ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
зовательных процессов и доли расчетного расхода, пропускаемого поймами, размывы сооружений, запроектированных по одинако вым нормам и методам расчета, возрастают.
Когда выбрана железнодорожная линия, для классификации должна быть установлена очередность обследования мостовых пе реходов.
На основе анализа .работы ряда мостовых переходов по пропус ку паводков установлено, что условия эксплуатации переходов за висят от отношения наивысшего наблюденного расхода ф Набл. к расходу, на который рассчитывались сооружения перехода Qpac4-
Z2 = |
Qнабл |
(Ш-16) |
Q |
||
|
расч |
|
При Z2^ l , 5 обеспечиваются нормальные условия |
эксплуата |
ции. В пределах 2,5>Z 2> 1,5 возможны разные условия эксплуата ции от нормальных до разрушения сооружений. В этой зоне около 60% переходов эксплуатируются с известными затруднениями, а 40% — разрушаются.
При Z2>2,5 сооружения практически во всех случаях разру шаются.
Так как 'мостовой переход должен пропускать при нормальных
условиях |
эксплуатации |
расход, |
требуемый нормами, |
например, |
Qі% то |
критерием для |
установления очередности обследования |
||
переходов должно служить отношение |
|
|||
|
|
Zj = |
— — . |
(ІИ-17) |
|
|
|
Qpac4 |
|
По аналогии с Z2 можно полагать, что при Zi >2,5 переход дол жен быть обследован в первую очередь, при 2,5 > Z i>1,5 во вто рую и при Z\^ 1,5 — в третью очередь.
Для определения водопропускной способности сооружения нужно знать, какой величины паводок или расход должен быть пропущен сооружением и при каких эксплуатационных условиях этот паводок пройдет.
Запасы в сооружениях (точнее в их размерах) регламентиро ваны нормативными документами, относящимися к вновь проек тируемым линиям. Учитывая, что конечной целью классификации переходов по водопропускной способности является приведение их к современному уровню прочности на пропуск паводков, следует распространить требования норм и на эксплуатируемые мостовые переходы.
Требования к железнодорожным сооружениям сформулированы для двух расходов: наибольшего — вероятностью превышения 0,33% и расчетного 1—2% в зависимости от категории линии.
Нормы предусматривают запасы в сооружениях при расчетном расходе, обеспечивающие нормальные условия эксплуатации. При наибольшем расходе запасы в сооружениях меньше, чем при рас
четном. При этих запасах обеспечивается сохранность сооружений, но поскольку они меньше, чем при расчетном расходе, не исклю чены некоторые нарушения нормальных условий эксплуатации. Следовательно, нормами при наибольшем расходе допускаются чрезвычайные условия эксплуатации.
При классификации мостовых переходов по водопропускной способности следует различать значимость отдельных сооружений в комплексе перехода.
Основными сооружениями следует считать те, по которым про исходит движение поездов, а также сооружения, повреждение и разрушение которых приводит к перерывам движения.
Сюда относятся мосты, трубы и другие водопропускные соору жения, земляное полотно в зоне подтопления, водоразделительные дамбы и дамбы обвалования, поскольку разрушение этих дамб приводит к разрушениям пойменных мостов, насыпей подходов.
Второстепенными сооружениями являются те, по которым дви жение поездов не происходит, но разрушение которых в течение короткого времени (например, одного паводка) может привести к повреждениям основных сооружений. Сюда относятся верховые струенаправляющие дамбы у мостов, если они не служат водораз делительными, и траверсы, примыкающие к земляному полотну.
К остальным сооружениям относятся: низовые струенаправляю щие дамбы у мостов, сооружения меженного регулирования русла и проток, береговые укрепления. Эти сооружения могут привести к повреждениям основных сооружений через больший период вре мени, чем второстепенные, и являются наименее значимыми в комплексе сооружений перехода. В целях упрощения классифика ции эти сооружения при обследовании переходов могут, как пра вило, не учитываться.
В отдельных случаях береговые укрепления (например, берег излучины, близко подошедшей к земляному полотну) и сооружения меженного регулирования на блуждающих руслах имеют высокую значимость и подлежат учету при классификации.
Категории для характеристики сооружения по водопропускной способности должны быть связаны с условиями их эксплуатации.
Рассмотрим сначала основные сооружения. Когда расход и уровень повышаются до предусмотренного нормами расчетного расхода Qp, запасы в размерах сооружений уменьшаются до тре буемого для этого расхода. В диапазоне расходов до Qp предус матриваются нормальные условия эксплуатации.
Последующее повышение расхода до предусмотренного норма ми наибольшего Qmax вызывает уменьшение запасов в сооружени ях, при которых обеспечивается лишь сохранность сооружений, движение поездов происходит с ограничениями из-за снижения скоростей и нормальные условия эксплуатации сменяются чрезвы чайными условиями.
В период сработки запасов в сооружениях, но еще до наступле ния Qmax может начаться осуществление мер по временному уси лению сооружений средствами водоборьбы. За счет подачи проти
воразмывных материалов и проведения работ по водоборьбе чрез вычайные условия эксплуатации продолжаются, а сохранность со оружений становится ограниченной за счет малых запасов и уча стия средств водо'борьбы в устойчивости сооружений.
