Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 299
Скачиваний: 0
|
Показатели |
Т-38М |
ДТ-54А |
Т-74 |
ДТ-75 |
Т-4 |
Т-100МГС |
Т-130 |
||
Тип |
(марка) |
фор |
Ф Ш - |
Ф Ш - |
ФШ - |
ФШ - |
Закрытого |
типа, бес |
||
сунки |
|
|
1,5X15 |
1,5X15 |
62025 |
2X15 |
штифтовая, |
много |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
сопловая |
|
|
Давление момента |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
начала |
впрыска, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кГ/см2: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальное |
125±5 |
125 ± 5 |
130±2,5 130±2,5 150 ± 5 |
2 1 0 ± 5 |
2 1 0 ± 5 |
|||||
минимально до |
110 |
ПО |
115 |
115 |
135 |
200 |
|
200 |
||
|
пустимое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способ регулиров |
|
|
Изменение сжатия пружины |
|
|
|||||
ки давления |
|
|
вращением |
регулировочного винта |
|
|||||
Угол |
конуса |
рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
пыла, |
град: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нормальный |
13—17 |
13—17 |
25 |
15 |
допустимый |
10—25 |
10—25 |
25—35 |
10—20 |
Проверка герме тичности:
— |
— |
— |
— |
— |
— |
изменение |
дав |
2 0 0 - |
2 0 0 - |
2 0 0 - |
200— |
2 3 0 - |
|
|
|
ления за |
вре |
180 |
180 |
180 |
180 |
210 |
|
|
|
мя |
проверки, |
|
|
|
|
|
|
|
|
кГ/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
время |
падения |
|
|
|
|
|
|
|
|
давления, сек |
|
|
|
|
|
|
— |
||
номинальное |
9—20 |
9 - 2 0 |
9 - 2 0 |
9—20 |
7—20 |
— |
|||
минимально |
2—5 |
2 - 5 |
2—5 |
2 - 5 |
— |
— |
• — |
||
допустимое |
|
|
|
|
|
|
|
||
давление нача |
230 |
230 |
230 |
230 |
260 |
|
|
||
ла |
впрыска |
|
|
|
|
|
|
|
|
при |
проверке |
|
|
|
|
|
|
|
|
герметичности, |
|
|
|
|
|
|
|
||
кГ/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в хозяйствах |
Одесской обл. в среднем |
на 15,9% ниже, чем в поле |
вых отрядах станции, тракторов ДТ-54А — на7,8%,Т - 75 — на 11,8%,
Т-74 — на 18,9%. Расход топлива |
на единицу работы |
|
этих тракто |
||
ров |
в хозяйствах соответственно на 7,4; 11,1; 9,3 и 11% выше. |
||||
|
Главной причиной значительного простоя тракторных агрегатов |
||||
по |
неисправности, снижения мощности |
двигателей |
и |
увеличения |
|
расхода топлива является несоблюдение правил |
|
технического |
|||
ухода. |
|
|
|
|
|
|
Исследованиями установлено, |
что |
незначительное |
отклонение |
|
в регулировке зазоров клапанов |
снижает мощность |
двигателя на |
14 |
3669 |
209 |
Т а б" л и u а 75
Показатели основных контрольно-регулировочных операций муфт сцепления колесных тракторов
МТЗ-5МС МТЗ-50 Показатели Т-16 ДТ-20 Т-40 (40А) (5ЛС) (50Л, 52.
