Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На пахоте, культивации, посеве, междурядной обработке кру­ говой способ движения применять нельзя, так как качество работы резко снижается, появляются огрехи, недосевы, пересевы. Кроме того, поворот агрегата в рабочем положении ведет к деформациям и поломкам рабочих органов машин, рамы, ходовых колес.

Диагональные способы движения подразделяют на односледные (рис. 26, а) и двухследные рабочие ходы агрегата (рис. 26, б, в). Эти способы движения находят применение при бороновании и по­ севе участков прямоугольной формы. При двухследном или пере­

крестном способе движения

агрегат совершает повороты на 90°

и 180°. При бороновании

поворот делают в рабочем

положении,

при посеве

рабочие органы

на поворотах обязательно выключают.

В табл.

29 приведены

значения количества холостых

поворотов

агрегата и среднее расстояние прямолинейного хода при холостом

повороте его (/) в зависимости

от способа движения.

 

 

 

В табл. 29 приняты следующие

обозначения: С — ширина

заго­

на, Вр

— рабочая

ширина

захвата

агрегата, L — длина

гона,

R —

радиус

поворота

агрегата,

/ — среднее расстояние

прямолинейного

хода при

холостом

повороте

агрегата,

ппк — количество

петлевых

холостых

поворотов

агрегата,

п б х

— количество

беспетлевых

хо­

лостых

поворотов

агрегата.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество холостых поворотов агрегата и средняя

величина /

 

 

 

 

в зависимости

от способа

движения

 

 

 

 

Способ движения

 

Количество холостых поворотов

Средняя

величина 1

 

 

 

 

 

 

 

агрегата

 

"пх

 

|

"бх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челночный

 

 

с

 

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перекрытием

 

0

 

 

 

 

 

С-Bp

 

 

 

 

 

Bp

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всвал (вразвал)

 

 

 

 

 

C — 2R

 

R

- 0,5Вр

 

в,

 

 

 

вр

0,5С +

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Круговой

 

 

0

 

 

 

0

 

 

0

 

Диагонально-перек­

 

1

- 2

 

 

L + C

 

 

0

 

рестный

 

 

 

 

 

Dp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагонально-чел­

 

 

 

 

 

1 - 2

 

 

0

 

ночный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беспетлевой комби­

 

0

 

 

 

 

 

 

 

2R-Bp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нированный

 

 

 

 

 

Яр

 

° - 5 С -

 

С-Bp

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы. 1. Что такое

кинематика агрегатов?

 

 

 

2. Что

характеризует коэффициент

рабочих

ходов и как его

определить?

3. Расскажите о видах поворотов агрегатов

и их применении.

 

 

 

4. Расскажите о способах движения

агрегатов и их применении.

 

 


Г Л А В А VII

Т Е Х Н И К О - Э К О Н О М И Ч Е С К И Е П О К А З А Т Е Л И Р А Б О Т Ы М А Ш И Н Н О - Т Р А К Т О Р Н Ы Х

АГ Р Е Г А Т О В

Пр о и з в о д и т е л ь н о с т ь

Производительностью агрегата называется количество работы, выполненное им за определенный период времени, отвечающей аг­

ротехническим и зоотехническим

требованиям.

 

 

 

 

Количество работы, выполненной агрегатом, может

выражаться

в единицах

площади

(га,

м2),

объема

(л,

м3),

в весовых

единицах

 

 

 

{кг, ц,

т) и относится

к часу, смене, суткам, се­

 

 

 

зону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различают

теоретическую,

техническую,

 

 

 

или расчетную, и эксплуатационную, или дей­

 

 

 

ствительную,

производительности

 

агрегата,

 

 

 

Теоретическую

часовую

производительность

 

 

 

определяют умножением площади

прямоуголь­

 

 

 

ника, у которого одна сторона равна конструк­

 

 

 

тивной

ширине

захвата

 

агрегата

метрах),

 

 

 

а

другая — длине

пути

(в километрах), прой­

 

 

 

денного

агрегатом

без буксования

трактора за

 

 

 

1

ч непрерывной

работы

(рис.

27).

Площадь

 

 

 

этого прямоугольника и будет составлять ча­

 

 

 

совую

 

 

теоретическую

 

производительность

Рис. 27.

