Файл: Райт П. Полиуретановые эластомеры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.

К.

W e i

l i n g e r ,

H . U e t z ,

VDI-Forschungsh., 449, Ausg. B, 21 (І955).

11.

G.

R. D a v і e s,

Proceedings of

the Institute of Mechanical Engineers, 180,

 

Part 2A,

237 (1966).

 

 

12.Частное сообщение.

13.R. J. A t h e у, J. G. D і p і n t o, J . M . К e e g a n, Du Pont Bulletin No 7,

 

Adiprene L100,

October

1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

F. M . S m і t h,

Rubber World, 139,

No

4, 533 (1959).

 

 

 

 

 

 

 

15.

A. S і n g h, L .

 

W e і s s b e і n,

J.

C.

M о 1 1 і с a,

Rubber Age,

98,

No 12,

 

77 (1966).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

P. A. R о u s s e 1 et

al., Du

Pont

Elastomers

Div. Report

HR-14,

The

Ageing

 

of

Polyesterurethane

Foams, 1956.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

R.

J.

A t h e y,

 

Rubber Age, 96, No 5,

705

(1965).

 

 

 

 

 

 

 

18.

W.

С о о p e r,

R. W.

P e a r s о n,

S.

D a r k e ,

Ind, Chemist,

36,

121 (1960),

19.

G.

M a g n u s ,

 

R. A.

D u n 1 e a v y,

F. E.

С r і t с h f і e 1 d,

Rubber

Chem.

 

Technol., 39, No

4,

1328 (1966).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

W.

N e u m a n n

et

 

al., Fourth Int. Rubber Technol. Conf.,

London, May

1962.

21.

P.

W r i g h t ,

Aircraft

Eng.,

39,

No 11, 20

(1967).

 

 

 

 

 

 

 

22.

W. K a l l e r t ,

 

J. Inst. Rubb. Ind.,

2,

No 1, 26 (1968).

 

 

 

 

 

23.

Z. Т.

О s s e f о r t,

 

F. В . T e s t г о e t,

R u b b e r Chem. Technol., 39,

 

No 4,

 

1308 (1966).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

G.

А.

К a n a v e l ,

 

P.

A .

K o o n s ,

 

R.

E.

L a u e r,

Rubber

World, 154,

 

No 5, 80 (1966).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

W. K a l l e r t ,

 

Kaut.

u. Gummi

 

Kunststoffe,

19,

No

6,

363 (1966).

 

 

26.

Bayer Pocket Book for the Plastics Industry,

1963.

 

 

 

 

 

 

 

27.

R.

H a r r i n g t o n ,

 

Rubber Age,

82,

No 3, 461 (1957).

 

 

 

 

 

 

28.

R.

H a r r i n g t o n ,

 

Rubber Age,

83,

No 3, 472 (1958).

 

 

 

 

 

 

29.

R.

H a r r i n g t o n ,

 

Rubber

Age,

85,

No 6, 963 (1959).

 

 

 

 

 

 

30.

R.

H a r r i n g t o n ,

Rubber Age, 88,

No 3, 475 (1960).

 

 

 

 

 

 

31.

C.

S. S с h о 1 1 e n b e r ge r

et

al.,

Rubber

World,

142, No

6,

81 (1960).


Применение

11.1. Введение

Полиуретановые эластомеры сейчас широко исполь­ зуются в самых различных областях промышленности. С развитием дальнейших исследований расширяется и сфера применения этих материалов.

Из всех свойств полиуретанов прежде всего бросается в глаза высокий модуль Юнга при твердости по Шору А 85—95, при этом сохраняется хорошая эластичность. Прямым следствием этого явля­ ется тот факт, что полиуретановые эластомеры выдерживают го­ раздо более высокие нагрузки, чем обычные эластомеры. Одновре­ менно полиуретаны проявляют высокое сопротивление раздиру и истиранию, и оба эти свойства определяют высокую прочность этих

" материалов.

Кроме того, полиуретаны отличаются сравнительно хорошей стойкостью к маслам и прекрасной стойкостью к действию УФ-лу- чей. Все перечисленные свойства относятся в основном к полиуре­ танам с твердостью от средней до высокой, т. е. в диапазоне 80—98 по Шору А. Более мягкие низкомодульные материалы имеют и худшие показатели сопротивления раздиру и истиранию, и поэтому полиуре­

таны с твердостью ниже 70 по

шору А почти не пользуются

спросом.

