Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
весных машин в агрегате:
а — задняя навеска, б — навеска орудий или отдель­ ных рабочих органов между передними и задними колесами самоходного шасси, в — передняя навеска, г — боковая навеска, д — задняя и две боковые на­ вески с применением полунавесной сцепки, е — перед­
няя и две боковые навески

тор

и на полунавесную сцепку,

прицепкой к трактору

или прицеп­

ной

сцепке.

 

 

 

 

 

 

 

Схемы расположения навесных машин в агрегате показаны на

рис.

13.

 

 

 

 

 

 

 

Заднюю навеску

применяют

в тех случаях,

когда

по технологи­

ческому процессу и

агротехническим требованиям

сельскохозяй­

 

 

 

ственные машины долж­

 

 

 

ны

 

двигаться

сзади

 

 

 

трактора. Вес навесных

 

 

 

машин и орудий

(в эк­

 

 

 

сплуатационном

состо­

 

 

 

янии, заправленных ту­

 

 

 

ками,

семенами

и т. д.)

 

 

 

не

должен

превышать

 

 

 

допустимой

нагрузки

 

 

 

на

шины

 

трактора и

 

 

 

ухудшать

 

устойчивость

 

 

 

и управляемость

трак-

 

 

 

гора. Чтобы выровнить

 

 

 

нагрузку,

между

перед­

 

 

 

ними и задними

коле­

 

 

 

сами,

на

передние ко­

 

 

 

леса

или остов тракто­

 

 

 

ра

устанавливают до­

 

 

 

полнительные

грузы.

 

 

 

При необходимости до­

 

 

 

полнительные

грузы

 

 

 

применяют

на гусенич­

 

 

 

ных

тракторах.

 

Навеску между пе­ редними и задними ко­ лесами применяют на самоходные шасси, у которых орудия имеют специальную конструк­

Рис. 13. Основные схемы расположения на­ цию, и крепят их на

раме шасси. Этот вид навески машин и ору­ дий дает хорошую об­ зорность и ее в основ­ ном применяют на культиваторах - рыхли­

телях и культиваторах-растениепитателях. Тракторы обычной кон­ струкции, как правило, неприспособлены к размещению орудий между передними и задними колесами.

Переднюю навеску обычно применяют для навешивания убо­ рочных машин: жаток, косилок, волокуш и т. п. Такое расположе­ ние машин позволяет трактору двигаться вслед за ними по убран­ ному полю.


Боковую навеску в

основном

применяют также

на убо­

рочных работах:

кошении трав,

уборке силосных

культур

и т. п.

 

 

 

 

Полунавесные

сцепки

применяют

для составления

широкоза­

хватных агрегатов. При составлении почвообрабатывающих, посев­ ных агрегатов и агрегатов для междурядной обработки одно из орудий навешивают сзади трактора, остальные по бокам. При таком расположении орудий создается более равномерная нагруз­ ка на ходовую систему трактора и более полное использование его мощности. Такие сцепки применяют также, если необходимо совме­ стить несколько операций. К полунавесным сцепкам относятся СН-35, СН-54 и СН-75.

Сцепку СН-35 (рис. 14) используют для составления широко­ захватных агрегатов из зерновых, свекловичных и лесных сеялок, культиваторов для междурядной обработки, зубовых борон и дру­ гих навесных машин с шириной захвата от 2 до 3 ЛІ с тракторами «Беларусь» и Т-38М, оборудованными раздельно-агрегатными гид­ росистемами и выносными цилиндрами. Сцепка состоит из двух боковых несущих брусьев 2, симметрично расположенных относи­ тельно продольной оси трактора и опирающихся на опорные само­ устанавливающиеся пневматические колеса 4. Ось колеса укрепле­ на в вилке, шарнирно присоединенной к кронштейну, который можно перемещать по брусу сцепки. Такая необходимость возни­ кает при обработке пропашных культур с различными между­ рядьями. В установленном положении кронштейн фиксируется стопорными болтами. В шинах опорных колес должно поддержи­ ваться давление, равное 3,0 кГ/см2. На каждом брусе сцепки уста­ новлен трехточечный механизм навески / с выносным гидравличе­ ским цилиндром для присоединения навесных машин и орудий. В рабочем положении несущие брусья должны быть перпендику­ лярными к продольной оси трактора, что достигается при помощи передних и задних растяжек. Задние растяжки 6 имеют постоян­ ную длину, а передние 5 регулируемую. Для переезда агрегата по дорогам несущие брусья повертывают вперед по ходу трактора параллельно его продольной оси. Чтобы перевести несущие брусья в транспортное положение, прежде снимают растяжки, затем трак­ тор подают задним ходом до соприкосновения ролика правого бру­ са с упором на раме и зачаливают его крюком к раме сцепки. Да­

лее, двигая трактор, поворачивают'левый несущий

брус до

упора.

