Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 0
На пахоте, культивации, посеве, междурядной обработке кру говой способ движения применять нельзя, так как качество работы резко снижается, появляются огрехи, недосевы, пересевы. Кроме того, поворот агрегата в рабочем положении ведет к деформациям и поломкам рабочих органов машин, рамы, ходовых колес.
Диагональные способы движения подразделяют на односледные (рис. 26, а) и двухследные рабочие ходы агрегата (рис. 26, б, в). Эти способы движения находят применение при бороновании и по севе участков прямоугольной формы. При двухследном или пере
крестном способе движения |
агрегат совершает повороты на 90° |
|||
и 180°. При бороновании |
поворот делают в рабочем |
положении, |
||
при посеве |
рабочие органы |
на поворотах обязательно выключают. |
||
В табл. |
29 приведены |
значения количества холостых |
поворотов |
агрегата и среднее расстояние прямолинейного хода при холостом
повороте его (/) в зависимости |
от способа движения. |
|
|
|
|||||||||
В табл. 29 приняты следующие |
обозначения: С — ширина |
заго |
|||||||||||
на, Вр |
— рабочая |
ширина |
захвата |
агрегата, L — длина |
гона, |
R — |
|||||||
радиус |
поворота |
агрегата, |
/ — среднее расстояние |
прямолинейного |
|||||||||
хода при |
холостом |
повороте |
агрегата, |
ппк — количество |
петлевых |
||||||||
холостых |
поворотов |
агрегата, |
п б х |
— количество |
беспетлевых |
хо |
|||||||
лостых |
поворотов |
агрегата. |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 29 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Количество холостых поворотов агрегата и средняя |
величина / |
|
||||||||||
|
|
|
в зависимости |
от способа |
движения |
|
|
|
|
||||
Способ движения |
|
Количество холостых поворотов |
Средняя |
величина 1 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
агрегата |
|
"пх |
|
| |
"бх |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Челночный |
|
|
с |
|
|
|
0 |
|
|
0 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Перекрытием |
|
0 |
|
|
|
|
|
С-Bp |
|
||||
|
|
|
|
Bp |
|
|
2 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Всвал (вразвал) |
|
|
|
|
|
C — 2R |
|
R |
- 0,5Вр |
||||
|
в, |
|
|
|
вр |
0,5С + |
|||||||
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Круговой |
|
|
0 |
|
|
|
0 |
|
|
0 |
|
||
Диагонально-перек |
|
1 |
- 2 |
|
|
L + C |
|
|
0 |
|
|||
рестный |
|
|
|
|
|
Dp |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Диагонально-чел |
|
|
|
|
|
1 - 2 |
|
|
0 |
|
|||
ночный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беспетлевой комби |
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
2R-Bp |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
нированный |
|
|
|
|
|
Яр |
|
° - 5 С - |
|
С-Bp |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Контрольные вопросы. 1. Что такое |
кинематика агрегатов? |
|
|
|
|||||||||
2. Что |
характеризует коэффициент |
рабочих |
ходов и как его |
определить? |
|||||||||
3. Расскажите о видах поворотов агрегатов |
и их применении. |
|
|
|
|||||||||
4. Расскажите о способах движения |
агрегатов и их применении. |
|
|
Г Л А В А VII
Т Е Х Н И К О - Э К О Н О М И Ч Е С К И Е П О К А З А Т Е Л И Р А Б О Т Ы М А Ш И Н Н О - Т Р А К Т О Р Н Ы Х
АГ Р Е Г А Т О В
Пр о и з в о д и т е л ь н о с т ь
Производительностью агрегата называется количество работы, выполненное им за определенный период времени, отвечающей аг
ротехническим и зоотехническим |
требованиям. |
|
|
|
|
||||||||||||
Количество работы, выполненной агрегатом, может |
выражаться |
||||||||||||||||
в единицах |
площади |
(га, |
м2), |
объема |
(л, |
м3), |
в весовых |
единицах |
|||||||||
|
|
|
{кг, ц, |
т) и относится |
к часу, смене, суткам, се |
||||||||||||
|
|
|
зону. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различают |
теоретическую, |
техническую, |
|||||||||||
|
|
|
или расчетную, и эксплуатационную, или дей |
||||||||||||||
|
|
|
ствительную, |
производительности |
|
агрегата, |
|||||||||||
|
|
|
Теоретическую |
часовую |
производительность |
||||||||||||
|
|
|
определяют умножением площади |
прямоуголь |
|||||||||||||
|
|
|
ника, у которого одна сторона равна конструк |
||||||||||||||
|
|
|
тивной |
ширине |
захвата |
|
агрегата |
(в |
метрах), |
||||||||
|
|
|
а |
другая — длине |
пути |
(в километрах), прой |
|||||||||||
|
|
|
денного |
агрегатом |
без буксования |
трактора за |
|||||||||||
|
|
|
1 |
ч непрерывной |
работы |
(рис. |
27). |
Площадь |
|||||||||
|
|
|
этого прямоугольника и будет составлять ча |
||||||||||||||
|
|
|
совую |
|
|
теоретическую |
|
производительность |
|||||||||
Рис. 27. |
|
агрегата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Схема на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
весного |
|
агрегата |
|
|
|
= B ' l o m У |
ч = |
|
0ЛВУ7 |
|
(га/ч), |
||||||
|
|
|
|
|
w |
= |
|
|
|||||||||
где |
В — конструктивная |
ширина |
захвата |
|
агрегата, |
м; |
|
||||||||||
|
VT— |
скорость движения агрегата без учета |
буксования |
||||||||||||||
|
|
|
трактора |
(теоретическая |
скорость), |
км/ч; |
|
|
|||||||||
|
1000 — число метров в 1 км; |
|
|
|
|
|
га. |
|
|
|
|||||||
10 000 — количество квадратных |
метров |
в |
1 |
|
|
|
|||||||||||
Таким |
образом, теоретической |
называют |
такую |
производитель |
|||||||||||||
ность |
агрегата, которая не учитывает |
фактической |
ширины захва |
та агрегата, буксования трактора и времени непроизводительной работы (повороты, холостой ход, возможные простои агрегата по разным причинам).
