Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 359
Скачиваний: 11
имеющихся в ГОСТ 721-62. Оба напряжения применяются для систем с изолированными полюсами. Система трехпро водной сети 2 X 220 В с глухозаземленньтм средним про водом применялась ранее для питания освещения постоян ным током на старых заводах. На одном металлургическом заводе работает установка напряжением 2 X 220 В по стоянного тока с заземленным средним проводом, опыт эксплуатации которой дал положительные результаты.
Наибольшие дискуссии о величине напряжения по стоянного тока были в металлургической промышленности, где система постоянного тока наиболее распространена. Па металлургических предприятиях оставалось напря жение 220 В, что мотивировалось более высокой надеж ностью в эксплуатации электродвигателей и аппаратуры.
Недостатки напряжения 220 В по сравнению с напря жением 440 В следующие:
1.Перерасход проводникового материала в цеховых сетях, достигающий 65%, и повышение капитальных зат рат на сооружение цеховых электросетей до 40%.
2.Колебания напряжения более ощутимы при напря жении 220 В, чем при 440 В.
3.Аппаратура управления при 220 В дороже в сред нем на 20%; при крупных мощностях имеются затрудне ния в выполнении аппаратуры на большие токи.
Вто же время для крупных приводов (блюминг, до
менный подъем) практика металлургической промышлен ности показала надежную работу машин и аппаратуры в системах ДГД и УРВД при напряжениях до 750 В и выше. Установлено также, что система 2 х 220 В с вклю чением мелких приводов на напряжение 220 В, сдвоен ных приводов на 2 X 220 В и крупных приводов на напря жение 440 В является более экономичной, чем двухпро водная система 220 В, не уступая последней в надежности.
При выборе напряжения для конкретного случая сле дует принимать во внимание вышеприведенные сообра жения, а также общую мощность приводов постоянного тока и их расположение на предприятии.
4-3. НАПРЯЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Основными электроприемниками на промышленных предприятиях являются электродвигатели переменного тока, и правильный выбор для них напряжения имеет
100
важное значение. Напряжение влияет не только на стои мость, потери энергии и надежность работы двигателя, но и на систему электроснабжения предприятия.
До начала широкой электрификации страны по плану ГОЭЛРО основными источниками электроэнергии были небольшие станции с генераторными напряжениями 3 150,525 и 230/133 В, электродвигатели имели напряже ние 3 000,500 и 220/127 В.
Напряжение 500 В широко применялось на текстиль ных фабриках, в химической, горной, металлургической и других отраслях промышленности, где источниками электроэнергии были генераторы на напряжение 525 В. С появлением в 30-х годах системы напряжений 380/220 В ее начали широко применять на новых промышленных предприятиях. Недостаток напряжения 5Ö0 В заключался в необходимости дополнительно устанавливать трансфор маторы для освещения, в то время как при системе 380/220В электродвигатели и освещение можно питать от общих трансформаторов. Применять напряжение 220/127 В для новых предприятий было запрещено в 1933 г., и для боль шинства предприятий, строившихся в первой пятилетке, для двигателей было принято напряжение 380 В. Сами двигатели выполнялись на напряжение 380/220 В, что облегчало переход от 220/127 на 380 В. Напряжение 380 В получило широкое распространение в цеховых сетях для двигателей малой и средней мощности.
С ростом мощностей электростанций напряжение гене раторов повысилось до 6,3, а затем до 10,5 кВ. Для дви гателей мощностью 200 кВт и выше стали применять напряжение 6 кВ и при мощностях 2 000 кВт и выше 10 кВ. Напряжение двигателей 3 кВ применялось при напряже нии питания 10 кВ с трансформацией 10/3,15 кВ. Стои мость двигателей напряжением 3 кВ была ниже стоимости двигателей 6 кВ на 10—20%, а к. п. д. выше на 1—2%, чем у последних. Такое соотношение стоимости и потерь является вообще характерным для двигателей одинако вой мощности, которые могут изготовляться на разные напряжения.
В дальнейшем вместо двигателей 3 кВ начали выпу скаться двигатели напряжением 6/3 кВ. Они имеют две обмотки статора, включаемые п о с л е д о в а т е л ь н о при напряжении 6 кВ и и а р а л л е л ь н о при напря жении 3 кВ, так что их стоимость и к. п. д. не зависят от напряжения сети. Это обстоятельство привело к тому,
101
что широко применявшаяся в первых пятилетках система напряжений 10/3 кВ (Магнитогорский металлургический комбинат, Балхашский медеплавильный комбинат и др.) потеряла все преимущества и напряжение 3 кВ практи чески вышло из употребления. Аналогичное положение было в установках собственных нужд электростанций, где ранее применялось напряжение 3 кВ, а в настоящее время 6 кВ.
За последние 25—30 лет во всех отраслях промышлен ности увеличились число и производительность промыш ленных предприятий, значительно выросли число и сред няя мощность электродвигателей, а также размеры про изводственных корпусов. В ряде случаев номинальная мощность электродвигателей в одном корпусе достигает 50 МВт и выше.
