Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регулятора усиления добиться отчетливого показания прибора. Иногда при большом усилении и особенно при твердом грунте и малой глуби­ не эхолот может давать, кроме основного показания глубины, еще дополнительные отметки, кратные основной. Это происходит вследст­ вие повторных отражений ультразвукового сигнала от корпуса судна или от поверхности воды. Если от этих кратных отметок не удается избавиться с помощью регулятора усиления, следует увеличить сме­ щение на сетке тиратрона.

Иногда при мягком грунте и большой глубине эхолот не дает от­ метки глубины даже при максимальном усилении. В этом случае сле­ дует уменьшить смещение на сетке тиратрона, чтобы повысить чув­ ствительность усилителя.

Регулировка шкалы эхолота. Регулировка заключается в сличе­ нии показания эхолота с фактической глубиной от вибраторов или от поверхности воды. Регулировка производится на неподвижном судне на акватории с ровным дном и глубинами около 10—20 м. При этом глубины одновременно измеряют ручным лотом с двух бортов судна

врайоне установки вибраторов. Фактической считается глубина, полу­ ченная как среднее арифметическое глубин, измеренных ручным лотом

сдвух бортов. Перед проверкой установки шкалы эхолота нужно про­ верить скорость вращения диска указателя, пера или барабана само­ писца. Если эхолот показывает глубину меньше фактической, следует посылочные контакты повернуть по направлению вращения кулачка; если больше фактической, то посылочные контакты следует повернуть

впротивоположном направлении.^ Новое положение контактов фик­ сируют стопорными, винтами. После регулировки шкалы эхолота сле­ дует вновь сличить показания эхолота с фактической глубиной. Регули­ ровку производят до совпадения глубины, измеренной эхолотом, с фак­ тической глубиной.

Регулировку выполняют отдельно для каждого диапазона.

Подмагничивание вибратора-приемника. Для нормальной работы эхолота вибратор-приемник должен всегда иметь остаточный магне­ тизм. С течением времени остаточный магнетизм никелевого пакета может значительно ослабеть или совсем исчезнуть. Размагничиванию вибратора-приемника способствуют вибрации корпуса судна, удары и толчки во время швартовок и другие причины. Поэтому вибратор-при­ емник нужно периодически подмагничивать. Подмагничивание следу­ ет производить не реже одного раза в месяц, а в случае плавания суд­ на во льдах или при сильном волнении ■— чаще. Подмагничивание так­ же следует производить после спуска судна на воду по окончании докования.

В эхолотах, работающих на переменном токе, обычно имеются спе­ циальные электролинии подмагничивания. Процесс подмагничивания сводится к нажатию кнопки подмагничивания, которая имеется

вусилителе.

Вэхолотах, работающих от сети постоянного тока, специальная линия подмагничивания обычно в схеме эхолота не предусматривается. В этом случае подмагничивание достигается кратковременным пропу-

393


сканием импульса постоянного судового тока через обмотку вибрато­ ра-приемника. Для этого концы обмотки вибратора-приемника, подве­ денные к усилителю, отключают от последнего и к ним подводят по­ стоянное напряжение судовой сети. Обмотку вибратора-приемника следует включать в сеть не непосредственно, а через плавкие предо­ хранители на 5—6 А, которые при этом должны перегореть. Включение вибратора-приемника в судовую сеть через предохранители обеспечи­ вает защиту обмотки вибратора от перегорания, так как сопротивление обмотки очень мало; кроме того, перегорание предохранителей являет­ ся свидетельством того, что подмагничивание произведено. Такой про­ цесс подмагничивания следует производить дважды, с обязательным соблюдением одной и той же полярности.

Контроль за вибраторами. После установки новых вибраторов полосового типа и после докования судна следует отвинтить ниппель или болт, имеющийся на крышке вибратора, и выпустить воздух, оставшийся в корпусе вибраторов, после чего ниппель надо плотно завинтить.

Во время докования судна нужно:

осмотреть поверхности вибраторов и в случае надобности очистить

их;

следить за тем, чтобы торцовая поверхность вибраторов не закра­ шивалась;

следить, чтобы в процессе переоборудования судна или установки на нем новых приборов не были нарушены основные требования уста­

новки вибраторов;

у

проверить сопротивления

изоляции обмоток вибраторов.

Проверка сопротивления изоляции вибраторов. Сопротивление изоляции должно проверяться регулярно в сроки, указанные в ин­ струкции по обслуживанию прибора. Кроме того, замер сопротивления изоляции вибраторов должен производиться во время докования суд­ на и после него, а также во всех случаях, когда предполагается ее не­ исправность. Сопротивление изоляции для вибраторов и подведенных к ним кабелей должно быть не ниже 10 мгОм.

Смазка и чистка. Все части эхолота, подлежащие смазке, должны быть смазаны маслом того сорта, который указан в инструкции. Не сле­ дует допускать избытка смазки, так как это может привести к загряз­ нению механизмов и к нарушению электрического контакта. Периодич­ ность смазки зависит от длительности ежедневной работы эхолота. Смазке подлежат движущиеся части самописца, указателя глубин и преобразователя.