 

агрегата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

весного

 

агрегата

 

 

 

= B ' l o m У

ч =

 

0ЛВУ7

 

(га/ч),

 

 

 

 

 

w

=

 

 

где

В — конструктивная

ширина

захвата

 

агрегата,

м;

 

 

VT

скорость движения агрегата без учета

буксования

 

 

 

трактора

(теоретическая

скорость),

км/ч;

 

 

 

1000 — число метров в 1 км;

 

 

 

 

 

га.

 

 

 

10 000 — количество квадратных

метров

в

1

 

 

 

Таким

образом, теоретической

называют

такую

производитель­

ность

агрегата, которая не учитывает

фактической

ширины захва­

та агрегата, буксования трактора и времени непроизводительной работы (повороты, холостой ход, возможные простои агрегата по разным причинам).

Следовательно, теоретическая часовая производительность рав­ на одной десятой конструктивной ширины захвата агрегата (м), умноженной на теоретическую скорость движения (км/ч).

Для определения теоретической сменной производительности

часовую производительность агрегата умножают

на количество

часов смены.

 

Технической, или расчетной, производительностью

агрегата, на­

зывают такую, которая учитывает технически обоснованные значе­ ния величин ширины захвата, скорости движения и времени ра­ боты.


Техническую часовую производительность агрегата определяют по формуле

 

 

 

W4 = 0,lBWfz

(га/ч),

 

 

 

 

где р — коэффициент

использования

конструктивной ширины

за­

 

хвата, значения которого приведены ниже;

 

 

Vp—рабочая

скорость

движения

агрегата,

км/ч;

 

 

х — коэффициент

использования

времени

смены

 

 

Виды процессов

Значения

Р

Виды

процессов

Значения

Вспашка

 

1,00

 

Сенокошение

 

0,95

 

Культивация

 

0,96

 

Жатва в

валки:

 

 

Боронование

 

0,95

 

навесные

агрегаты

0,93

 

Посев

зерновых

 

1,00

 

прицепные

агрегаты

0,96

 

Посев

пропашных

1,00

 

Уборка

 

силосных

0,95

 

Междурядная

куль­

1,00

культур

 

 

 

 

тивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неполное использование конструктивной ширины захвата объ­ ясняется неточностью вождения агрегата, перекрытием захвата отдельных сельскохозяйственных машин и условиями работы.

Величину коэффициента использования времени смены опреде­ ляют по формуле

где Тр—время чистой работы (рабочего движения) агрегата в те­ чение смены, ч;

Т— время смены, полное, ч.

Коэффициент т показывает величину использования времени смены. Он является одним из наиболее важных элементов произ­ водительности, по величине он меньше единицы, так как в полное время смены входят затраты времени, при которых агрегат не со­

вершает

рабочего

движения.

 

 

 

 

 

Полное время смены агрегата складывается из следующих за­

трат

времени:

 

 

 

 

 

 

 

т=трпх

+ тПП 0+

г н т

+

г т н + ту+

тор

+

 

 

 

+ Ты + Тф + Тк -f- Тпр

+ Тпа,

 

 

где

Тр — время

чистой работы агрегата

(рабочее движение);

 

Тп

— время

на подготовительно-заключительные операции,

 

 

включающие приемку и сдачу агрегата, ежесменный

 

 

технический уход, переезд

к

месту работы

и

обратно;

 

Гх

— время

холостого движения

на

загоне;

 

 


Тпп время

переключения

передач;

 

 

Т0

— время

на технологическое

обслуживание агрегата (за­

 

правка сеялок, загрузка разбрасывателей удобрениями

Тнт

или выгрузка

зерна

из бункера комбайнов и т. п.);

— время на устранение

непредвиденного

нарушения техно­

 

логического

процесса

(очистка

рабочих

органов

ит. п.);

Гт н — время на устранение непредвиденных технических неис­

 

правностей;

 

 

 

 

Ту — время

на технический уход за агрегатом во время сме­

Тор

ны, предусмотренный правилами;

 

 

— время

простоя

по организационным

причинам;

 

Тм

— время

простоя

по метеорологическим условиям

(дождь,

 

избыточная влажность обрабатываемого материала, ту­

 

ман) ;

 

 

 

 

 

 

Тф — время

простоя по физиологическим и бытовым надоб­

Тк

ностям;

 

 

 

 

 

— время

проверки качества работы, за смену;

 

Тпр время

переезда агрегата с участка на участок во время

 

смены;

 

 

 

 

 

Тпавремя

подготовки агрегата в транспортное положение

 

и

из

транспортного в рабочее при

переездах с

участка

 

на

участок.