На предприятиях, на которых приближение трансфор маторов к установкам невозможно по условиям окружаю щей среды или технологического процесса, возникла не обходимость перехода на повышенное напряжение 660 В.
Наиболее остро стал вопрос о повышении напряжения при электроснабжении механизмов забоя в угольных шах тах, где при напряжении 380 В оказалось невозможным обеспечить работу новых угольных комбайнов с двигате лями 120 кВт и выше. Уже в 1954 г. в угольных шахтах начали применять напряжение 660 В, которое в настоя щее время предусматривается для всех новых шахт. Однако и 660 В оказывается недостаточным при продол жающемся росте мощностей механизмов, и угольная про мышленность готовится к переходу на следующую ступень
напряжения 1 140 — [УЗ-660 В.
В 1962 г. напряжение 660 В было введено в ГОСТ вместо напряжения 500 В, которое в настоящее время сохраняется только на действующих предприятиях.
Напряжение 660 В имеет ряд достоинств по сравнению
снапряжением 380 В и по сравнению с напряжением 6 кВ.
1.Уменьшение тока статора в ~\f3 раз при напряжении 660 В но сравнению с 380 В, что позволяет повысить пре
дельную мощность двигателей, благодаря чему они полу чают преимущества по стоимости (на 40—60 % дешевле) и по к. п. д. (на 1,5—2 % выше) уже перед двигателями напряжением 6 кВ той же мощности. Особенно выгодно применять напряжение 660 В для тихоходных синхрон ных' двигателей, удельная стоимость которых (руб/кВт)
102
очень высока, а также вообще для всех синхронных дви гателей, опережающая реактивная мощность которых мо жет быть наиболее эффективно использована для компен сации реактивных нагрузок в сети до 1 000 В.
2. Повышение пропускной способности, сети в ]/3 раз и уменьшение потерь энергии в ней в 3 раза при том же расходе цветного металла, что и при напряжении 380 В, или в 2—2,5 раза, если сечение проводников, вы бранное для напряжения 380 В, снизить на одну-две ступени (стоимость сети при этом снижается только на 5-10% ).
3.Снижение токов к. з. и облегчение условий терми ческой и динамической устойчивости элементов систем электроснабжения по сравнению с условиями при на пряжении 380 В. Это позволяет применять более мощные трансформаторы для цеховых подстанций.
4.Увеличение радиуса действия цеховых трансформа
торных подстанций (ТП) примерно в ф^З раз, что (при не котором увеличении длины питающих ТП линий) позво ляет на одну-две ступени повысить единичную мощность и почти в 2 раза уменьшить число цеховых трансформато ров. При этом удельные значения стоимости, потерь мощ ности и приведенных затрат на 1 кВ-А комплектных под станций с трансформаторами с масляным охлаждением значительно снижаются, как видно из табл. 4-1 [Л. 4-2].
Таблица 4-1
Мощность трансформаторов, кВ • А
Показатель
1 000 |
1 600 |
2 500 |
Стоимость (без линейных |
панелей |
II строительной части), |
% ............. |
Потери мощности холостого хода п короткого замыкания, % ................
Приведенные затраты (при стоимости потерь энергии 50 руб/(кВт • год)), %
100
100
О О
84 56
88 78
85 61
5. Сокращение числа линий и выключателей, питаю щих ТП при напряжении выше 1 кВ, возможность отказа от напряжения 6 кВ и значительное упрощение схемы электроснабжения.
103
В соответствии с действующими ГОСТ электродвига тели переменного тока должны изготовляться на следую щие пределы мощностей в зависимости от напряжения:
127/220 В .................................................... |
1,2—550 |
Вт |
220/380 В ...................................................... |
0,01—110 |
кВт |
380/600 В .................................................... |
0,6—500 |
кВт |
3 000 В ..................................................... |
160—1 250 кВт |
|
6 000 В ....................................................... |
200—12 500 кВт |
|
10 000 В .................................................... |
630—20 000 кВт |
Па указанные пределы мощностей влияют также ча стота вращения и тип двигателей (асинхронный или синххронный).
Вдальнейшем напряжение 3 000 В не рассматривается по указанным причинам. Что касается двигателей напря жением 380/660 В, то они могут быть изготовлены на мощ ность выше 500 кВт, в особенности синхронные двига тели. Поэтому для диапазона мощностей 0,6—20 000 кВт можно было бы ограничиться двумя напряжениями ПВО
и10 000 В и отказаться от выбора для двигателей напря жения 6 000 В.
Вцелях уменьшения тока статора при больших мощ ностях применяется соединение обмоток статора треуголь ником с выводом трех концов обмотки. В этом случае переключение обмоток на звезду с увеличением напряже
ния питания в У 3 раз невыполнимо по конструктивным условиям и по уровню изоляции, не рассчитанной на иовышенное напряжение. Для таких двигателей заводы при водят в каталогах одно напряжение, например 380 или 660 В.
