Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Показатели

Т-38М

ДТ-54А

Т-74

ДТ-75

Т-4

Т-100МГС

Т-130

Тип

(марка)

фор­

Ф Ш -

Ф Ш -

ФШ -

ФШ -

Закрытого

типа, бес­

сунки

 

 

1,5X15

1,5X15

62025

2X15

штифтовая,

много­

 

 

 

 

 

 

 

 

сопловая

 

Давление момента

 

 

 

 

 

 

 

 

начала

впрыска,

 

 

 

 

 

 

 

 

кГ/см2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

номинальное

125±5

125 ± 5

130±2,5 130±2,5 150 ± 5

2 1 0 ± 5

2 1 0 ± 5

минимально до­

110

ПО

115

115

135

200

 

200

 

пустимое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ регулиров­

 

 

Изменение сжатия пружины

 

 

ки давления

 

 

вращением

регулировочного винта

 

Угол

конуса

рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

пыла,

град:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормальный

13—17

13—17

25

15

допустимый

10—25

10—25

25—35

10—20

Проверка герме­ тичности:

изменение

дав­

2 0 0 -

2 0 0 -

2 0 0 -

200—

2 3 0 -

 

 

ления за

вре­

180

180

180

180

210

 

 

мя

проверки,

 

 

 

 

 

 

 

кГ/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

время

падения

 

 

 

 

 

 

 

давления, сек

 

 

 

 

 

 

номинальное

9—20

9 - 2 0

9 - 2 0

9—20

7—20

минимально

2—5

2 - 5

2—5

2 - 5

• —

допустимое

 

 

 

 

 

 

 

давление нача­

230

230

230

230

260

 

 

ла

впрыска

 

 

 

 

 

 

 

при

проверке

 

 

 

 

 

 

 

герметичности,

 

 

 

 

 

 

 

кГ/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

в хозяйствах

Одесской обл. в среднем

на 15,9% ниже, чем в поле­

вых отрядах станции, тракторов ДТ-54А — на7,8%,Т - 75 — на 11,8%,

Т-74 — на 18,9%. Расход топлива

на единицу работы

 

этих тракто­

ров

в хозяйствах соответственно на 7,4; 11,1; 9,3 и 11% выше.

 

Главной причиной значительного простоя тракторных агрегатов

по

неисправности, снижения мощности

двигателей

и

увеличения

расхода топлива является несоблюдение правил

 

технического

ухода.

 

 

 

 

 

Исследованиями установлено,

что

незначительное

отклонение

в регулировке зазоров клапанов

снижает мощность

двигателя на

14

3669

209


Т а б" л и u а 75

Показатели основных контрольно-регулировочных операций муфт сцепления колесных тракторов

МТЗ-5МС МТЗ-50 Показатели Т-16 ДТ-20 Т-40 (40А) (5ЛС) (50Л, 52.

52Л)

Гип муфты сцепления

Свободный ход педали, мм

Зазор между отжимными рычагами и выжимным под­ шипником, мм

Посто­

Непо­

Постоянно замк­

Посто­

янно

стоян­

нутая, комбини­

янно

замк­

но замк­

рованная

 

замк­

нутая,

нутая,

 

 

нутая

комби­

с ком-

 

 

 

ниро­

пенса-

 

 

 

ванная

цион-

 

 

 

 

ными

 

 

 

 

пружи­

 

 

 

 

нами

 

 

 

20—25

35-40

40—50

40

2,0—3,0

 

3,5—4,0

2,0—3,0

3,0—4,0

Зазор

между

упорными

 

1,7—2,3

—•«

 

2,0

 

 

винтами

и

задним

торцом

 

 

 

 

 

 

 

 

промежуточного диска, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустимое

отклонение

0,3

 

 

0,4

0,3

0,3

 

внутренних

концов

отжимных

 

 

 

 

 

 

 

 

рычагов, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усилие

выключения

на ры­

 

12—15

12—15

18—20

15—18

18—20

чаге или педали, кГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5—3 л. с. и повышает

удельный

расход

топлива

примерно

на

10—15%. Снижение оборотов коленчатого

вала

двигателя

на

150—200 в минуту

из-за

неправильной

регулировки

регулятора вы­

зывает

падение

мощности

на 7—10%

и соответственно

ухудшает

экономичность работы. Уменьшение угла опережения впрыска топ­ лива у двигателя трактора ДТ-54А до 2° снижает его мощность

на 3 л. с. и повышает удельный расход топлива. Слой накипи

в си­

стеме охлаждения у тракторных и комбайновых двигателей

снижа­

ет мощность двигателя на 3—4 л. с. и резко сокращает

срок

служ­

бы деталей шатунно-поршневой группы. Изменение давления

впры­

ска топлива форсункой от 125 до 70 кг/см2

снижает мощность дви­

гателя трактора и увеличивает удельный расход

топлива

до 6%.

