.). В своих описаниях Плиний, отмечая прекрасный пейзаж, окружающий его виллу в Тоскане, особо отмечает геометрически распланированный пар тер сада с расположенными в нем стрижеными деревьями и кус тарниками самой причудливой формы — в виде шара, пирами ды и корабля, в форме какого-либо зверя, в виде инициалов или имени владельца и т. д. Искусство стрижки растений в эту эпо ху ценилось выше всего и входило в курс обязательных знаний садовника.
Сад при римских виллах обычно разделялся на три главные части — декоративный сад, огород и плодовый сад. Декоратив ный сад в свою очередь состоял также из трех главных частей: прогулочной, проезжей и парка. Прогулочная часть располага лась на первой террасе, непосредственно перед домом. Геомет рически правильно распланированные дорожки, обсаженные стриженым буксусом, разделяли эту площадь на целый ряд не больших геометрических участков. Внутри этих участков устраи вались газоны или цветники из различных низких цветов: фиа лок, нарциссов, гиацинтов, тюльпанов, левкоев, иногда в них по мещались куртины роз, олеандра, жасмина, граната или же они заполнялись выстриженными из буксуса различными фигурами. Главным украшением в этой части сада были крытые аллеи или перголы и стриженые изгороди из буксуса и лавра.
С террасы открывался вид на окрестный пейзаж и поэтому перед ней не допускались посадки крупных деревьев и возведе-
13
line построек. Непосредственно к самому дому примыкал не большой садик, окруженный высокой каменной оградой и напол ненный вечнозелеными деревьями. Такой садик у римлян назы вался виридариумом. Виридариум, по-видимому, служил для вечерних пиршеств и был очень декоративен при искусственном освещении.
Вторая часть декоративного сада служила для катания или прогулок на носилках. Широкие тенистые аллеи этой части вели к местам с наиболее красивыми перспективами. В более бога тых виллах аллейная сеть дорог была устроена наподобие цир ка или ипподрома, внутри которого помещались газоны пли кра сиво цветущие кустарники.
Третья часть сада предназначалась для содержания раз личных диких зверей'и откармливания домашних животных, но вместе с тем использовалась и для прогулок. Парк представлял собой лес, пересеченный аллеями и наполненный различными дикими животными: оленями, козами, кабанами, кроликами, зайцами. Тут же имелись рыбные пруды и многоэтажные птич ники, где откармливались тысячи различных птиц: куры, цесар ки, гуси, павлины, индюки и голуби. Такие парки занимали до вольно значительную площадь. Так, например, парк тарквинийской виллы «Липпинуса» занимал площадь 120 га, Лаурентинский парк «Гортензия»—150 га.
Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдель но от виллы и разделялись прямыми аллеями на ряд правиль ных участков, высаживались плодовые деревья (грецкий орех, кашганы, инжир, шелковица, айва, сливы, вишни, абрикосы, пер сики и миндаль).
Ассортимент растений в римских садах отличался значитель ным разнообразием. Завоевание римлянами различных стран способствовало обогащению садов и парков новыми экзотиче скими растениями п увеличивало их познания о растениях.
Уже у Плиния старшего в его монументальной работе «Есте ственная история», состоящей из 37 книг и законченной в 77 г. до н-. э., дается описание 1000 различных растений.
С крушением Римской империи пришли в упадок и велико лепные декоративные сады. Но декоративное садоводство, до стигшее в эту эпоху расцвета высокого уровня развития, вошло в сокровищницу человеческой культуры и впоследствии, начи ная с конца Средневековья, и особенно в эпоху Возрождения, оказало сильное влияние на дальнейшее -развитие садово-парко вого искусства.
С а ды и парки Средневековья. Экономические и социальные
условия средневековья не способствовали развитию декоратив ного садоводства. Стесненные крепостными стенами средневеко вые замки, монастыри и города не имели возможности для уст ройства больших садов.
Подробных описаний и изображений средневековых садов
14