Дальнейшее повышение расхода вызывает уменьшение запасов до минимальных, соответствующих требованиям норм при наи большем расходе, но чрезвычайные условия эксплуатации могут продолжаться за счет применения средств іводоборь-бы даже при расходах, превышающих наибольший.
За пределами этих расходов, когда исчерпаны запасы в соору жениях и возможности их поддержания средствами водоборьбы, сооружения разрушаются и эксплуатация становится невозможной.
Следовательно, по условиям эксплуатации и физическому со стоянию основные сооружения могут оцениваться четырьмя кате гориями: нормальные условия эксплуатации, чрезвычайные усло вия эксплуатации, при которых обеспечивается сначала полная, а затем ограниченная сохранность сооружений; наконец, эксплуата ция невозможна, сохранность основных сооружений не обеспечена.
Эти четыре группы позволяют классифицировать сооружения по расчетному расходу. При классификации по наибольшему рас ходу остаются три группы, поскольку, как отмечалось, требования норм для наибольшего расхода предусматривают лишь сохран ность сооружений.
Работа второстепенных сооружений отличается от основных тем, что усиление их мерами водоборьбы обычно не применяют. Запасы для второстепенных сооружений меньше, чем основных. Например, возвышение бровки полотна подходов к мостам над наибольшим уровнем должно быть не менее 0,5 м, а для незатопляемых дамб — 0,25 м.
Поэтому для второстепенных сооружений могут быть установ лены следующие 'градации по условиям эксплуатации и состоянию сооружений: нормальная эксплуатация (обеспечение сохранности сооружений) и сохранность сооружений не обеспечена (эксплуата ции невозможна).
В окончательном виде характеристики категорий по водопро пускной способности приведены в табл. Ш-2.
Наиболее благоприятной является I категория, когда запасы в сооружениях отвечают нормативным требованиям при расчетном и наибольшем расходах.
Мостовые переходы, отнесенные к I категории, усилению не подлежат.
Наименее благоприятной является III категория, при которой сохранность сооружения не обеспечивается. В пределах этой ка тегории предусмотрены два случая: 1) когда сохранность соору жения не обеспечивается только по требованиям для наибольшего расхода (категория Ш -А); 2) когда сохранность сооружений не обеспечивается при обоих расходах (категория Ш -Б).
Очевидно, категория Ш-Б является более тяжелой, чем Ш-А, так как сохранность сооружения уже не обеспечивается при более
Т а б л и ц а 111 -2
|
|
|
Категории водопропускной способности |
|
|
|||
Разряд |
Расчетные |
|
|
п |
|
|
ш |
|
сооруже |
условия |
I |
|
|
|
|
|
|
ний |
(расходы) |
А |
|
Б |
А |
|
Б |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Наиболь Сохранность |
Сохранность |
ограни Сохранност |
не обес |
||||
|
ший |
полная ЧЭ |
ченная ЧЭ |
|
печена ЭН |
|||
Основные |
Расчет |
Нормал'ная |
Сохранность |
полная Сохранность |
Сохран |
|||
|
ный |
эксплуата |
ЧЭ |
|
ограниченная |
ность |
||
|
|
ция НЭ |
|
|
|
ЧЭ |
|
не обес |
|
|
|
|
|
|
|
|
печена |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭН |
|
Наиболь Сохранность |
Сохранность не обеспе |
— |
|
— |
|||
Второ |
ший |
полная ЧЭ |
чена ЭН |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
степен |
|
|
|
|
|
|
|
|
ные |
Расчет |
Нормальная Сохранность Сохранность |
— |
|
— |
|||
|
|
|||||||
|
ный |
эксплуата |
полная |
ЧЭ не обеспе |
|
|
|
|
|
|
ция НЭ |
|
чена ЭН |
|
|
|
|
О б о з н а ч е н и я : НЭ — нормальные |
условия |
эксплуатации; |
ЧЭ — чрезвы |
|||||
чайные условия эксплуатации; ЭН — эксплуатация невозможна. |
|
|
|
|||||
частой |
повторяемости расхода (расчетного), чем |
при |
категории |
Ш-А, когда сохранность сооружения не обеспечивается только при наибольшем расходе.
Отнесение перехода к категории Ш-Б вызывает необходимость его усиления в первую очередь.
Категория II является промежуточной между указанными. К указанным категориям относятся основные сооружения.
Второстепенные сооружения относятся к двум категориям, при чем к категории П-Б относятся сооружения, имеющие запасы, при которых их сохранность не обеспечивается при обоих расходах.
Принятая классификация сооружений показывает, что отсутст вие сохранности второстепенных сооружений является еще недо статочным для усиления перехода в первую очередь.
Отнесение мостового перехода к той или иной категории по.во допропускной способности производится по наиболее слабому эле менту из числа ограничивающих водопропускную способность.
Для отнесения элементов перехода к категориям водопропуск ной способности, указанной в табл. II1-2, необходимо иметь нормы для каждого из ограничивающих элементов.
Нормы должны быть дифференцированы исходя из того, что действующие нормы относятся к I категории водопропускной спо собности. Нормы для III категории основных сооружений и II ка тегории второстепенных следует принимать исходя из предпола гаемых условий, соответствующих возможному началу разруше