Чистота и надежность контактов влияют также на надежность ра­ боты эхолота. Периодичность чистки коллекторов, контактов и щеток определяется длительностью ежедневной работы эхолота. Контакты реле, посылочные контакты и контакты АЦР, протираются тряпочкой, смоченной в бензине; при наличии сильного обгорания контакты за­ чищаются крокусовой или стеклянной бумагой.

Регулировка посылочного реле. Регулировка сводится к чистке контактов реле, а также к установлению надлежащего натяжения спи-

394


ральной пружины и зазора между контактами, который при прижатом к сердечнику якоре, должен быть 0,7—1 мм. Зазор регулируется путем перемещения верхнего неподвижного контакта реле. Натяжение пру­ жины реле должно обеспечить надежное срабатывание реле при допу­ скаемых изменениях напряжения судовой сети.

Необходимо помнить, что в навигационных эхолотах имеются элек­ трические цепи с высоким напряжением 1000— 1500 В. Поэтому сле­ дует особо соблюдать все меры предосторожности, предписываемые техникой безопасности.

При регулировках и осмотрах реле, вибратора-излучателя и со­ ответствующих им цепей надлежит предварительно надежно обесто­ чить эхолот, вынув, например, предохранитель из цепи его питания, и проверить, снято ли высокое напряжение с блока конденсаторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Б у л г а к о в Б. В. Прикладная теория гироскопов. М., Гостехиздат, 1955. 355 с.

2.К у Д р е в и ч Б. И. Избранные труды. М., 1959. 463. (Упр. нач. гидрогр.

службы ВМФ).

3. М и х а й л о в Д. С., Д о р о ф е е в И. Т. Электронавигационные приборы. М.— Л., Водтрансиздат, 1953. 406 с.

4.Б л и н о в И. А. и др. Электронавигационные приборы. М., «Транс­ порт», 1967. 496 с.

5.Б л и н о в И. А. и др. Эксплуатация электронавигационных приборов

на морских судах. М., «Транспорт», 1973. 248 с.

Я л о в е а к о А. В. Атлас

6. В о р о н о в В.

В., П е р ф и л ь е в В. К.,

электронавигационных

приборов. М., «Транспорт»,

1973, 124 с.

7.С м и р н о в Е. Л. и др. Учет погрешностей гирокомпаса в судовожде­ нии. М., «Транспорт», 1964. 68 с.

8.И т е н б е р г С. И. и др. Лаги и автосчислители. Курс кораблевожде­

ния. Т.

V, кн. 3, 1964. 548 с. (Упр. гидрогр.

службы ВМФ).

9.

В л а с о в

И.

В.

и др. Гидродинамические лаги. Л., «Судостроение»,

1967, 428 с.

 

 

П.

А. Справочник по судовым средствам электрора­

10.

О б р е з у м о в

дионавигации и связи. М., «Морской транспорт»,

1960.

132 с.

11.

Я к у б о в с к и й

 

Г. И., Г а л к и н

М.

Н.,

С о к о л о в 3. М. Тех­

нические средства

кораблевождения. М., Военное издательство Министерства

обороны СССР, 1970. 512 с.

Г., Г е р а щ е н к о

Ф.

Г. Измерители скорости

12.

X о л м а н о в

Б.

ипройденного кораблем расстояния. Владивосток, 1969. 87 с.

13.Заводские технические описания гирокомпасов «Курс» и «Амур», лагов ЛГ-2, МГЛ-25, МГЛ-25М, эхолота НЭЛ-5.

14. Ф е д о р о в И. И.

Эхолоты и другие гидроакустические средства.

Курс кораблевождения. Т. V,

кн. 4. Л .,1960. 368 с. (Упр. нач. гидрогр. служ­

бы ВМФ).

 


О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение

......................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

Ч а с т ь

 

п е р в а я .

ГИРОКОМПАСЫ

 

 

 

Г л а в а

I.

Гироскоп

и

его

основные

свойства.................................

 

 

 

6

...............................................................................

 

§ 1.

Гироскоп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

..................................

 

§ 2.

Понятие о кинетическом моменте

 

 

 

7

 

 

§

3.

Свободный гироскоп

и

его основное свойство . .

11

 

 

§ 4.

Горизонтальная и вертикальная

составляющие зем­

15

............................................

 

§ 5.

 

 

ного

вращ ения

 

 

 

 

 

 

 

...................................

 

Прецессионное движение гироскопа

 

 

 

16

 

 

§

6.

Гироскопическая реакция.

Момент гироскопической

20

...................................................................................

 

 

 

 

 

реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а .............................

II.

Гирокомпас на

неподвижном

основании

 

 

22

 

 

§ 7.

Принцип

использования

гироскопа

в качестве кур-

 

 

 

 

 

 

 

соуказателя. Полезная составляющая земного вра­

22

.......................................................................................

 

§ 8.

 

 

щения

превращения

гироскопа

в гирокомпас .

 

 

Способы

25

.....................

 

§ 9.

 

Незатухающие

колебания

гирокомпаса

 

 

32

 

 

§

10.

