Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Марка трактора

Операции технического ухода

Т-16М

с*

f

1

 

МТЗ-50

К-700

T-38M

T-54B

ДТ-54А

ДТ-75, Т-74

н

Т-100М

Изменить плотность электролита в аккумулято­ рах с зимней нормы на

Заправить систему пи­ тания двигателя топливом

Включить масляный ра-

Заменить летними сор­ тами масло и смазку в дви­ гателе, гидравлической системе и агрегатах сило­ вой передачи и ходовой

Зачистить места корро­ зии и покрасить повреж­ денные наружные и внут­ ренние поверхности каби­ ны и облицовки трактора .

Заправить водой систе­ му охлаждения двигателя

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

+ + +

+ + +

— — + — — — +

+

+

+

+

+ + + + + + + + + + +

+ + + +

+

+

+

+

+

+

+

— — — +

+

+

+

+

+

+

 

Показатели основных контрольно-регулировочных операций

Впроцессе эксплуатации машин трущиеся и рабочие поверх­ ности деталей изнашиваются, крепления ослабевают, вследствие чего увеличиваются зазоры в сопряженных деталях и ухудшаются эксплуатационные показатели работы двигателей и тракторов. По­ этому в сроки, установленные правилами технического обслужива­ ния тракторов, проверяют показатели контрольно-регулировочных операций и при необходимости восстанавливают их до нормальной величины.

Втабл. 67—80 приведены показатели основных контрольно-ре­ гулировочных операций отдельных узлов и систем тракторов.

Система смазки двигателя и его вспомогательных механизмов требует особого внимания, так как при неисправностях ее резко ухудшается раббта двигателя. Во время работы нужно вниматель­ но следить, чтобы показатели контрольно-регулировочных опера­ ций системы смазки находились в допустим-ых пределах.

Основным признаком неисправности системы охлаждения явля­ ется повышение температурного режима работы двигателя, что приводит к его перегреву и ухудшению показателей работы. Повы­ шение температурного режима работы двигателя может быть


Показатели

Зазор между стержнем клапана и бойком коромыс­ ла, мм:

на прогре- [ впускной

том

двига-

клапан

т е л е

 

 

выпускной

 

 

 

.клапан

на

холод­

"впускной

ном

двига­

клапан

теле

 

выпускной

 

 

 

клапан

Зазор

в

декомпрессион-

ном механизме, мм

Нормальный

продоль­

ный разбег

распределитель­

ного вала,

мм

 

Установка

первого ци­

линдра

в

в. м. т.

Т-16

ДТ-20

Т-40, Т-40А

ЛІТЗ-5МС,

МТЗ-5ЛС,

МТЗ-50,

МТЗ-50Л,

МТЗ-7МС

МТЗ-7ЛС

МТЗ-52,

МТЗ-52Л

 

 

 

 

 

 

0,25

0,25

 

0,25

 

 

 

 

 

 

 

 

0,25

0,25

 

 

0,25

 

 

0,25*

0,30

0,30*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,30*

0,35

0,30*

 

 

 

 

 

 

 

 

Не

регули­

1,1-1,2

Не

регу­

 

Выбрать зазоры и завер­

руется

 

 

лируется

 

нуть винт

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - 1

1/4

0,8—1

оборот

 

 

 

 

 

 

 

оборота

у

Д-50Л

 

 

 

 

 

 

0,2—0,9

0,08-0,20

0,08-0,20

Болт

 

завер­ 0,080—0,208

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нуть до

упора'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и отвернуть

на!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1/6

оборота

|

По

метке на

Устано­

По

меткеї

Установочной

шпилькой

на

картереї

шкиве

колен

вочной

«в. м. т.

маховика

(при

совмещении

со

свер-,

чатого

вала и

шпилькой

Д-37М» на

лением в

маховике поршень

первого,

крышке

рас­

на соеди­

шкиве ко­

цилиндра

не доходит

до

в.

м. т. на'

пределитель­

нительном

ленчатого

угол опережения момента подачи топ­

ных

шестерен

корпусе

вала

и ука

лива)

 

 

 

 

 

 

 

зателю

* На двигателе с алюминиевыіми головками зазоры для впускных и выпускных клапанов устанавливаются в пределах 0,03—0,10 мм.