В тех случаях, где наиболее

важна эластичность, а не

мягкость,

из полиуретана средней жесткости можно получать более тонкостен­ ные изделия с такой же эластичностью, как у более мягкого обычного каучука, но при большей толщине изделия.

Рабочие температуры полиуретановых изделий лежат в диапа­ зоне от 3 0 до 70—80° С, эластичность при этом практически не меняется. Выше указанного верхнего предела начинается процесс старения, который сильно сокращает срок эксплуатации изделия. Это один из недостатков полиуретанов, о котором следует помнить, планируя их использование. Допускается периодическое повыше­

ние

температуры до 100—110° С, но не постоянная эксплуатация

при

этих температурах.

Другой фактор, о котором не следует забывать, — ограниченная водостойкость полиуретанов. Непрерывное пребывание в воде при

температуре выше 50 °С может привести к гидролитической деструк­ ции, поэтому максимальный верхний предел эксплуатации состав­ ляет —70 °С При этом следует учитывать действие среды, ибо бы­ вают случаи, когда в условиях более сильного износа и механических напряжений полиуретаны оказываются более долговечными при эксплуатации в воде при 60 °С, чем другие эластомеры с более вы­ сокой стойкостью к гидролизу.

Какими бы ценными свойствами ни обладал материал, широту его использования определяется в значительной степени стоимостью, Вначале полиуретаны были дорогими материалами, и многие до сих пор сохранили о них такое представление. Однако с тех пор стало дешевле сырье, усовершенствовалась технология производства, что привело к удешевлению этих материалов. В некоторых случаях, например при крупномасштабном производстве изделий литьем под давлением, готовый продукт по стоимости почти не отличается от изделий из других эластомеров, полученных обычными методами переработки каучуков. Стоимость крупногабаритного изделия за­

висит в основном от стоимости сырья, производственные

издержки

на единицу веса изделия уменьшаются

при увеличении

его веса.

На изделие из полиуретана требуется

меньший объем

материала,

чем на то же изделие, например, из натурального каучука, что влияет на конечную стоимость продукта.

И все ж£, несмотря на все эти преимущества, полиуретаны оста­ ются более дорогим материалом, чем большинство других эласто­ меров, хотя разница в стоимости теперь заметно ниже, чем пять лет назад. Не следует забывать, что применение полиуретанов может

дать значительный общий

выигрыш в стоимости, когда речь идет

об учете таких факторов,

как надежность изделия, долговечность

и отсутствие простоев оборудования, а не только чистой стоимости материала.

В связи с тем, что непрерывно разрабатываются все новые и но­ вые возможности использования полиуретанов [1 ], трудно пол­ ностью охватить эту тему, и все же мы надеемся, что предлагаемая глава дает достаточно ясное представление об основных областях применения этих материалов.

11.2. Массивные шины и валики

Внутризаводской транспорт. Шины для внутризавод­ ского транспорта — первая область крупномасштабного использо­ вания полиуретанов.

Полиуретановые шины по сравнению с резиновыми или стальными обладают более высокой грузоподъемностью (табл. 11.1).

Все шины, упомянутые в таблице, размером 152—558 мм имеют грузоподъемность в 6 раз больше, чем у соответствующих шин из натурального каучука. Очень часто, однако, это преимущество по каким-либо причинам используется не в полной мере, так как обычно их делают меньшего диаметра. При использовании стандартных


Таблица

11.1

 

 

 

 

 

 

Грузоподъемность шин одинакового диаметра

из полиуретана

и

натурального

каучука [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

Г р у з о п о д ъ е м н о с т ь , кг

К о э ф ф и ц и е н т с р а в н е н и я

 

 

 

п о л и у р е т а н / к а у ч у к

Р а з м е р ы ,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п о л и у р е т а н

н к

 

н а г р у з к а

с т о и м о с т ь

558X203X406 *

 

 

17 237

2499

 

6,9

4,2

457X127X308

 

 

8 391

1174

 

 

7,1

4,1

406X76X308

 

 

3 773

548

 

 

7,0

2,4

304X89X203

 

 

4 096

539

 

7,6

2,5

254X76X158

 

 

3 052

381

 

8,0

1,4

152X127X76

 

 

3 447

476

 

7,2

1,7

* Н а р у ж н ы й

д и а м е т р

м е т а л л и ч е с к о г о обода,

на

который

надевается ш и н а .

