ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
Рис. ІѴ-6. Влияние кинема тического эффекта на изме нение скоростей течения в русле реки:
а — при наличии двух зон — уменьшения и увеличения скоростей; б — при наличии
одной |
зоны — уменьшения |
|||
|
скоростей; |
|
||
1 — зависимости |
v |
—f (Я у ) |
до |
|
выхода |
потока |
на |
пойму; |
2 — |
то же, в зоне уменьшения ско ростей; 3 — то же, в зоне уве личения
еще недостаточно исследованных причин. При мощном пойменном потоке, идущем под углом к русловому, восстановления скорости в русле после ее наибольшего уменьшения может не произойти и зависимость ир = /(Я у) будет иметь вид, показанный на
рис. ІѴ-6, б.
Изменение скорости течения в русле, не связанное с изменением уклона и не соответствующее изменению средней глубины, соглас но уравнению Шези, должно зависеть от изменения параметра С.
Обозначим для русла в бровках СбР и выше бровок Скэ, тогда Скэ — |СбР, где коэффициент g должен учитывать влияние кине матического эффекта и по предыдущему быть переменным: для зо
ны уменьшения скоростей g< 1, а для зоны увеличения — g > l .
Я'/.
Приняв С = -----, получим
п
откуда
(ІѴ-17)
Таким образом, для морфометрических расчетов учет кинема тического эффекта может быть сведен к изменению коэффициента шероховатости русла.
Для коэффициента g предложено несколько зависимостей. Так, например, С. И. Агасиева и А. Ш. Барекян [1] дали для речных русел зависимость
1,15/ідб
(ІѴ-18)
Лпб + -Нбр
где /ідб — глубина воды над пойменной бровкой; ЯбР — средняя глубина русла в бровках.
Д. Е. Скородумов [120] предложил зависимость, учитывающую большее число факторов
6 = і4п-4,8т]. |
(ІѴ-19) |
|
Параметр Лп в (ІѴ-19) зависит от угла |
пересечения руслового |
|
и пойменного потоков и отношения |
руслового и пойменного рас- |
|
„ |
^пб |
^пб |
ходов, а параметр г) — от отношении |
-------и |
---------, где оор — пло- |
|
Нбр |
У Юр |
щадь живого сечения русла.
Однако обе зависимости, учитывая лишь уменьшение скорости в русле, не отражают последующее восстановление ее, так как зна чение I по (ІѴ-18) и (ІѴ-19) получается всегда меньше единицы.
До настоящего времени нет уравнения, определяющего в явном виде влияние кинематического эффекта на изменение русловой ско рости в обеих зонах (рис. ІѴ-6, а). Это влияние необходимо учи тывать при увязке расходов, полученных на морфостворах, для которых углы пересечения руслового и пойменного потоков, а так-
hne
же отношения --------различны.
Я б р
Такой учет возможен путем назначения больших значений ко эффициентов шероховатости при больших углах пересечения и
е. |
^пб |
больших величинах |
— , |
|
Д бр |
Если в районе проектируемого перехода работает гидрометри ческая станция, хотя бы с коротким периодом наблюдений, то мож но использовать их для уточнения шероховатости русла. Так как данные об уклонах часто отсутствуют, то вместо величины пѵ мож
но определить величину |
, построить зависимость |
|
|
/2г. |
Н'ы |
Іі |
f(Hy) и использовать ее для контроля расчета русловой скоро |
|
сти на морфостворе. |
|
|
|
Среднюю скорость течения воды на каждом пойменном отсеке |
морфоствора вычисляют по формуле (ІѴ-9) с учетом зависимости i = f(H у), которую строят, используя уклон при межени и уклоны при УВВ, определенные по продольному профилю. Также опреде ляют среднюю скорость для руслового отсека и отсеков проток и
рукавов при. 2 В 30, где В — ширина их русел в метрах при дан-
~Н~
2 5 ном уровне; если для этих русел-------< 3 0 , Т(> скорости вычисляют
по формуле (ІѴ-2).
Для горных потоков различных типов [125] от водных потоков большой мутности с объемным весом > 1 до турбулентных селей применяют для расчета скорости течения формулу М. Ф. Срибного
ѵс = — Н Ч \ |
(IV-20)J |
CLQ |
|
где Н и і имеют прежние значения; а0— коэффициент внутреннего сопротивления в потоке; для воды ас= 1 , для селевого потока коэффициент ас определяют по формуле
ос |
(ІѴ-21) |
где Ѵн — удельный вес материала наносов, отложенных |
потоком, |
т/м3; ус — объемный вес селевой массы, т/м3. |
|
Удельный вес материала наносов определяют по образцам на носов, взятым в натуре; обычно он бывает в пределах: 2,65 т/м3 (кварцит) — 2,75 т/м? (гранит).
Объемный вес селевой массы [18, 148] может быть принят с уче том визуальной характеристики отложенной селевой массы и дан ных опроса местных жителей, наблюдавших прохождение селя:
Водные |
потоки большой мутности |
. . . . . . . . . |
1,00— |
1,05 т/м3 |
Потоки, |
переходные к селевым |
(слабоселеносные) |
1,05— |
1,15 т/м3 |
Селевые турбулентные потоки......................................... |
|
1,15—1,50 т/м3 |
||
|
•> |
|
|
|
Объемный вес массы потока зависит от весового содержания в ней взвешенных наносов. Связь объемного веса с содержанием наносов в потоке выражается следующей приближенной фор мулой:
Y c « l + 0,6Sn, |
(ІѴ-22) |
где 5П— мутность потока, т/м3.