Следовательно, теоретическая часовая производительность рав на одной десятой конструктивной ширины захвата агрегата (м), умноженной на теоретическую скорость движения (км/ч).
Для определения теоретической сменной производительности
часовую производительность агрегата умножают |
на количество |
часов смены. |
|
Технической, или расчетной, производительностью |
агрегата, на |
зывают такую, которая учитывает технически обоснованные значе ния величин ширины захвата, скорости движения и времени ра боты.
Техническую часовую производительность агрегата определяют по формуле
|
|
|
W4 = 0,lBWfz |
(га/ч), |
|
|
|
|
|
где р — коэффициент |
использования |
конструктивной ширины |
за |
||||||
|
хвата, значения которого приведены ниже; |
|
|
||||||
Vp—рабочая |
скорость |
движения |
агрегата, |
км/ч; |
|
|
|||
х — коэффициент |
использования |
времени |
смены |
|
|
||||
Виды процессов |
Значения |
Р |
Виды |
процессов |
Значения |
(Э |
|||
Вспашка |
|
1,00 |
|
Сенокошение |
|
0,95 |
|
||
Культивация |
|
0,96 |
|
Жатва в |
валки: |
|
|
||
Боронование |
|
0,95 |
|
навесные |
агрегаты |
0,93 |
|
||
Посев |
зерновых |
|
1,00 |
|
прицепные |
агрегаты |
0,96 |
|
|
Посев |
пропашных |
1,00 |
|
Уборка |
|
силосных |
0,95 |
|
|
Междурядная |
куль |
1,00 |
культур |
|
|
|
|
||
тивация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неполное использование конструктивной ширины захвата объ ясняется неточностью вождения агрегата, перекрытием захвата отдельных сельскохозяйственных машин и условиями работы.
Величину коэффициента использования времени смены опреде ляют по формуле
где Тр—время чистой работы (рабочего движения) агрегата в те чение смены, ч;
Т— время смены, полное, ч.
Коэффициент т показывает величину использования времени смены. Он является одним из наиболее важных элементов произ водительности, по величине он меньше единицы, так как в полное время смены входят затраты времени, при которых агрегат не со
вершает |
рабочего |
движения. |
|
|
|
|
|
|
Полное время смены агрегата складывается из следующих за |
||||||||
трат |
времени: |
|
|
|
|
|
|
|
|
т=тр+тп+тх |
+ тПП +т0+ |
г н т |
+ |
г т н + ту+ |
тор |
+ |
|
|
|
|
+ Ты + Тф + Тк -f- Тпр |
+ Тпа, |
|
|
||
где |
Тр — время |
чистой работы агрегата |
(рабочее движение); |
|||||
|
Тп |
— время |
на подготовительно-заключительные операции, |
|||||
|
|
включающие приемку и сдачу агрегата, ежесменный |
||||||
|
|
технический уход, переезд |
к |
месту работы |
и |
обратно; |
||
|
Гх |
— время |
холостого движения |
на |
загоне; |
|
|
Тпп — время |
переключения |
передач; |
|
|
|||
Т0 |
— время |
на технологическое |
обслуживание агрегата (за |
||||
|
правка сеялок, загрузка разбрасывателей удобрениями |
||||||
Тнт |
или выгрузка |
зерна |
из бункера комбайнов и т. п.); |
||||
— время на устранение |
непредвиденного |
нарушения техно |
|||||
|
логического |
процесса |
(очистка |
рабочих |
органов |
ит. п.);
Гт н — время на устранение непредвиденных технических неис
|
правностей; |
|
|
|
|
|||
Ту — время |
на технический уход за агрегатом во время сме |
|||||||
Тор |
ны, предусмотренный правилами; |
|
|
|||||
— время |
простоя |
по организационным |
причинам; |
|
||||
Тм |
— время |
простоя |
по метеорологическим условиям |
(дождь, |
||||
|
избыточная влажность обрабатываемого материала, ту |
|||||||
|
ман) ; |
|
|
|
|
|
|
|
Тф — время |
простоя по физиологическим и бытовым надоб |
|||||||
Тк |
ностям; |
|
|
|
|
|
||
— время |
проверки качества работы, за смену; |
|
||||||
Тпр — время |
переезда агрегата с участка на участок во время |
|||||||
|
смены; |
|
|
|
|
|
||
Тпа—время |
подготовки агрегата в транспортное положение |
|||||||
|
и |
из |
транспортного в рабочее при |
переездах с |
участка |
|||
|
на |
участок. |
|
|
|
|
||
Величину составляющих полного времени смены агрегата опре |
||||||||
деляют путем |
измерения |
продолжительности |
затрат времени на |
|||||
каждое из них (путем хронометража). |
|
|
|
|||||
Техническая |
сменная |
производительность равна |
|
|||||
|
|
|
Wcu |
= |
0,1 • B$VpTx |
(га/смену). |
|
|
Действительной, |
или |
эксплуатационной, |
производительностью |
называют такую, которая фактически обеспечивается в условиях эксплуатации.
