ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
осадками и потерями, скорость стекания по логам и склонам. Схе матизация водосбора была принята М. М. Протодьяконовым в виде раскрытой книги. Расход находили методом изохрон. К 1940 г. по явились теории стока М. Ф. Срибного и Г. Д. Дубелира, но они мало применялись на практике.
Против теории М. М. Протодьяконова имелись возражения, от носящиеся к схематизации бассейна, поскольку считали, что ре альный бассейн не имеет ничего общего с раскрытой книгой и что воообще нельзя учесть все многообразие рельефа, почв и пр. Одна ко инженерная схематизация уже давно применяется в расчетах конструкций (плотин, мостов,' высотных зданий и т. д.). Нормы М. М. Протодьяконова были приняты на транспорте в 1931 г. и применялись до 1953 г.
Дискуссии по расчету стока между разными авторами и орга низациями проходили на многих совещаниях и конференциях в 1932— 1947 гг. Выступали с эмпирическими или полуэмпирически ми методами 10 авторов. После конференции ГГИ в 1947 г. МПС и Гушосдор как организации наиболее заинтересованные присту пили к разработке этой проблемы.
Ее решали ЦНИИС МПС и Союздорнии Гушосдора. Была организована стоковая комиссия, которая систематизировала су ществующие методы путем обработки специальных вопросников, разосланных 22 организациям и отдельным специалистам и орга низовала сбор фактического материала по расходам и осадкам. Комиссия должна была установить, идти ли далее путем Протодья конова, Водички, Дмитриева, Люгера, Зброжека, Дубелира, Сриб ного, Бефани и др. или искать новые варианты эмпирических формул.
Полученные ответы показали, что авторы имеют большое раз нообразие мнений и прямо противоположные предложения. Тогда стоковая комиссия разработала «Основные положения», очевид ные большинству. Сбор фактических расходов показал исключи тельную скудность материала. Не было основного — сопоставлен ных данных об осадках и стоке. Отдельно по осадкам и расходам нельзя было определить вероятность превышения расходов, поэто му отпадали поиски эмпирических методов и единственным путем было создание новой, более совершенной теории стока с парамет рами, определяемыми опытным путем.
Было решено проводить исследования и разработать методы расчета в двух вариантах: по обобщенным гидрографам и непо средственным решением уравнения баланса объемов стока. Первый вариант позволял выполнить расчет в короткое время, второй —- требовал на один расчет более 6 ч.
В настоящее время решение по уравнению баланса запрограм мировано для ЭВМ и время расчета резко сократилось. Кроме то го, изданы таблицы для определения расходов и объемов стока, если нельзя использовать ЭВМ. Таблицы составлены в КАДИ В. А. Большаковым и А. А. Кургановичем на основе обобщения
.20 000 расчетов на ЭВМ Минск-11.
В 1949— 1950 гг. было дано решение по учету аккумуляции во
ды перед сооружением. |
Это |
явление, уменьшающее |
расход |
воды |
в сооружении., отмечал |
еще |
H. Е. Долгов в начале |
этого |
века. |
В 1924 г. Д. И. Кочерин, используя предложение H. Е. Долгова, дал правильную схему расчета, которая не была реализована, так как не умели определять общий объем стока. В 1949— 1950 гг. были разработаны объемный метод определения максимальных расхо дов и метод учета аккумуляции в двух вариантах. Точный метод основан также на уравнении баланса. Для приближенного метода использована формула Д. И. Дочерина со степенной поправкой. Новый метод (авторы Е. В. Болдаков, H. Н. Чегодаев и Т. В. Пушечникова) начали применять с 1950 г. В дальнейшем развитие техники расчетов с определением наивыгоднейшего решения про изведено О. А. Рассказовым, А. А. Кургановичем и др. По подсче там Союздорпроекта, при учете аккумуляции экономия в стоимости сооружения достигает 30%.
Метеорологические данные получают от Гидрометеослужбы, п каждые 7— 10 лет их обрабатывает ЦНИИС, что позволяет учи тывать удлинение рядов наблюдений.
Из зарубежных данных при разработке теории стока использо вали только работы Хортона (США) по 20-летним наблюдениям на опытных водосборах.
В последние годы состоялся ряд конференций и симпозиумов, посвященных, в частности, вопросам инженерной гидрологии.
Анализ ряда докладов и отдельных работ показывает, что уве личивается тематика по теоретическим вопросам и лабораторным исследованиям, которые выполняют часто в отрыве от наблюдений в натуре на свободных створах и существующих мостовых пере ходах. В отдельных случаях делается морфометрическое обследо вание, которое базируется на ранее полученных гидрометрических материалах. Все это не дает достоверных данных для проверки теоретических предпосылок в расчетах, заложенных в проекте пе рехода.
Лабораторным опытам придают самостоятельное значение не смотря на то, что они, как указано, часто не имеют гидрометриче ской основы.
Обобщая обзор проведенных работ, можно наметить следую щие направления дальнейших исследований.