Таблица

11.2

 

 

 

 

 

 

Грузоподъемность массивных

шин из полиуретана

 

и натурального

каучука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К о э ф ф и ц и е н т

П о л и у р е т а н

 

Н а т у р а л ь н ы й к а у ч у к

 

с р а в н е н и я

 

 

 

 

 

 

 

п о л и у р е т а н / к а у ч у к

 

г р у з о ­

 

 

г р у з о ­

 

с т о и ­

р а з м е р ы , мм

п о д ъ е м н о с т ь ,

р а з м е р ы ,

мм

п о д ъ е м ­

н а г р у з к а

мость

 

 

кг

 

 

н о с т ь ,

кг

 

 

558X76X406 *

5896

558X203X406

2499

2,4

1,6

457X76X308

4535

457X127X308

1174

3,9

2,5

406X76X308

3764

406X127X308

1052

3,6

2,0

330X76X254

3061

330X127X254

571

5,3

1,8

254X76X158

3050

254X177X158

1097

2,8

1,0

152X50X76

1111

152Х 127X76

476

2,3

0,4

Н а р у ж н ы й

д и а м е т р

металлического обода,

на который

н а с а ж и в а е т с я

ш и н а .

грузовых машин диаметр шины, естественно, уменьшить нельзя, и тогда уменьшают ширину ходовой поверхности. Даже при уменьше­ нии ширины более чем в два раза грузоподъемность полиуретановых шин значительно выше, чем обычных (табл. 11.2). Естественно пред­ положить, что для удешевления полиуретановой шины можно еще больше уменьшить ее ширину, однако принебольшой ширине шин ухудшается устойчивость автомобиля. Если грузовой транспорт за­ ранее проектируется для использования полиуретановых шин, обыч­ но уменьшают и ширину шины, и диаметр. Из табл. 11.1 видно, что полиуретановая шина размером 254X76x158 (т. е. наружный диа- •метр шины 254 мм, ширина 76 мм и наружный диаметр металли­ ческой части 158 мм) имеет большую грузоподъемность, чем шина с размерами 558x203x406 мм из натурального каучука. Снижение диаметра шины может оказаться очень выгодным для заводов и скла­ дов с ограниченной маневренной площадью.


полиуретана характерна такая зависимость эластичности от темпера­

туры,

которая обеспечивает меньшую

потребность

в мощности при

работе

шин при минусовых температурах, чем для

резиновых шин

из обычных каучуков.

Поэтому на

складах-холодильниках реко­

мендуется использовать

транспорт с полиуретановыми

шинами.

В

настоящее время

полиуретановые шины чаще

используются

для ведущих колес, где их преимущества очевидны. Недавно стали изготовлять полупневматические шины для промышленных грузо­ вых автомобилей из более мягкого полиуретана, с твердостью 75— 80 по Шору А. Этот материал увеличивает тягу и обеспечивает амор­

тизацию. Износостойкость таких

шин ниже, чем у массивных шин,

 

 

 

 

 

 

 

 

тем

не

менее

 

улучшенные

 

 

 

 

 

 

 

 

свойства

этих

полиуретанов

 

 

 

 

 

 

 

 

представляют

определенный

 

 

 

 

 

 

 

 

интерес

и материал

уже на­

 

 

 

 

 

 

 

 

шел

некоторое

применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Во всех массивных шинах

 

45

90

135 180

225

2 70 315

3S0

из-за постоянной деформации

 

 

 

Нагрузка, кгс

 

 

рабочей

поверхности

наблю­

Рис. 11.3.

Сопротивление

качению

поли­

дается

 

теплообразование.

Чем выше скорость движения

уретановых

шин и шин

из

натурального

каучука:

 

 

 

 

 

 

грузовика,

тем

больше ча­

1

— п о л и у р е т а н ,

твердость

п о

Ш о р у

А — 95;

стота

деформации и тем ин­

2

— к а у ч у к ,

твердость п о Ш о р у

А —70.

 

 

тенсивнее

теплообразование

 

 

 

 

 

 

 

 

в шине.