52Л)
Гип муфты сцепления
Свободный ход педали, мм
Зазор между отжимными рычагами и выжимным под шипником, мм
Посто |
Непо |
Постоянно замк |
Посто |
|
янно |
стоян |
нутая, комбини |
янно |
|
замк |
но замк |
рованная |
|
замк |
нутая, |
нутая, |
|
|
нутая |
комби |
с ком- |
|
|
|
ниро |
пенса- |
|
|
|
ванная |
цион- |
|
|
|
|
ными |
|
|
|
|
пружи |
|
|
|
|
нами |
|
|
|
20—25 |
— |
35-40 |
40—50 |
40 |
2,0—3,0 |
|
3,5—4,0 |
2,0—3,0 |
3,0—4,0 |
Зазор |
между |
упорными |
|
1,7—2,3 |
—•« |
|
2,0 |
|
|
|||
винтами |
и |
задним |
торцом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промежуточного диска, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Допустимое |
отклонение |
0,3 |
|
|
0,4 |
0,3 |
0,3 |
|
||||
внутренних |
концов |
отжимных |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рычагов, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Усилие |
выключения |
на ры |
|
12—15 |
12—15 |
18—20 |
15—18 |
18—20 |
||||
чаге или педали, кГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1,5—3 л. с. и повышает |
удельный |
расход |
топлива |
примерно |
на |
|||||||
10—15%. Снижение оборотов коленчатого |
вала |
двигателя |
на |
|||||||||
150—200 в минуту |
из-за |
неправильной |
регулировки |
регулятора вы |
||||||||
зывает |
падение |
мощности |
на 7—10% |
и соответственно |
ухудшает |
экономичность работы. Уменьшение угла опережения впрыска топ лива у двигателя трактора ДТ-54А до 2° снижает его мощность
на 3 л. с. и повышает удельный расход топлива. Слой накипи |
в си |
||||||
стеме охлаждения у тракторных и комбайновых двигателей |
снижа |
||||||
ет мощность двигателя на 3—4 л. с. и резко сокращает |
срок |
служ |
|||||
бы деталей шатунно-поршневой группы. Изменение давления |
впры |
||||||
ска топлива форсункой от 125 до 70 кг/см2 |
снижает мощность дви |
||||||
гателя трактора и увеличивает удельный расход |
топлива |
до 6%. |
|||||
При выполнении |
сельскохозяйственных |
работ |
содержание |
пыли |
|||
в воздухе достигает |
1,2 г/м3 и более. Двигатель |
трактора |
ДТ-54А |
||||
каждый час засасывает примерно 240 м3 воздуха, |
значит за 1 ч ра |
||||||
боты в пыльных |
условиях его воздухоочиститель |
должен отбирать |
|||||
примерно 288 г |
пыли. Для полного износа |
двигателя |
достаточно |
||||
50—100 г пыли. Один грамм пыли, попавший в цилиндр |
двигателя, |
||||||
может увеличить диаметр цилиндра на 0,01 мм. Увеличение |
зазора |
гильза — поршень на 0,1 мм сокращает срок службы двигателя на 60—70 ч.
У тракторов, работающих |
без обкатки, износ |
кривошипно ша |
тунного механизма примерно |
в 5—6 раз больше, |
чем с обкаткой. |
По данным исследований |
Волгоградского сельскохозяйственно |
го института промывка системы смазки дизельным топливом при неработающем двигателе с последующим вытеснением остатков топлива свежим дизельным маслом и восстановлением слоя смазки на трущихся поверхностях уменьшает на 32—37% интенсивность
увеличения |
зазоров |
в подшипниках и повышает |
на |
34% |
срок |
|||||||||||||
работы коленчатых |
валов и вкладышей |
по сравнению с промывкой |
||||||||||||||||
при работающем двигателе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Не допускается нарушение правил заправки тракторов топли |
|||||||||||||||||
вом. Проверка |
показывает, что в отдельных случаях в топливе, |
взя |
||||||||||||||||
том из бака трактора, содержится |
до 2,5 кг механических примесей |
|||||||||||||||||
в пересчете на 1 т топлива. По ГОСТ механических примесей |
долж |
|||||||||||||||||
но |
быть |
не более 50 г на 1 т топлива. Наличие |
большого |
количе |
||||||||||||||
ства механических |
примесей |
в топливе |
приводит |
к быстрому |
изно |
|||||||||||||
су деталей топливной аппаратуры дизельных двигателей. |
|
|
|
|||||||||||||||
|
Исследования, |
проведенные Всесоюзным научно-исследователь |
||||||||||||||||
ским институтом |
механизации сельского |
хозяйства, |
показывают, |
|||||||||||||||
что |
в |
производственных |
условиях |
для |