Показатели

Марка двигателя

Зазор между стерж­ нем клапана и бойком коромысла, мм

на

про-

 

(впускной

гретом

 

1 клапан

д

в

и

г а -

 

выпускной

т

е

л

е

 

(клапан

 

на

хо-

 

С впускной

лодном

 

1 клапан

д в и г а "

 

I выпускной

ТРЛР

1

 

 

1

е

 

 

 

1 клапан

 

 

Зазор

в

декомпрес-

сионном

механизме,

мм

 

 

 

 

 

 

 

Нормальный

про­

дольный

 

разбег

рас­

пределительного

ва­

ла,

мм

 

 

 

 

 

 

Установка

первого

цилиндра

в

в. м. т.

Способ прокручи­ вания коленчатого вала (вручную)

Т-38М

ДТ-54А

Т-74

ДТ-75

Т-4

Т-100МГС

Т-130

Д-48Л

Д-54А

СМД-14А

СМД-14

АМ-01

Д-108

Д-130Т

0,25

0,25

 

 

0,30

0,30

0,25

0,30

 

 

0,30

0,30

 

0,30

0,40

0,40

0,25

 

 

0,35

0,45

0,45

0,30

 

Выбрать

за­

Не регули­

Не регули руется

Выбрать

зазоры

0,45—1,00

 

0,45—1,00

зоры и завер­ руется

Подпиливг ются

лыски

и

завернуть винт

 

 

 

нуть на 0,8—1

 

валика до зазора 0,5 мм

на

1 оборот

 

 

1

оборот

 

0,20-0,25.

B t нт завернуть

до

упора

 

 

 

 

 

 

0,08—0,20

 

 

0,15-0,25

0,10-0,30

0,10-0,33

 

в подпятник

и отпустить н і

1/4

оборта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установочной

шпилькой на к артере махов ика

 

Установочным

По метке

Iіа

маховике

 

винтом

в

корпу­

«в. м. Т. 1 —4

цилиндра»

 

 

 

 

 

 

се

задней

балки

и указатели) на картере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

маховика

( под крышкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

люка)

 

 

Рукояткой

ил и

за маховик

п ускового дви гателя

Рукояткой

или

Рукояткой

пускового

за

маховик

пус­

устройства

 

 

 

 

 

 

 

 

кового

двигателя

 

 

 


вызвано утечкой охлаждающей жидкости из системы, ослаблением или обрывом ремня вентилятора, скоплением накипи, нарушением циркуляции охлаждающей жидкости из-за неполного открытия кла­ пана термостата, обрыва штифта крыльчатки насоса, замерзания воды в трубах радиатора, перегревом утепленного двигателя вслед­ ствие неожиданного повышения температуры окружающего возду­ ха и т. д.

Чтобы обеспечить нормальную работу форсунок и топливных насосов, тракторы надо заправлять только чистым отстоянным или профильтрованным топливом; не допускать попадания воды и пы­ ли в топливный бак и другие агрегаты системы питания трактора; через каждые 60 мото-часов работы трактора или после длитель­ ной стоянки удалять отстой из бака и корпуса фильтра грубой очистки топлива; при каждом втором техническом уходе проверять форсунки, промывать элементы фильтра грубой очистки, сливать отстой из фильтра тонкой очистки топлива; при периодическом тех­ ническом уходе № 3 заменять элементы фильтра тонкой очистки топлива, промывать систему питания, проверять работу топливного насоса на специальном стенде. При проверке топливных насосов одновременно следует проверять форсунки.

Во время работы большой или очень малый свободный ход ме­ ханизма выключения (педали муфты) нарушает нормальную рабо­ ту главной муфты сцепления. При малом свободном ходе механиз­ ма выключения (или отсутствии его) концы выжимных рычажков касаются отжимного подшипника. При этом подшипник работает

почти все время и быстро выходит из строя, из подшипника выте­

кает часть смазки, которая попадает на диски муфты и замаслива­

ет

их. То

же самое происходит, когда

трактористы

держат

ногу

во

время

работы двигателя на педали

муфты. При

большом

сво­

бодном

ходе может неполностью выключаться муфта сцепления.

