ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
рину русла Вк и заложение откоса вогнутого берега т, строят схе матизированное прогнозируемое живое сечение русла в створе мос тового перехода (рис. V I1-8, б).
Сооружение подходной насыпи на обширной изрезанной берего выми валами и старицами пойме нарушает водный режим ее, соз данный в течение веков русловым процессом. Поэтому в проекте мостового перехода предусматривают мелиорацию поймы, чтобы не допустить заболачивание и подтопление хозяйственных угодий. На участках, где откос пойменной насыпи параллелен ложбине или протоке, предусматривают укрепление его или отвод сосредоточен ного потока от земляного полотна.
Прямолинейные участки русла, образованные спрямлениями из лучин, редки и нормальные пересечения их обычно не соответству ют общему направлению трассы, поэтому типичным случаем мосто вого перехода через свободно меандрирующую реку будет переход
спересечением русла в одной из излучин. Если сопряженные с ней верховая и низовая излучины образовали узкий перешеек, то рас сматриваются два решения: 1) устройство моста на излучине русла
сзакреплением вогнутых берегов сближающихся верховой и низо вой излучин; 2) устройство моста «а искусственном русле, проры том через перешеек между этими излучинами.
Впервом случае делают прогноз плановых деформаций и макси мальной глубины у вогнутого берега центральной излучины. Во вто ром случае необходимо прогнозировать деформации пологой излу чины, образованной спрямлением русла из верховой и низовой из лучин. Если перешеек между верховой и низовой излучинами широк и размыв их берегов непосредственно не угрожает сооруже ниям мостового перехода, то прогнозируют деформации всех трех излучин.
Сооружения мостового перехода должны возможно меньше на рушать естественный русловой процесс.
Для этого отверстие моста размещают на створе перехода с уче том мощности пойм и прогнозируемых деформаций русла, а струе направляющими дамбами обеспечивают направление пойменных потоков в пойменные участки моста.
Пример расчета. Проектируемая железнодорожная линия III категории пере секает среднюю реку со свободно меандряруюіцим руслом на участке трех сопря женных излучин. Ширина русла Вбр = Ю0 м.
По плану излучин определены углы их разворота а,„ которые оказались рав ными: для верховой излучины 190°, центральной — 205° и низовой— 195°. По гра фику (см. рис. ѴІІ-7) центральная излучина имеет наименьший коэффициент ско рости развития ее и, следовательно, является наиболее устойчивой из трех излу чин, поэтому пересечение русла сделано в середине этой излучины (рис. V I1-8, а). Так как перешеек между верховой и низовой излучинами в самом узком месте равен 600 м и нет признаков скорого прорыва его, то произведен расчет деформа ций всех трех излучин. Для расчета снято 11 живых сечений по поперечникам, нормальным к средней линии русла. Средняя линия русла смещается в сторону наибольших глубин на ту же величину, что и вогнутые берега, поэтому на рис. ѴІІ-8, а изображено смещение средних линий русла, а прогнозируемое поло жение вогнутых берегов показано на лимитирующих участках. Срок прогнозирова ния принят Г = 50 лет, расчет выполнен по формуле (ѴІІ-8) в два этапа, по 25 лет
Рис. ѴІІ-8. Деформация свободно меандрирующего русла:
а — план смещения осевой линии русла; б — поперечные профили русла в створе перехода;
/ — с р е д н я я л и н и я во вр ем я и зы ск а н и й п е р е х о д а ; 2 — п р о гн о зи р у ем ая с р е д н я я л и н и я ч е р е з 25 л е т ; 3 — т о ж е , ч е р е з 50 л е т ; 4 — п о л о ж ен и е д е ф о р м и р у е м ы х б е р е го в в с т в о р е п е р е х о д а ч е р ез 50 л е т ; 5 — то ж е , д л я в е р х о в о й и зл у ч и н ы ; 6 — н а п р а в л е н и е в е к т о р о в , о п р е д е л я ю щ и х
и зм е н ен и е |
у г л о в р а з в о р о т а Иц |
и зл у ч и н |
при и х р а зв и ти и ; ж и во е с е ч е н и е |
по |
с ъ е м к е во вр ем я |
и зы ск а н и й |
(сп л о ш н а я л и ни я |
н а р и с. |
Ѵ ІІ - 8 , б ) ; п р о гн о зи р у ем о е ч е р е з |
50 |
л е т (п у н к т и р н а я |
|
|
л и ни я н а р и с. Ѵ ІІ - 8 , б) |
|
|
каждый. Средняя скорость смещения береговой линии принята по данным совме
щенных съемок русла разных лет |
См=2,6 м/год; |
расчетная |
величина скорости |
||
смещения в точке наибольших плановых деформаций СМ=4С М= 4 X 2 ,6 = 10,4 м/год. |
|||||
Результаты расчета для лимитирующих |
сечений (рис. |
ѴІІ-8, а) |
II, III, V |
||
и VI сведены в табл. ѴІІ-3. |
|
|
|
|
|
Из данных табл. ѴІІ-3 видно, |
как влияет |
на |
результат |
расчета |
увеличение |
