ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
характеристик прочности грунтов основания. Эти данные необхо димы для установления расчетного сопротивления грунта основа ния нагрузке, разработки конструкции, обоснования глубины за ложения фундамента проектируемого сооружения, способов произ водства земляных работ, определения размеров водоотлива из котлована и разработки мер защиты сооружения от неблагоприят ных геологических процессов: пучения и набухания грунтов, нале дей, размывов, оползней на склонах, карста и др.
Состав и объемы исследований определяются сложностью ин женерно-геологических условий участка и зависят от рода, разме ров и особенностей работы проектируемого малого сооружения в эксплуатации. Основными видами работ являются разведка, иног да в сочетании с геофизическими исследованиями, лабораторное и полевое опробование грунтов и воды и камеральная обработка материалов. При развитии на участке неблагоприятных геологиче ских процессов могут быть назначены режимные наблюдения (гид рогеологические, мерзлотные и др.).
На пересечении суходола, лога, сухого оврага при высоте на сыпи до 6 м для уточнения характеристики основания трубы или лотка, располагаемых в пределах одного геоморфологического эле мента на участке с горизонтальным залеганием пластов пород, за кладывают одну выработку по оси трассы. При высоте насыпи 6—12 м или в случае, если трубу, лоток проектируют на косогоре, массиве с наклонным залеганием пластов пород, водотоке, при чем на участке без оползней или выходов подземных вод, заклады вают две выработки в обе стороны от оси трассы у оголовков со оружения'.
При высоте насыпи более 12 м задают три выработки — одну по ос‘и трассы и две по концам проектируемого сооружения.
В грунтах с расчетным сопротивлением |
нагрузке |
не менее |
1,5 кГ/см2 достаточна глубина разведки 6—8 |
м. Если |
выработки |
вскрывают менее прочные породы, необходимо пройти слабые слои и углубиться в более плотные породы на 1—2 м. Однако глубина скважин не превышает, как правило, 15—20 ж, что достаточно для проектирования свайного основания.
Разведку на участке, где проектируют дюкер, совмещают с раз
ведкой |
выемки. Выработки в плотных грунтах |
проходят на |
6—8 м, |
а в грунтах пониженной прочности — на |
15—20 м ниже |
проектной отметки дна проектируемой выемки. Выработки разме щают через 50 м по осям проектируемых подпорных и улавливаю щих стен, а при длине сооружения менее 50 м задают две выра ботки. Глубину выработок принимают ниже подошвы укрепляемого откоса, склона в плотных грунтах на 6—8 ж, а в грунтах понижен ной прочности на 15—20 м, в скальных породах на 2—3 м.
Выработки — осевую или верховую — для сооружения и цен тральную для стены опробуют. Определяют гранулометрический состав песков, пределы пластичности, плотность и влажность связ ных грунтов, химический состав воды. Образцы грунтов понижен ной прочности, кроме того, испытывают на сопротивление сжатию
и сдвигу. Лабораторные испытания прочности глинистых грунтов можно заменить испытаниями лопастной установкой в массиве. В широком диапазоне состояния грунтов от скрытотекучей до мяг копластичной консистенции грунты можно испытывать установка ми лопастного вращательного среза конструкций ЦНИИСа или Фундаментпроекта. Испытывая пески установками статической пенетрации конструкции тех же организаций, можно определить плотность, прочность и сжимаемость грунтов в массиве.
Если несколько малых сооружений проектируют поблизости в пределах одного или одинаковых по происхождению, геологиче скому строению и гидрогеологическим условиям геоморфологиче ских элементов, то для всей группы разведываемых участков доста точно опробовать по одной выработке на двух-трех из них, преиму щественно расположенных равномерно по длине отрезка трассы.
Сооружение может быть запроектировано на стыке двух или нескольких геоморфологических элементов, например, в местах причленения террасы к коренному склону долины, прислонения мощного делювиального пласта к косогору или пойме, у раструба конуса выноса и т. п. Тогда разведывают каждый из геоморфоло гических элементов двумя, тремя выработками, закладываемыми на оси трассы и в стороне от нее так, чтобы осветить и основания оголовков, концов сооружения.