В этом

случае муфта пробуксовывает и не может передать необхо­

димого крутящего момента двигателя.

При проведении технического обслуживания, а также в процес­ се работы все контрольно-регулировочные операции отдельных уз­ лов и систем тракторов необходимо выполнять очень внимательно.

Значение правильного и своевременного выполнения операций технического ухода

Технический уход — это своевременное восстановление техниче­ ского состояния машин с целью обеспечения высокопроизводитель­ ной, качественной и экономичной работы, предупреждение прежде­ временного износа и аварийных случаев, вызывающих длительные и дорогие простои.

По данным наблюдений научно-исследовательских

институтов

простои

тракторных агрегатов по неисправности

составляют

2 0 — 2 5 %

времени смены.

 

Данные Одесской научно-исследовательской станции НАТИ по­ казывают, что мощность двигателей тракторов МТЗ-5МС


 

Показатели

Т-16

ДТ-20

Т-40, Т-40А

МТЗ-5МС,

МТЗ-5ЛС,

МТЗ-50, МТЗ-50Л,

К-700

 

МТЗ-7МС

МТЗ-7ЛС

MT3-52, МТЗ-52Л

Марка

двигателя

Д-16

Д-20

Д-37М

Д-48М

"Д-48Л

Д-50, Д-50Л

ЯМЗ-238НБ

Тип системы смазки

 

 

Комбинированная под давлением и

разбрызгиванием

масла

Нормальная

тем­

 

 

 

 

 

 

 

пература

масла по

 

 

 

 

 

 

 

дистанционному тер­

70—80

70-100

70—90

70—90

75 - 95

мометру

(° С)

Давление масла в

 

 

 

 

 

 

 

магистрали

(кГ/см2):

 

 

 

 

 

 

 

при

но­

нормальное,

2,0-2,5

1,8-2,0

1,5—3,0

2,0—3,0

2,0—3,0

1,0-2,0

4,5—7,5

миналь­

предельно

 

 

 

 

 

 

 

ных обо­

 

 

 

 

 

 

 

допустимое,

0,5

1,0

1,0

0,8

0,8

0,5

3,0

ротах ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ленчато­

ае

менее

 

 

 

 

 

 

 

го

вала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при минимальных

 

 

 

 

 

 

 

оборотах

коленчато­

 

 

 

 

 

 

 

го

вала

 

 

0,5

0,5

0,8

0,8

0,8

0,5

1,0

в

момент пуска

 

 

 

 

 

 

 

двигателя при загу­

 

 

 

 

 

 

 

стевшем

масле, не

 

 

 

 

 

 

 

более

 

 

3,0—4,0

3,0

3,0

4,0

4,0

5,0

 

Давление

откры­

 

 

 

 

 

 

 

 

тия

редукционного

 

 

 

 

 

 

 

 

клапана

масляного

 

6,5

6,0

5,8-6,2

5,8—6,2

6,5-7,0

7,5—8,0

насоса

(кГ)см2)

2,0—2,5

 

 

 

 

Перепад

 

давления,

 

 

 

 

 

 

 

 

на

который

регули­

 

 

 

 

 

 

 

 

руется

клапан

радиа­

 

 

0,6—1,2

0,5-0,6

0,5—0,6

0,5—0,6

0,8—1,2

тора,

(кГ/см2)

 

 

 

Сливной

клапан

 

 

 

 

 

 

 

 

масляной

магист­

 

 

 

 

 

 

 

 

рали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

место

установки

В

корпусе

 

В корпусе

фильтров

В корпусе цент­

На

правой

 

 

 

 

 

 

центрифуги

 

 

 

рифуги

стенке блока

 

давление начала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

открытия

 

1,8—2,0

 

2,1-2,6

2,1-2,6

1,0—2,0

 

5,5

 

(кГ/см?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способ

регули­

Регулировоч­

 

Регулировочным винтом

 

Регулировоч­

 

ровки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ным

винтом

 

 

 

 

ным

винтом