Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 0
где |
Gp , Gx, G0 |
— средние часовые расходы топлива двигателя |
трак |
||||||
|
|
|
тора |
соответственно |
при рабочем движении |
агре |
|||
|
|
|
гата, |
при холостом |
движении |
агрегата, |
на |
холо |
|
|
|
|
стой работе двигателя |
при остановке |
агрегата, |
||||
|
|
|
кг/ч; |
|
|
|
|
|
|
|
Тр, |
Тх, r M |
— время рабочего движения, холостого движения аг |
||||||
|
|
|
регата и холостого |
хода двигателя, ч. |
|
|
|||
|
Используя |
эти данные, расход топлива на 1 га можно |
записать |
||||||
в следующем |
виде: |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
GpTp + GXTX+ |
00ТШ (кг/га), |
|
|
|
|
где |
WCM — производительность агрегата |
за смену, га. |
|
|
|||||
|
Из |
формулы видно, что расход топлива на 1 га обработанной |
|||||||
площади зависит от сменного расхода топлива |
и сменной |
произво |
|||||||
дительности агрегата. Для обеспечения |
наибольшей экономичности |
работы агрегата необходимо, чтобы во время эксплуатации он всег да был в нормальном техническом состоянии, загрузка двигателя была наибольшей, холостые ходы были наименьшими, а произво дительность была более высокой.
Опыт передовых механизаторов показывает, что при высокой производительности агрегат работает более экономично. Для опре деления расхода топлива на 1 га в табл. 30 приведены примерные величины расхода топлива тракторами (разных марок) при работе на разных режимах.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 30 |
|
Примерный расход топлива |
трактором |
при работе на разных режимах |
(кг/ч) |
|||
|
|
|
На |
оста |
|
|
Марка трактора |
При макси |
На холос |
новках при |
При |
При |
|
мальной |
том ходу |
работаю |
поворотах переездах |
|||
|
нагрузке |
щем |
двига |
|||
|
|
|
теле |
|
|
|
Т-16 |
3,8 |
1,0 |
|
0,8 |
2,2—3,2 |
1,0 |
ДТ-І4, ДТ-14А |
3,5 |
1,4—2,6 |
|
0,8 |
1,2—3,2 |
1,4—2,6 |
ДТ-20 |
3,8 |
1,5—2,7 |
|
0,8 |
2,5—3,8 |
1,5-2,7 |
ДТ-24-2, ДТ-24-2М |
5,1—5,2 |
2,3—3,1 |
|
0,9 |
3,1—5,0 |
2,6—4,5 |
Т-28 |
7,4 |
4,0—5,0 |
|
1,0 |
4,5—8,0 |
3,5—6,0 |
Т-28М, Т-28-М2 |
5,0—6,2 |
3,8—4,6 |
|
1,0 |
4,5—8,0 |
3,5—6,5 |
Т-40, Т-40А |
7,9 |
3,5—5,5 |
|
1,0 |
4,5-8,0 |
3,5—6,5 |
МТЗ-50, МТЗ-52 |
8,5-10,0 |
3,7—6,5 |
|
1,2 |
4,8—8,0 |
3,8—6,2 |
МТЗ-50ПЛ |
8,5—10,0 |
3,7—6,5 |
|
1,2 |
4,8-8,0 |
3,8—6,2 |
МТЗ-7Л, МТЗ-7ЛС |
7,5—10,0 |
4,0—5,5 |
|
1,0 |
4,5-8,0 |
3,5—6,0 |
МТЗ-7М, МТЗ-7МС |
7,5—10,0 |
4,0—5,5 |
|
1,0 |
4,5—8,0 |
3,5—6,0 |
МТЗ-5МС |
8,4—10,0 |
3,6—6,3 |
|
1,2 |
4,8—8,0 |
3,8—6,2 |
МТЗ-5Л |
7,5—9,0 |
3,3—4,5 |
|
1,2 |
3,5—7,7 |
3,6—7,0 |
8 |
3669 |
113 |
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 30 |
|
|
|
|
|
На оста |
|
|
Марка трактора |
При макси |
На |
холос |
новках при |
При |
При |
мальной |
том |
ходу |
работаю |
поворотах |
переездах |
|
|
нагрузке |
|
|
щем дви |
|
|
|
|
|
|
гателе |
|
|
МТЗ-5М |
7,5—9,0 |
3,3—4,5 |
1,2 |
3,5—7,8 |