Из приведенного выражения сменной производительности нель зя обнаружить зависимость ее от использования тяговой мощности трактора. Однако производительность агрегата прямо пропорцио
нальна используемой |
тяговой |
мощности, |
что |
видно |
из |
формулы |
|||
^ с м = |
2 7 ' ^ р - ш |
к с ^ и м Р ^ |
(га/смену), |
|
|
|
|||
где Мф.макс. — максимальная |
тяговая мощность трактора на крю |
||||||||
ке на |
данной |
передаче, л. с; |
|
|
|
|
|||
% — удельное |
тяговое сопротивление |
агрегата, |
прихо |
||||||
дящееся |
на |
1 м захвата, |
кг/м; |
|
|
|
|||
ЧИМ — коэффициент |
использования |
максимальной |
тяго |
||||||
вой мощности |
трактора. |
|
|
|
|
|
|||
У агрегатов, мощность двигателя которых используется одно |
|||||||||
временно на передвижение |
машины и |
на привод |
ее |
механизмов |
через вал отбора мощности, производительность в зависимости от мощности двигателя может быть определена
|
^ с м = —[Лен — К |
вомJ Ъ • "Чим • Р • Tt |
(га[смену), |
|
где |
Л/е н — эффективная |
номинальная |
мощность |
двигателя, |
э.л. с;
^е в о м — мощность двигателя, передаваемая на вал отбора
|
|
мощности, л. |
с; |
|
|
|
|
|
|
||
|
""шм — коэффициент |
использования |
максимальной |
тяговой |
|||||||
|
|
мощности трактора; |
|
|
|
|
|
||||
|
riT — тяговый коэффициент |
полезного |
действия |
трактора. |
|||||||
|
П у т и п о в ы ш е н и я |
п р о и з в о д и т е л ь н о с т и |
агрегатов |
|
|
|
|||||
|
Анализ приведенных аналитических выражений и |
опыта рабо |
|||||||||
ты |
передовых |
механизаторов |
позволяет |
установить |
следующие |
||||||
основные |
пути |
повышения |
сменной |
и дневной |
производительности, |
||||||
а |
также |
годовой |
выработки |
машинно-тракторных агрегатов в экс |
|||||||
плуатационных |
условиях: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
во время эксплуатации техническое состояние тракторов и сель |
||||||||||
скохозяйственных |
машин |
должно |
соответствовать |
требованиям, |
|||||||
предусмотренным |
инструкциями заводов-изготовителей, |
правилам |
технического ухода и технологии производства механизированных работ. При этом технической исправности сельскохозяйственных машин-орудий должно быть уделено такое же внимание, как и трактору, так как от их состояния зависит качество выполняемых работ и расход топлива;
правильная подготовка агрегатов и участков к работе, выбор рационального направления и способа движения;
комплектование агрегатов с учетом наиболее полного исполь зования мощности двигателей;
ширина захвата агрегата должна соответствовать размерам обрабатываемых участков и условиям переезда с участка на уча
сток без значительной затраты времени и труда на |
переналадку |
|
его; |
|
|
работа на наиболее высоких |
рабочих скоростях, |
допустимых |
по агротехническим требованиям |
и условиям работы |
тракторов. |
Если допустимые рабочие скорости движения изменяются в широ ком диапазоне, а условия работы по состоянию почвы и рельефа вызывают значительные колебания тягового сопротивления, при которых полная и одинаковая загрузка на одной передаче не можеі быть сохранена в течение всего периода работы, необходимо при менять маневрирование скоростями. Рабочая скорость движения уборочных агрегатов должна соответствовать допустимой пропуск ной способности рабочих органов; наиболее полное использование конструктивной ширины захвата агрегата, в допустимых пределах, при правильной прицепке машин; применения на посеве и других работах маркеров; правильного вождения агрегатов;