При выполнении

сельскохозяйственных

работ

содержание

пыли

в воздухе достигает

1,2 г3 и более. Двигатель

трактора

ДТ-54А

каждый час засасывает примерно 240 м3 воздуха,

значит за 1 ч ра­

боты в пыльных

условиях его воздухоочиститель

должен отбирать

примерно 288 г

пыли. Для полного износа

двигателя

достаточно

50—100 г пыли. Один грамм пыли, попавший в цилиндр

двигателя,

может увеличить диаметр цилиндра на 0,01 мм. Увеличение

зазора

гильза — поршень на 0,1 мм сокращает срок службы двигателя на 60—70 ч.


У тракторов, работающих

без обкатки, износ

кривошипно ша­

тунного механизма примерно

в 5—6 раз больше,

чем с обкаткой.

По данным исследований

Волгоградского сельскохозяйственно­

го института промывка системы смазки дизельным топливом при неработающем двигателе с последующим вытеснением остатков топлива свежим дизельным маслом и восстановлением слоя смазки на трущихся поверхностях уменьшает на 32—37% интенсивность

увеличения

зазоров

в подшипниках и повышает

на

34%

срок

работы коленчатых

валов и вкладышей

по сравнению с промывкой

при работающем двигателе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не допускается нарушение правил заправки тракторов топли­

вом. Проверка

показывает, что в отдельных случаях в топливе,

взя­

том из бака трактора, содержится

до 2,5 кг механических примесей

в пересчете на 1 т топлива. По ГОСТ механических примесей

долж­

но

быть

не более 50 г на 1 т топлива. Наличие

большого

количе­

ства механических

примесей

в топливе

приводит

к быстрому

изно­

су деталей топливной аппаратуры дизельных двигателей.

 

 

 

 

Исследования,

проведенные Всесоюзным научно-исследователь­

ским институтом

механизации сельского

хозяйства,

показывают,

что

в

производственных

условиях

для

повышения

производитель­

ности

машинно-тракторных

агрегатов

очень важно

устанавливать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

76

 

 

Показатели основных контрольно-регулировочных операций муфт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сцепления

гусеничных тракторов

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

T-38M

ДТ-54А

ДТ-75. Т-74

Т-4

 

і Ь/'V:

 

Т-130

Тип муфты

 

 

Непо­

 

Постоянно

замкнутая

 

Непо­

Посто­

 

 

 

 

 

 

стоян­

 

 

 

 

 

 

стоянно

янно

 

 

 

 

 

 

но

 

 

 

 

 

 

замк­

замкну­

 

 

 

 

 

 

замк­

 

 

 

 

 

 

нутая

тая

 

 

 

 

 

 

 

нутая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободный ход пе­

 

30—35

30—35

30—40

 

 

 

 

дали

или рычага,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зазор

 

между

от­

 

 

3,5—4,5

2,5—3,5

3,5—4,5

 

 

 

 

 

 

жимными

рычагами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

выжимным

 

под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шипником, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зазор

между

упор­

 

 

 

 

1.7—2,3

1,0

 

 

 

 

 

 

ными винтами и зад­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ним торцом промежу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

точного

диска,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустимое

откло­

 

 

 

0,3

0,3

0,3

 

 

 

 

 

 

нение

 

внутренних

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

концов

 

отжимных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рычагов,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усилие выключения

 

12

30—35

20—25

 

 

15-25

 

 

 

на рычаге

или педали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Показатели основных контрольно-регулировочных операций механизмов управления колесных тракторов

Показатели

Т-16

ДТ-20

мтз-

Т-40

T-40A

МТЗ-50

МТЗ-52

К-700

 

 

 

 

 

5М/Л

 

 

 

 

 

 

Давление в

_

_

 

70—80

70 - 8 0

75 - 8 0

75 - 8 0

100

гидросистеме,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кЦслР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип

масляно­

.