При изысканиях для стадии технического проекта по вариан там трассы на участках проектирования мостов меньше 25 м, виадуков, акведуков, селедуков, путепроводов, эстакад и лавиносбросов разведочные выработки закладывают по оси трассы на расстоянии 25—50 м одна от другой, но так, чтобы были разведаны все геоморфологические элементы створа. Минимальное количе ство выработок две по оси трассы, по одной у начала и конца со оружения. На косогорном основании проходят по две выработки на поперечниках к оси трассы. Состав и объемы лабораторного и полевого опробования те же, что и для прочих малых сооружений.
На втором этапе изысканий для технического проекта разведы вают основание каждой опоры проектируемого моста, путепровода и т. п., а выработки опробуют так же, как и при разведке под опо ры мостов отверстием более 25 м. На участках развития неблаго приятных геологических процессов и в местах со сложными инже нерно-геологическими условиями применяют геофизические иссле дования. На участках развития оползней и карста геологические изыскания выполняют по индивидуальным программам.
При рабочем проектировании могут быть намечены дополни тельные искусственные сооружения, смещены оси ранее запроекти рованных сооружений, увеличены отверстия труб и мостов и др. Основания новых и смещенных сооружений разведывают и опробовают так же, как было описано выше. Если ось сооружения смещена незначительно и оно остается в пределах тех же геомор фологических элементов, используют возможность экстраполяции данных разведки и опробования, выполненных при изысканиях для технического проекта с целью сокращения объемов изысканий.
Гл а в а XV. РАСЧЕТЫ СТОКА
§66. ЛИВНЕВОЙ И СНЕГОВОЙ СТОК
Попытки эмпирическим путем определить расчетные расходы ливневого стока делались неоднократно*. Ряд организаций обсле довали сотни эксплуатируемых сооружений. Результатов практи чески получено не было, так как при расчетах расходов по замерен ным уровням не учитывали аккумуляцию воды перед сооружения ми, что может уменьшить расходы притока в 2—3 и более раз. Союздорнии в 1966—1967 гг. провел обследование 560 сооружений при участии центральной исследовательской лаборатории Гушосдора, Ташгипротранса и Дальгипротранса — для выявления соот ветствия ВП по СН 200-62 с данными отчетов. Обнаружилась не достаточность наблюдений в эксплуатации за работой сооружений по пропуску паводков. Исследование дало некоторые материалы, но подтвердило еще раз, что даже в муссонном климате без обос нованной теории нельзя получить надежный метод расчета стока. К этому заключению пришли H. Е. Долгов в 1916 г. [39] и М. М. Протодьяконов в 1928— 1930 гг., разработавший первую теорию стока [108].
Развитие методов расчета стока на транспорте в СССР можно резделить на два этапа: первый с середины XIX в. до 1930 г .— эмпирические и полуэмпиірические методы (Кестлина — Николаи, НТК и др.) « второй— создание теории стока, основанной на ин женерной схематизации явления. К 1940 г. появились теории стока М. Ф. Срибного [126], Д. Л. Соколовского [122] и других авторов. Дальнейшая разработка теории стока была выполнена H. Н. Чегодаевым [151].
В методе ЦНИИСа — Союздорнии определение максимальных расходов разделяется на два этапа.
1. Определяется общий объем стока W за любой интервал вре мени t по формуле
W == (h — г) ЕуЛ(5, (XV-1)
где h — слой водоотдачи (стока), мм, после вычета потерь на впи тывание в почву за время t, мин; z — слой потерь от задержи вающей сток растительности, мм; F — площадь бассейна, км2; ул — коэффициент уменьшения осадков, зависящий от площа ди F; Ô— коэффициент озерности и заболоченности.
2. Производится распределение и транспортирование объема стока между отдельными частями бассейна последовательным ре шением уравнения баланса объемов стока и построением гидро графов