 

 

 

 

Величину составляющих полного времени смены агрегата опре­

деляют путем

измерения

продолжительности

затрат времени на

каждое из них (путем хронометража).

 

 

 

Техническая

сменная

производительность равна

 

 

 

 

Wcu

=

0,1 • B$VpTx

(га/смену).

 

Действительной,

или

эксплуатационной,

производительностью

называют такую, которая фактически обеспечивается в условиях эксплуатации.

Из приведенного выражения сменной производительности нель­ зя обнаружить зависимость ее от использования тяговой мощности трактора. Однако производительность агрегата прямо пропорцио­

нальна используемой

тяговой

мощности,

что

видно

из

формулы

^ с м =

2 7 ' ^ р - ш

к с ^ и м Р ^

(га/смену),

 

 

 

где Мф.макс. максимальная

тяговая мощность трактора на крю­

ке на

данной

передаче, л. с;

 

 

 

 

% — удельное

тяговое сопротивление

агрегата,

прихо­

дящееся

на

1 м захвата,

кг/м;

 

 

 

ЧИМ — коэффициент

использования

максимальной

тяго­

вой мощности

трактора.

 

 

 

 

 

У агрегатов, мощность двигателя которых используется одно­

временно на передвижение

машины и

на привод

ее

механизмов


через вал отбора мощности, производительность в зависимости от мощности двигателя может быть определена

 

^ с м = —[Лен К

вомJ Ъ • "Чим • Р • Tt

(га[смену),

где

Л/е н — эффективная

номинальная

мощность

двигателя,

э.л. с;

^е в о м мощность двигателя, передаваемая на вал отбора

 

 

мощности, л.

с;

 

 

 

 

 

 

 

""шм коэффициент

использования

максимальной

тяговой

 

 

мощности трактора;

 

 

 

 

 

 

riT — тяговый коэффициент

полезного

действия

трактора.

 

П у т и п о в ы ш е н и я

п р о и з в о д и т е л ь н о с т и

агрегатов

 

 

 

 

Анализ приведенных аналитических выражений и

опыта рабо­

ты

передовых

механизаторов

позволяет

установить

следующие

основные

пути

повышения

сменной

и дневной

производительности,

а

также

годовой

выработки

машинно-тракторных агрегатов в экс­

плуатационных

условиях:

 

 

 

 

 

 

 

 

во время эксплуатации техническое состояние тракторов и сель­

скохозяйственных

машин

должно

соответствовать

требованиям,

предусмотренным

инструкциями заводов-изготовителей,

правилам

технического ухода и технологии производства механизированных работ. При этом технической исправности сельскохозяйственных машин-орудий должно быть уделено такое же внимание, как и трактору, так как от их состояния зависит качество выполняемых работ и расход топлива;

правильная подготовка агрегатов и участков к работе, выбор рационального направления и способа движения;

комплектование агрегатов с учетом наиболее полного исполь­ зования мощности двигателей;

ширина захвата агрегата должна соответствовать размерам обрабатываемых участков и условиям переезда с участка на уча­

сток без значительной затраты времени и труда на

переналадку

его;

 

 

работа на наиболее высоких

рабочих скоростях,

допустимых

по агротехническим требованиям

и условиям работы

тракторов.

Если допустимые рабочие скорости движения изменяются в широ­ ком диапазоне, а условия работы по состоянию почвы и рельефа вызывают значительные колебания тягового сопротивления, при которых полная и одинаковая загрузка на одной передаче не можеі быть сохранена в течение всего периода работы, необходимо при­ менять маневрирование скоростями. Рабочая скорость движения уборочных агрегатов должна соответствовать допустимой пропуск­ ной способности рабочих органов; наиболее полное использование конструктивной ширины захвата агрегата, в допустимых пределах, при правильной прицепке машин; применения на посеве и других работах маркеров; правильного вождения агрегатов;