 

Н Ш -

Н Ш -

1НШ -

1НШ -

100НШ

го насоса

 

 

 

32Д

32Д

10ЛР

 

10ЛР

460

Допустимый

15

20—25

20

0—5 при рабо­

30 при

рабо­

люфт

рулевого

 

 

 

тающем, 25

тающем

гид­

 

колеса,

 

град

 

 

 

при нерабо­

роусилителе

 

 

 

 

 

 

 

тающем гид­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роусилителе

 

 

 

 

Угол

поворо­

60

— -

 

35

та колес

(рамы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

влево или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вправо,

град

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минималь­

3,3

3,7

3,8

4,9

3,6

 

6,0

ный

радиус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поворота, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход

 

педали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тормоза,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

полный

75-100

30—40

200

50 - 8 0

50 - 8 0

80-100 80-100

свободный

40 - 5 0

 

в шинах ведущих колес давление, учитывая состояние почвы. При работе на мягком грунте снижение давления в шинах ведущих ко­ лес позволяет значительно уменьшить буксование и удельный рас­ ход топлива и увеличить скорость движения и тяговую мощность. При работе на плотных почвах снижение давления приводит к увеличению потерь на самопередвижение трактора.

Снижение мощности (в среднем) каждого тракторного двига­ теля на 3 л. с. практически означает сокращение тракторного парка страны более чем на 100 тыс. тракторов «Беларусь». Увеличение удельного расхода топлива на 10% означает ежегодный перерас­ ход топлива примерно на 1 млн. т.

Своевременный и правильный технический уход также имеет большое значение и для сельскохозяйственных машин-орудий.

Качество вспашки, тяговое сопротивление

и расход

топлива на

I га в значительной мере зависят от величины износа лемехов. По

данным Московской Ордена Ленина сельскохозяйственной

акаде­

мии имени К. А. Тимирязева, если при толщине лезвия

1 мм пока­

затели работы плуга принять за

100%, то при толщине 3 мм шири­

на захвата уменьшается на 8%,

глубина

пахоты — на

16%,

тяго­

вое сопротивление увеличивается

на 20%,

а

расход

топлива —


на 10%- При толщине лезвия 5 мм показатели соответственно из­ меняются на 17, 35, 50 и 20%.

Согласно правилам производства тракторных работ толщина лезвия лемеха не должна быть больше 1 мм.

Чистота среза и затраты мощности, расходуемой на срезание травы, зависят от своевременной заточки сегментов ножей косилок. Так, например, в начале работы, когда нож еще острый, удельное тяговое сопротивление равно 108 кг/м. После 6 ч работы, когда сегменты затупились, удельное тяговое сопротивление косилки ста­

ло равно

122 кг/м, или возросло примерно на 13%.

 

При

увеличении

удельного тягового

сопротивления

снижается-

производительность

агрегата

и увеличивается расход топлива. Та­

ким

образом, очень

важно

затачивать

сегменты ножей косилок

через

промежутки времени,

установленные правилами

техническо­

го ухода.

Выполнение правил технического ухода за машинами должностать обязательным законом в каждом колхозе, совхозе, бригаде, отделении и ферме. Технический уход необходимо проводить в пол­

ном объеме

и в строго установленные

правилами сроки. В зависи-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 78-

 

 

Показатели основных контрольно-регулировочных операций

 

 

 

 

 

механизмов управления гусеничных тракторов

 

 

Показатели

 

T-38M ДТ-54А

Т-74

ДТ-75

Т-4

т-юомгс: T-130

Усилие

на конце

 

20

 

20

 

2—4

4,5

4,5

рычага

управления,

 

 

 

 

 

 

 

 

необходимое для по­

 

 

 

 

 

 

 

 

ворота,

кГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полный

ход рыча­

 

400-

400—

500—

260-

360—

360—

га управления,

мм

 

450

450

600

370

410

410

Свободный ход

40—60

60-90

60-100І 60-80

 

135—

135—

рычага

управления,

 

 

 

 

 

 

165

165,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип тормозов

 

Ленточные

односто­

Ленточные

двусторон­

 

 

 

 

 

роннего

действия

 

него действия

 

Полный

ход педа­

120—

120—

120—

75—

150—

150-

ли тормоза, мм

 

160

140

140

 

120

190

190

Свободный ход

50-80

 

 

педали

тормоза,

мм

 

 

 

 

 

 

 

Зазор

между

лен­

1,5—

1,5—

1,5-

0,7-

1,5—

1,5—

той и барабаном

 

2,0

2,0

1,8

1,0

2,0

2,0

тормоза

в

свобод­

 

 

 

 

 

 

 

 

ном состоянии,

мм

 

 

 

 

Давление в

систе­

 

 

30

 

ме гидроусилителя

 

 

 

 

 

 

 

 

рычагов

муфты уп­

 

 

 

 

 

 

 

 

равления,

кГ/см2