повышения |
производитель |
||||||||||||
ности |
машинно-тракторных |
агрегатов |
очень важно |
устанавливать |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
76 |
||
|
|
Показатели основных контрольно-регулировочных операций муфт |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
сцепления |
гусеничных тракторов |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Показатели |
|
|
|
T-38M |
ДТ-54А |
ДТ-75. Т-74 |
Т-4 |
|
і Ь/'V: |
|
Т-130 |
||||||
Тип муфты |
|
|
Непо |
|
Постоянно |
замкнутая |
|
Непо |
Посто |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
стоян |
|
|
|
|
|
|
стоянно |
янно |
||||
|
|
|
|
|
|
но |
|
|
|
|
|
|
замк |
замкну |
||||
|
|
|
|
|
|
замк |
|
|
|
|
|
|
нутая |
тая |
|
|||
|
|
|
|
|
|
нутая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свободный ход пе |
|
— |
30—35 |
30—35 |
30—40 |
|
— |
|
|
— |
|
|||||||
дали |
или рычага, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Зазор |
|
между |
от |
|
|
3,5—4,5 |
2,5—3,5 |
3,5—4,5 |
|
|
|
|
|
|
||||
жимными |
рычагами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
и |
выжимным |
|
под |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
шипником, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Зазор |
между |
упор |
|
|
|
|
1.7—2,3 |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
||||
ными винтами и зад |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ним торцом промежу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
точного |
диска, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Допустимое |
откло |
|
|
|
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
|
|
|
|
|
|||||
нение |
|
внутренних |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
концов |
|
отжимных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
рычагов, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Усилие выключения |
|
12 |
30—35 |
20—25 |
|
|
15-25 |
|
|
|
||||||||
на рычаге |
или педали |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
кГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели основных контрольно-регулировочных операций механизмов управления колесных тракторов
Показатели |
Т-16 |
ДТ-20 |
мтз- |
Т-40 |
T-40A |
МТЗ-50 |
МТЗ-52 |
К-700 |
|||
|
|
|
|
|
5М/Л |
|
|
|
|
|
|
Давление в |
_ |
_ |
|
70—80 |
70 - 8 0 |
75 - 8 0 |
75 - 8 0 |
100 |
|||
гидросистеме, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
кЦслР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип |
масляно |
. |
|
— |
Н Ш - |
Н Ш - |
1НШ - |
1НШ - |
100НШ |
||
го насоса |
|
|
|
32Д |
32Д |
10ЛР |
|
10ЛР |
460 |
||
Допустимый |
15 |
20—25 |
20 |
0—5 при рабо |
30 при |
рабо |
— |
||||
люфт |
рулевого |
|
|
|
тающем, 25 |
тающем |
гид |
|
|||
колеса, |
|
град |
|
|
|
при нерабо |
роусилителе |
|
|||
|
|
|
|
|
|
тающем гид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
роусилителе |
|
|
|
|
|
Угол |
поворо |
60 |
— |
— |
— |
— - |
— |
|
— |
35 |
|
та колес |
(рамы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
влево или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
вправо, |
град |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Минималь |
3,3 |
— |
3,7 |
3,8 |
4,9 |
3,6 |
|
— |
6,0 |
||
ный |
радиус |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поворота, м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ход |
|
педали |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тормоза, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
полный |
75-100 |
30—40 |
200 |
50 - 8 0 |
50 - 8 0 |
80-100 80-100 |
|||||
свободный |
— |
— |
40 - 5 0 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
в шинах ведущих колес давление, учитывая состояние почвы. При работе на мягком грунте снижение давления в шинах ведущих ко лес позволяет значительно уменьшить буксование и удельный рас ход топлива и увеличить скорость движения и тяговую мощность. При работе на плотных почвах снижение давления приводит к увеличению потерь на самопередвижение трактора.