Погашение незатухающих колебаний методом гори­

37

 

 

§

11.

 

зонтального момента. Жидкостный успокоитель

 

 

 

Погашение

незатухающих

колебаний методом

вер­

43

...................................... ....

 

§

12.

 

тикального

момента

 

 

 

 

. . .

 

 

Координаты

положения равновесия оси гироком­

 

 

 

 

 

 

 

пасов с гидравлическим маятником и с электромаг­

48

 

 

§

13.

 

нитным управлением. Погрешность затухания .

 

 

 

Обработка

кривой

затухающих

колебаний

. . .

. 5 2

Г л а в а

III.

Гирокомпас

на

движущемся

судне.

Погрешности гиро­

56

..............................................................................................

 

компаса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

14.

Погрешности гирокомпаса и причины их возникно­

56

........................................................................................

 

§

15.

 

вения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

......................................................

 

 

Скоростная погрешность

 

 

 

 

 

56

 

 

§ 16. Исключение скоростной погрешности гирокомпаса

65

 

 

§

17.

 

Влияние ускорений на показания гирокомпаса .

69

 

 

§

18.

 

Условие апериодического перехода оси гирокомпаса

74

........................................

 

§

19.

в новое положение равновесия

 

 

 

 

.....................

 

Инерционная

погрешность первого р о д а

 

 

77

......................

 

§ 20.

 

Инерционная

погрешность второго р о д а

погреш­

80

 

 

§ 21.

 

Методы

предупреждения

инерционных

83

......................................................................................

 

 

 

 

 

ностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

397


§

22.

Суммарная инерционная погрешность........................

85

§

23.

Влияние качки на гирокомпас с пониженным цент­

 

 

ром тяжести чувствительного элемента........................

87

§24. Предупреждение влияния качки на гирокомпас с по­ ниженным центром тяжести чувствительного эле­

§ 25.

мента ........................................................................................

качки

91

Предупреждение влияния

на гирокомпас с

§ 26.

гидравлическим маятником

.............................................качки

94

Предупреждение влияния

на гирокомпас

 

 

с электромагнитным управлением...................................

 

 

97

Г л а в а

IV. Гироскоп направления и инерциальные навигационные

98

 

системы................................................................................................

 

 

 

 

 

§ 27.

Гироскоп направления

.....................................................

 

 

98

 

§ 28. Общая поправка гирокомпаса.......................................

 

 

102

 

§ 29.

Понятие об инерциальных навигационных системах

103

Г л а в а

V. Основы конструкции

современных гирокомпасов .

. .111

 

§ 30.

Классификация гирокомпасов и основные конструк­

 

 

§ 31.

тивные требования к н и м .............................................

 

111

 

Принципы

конструкции и способы подвеса

чувст­

115

 

 

вительных

 

 

 

 

§32. Назначение и принципы устройства следящих систем

121

 

§ 33.

Магнитные и резонансные усилители...........................

гиро­

132

 

§ 34.

Системы дистанционной передачи показаний

137

 

§ 35.

компасов

 

 

 

 

Источники электропитания гирокомпасов и регуля­

146

 

 

торы оборотов......................................................................

 

 

 

Г л а в а

VI.

Гирокомпас ...........................« К у р с -4 »

 

 

 

 

§ 36.

Основные технические

характеристики и комплек­

158

 

§ 37.

тация

гирокомпасной ................................

установки

 

 

 

Основной ................................................................

 

 

 

160

 

§ 38.

Следящая ..............................................................система

 

 

 

181

 

§ 39.

Приборы ..................................................курсоуказания

 

 

187

 

§ 40.

Защитные ...........................................................

 

 

 

191

 

§ 41.

Пеленгаторы........................................................................

 

 

 

193

 

§ 42.

Штурманский ........................................................п у л ь т

 

 

 

196

 

§ 43. Приборы линии .................................................питания

на пе­

204

 

§ 44.

Электрическая схема гирокомпаса «Курс-4»

207

 

§45 .

ременном ...........................токе

 

 

 

 

Гирокомпас «Курс-4» на постоянном токе и его комп­

212

 

 

лектация .............................................................................

 

 

 

Г л а в а

VII. Гирокомпас « ...............................................................А м ур »

 

 

 

217

 

§ 46.

Основные технические характеристики и комплек­

217

 

§ 47.

тация

гирокомпасной ...................................

установки

 

 

 

Основной ................................................................компас

 

 

 

218

 

§ 48.

Приборы курсоуказания..................................................

на

по­

221

 

§ 49.

Электрическая

гирокомпаса «Амур»

223

 

§ 50.

стоянном т .....................................................................о к е

 

 

 

 

Гирокомпас .......................................................«Амур- 2 »

 

 

 

227

Г л а в а

VIII. Эксплуатация двухгироскопных ............................компасов

 

 

230

 

§ 51.

Проверка перед пуском, пуск и остановка гироком­

230

 

§ 52.

пасов .....................................................................................

 

 

 

 

 

Уход за гирокомпасами .....................«Курс» и «Амур»

 

 

235

398