3,6—7,0 |
|
МТЗ-5, МТЗ-5К |
7,7—9,5 |
3,3—4,4 |
1,1 |
3,5—7,8 |
3,6—7,0 |
|
МТЗ-2 |
8,1 |
3,4—5,0 |
0,9 |
3,4—7,8 |
3,6—7,0 |
|
К-700 |
38,0 |
12,4— |
2,0 |
16.0— |
12,5— |
|
|
|
19,4 |
|
28,5 |
22,0 |
|
Т-38, Т-38М |
9,0 |
4,0—5,0 |
1,1 |
5,0-7,5 |
4,2—7,0 |
|
КДП-35 |
8,6 |
4,0—5,0 |
1,1 |
5,0-7,7 |
4,3—7,0 |
|
ДТ-55, ДТ-55А |
13,1 |
5,0—6,0 |
1,3 |
6,0—10,6 |
5,6—10,2 |
|
ДТ-54, ДТ-54А |
11,4 |
5,1—6,2 |
1,3 |
6,0—10,6 |
5,6—10,2 |
|
Т-74 |
13,1— |
5,0—9,9 |
1,8 |
7,8—13,0 |
6,0—8,5 |
|
|
14,7 |
|
|
|
|
|
ДТ-75 |
13,6— |
5,0—9,2 |
1,8 |
7,8—13,0 |
6,0—8,5 |
|
|
14,7 |
|
|
|
|
|
С-80, С-80Б |
19,1 |
7,5—9,7 |
2,0 |
9,4—13,0 |
7,7—12,0 |
|
С-100, С-100Б |
19,1 |
7,5—9,7 |
2,0 |
9,4—13,0 |
7,7—12,0 |
|
Р а с х о д с м а з о ч н ы х м а т е р и а л о в и п у с к о в о г о |
т о п л и в а |
|
|
Необходимые смазочные материалы и пусковое топливо для ра боты машинно-тракторных агрегатов устанавливают в процентном отношении к расходу основного топлива.
Из смазочных материалов, применяемых в тракторах, больше всего расходуется дизельное масло. Если известны сроки службы масла в картере и емкость масляной системы, то расход масла можно определить по формуле
|
« . = [ " + ( £ - > ) v . ] { £ < * > . |
|
или |
Q„ = [ V + |
- l ) V,} - L (кгіч), |
где V — емкость |
картера двигателя, л; |
|
у — удельный вес картерного |
масла; |
t4 — срок службы масла, ч;
£д — периодичность доливки масла, ч; Уд — количество доливаемого масла (л) через период іД(ч);
GT — часовой расход основного топлива, кг/ч.
В табл. 31 приведены примерные нормы расхода смазочных ма териалов и пускового топлива для тракторов и других машин.
|
|
Примерные |
нормы расхода |
смазочных |
материалов |
|
|
|
|
и пускового бензина к расходу основного топлива, |
% |
|
|||
|
|
|
|
Расход к основному топливу, % |
|
||
Марка тракторов и машин |
дизельное |
автол |
солидол |
нигрол |
пусковой |
||
|
|
|
масло |
бензин |
|||
ДТ-20, Т-16 |
|
4,8 |
0,3 |
0,5 |
1,2 |
1,0 |
|
ДТ-28 |
|
|
4,8 |
0,3 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
«Беларусь» |
|
4,8 |
0,3 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
|
Т-38 |
|
|
4,8 |
0,3 |
0,8 |
1,0 |
!,0 |
ДТ-54, ДТ-55, ДТ-75 |
5,35 |
0,3 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
||
С-80, С-100, С-100Б |
5,0 |
0,2 |
0,8 |
2,0 |
1,0 |
||
Самоходные |
комбайны |
С-4, |
|
|
|
|
|
С-4М |
|
|
|
3,7 |
0,5 |
0,8 |
|
Самоходный комбайн с ди- |
|
|
|
1,0 |
|||
зельным |
двигателем |
4,9 |
|
0,5 |
0,8 |
||
Экскаваторы |
дизельные, |
ра- |
|
|
|
1,0 |
|
ботающие |
на |
авиамасле |
6,3 |
0,2 |
1,2 |
2,0 |
В условиях эксплуатации необходимо применять смазочные ма териалы, соответствующие техническим требованиям, своевременно и правильно доливать я менять их. Одним из главных условий, обеспечивающих надежную, длительную и экономичную работу машин, является смазка их механизмов смазочными материалами высокого качества.