угла разворота излучины (деформации русла во втором этапе расчета примерно в 2 раза меньше, чем в первом), поэтому точность расчета увеличивается, если общий срок прогнозирования разбить на большее число этапов расчета. Расчет в два этапа дает некоторый запас прочности. В результате этого расчета видим, что верховая излучина через 50 лет будет отстоять от оси земляного полотна на правой пойме не менее чем на 65 м или около 50 м от его подошвы; бровка во гнутого берега центральной излучины в створе перехода сместится в сторону
|
Глуби ны от |
УМВ |
1 -й э тап ( Т = 25 л е т ) |
2 -й |
э та п ( Г = 25 л е т ) |
С м ещ ен и е б е |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р е га за 50 л ет |
р ечни ков |
h n , M |
h u , M |
h o , м |
<*', ° |
< з |
уб '* |
|
» |
к" |
у 6’ м |
у е=у; + у ; |
|
а ", |
м |
|||||||||
|
|
|
из |
||||||||
и |
5,0 |
7,2 |
0,8 |
190 |
0,57 |
114,9 |
201 |
|
0,22 |
57,5 |
172,4 |
і и |
_ |
0,8 |
190 |
0,57 |
75,5 |
201 |
|
0,22 |
37,7 |
113,2 |
|
V |
3,4 |
0,7 |
205 |
0,16 |
20,2 |
215 |
0,07 |
8,8 |
29,0 |
||
VI |
—* |
6,3 |
0,7 |
205 |
0,16 |
41,8 |
215 |
0,07 |
18,2 |
60,0 |
(переход)
левой поймы на 60 м. Это смещение учтено при расположении моста на створе перехода. Деформации низовой излучины не являются лимитирующими для мо
стового перехода (рис. V I1-8). |
кривизны |
ее изменился от г и — |
|
С развитием центральной излучины радиус |
|||
=370 м до гж'= 3 0 0 |
Вбр |
Вбр |
|
л і ; для отношений----- =0,270 и——=0,333(см. выше) находим |
|||
|
гн |
ги |
|
ея=2,29 и еж'=2,58; для створа перехода f t m |
a x = ll,5 м |
(см. рис. ѴІІ-8, б). |
|
По формуле V I1-10 |
после смещения русла наибольшая глубина у вогнутого бере |
||
га будет |
|
|
|
|
^ т а х = 11 >5 2 2 9 = |
м ’ |
|
При частом затоплении поймы процесс свободного меандрирования в начальной стадии иногда нарушается образованием спрям ляющей протоки.
Спрямляющая протока развивается постепенно, затем во время сильного паводка русло перемещается в спрямляющую протоку. После перемещения русла в спрямляющую протоку развитие излу чины прекращается, и она постепенно отмирает. До перемещения русла в спрямляющей протоке наблюдается русловой процесс лен точногрядового или побочневого типа, а после перемещения русла спрямляющая протока начинает меандрировать до образования но вого спрямления и повторения цикла развития. Этот процесс назы вается незавершенным меандрированием.
Незавершенное меандрирование в натуре устанавливают по нали чию спрямляющих проток, находящихся на различных стадиях раз вития. Кроме основных характеристик, применяемых при свободном
меандрировании (Хи, SH, аи, См) для незавершенного меандрирония, определяют:
Snp |
меандрировании, где Snp — |
-г— — показатель незавершенности |
|
^ИЗ |
_ |
h
длина спрямления и 5ИЗ— длина спрямленной излучины;^- — по-
Н ѵ
казатель затопляемости поймы, где ha — средняя глубина затопле ния поймы и Н р— средняя глубина русла при расчетном уровне.
Чем больше отношение —L; тем на более ранних стадиях разви-
Н р
тия происходит спрямление излучины.
Вслучае устройства моста на излучине деформацию русла рас считывают по методике для свободного меандрирования. Если мост устраивают на спрямляющей протоке, то деформации рассчиты вают по тому типу руслового процесса, который наблюдается на спрямлении с учетом возможного перехода к меандрированию.
Вобоих случаях произойдет нарушение естественного руслового
процесса, так как должна увеличиться пропускная способность русла в излучине или на спрямлении.
При закрытии насыпью протоки скорость деформации излучины См увеличится до величины См'\ ориентировочно можно принять
См ~ См |
, |
где Qs — суммарный расход воды в русле на из- |
Щиз
лучине и в спрямляющей протоке при уровне воды на отметке их пойменных бровок, a QHз расход воды только в излучине.
Если излучина русла будет закрыта насыпью, то по спрямляю щей протоке пойдет расход, равный Qs, и поперечное сечение ее увеличится.
Используя формулы (ІѴ-3), (ІѴ-8) и (ІѴ-9), мы получили сле дующие выражения для средней глубины Ядин и ширины в бров ках Диш, динамически устойчивого русла спрямляющей протоки при заданных значениях продольного уклона і и грунтовой характерис тики d (м) :
1
„ |
/,0,19d°-9ß2 у-33“2* |
; |
(ѴІІ-11) |
||
Ядин — у |
- |
J |
|||
|
Вдин --- |
|
Qi |
|
(ѴІІ-12) |
|
4,7гі°.28Ян*В |
|
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
дин1 |
|
|
Параметры х и ß принимают согласно данным, приведенным в § 13 гл. IV. Для определения параметра ß вероятность превышения принимают того паводочного расхода реки, при котором пойма за топлена на уровне бровок спрямляющей протоки.
По этим же формулам можно рассчитать и проектируемое спрямление излучин свободного меандрирования.
Аналогичным путем можно получить выражение для продоль
ного уклона динамически устойчивого русла |
|
||
Ідин |
0,19d°’9ß2 |
(VII-13) |
|
/ / 1 .3 3 - 2 Ж |
|||
|
|
||
Используя только (ІѴ-8) и (ІѴ-9), получим |
|
||
|
22,ld°>5en2ß2 |
(ѴІІ-13,а) |
|
» 'Д И Н |
jfЯfï1,33—2x* |
||
|
|