Обычная

скорость

для этих

шин составляет

—16 км/ч, однако при тщательном

расчете

размера колеса, толщины

и ширины профиля ходовой^шзвёрхности

(поверхности

качения

протектора) можно добиться и более высоких

скоростей. Так, в некоторых

случаях

массивные

шины

эксплуати­

руются при скорости до 48 км/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

—-"""Одно

из

БОТзБППфименений

полиуретанов — в

качестве шин

топливозаправочного механизма для атомных реакторов

(разработан

Отделением оборудования атомных реакторов фирмы «Инглиш Элек­ трик Ко. Лтд»). Эти транспортеры с грузом весят 240 т каждый и должны перемещаться внутри реактора. Устройство передвигается на восьми колесах в виде четырех двухколесных тележек (вагонеток), причем на каждом колесе имеется по восемь полиуретановых шин диа­ метром 635 мм. Резиновые шины в этом случае не могли бы сочетать достаточную грузоподъемность и маневренность. Колеса из стали или твердого пластика не обладают достаточной тягой и к тому же повредили бы поверхность зоны реактора. Возможно, это довольно редкий пример, но он прекрасно иллюстрирует применение полиуретановьїх эластомеров с использованием совершенно новых принци­ пов конструирования.

Портальные краны. Полиуретановые шины с успехом исполь­ зуются в конструкции портальных кранов, где они заменяют обычное колесо с ребордой. Полиуретановая шина движется не по рельсу, а прямо по верхней балке портального крана или по конструкции,


к которой раньше прикреплялись рельсы. Для предотвращения сильной боковой качки используется боковой ролик. Кран работает от электросети; благодаря использованию полиуретановых шин, значительно уменьшается вибрация и шум. Последнее имеет немало­ важное значение для современных производственных цехов, а умень­ шение вибрации обеспечивает снижение расходов по ремонту и обслу­ живанию оборудования. <•

Аналогичное применение найдено для полиуретановых шин в си­ стеме отстойников на станциях очистки_х10,чных вод. На обычной установке используются стальные колеса, передвигающиеся по кру­ говой колее и приводимые в движение с помощью довольно сложной системы передач. При использовании полиуретановых шин тяга сильно увеличивается, что позволяет заменить этот сложный механизм одним двигателем с одним колесом. Даже при этом условии тяга остается лучшей, чем в случае, когда два стальных колеса приво­ дятся в движение самостоятельно, особенно при движении по мокрым поверхностям.

Установки с барабанными ситами. Установки с барабанными ситами широко используются для промывки и сортировки песка и гравия, а также для сушки булыжников горячим воздухом. При­ меняются они и в производстве натуральных и искусственных удобрений. ' ' " '

В тех случаях, где рабочие температуры и обрабатываемый материал позволяют использовать натуральный каучук, замена последнего полиуретаном обеспечивает увеличение срока службы и производительности.

Раньше из-за больших нагрузок часто использовали стальные ролики, а не резиновые. В этих случаях наблюдается сильный абра­ зивный износ стальных роликов, стальной колеи и самого барабана.

Из-за износа увеличивается вибрация, что, в

свою очередь, приводит

к разрушению сварных швов и заклепок.

Для предупреждения

серьезных повреждений направляющей колеи барабана ее прихо­ дится регулярно ремонтировать, и в это время установка простаи­ вает. В последнее время стальные ролики в ряде случаев были с успе­ хом заменены полиуретановыми. Если взять для примера типичную установку с производительностью 50—60 т/ч промытого гравия, то стоимость комплекта полиуретановых роликов для замены стальных составляет десятую часть стоимости еженедельных затрат.

Использование полиуретановых шин значительно снижает вибра­ цию и существенно сокращает время ремонта и технического обслужи­

вания. Шум

при работе

установки также уменьшается. Иногда и

в системе, обеспечивающей

вращение барабана, можно использовать

полиуретановые ролики, что еще больше снижает вибрацию.

Ролики.

И в горнодобывающей шэомьшленности, и в карьерных

разработках для т]Ганс116рТироЁк1Гугля и породы широко иеполБзуются ленточные конвейеры. Один из типов конвейеров состоит из бесконечной ленты, к обеим сторонам которой прикреплен стальной трос. Трос движется по роликам и приводит в движение сам кон-