В этом положении несущие брусья соединяются

нижней

распор­

кой 2 и верхней стяжкой / (рис. 15).

 

 

Полунавесная сцепка СН-75 предназначена для составления широкозахватных агрегатов из сеялок, культиваторов и других ма­ шин с тракторами Т-74, ДТ-75, Т-4 и ДТ-54А. Максимальная шири­ на захвата агрегата 12 м. Отсоединенная от трактора сцепка СН-75 представляет собой единую цельную конструкцию, которую можно транспортировать любым трактором как обычную полунавесную машину.


Рис. 14. Полунавесная сцепка СН-35 на тракторе «Беларусь» (рабочее положение);

/ — каретка с подъемно-навесным устройством;

2— несущий

брус, 3 — горизонтальная рама, 4 — опорное колесо,

$ — передняя

растяжка; 6

— задняя растяжка


Рис. 15. Полунавесная сцепка СН-35 на тракторе «Беларусь» в транс­ портном положении:

/ — верхняя стяжка, 2 — нижняя распорка, 3 — выносной цилиндр, 4 — кронштейн опорного колеса, 5 — опорное колесо, 6 — каретка с подъемно-навесным устройст­

вом, 7 — несущий брус

В производственных условиях со значительными размерами обрабатываемых участков и благоприятными условиями переезда с участка на участок следует применять универсальные сцепки, по­ зволяющие присоединять к ним от 2 до 6 прицепных зерновых сея­ лок или культиваторов и других машин.

На рис. 16 показаны схемы универсальных сцепок. Особен­ ностью полунавесной универсальной сцепки СП-15 является то, что она предназначена для составления широкозахватных агрегатов из прицепных гидрофицированных и негидрофицированных машин (культиваторов, сеялок, борон и др.). Для перевода сцепки в тран­ спортное положение боковые секции складывают путем поворота вокруг задних шарниров и прикрепляют к средней секции. При транспортировке машины присоединяют цугом к прицепной рамке сцепки.

 

Тяговое сопротивление

сцепки на ровном участке

определяют

по

формуле

 

 

 

 

 

Rcu

О с ц / С ц

{кГ),

 

Д е

/ с ц коэффициент

сопротивления

передвижению

(табл. 20):

 

О с ц — вес сцепки, кг

(табл. 21).

 

 

 

При работе на неровном участке тяговое сопротивление сцепки

равно

 

 

 

 

 

# с ц =

О с ц ( / с ц ± sin а) (кГ).

 


Количество машин, которое можно присоединить к сцепке, опре­ деляют по формуле

где пи

— число машин, которое можно

присоединить к

сцепке;

 

Ьи—ширина

захвата

машины, м;

 

между

крайними точками,

Ф— фронт сцепки, или расстояние

 

к которым можно присоединить машину, м.

 

 

Если при расчете получается смешанное число, то принимается

целое число в меньшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

21

 

 

 

 

 

Характеристика

сцепок

 

 

 

 

 

 

Тип и марка сцепки

 

Фронт

сцепки,

Вес

сцепки,

Максимальная

 

 

 

 

 

м

 

кг

ширина захвата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

агрегата,

м

СП-2М для двух тракторных

плугов

 

—1

 

128

3,5

 

Прицепная

универсальная для

двух

 

4,5

 

300

8,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прицепная универсальная С-11У . .

10,8

 

780

14,4

 

Прицепная универсальная С-18А . .

18,0

 

972

21,6

 

Полунавесная универсальная СН-54А

 

6

 

700

9,0

 

Полунавесная универсальная СН-35А

 

5,6

 

700

8,4

 

Полунавесная

универсальная

СН-75

 

8

 

1250

12

 

Полунавесная

универсальная

СП-15

12

 

1425

16

 

Гидрофицированная

СП-16

. . . .

12

 

1652

16,8

 

Полунавесная

универсальная

для

 

 

 

110

4,8

 

борон

НУБ-4,8

 

 

 

 

 

 

4

 

 

Контрольные вопросы. 1. Как влияет изменение скорости движения на каче­

ство работы

агрегатов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Как определить тяговое сопротивление

машин-орудий?

 

 

3.

Назовите

способы

снижения

тягового

сопротивления

машин-орудий.

 

4.

Вычертите

схемы

агрегатов.

 

 

 

 

 

 

 

Г Л А В А

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

Главной задачей комплектования является выбор такого агре­ гата, который в данных условиях обеспечивал бы высокое качество работы, наибольшую производительность и экономичность. При этом большое значение имеет наиболее полное использование мощ­ ности двигателя. Недоиспользование мощности приводит к сниже­ нию эксплуатационных показателей работы машинно-тракторных агрегатов, а следовательно, и к большей потребности в машинах, с большими затратами на них для выполнения заданного объема работ в агротехнический срок. В ряде случаев значительная часть