В области изысканий: исследование пределов экономической целесообразности съемки планов переходов с самолета и проведе ния аэрогидрометрических работ по сравнению с существующими методами; организация скоростного инженерно-геологического бу рения; продолжение сбора материалов по высоким историческим уровням.
В области гидрологии: построение обоснованных наблюдения ми кривых распределения для экстраполяции натурных расходов; определение границы начала экстраполяции, поскольку метеоро логическая обстановка для формирования низких и средних мак симумов расхода может быть другой, чем для редких; климато
логические и гидрологические обобщения для переноса расходов вниз и вверх по реке и с других водосборов; разработка косвенных методов для определения расходов при недостаточных натурных данных; уточнение слоев водоотдачи и параметров, входящих в расисты стока; исследование вопроса применимости региональных формул; уточнение расчетов селевых потоков.
В области расчетов сооружений переходов: уточнение расчета отверстий и общего размыва на основании решения уравнения ба ланса при разных условиях и вероятности превышения паводков; проверка принятых формул и норм данными гидрометрических наблюдений на существующих переходах; разработка метода сов местной работы моста и регуляционных сооружений; расчеты груп повых отверстий и переливаемых подходов; уточнение местного размыва у сооружений переходов; определение допускаемых ско ростей течения для укреплений откосов и русел; расчет отверстия на ЭВМ совместно с учетом аккумуляции; исследование влияния формы бассейна на величину максимального расхода; вывод за висимостей для установления эффективности капиталовложений, включающих параметры, которые достаточно просто можно было бы определять; определение наивыгоднейших вероятностей превы шения расходов в разных условиях; программирование на ЭВМ сравнения вариантов (необходимость постройки перехода, выбор моста или парома, реконструкция существующего перехода или постройка нового).
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗЫСКАНИЙ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Задача изысканий состоит в получении необходимых для раз работки проектов переходов сведений и данных по экономике, то пографии, гидрометеорологии и инженерной геологии района пе рехода, а также данных по организации строительства и составле нию сметы.
Вопросам технологии, организации и правильному проведению изысканий следует уделять большое внимание, так как от качества и полноты изыскательских материалов зависит успешное проекти рование мостового .перехода.
Задача правильного назначения элементов перехода является сложной, поэтому необходимы вариантные проработки уже на ста дии изысканий.
Организация изыскательских работ зависит от стадии проек тирования, объемов работ, сроков их производства и особенностей района изысканий.
Для выполнения изыскательских' работ в зависимости от их программы и объема организуют экспедиции, партии и отряды с соответствующим оснащением.
При организации изысканий необходимо предусматривать современные способы производства полевых работ, аэрофотосъем ку, аэрогидрометрию, применение эхолота и геофизические методы обследований.
Всоответствии со стадийностью проектирования изыскания мостового перехода выполняют в две стадии: подробные изыска ния— для составления технического проекта и предпостроечные изыскания— для составления рабочих чертежей.
По отдельным небольшим объектам изыскания можно выпол нять в одну стадию для составления технорабочего проекта.
Вотдельных случаях изысканиям могут предшествовать про блемные изыскания для составления технико-экономического до клада (ТЭД) или технико-экономического обоснования (ТЭО).
ТЭД составляют для выявления общих .перспектив развития транс портной сети и обоснования планирования проектных и строитель ных работ, ТЭО разрабатывают до составления технического проек та с целью обоснования экономической целесообразности строи тельства или реконструкции мостового перехода. ТЭО служит осно ванием для разработки задания на проектирование.
Изыскания для составления технического проекта мостового перехода выполняют на основании положений, принятых в ТЭО. Материалы, полученные в результате изысканий, должны обеспе чивать разработку наиболее целесообразных технических решений, способов и сроков производства работ.
Изыскания для составления рабочих чертежей выполняют для уточнения исходных данных, полученных в стадии разработки для технического проекта.
Независимо от стадии проектирования и вида изысканий изыс кательские. работы подразделяются на следующие периоды: под готовительный, полевой и период камеральной обработки мате риалов.
Проведение полевых работ планируют в зависимости от задан ных сроков проектно-изыскательских работ и особенностей гидро логического режима водотоков. В подготовительный период на основе изучения собранных материалов о переходе и районе изыс каний вносят соответствующие изменения в сроки производства полевых и камеральных работ.
В случаях, когда кратковременные гидрометеорологические наблюдения или инженерно-геологические обследования, проводи мые в период полевых работ, не позволяют изучить район изыска ний, предусматривают стационарные наблюдения, выполняемые по специальным программам.
В процессе изысканий необходимо изучить экономику района перехода, определить положение трассы перехода с вариантами и закреплением их на местности, собрать исходную информацию, произвести согласования, провести инженерно-геологическое и гидрологическое обследование трассы мостового перехода, выя вить условия проектирования, строительства и эксплуатации мос тового перехода и природные особенности района.
Экономические изыскания предшествуют техническим. В зада чу экономических изысканий входит транспортно-экономическое обследование района изысканий, установление перспектив транс портных связей по грузовым и пассажирским перевозкам в райо