По этой формуле для турбулентных селей предельное значение Sn~0,83 т/м3; дальнейшее увеличение содержания наносов изме няет качество селя, делая его связным с ламинарным режимом дви жения. Расчеты связных селей выполняют по специальным нормам.
Так как коэффициент ас> 1 , то по М. Ф. Срибному для селевых турбулентных потоков сопротивление всегда больше, чем для вод ных потоков. Однако по исследованиям Е. К. Рабковой, селевые потоки, насыщенные мелкоземом, имеют меньшее сопротивление, так как выступы дна кольматируются мелкими частицами и физи ческая шероховатость уменьшается. Этот вопрос еще недостаточно изучен. И. И. Херхеулидзе [149] предложил для максимальной ско рости движения турбулентных селей формулу
Ушах |
« 10,7Н0'55^ ’33, |
(ІѴ-23) |
где Н — средняя глубина, м; |
/д — уклон дна водотока. |
|
Можно также приближенно определить эту скорость по форму ле Г. И. Шамова, преобразованной И. В. Боголюбовой [18],
Umax ~ 4,7 у —- — 1 |
м/сек, |
(1V-24) |
r Yc |
|
|
где обозначения ун, Yc и Н — прежние, a d — диаметр наиболее крупных камней, м.
Результат вычисления скоростей сечения в главном русле реки по формуле (ІѴ-9) должен быть проверен то формуле (ІѴ-8) при УВВро/о, если для морфоствора есть данные о гранулометрическом составе аллювия, слагающего русло реки. При расхождении ре зультатов обоих вычислений предпочтение отдают результату, по лученному по крупности аллювия.
По принятым значениям русловых скоростей течения строят за
висимость vVJC„a = f (Ну). Расходы воды для каждого |
отсека мор |
фоствора получают как |
|
Qi = Vi(ûjcosoj, |
(IV-25) |
где Vi — средняя скорость течения, м/сек; (щ — площадь живого сечения отсека, м2; щ — угол отклонения струй от нормали к данному отсеку.
Суммарный расход воды по морфоствору при N отсеках равен
|
|
N |
|
|
Q 2 = 2 |
(ІѴ'26) |
|
Величины Qs |
вычисляют для нескольких уровней и строят мор |
||
фометрическую |
зависимость |
Q s = f(H y). |
Пример оформления за |
висимостей V == f(H у), Qs = |
f(Hy) и др. приведен на рис. ІѴ-5, а. |
Наибольшую трудность составляет определение скоростей те чения на обширных поймах меандрирующих рек. Если известен суммарный расчетный расход воды Qs и соответствующий ему уро вень (например, по данным ближайшего к морфоствору водомерно го поста), пойменный расход на морфостворе может быть опреде лен как разность Qn = Qs — Qp , где Qp— расчетный расход глав ного русла по морфометрическому расчету.
Расчеты скоростей течения и расходов воды по отсекам морфо створа удобно выполнять на ЭВМ, вводя в машину информацию для нескольких вариантов коэффициентов шероховатости, что особенно целесообразно для морфостворов с большим числом отсеков и при распределении по морфоствору известной величины расхода для из вестного уровня воды.
Трассирование дороги в пределах долины реки вызывает необ ходимость определения отметок расчетных уровней воды УВВР % на всем протяжении долинного хода.
Определение УВВР% следует делать сначала камерально до производства полевых работ по имеющимся картографическим и гидрологическим материалам, чтобы наметить положение трассы по возможности вне пределов разлива паводочных вод.
Продольный профиль реки в этом случае составляют по топо графическим картам крупных масштабов; отметки УВВр94 опреде ляют по данным наблюдений на водпостах, а за отсутствием их подбором расхода QP%по сечениям, снятым е карты в характерных местах долины реки. Величины Qv% определяют по генетическим формулам.
Такое предварительное определение отметок УВВР», необходимо также для составления программы полевого морфометрического обследования реки на протяжении долинного хода. Продольный профиль реки снимают в натуре и устанавливают отметки УВВ на всем протяжении долинного хода методами, описанными в § 14. Там же, где паводочные воды при расчетном уровне подтопляют земляное полотно, в поле выполняют дополнительное обследование для расчета скорости течения вдоль насыпи, высоты ветровой вол ны, ледохода на пойме, руслового процесса и выпуска воды из части пойменной акватории, отсеченной насыпью проектируемой дороги.
Особенностью съемки продольного профиля реки для долинного хода трассы является большая протяженность его (десятки, а иногда и сотни километрор). Поэтому основой'съемки служит тео долитный ход трассы, к которому привязывают нивелировку урезов воды, морфостворы и план русла реки.
Для правильного переноса отметок УВВР* от русла реки на трассу по картографическим материалам составляют ситуацион ную схему долины реки, на которой показывают: трассу дороги, рус ло реки с отметками УВВР%, устья притоков, все гидротехнические сооружения и мосты, положение населенных пунктов, водомерные посты, морфостворы, границы разлива, растительности и розу ветров.
Ввиду сложности переноса отметок УВВР% от свободно меандрирующего русла или русла с незавершенным меандрированием к трассе, проходящей вблизи границ обширной поймы, на ситуацион ной схеме долины реки показывают также линии переноса этих от меток.
В случаях перекоса водного зеркала на полуторных блуждаю щих реках по отметкам УВВ, установленным на обоих берегах до лины, определяют величину перекоса и затем на ситуационной схе ме проводят горизонтали водной поверхности при расчетном УВВР% Скорости течения на пойме вдоль речного откоса подтопляемого земляного полотна определяют по морфостворам, снимаемым на
участке подтопления.