Снижение мощности (в среднем) каждого тракторного двига теля на 3 л. с. практически означает сокращение тракторного парка страны более чем на 100 тыс. тракторов «Беларусь». Увеличение удельного расхода топлива на 10% означает ежегодный перерас ход топлива примерно на 1 млн. т.
Своевременный и правильный технический уход также имеет большое значение и для сельскохозяйственных машин-орудий.
Качество вспашки, тяговое сопротивление |
и расход |
топлива на |
|||
I га в значительной мере зависят от величины износа лемехов. По |
|||||
данным Московской Ордена Ленина сельскохозяйственной |
акаде |
||||
мии имени К. А. Тимирязева, если при толщине лезвия |
1 мм пока |
||||
затели работы плуга принять за |
100%, то при толщине 3 мм шири |
||||
на захвата уменьшается на 8%, |
глубина |
пахоты — на |
16%, |
тяго |
|
вое сопротивление увеличивается |
на 20%, |
а |
расход |
топлива — |
на 10%- При толщине лезвия 5 мм показатели соответственно из меняются на 17, 35, 50 и 20%.
Согласно правилам производства тракторных работ толщина лезвия лемеха не должна быть больше 1 мм.
Чистота среза и затраты мощности, расходуемой на срезание травы, зависят от своевременной заточки сегментов ножей косилок. Так, например, в начале работы, когда нож еще острый, удельное тяговое сопротивление равно 108 кг/м. После 6 ч работы, когда сегменты затупились, удельное тяговое сопротивление косилки ста
ло равно |
122 кг/м, или возросло примерно на 13%. |
|
||||
При |
увеличении |
удельного тягового |
сопротивления |
снижается- |
||
производительность |
агрегата |
и увеличивается расход топлива. Та |
||||
ким |
образом, очень |
важно |
затачивать |
сегменты ножей косилок |
||
через |
промежутки времени, |
установленные правилами |
техническо |
го ухода.
Выполнение правил технического ухода за машинами должностать обязательным законом в каждом колхозе, совхозе, бригаде, отделении и ферме. Технический уход необходимо проводить в пол
ном объеме |
и в строго установленные |
правилами сроки. В зависи- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 78- |
|
|
|
Показатели основных контрольно-регулировочных операций |
|
|||||||||
|
|
|
|
механизмов управления гусеничных тракторов |
|
|
||||||
Показатели |
|
T-38M ДТ-54А |
Т-74 |
ДТ-75 |
Т-4 |
т-юомгс: T-130 |
||||||
Усилие |
на конце |
|
20 |
|
20 |
|
2—4 |
4,5 |
4,5 |
|||
рычага |
управления, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
необходимое для по |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ворота, |
кГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полный |
ход рыча |
|
400- |
400— |
500— |
260- |
360— |
360— |
||||
га управления, |
мм |
|
450 |
450 |
600 |
370 |
410 |
410 |
||||
Свободный ход |
40—60 |
60-90 |
60-100І 60-80 |
|
135— |
135— |
||||||
рычага |
управления, |
|
|
|
|
|
|
165 |
165, |
|||
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип тормозов |
|
Ленточные |
односто |
Ленточные |
двусторон |
|||||||
|
|
|
|
|
роннего |
действия |
|
него действия |
|
|||
Полный |
ход педа |
120— |
120— |
120— |
— |
75— |
150— |
150- |
||||
ли тормоза, мм |
|
160 |
140 |
140 |
|
120 |
190 |
190 |
||||
Свободный ход |
50-80 |
— |
|
— |
— |
— |
— |
|
||||
педали |
тормоза, |
мм |
— |
|
|
|
|
|
|
|
||
Зазор |
между |
лен |
1,5— |
1,5— |
1,5- |
0,7- |
1,5— |
1,5— |
||||
той и барабаном |
|
2,0 |
2,0 |
1,8 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
|||||
тормоза |
в |
свобод |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ном состоянии, |
мм |
— |
|
|
— |
— |
|
— |
|
|||
Давление в |
систе |
|
|
30 |
|
|||||||
ме гидроусилителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
рычагов |
муфты уп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
равления, |
кГ/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|