З а т р а т ы т р у д а на е д и н и ц у в ы р а б о т к и и е д и н и ц у с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о й п р о д у к ц и и
Затраты труда являются одним из основных эксплуатационных показателей, характеризующих уровень механизации выполняемых сельскохозяйственных процессов и одним из основных элементов, определяющих себестоимость выполнения их. Чтобы определить затраты труда на 1 га обработанной площади, необходимо знать производительность агрегата и количество рабочих, работающих на нем. Если число рабочих, работающих на агрегате, разделить на часовую производительность агрегата, получим затраты труда на единицу обработанной площади
|
_ |
"мех + |
" в / |
чел-ч\ |
|
где З т г а |
— затраты труда |
на 1 га, |
чел-ч; |
|
|
я М ех |
— число механизаторов, работающих на агрегате; |
||||
пв |
— число вспомогательных |
рабочих, |
работающих на агре |
||
|
гате; |
|
|
|
|
Ц/"ч — производительность агрегата |
за |
1 ч сменного време |
|||
|
ни, га/ч. |
|
|
|
|
Чтобы определить затраты труда на единицу |
сельскохозяйствен |
||
ной продукции, |
необходимо знать урожайность |
данной |
культуры |
с 1 га и затраты |
труда на ее возделывание и уборку. Если |
суммар |
|
ные затраты труда на возделывание и уборку |
данной |
культуры |
с I га разделить на урожайность, то затраты труда на единицу про дукции составят
ога'сум. / ЧЄЛ-Ч \
где З т г а с у м — суммарные |
затраты труда |
на возделывание |
и убор |
ку данной |
сельскохозяйственной культуры, |
чел-ч/га; |
|
У — урожайность убираемой сельскохозяйственной куль |
|||
туры, ц/га. |
|
|
|
На основе изложенного следует, что |
главными путями |
сниже |
ния затрат труда в эксплуатационных условиях является примене ние машинно-тракторных агрегатов с меньшим числом работающих на нем рабочих без снижения производительности и качества рабо ты; применение агрегатов с большей энергонасыщенностью; макси мальное повышение производительности машинно-тракторных агре гатов за счет мероприятий, изложенных в этой главе; максималь ное повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет повышения культуры земледелия, своевременного и качественного выполнения сельскохозяйственных процессов; внедрение систем машин для комплексной механизации возделывания и уборки сель
скохозяйственных культур, |
отвечающих |
зональным требова |
|
ниям механизированных |
бригад и |
других |
подразделений |
хозяйств. |
|
|
|
С е б е с т о и м о с т ь е д и н и ц ы в ы р а б о т к и и е д и н и ц ы с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о й п р о д у к ц и и
Под себестоимостью единицы выработки понимают сумму де
нежных затрат, произведенных |
на 1 га |
обработанной площади, |
а под себестоимостью единицы |
сельскохозяйственной продукции — |
|
сумму денежных затрат, израсходованных |
на производство 1 ц дан |
ной продукции. Снижение себестоимости имеет очень важное зна чение, так как себестоимость является основным оценочным пока зателем деятельности подразделений и хозяйства в целом и харак теризует эффективность их работы. В себестоимости продукции зем леделия сейчас около половины затрат связано с эксплуатацией техники, а по мере дальнейшего развития механизации эти затра ты будут возрастать. Поэтому снижение себестоимости механизи рованных работ играет первостепенную роль в удешевлении сель скохозяйственной продукции. Поскольку величина себестоимости имеет большое хозяйственное значение, то очень важно знать, как ее определить и от чего она зависит. Чтобы определить себестои мость единицы выработки, нужно прямые эксплуатационные затра-