При сравнении напряжений для одной и той нее мощности двигателей следует учитывать повышение на дежности в эксплуатации при более низком напря жении.
Примером этого служит опыт эксплуатации микродви гателей мощностью 0,1—0,2 кВт напряжением 380 В на металлорежущих станках. Микродвигатели применяются для приводов насосов подачи смазки и охлаждающей жидкости; вследствие трудности выполнения изоляции микродвигателей аварийность их высока (до 2 раз в год). Более надежной оказалась работа двигателей при напря жении 36 В, на которое перематывали обмотку двигателя при ремонте и включали через трансформаторы 380/36 В с глухим присоединением к нему двигателя 36 В и управ лением в цепи 380 В трансформатора.
104
В текстильной промышленности микродвигатели и цепи автоматики и управления агрегатов, работающих от си ловой сети напряжением 380 В, питаются через понижаю щие трансформаторы при напряжении J27 В. В протяжен ных цепях управления при напряжении 380 В имеет место емкостный эффект, вызывающий залипание контак тов и нарушение работы системы. Поэтому для цепей авто матики и управления применяется пониженное напряже ние, на которое следует включать и микродвигатели по условиям надежности.
Для двигателей электроинструмента при работе в кор пусах судов, в барабанах котлов, в баках и т. п. ввиду особой опасности электротравматизма следует принимать напряжение 3(5 В. В помещениях без повышенной опас ности для электроинструмента допускается напряжение 220,127 В; напряжение 380/220 В должно быть запрещено независимо от характера помещения.
Несмотря на указанные преимущества, распростране ние напряжения 6(50 В сдерживается в СССР дефицитом и повышенной стоимостью аппаратуры управления и за щиты на это напряжение, в то время как выпускаемые марки проводов и кабелей допускают применение их при напряжении (560 В. Не встречает затруднений изготовле ние двигателей и трансформаторов цеховых подстанций на это напряжение. Общая тенденция повышения напря жения в цеховых сетях имеет место и за рубежом. В США применяется напряжение 480/277 В, вытеснившее напря жение 208/120 В, и на ряде предприятий имеются сети напряжением 600 В. В Канаде применяется напряжение 550—600 В. В Швеции, ФРГ и Италии (заводы Фиата) принято напряжение 500 В. В подземных выработках Англии, ФРГ, Польши и других стран применяются на пряжения 1 000—1 140 В.
Наиболее активно внедряется напряжение 660 В в ГДР, где используется аппаратура напряжением 500 В, защи щенная токоограничивающими предохранителями 660 В. В 1970 г. на одном из предприятий нефтехимической про мышленности ГДР уже введена в строй первая техноло гическая установка напряжением 660 В. Кроме того, стандарт ГДР законодательно предписывает «на всех вновь сооружаемых и расширяемых предприятиях применять напряжение 660 В, отказ от которого может быть разрешен директивными органами на основании специального обос нования».
105
Учитывая указанные выше соотношения параметров двигателей одинаковой мощности для разных напряже ний, при определении оптимального напряжения следует исходить из следующих положений. Имеющий место де фицит аппаратуры 660 В носит временный характер. По вышенная стоимость выпускаемой аппаратуры 660 В свя зана с повышением качества и надежности по сравнению с аппаратурой 380 В. Поскольку электропромышленность должна переходить на более совершенные конструкции аппаратов всех напряжений, то, учитывая уменьшение
тока аппарата при 660 В в ]/3 раз, следует считать, что при технико-экономических сравнениях напряжений 660 и 380 В стоимость аппаратуры должна прини маться примерно одинаковой или с незначительным удо рожанием при 660 В. Согласно ПУЭ при сравнении вариантов напряжений предпочтение должно отдавать ся более высокому, если даже затраты при нем будут выше на 10—15%, так как оно является более перспек тивным.
Учитывая, что напряжение 10 кВ является предпочти тельным по сравнению с напряжением 6 кВ при распре делении электроэнергии внутри предприятия, следует в первую очередь применять для двигателей мощностью до 500—630 кВт напряжение 660 В и для мощностей 630—800 кВт и выше 10 кВ, допуская завышение номи нальной мощности двигателей, особенно синхронных (см. § 9-10).
При небольшом числе двигателей мощностью 300— 630 кВт и напряжении сети 10 кВ рекомендуется схема блок трансформатор — двигатель с глухим подключением двигателя напряжением 660 В через трансформатор 10 0,69 кВ и управление двигателем выключателем на стороне 10 кВ.
Если основная масса двигателей имеет мощность ниже 100 кВт, следует рассматривать вариант совместного пита ния силовых и осветительных электроприемников от об щих трансформаторов при напряжении 380/220 В. Напря жение 6 кВ для двигателей должно постепенно уступать место напряжению 10 кВ как более перспективному, после того как будет внедрено напряжение 660 В. Двигатели напряжением 220/380 В должны быть вообще изъяты из употребления, так как напряжение 220 В для цеховых сетей не применяется. Наоборот, двигатели напряжением 380/660 В в сетях 380 В работают при соединении обмоток
106