Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 385

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более практичным видом стоечной проводки была про­ водка в стальных коробах на стойках высотой 2,25 м вдоль линии станков (рис. 6-13). Она позволяла выполнять ско­ ростной монтаж и быстрый демонтаж проводки из-за хо­ рошей доступности к проводам каждой линии. Одпако эта система, представлявшая собою поднятые вверх кабель­ ные каналы и требовавшая большого количества прово­ дов, была вытеснена более рациональными проводками.

В настоящее время система коробов с проводами дает удачное решение, например, при прокладке контрольных цепей по сложным агрегатам, для автоматических станоч­ ных линий и др. Короба выпускаются в виде прямоуголь-

а ) б )

Рис. 6-13. Прокладка проводов в коробах.

а — общий вид проводки: 1 — силовой пункт; 2 — короб; з — ответвление в трубе; 4 — стойка; б — секция с открытой крышкой.

ных и фасонных секций; также выпускаются лотки для прокладки кабелей (рис. 6-12).

Система стоечной проводки («шинные сборки»), пред­ ставляющая собой шинопровод из стальных шин, в свое время дала большую экономию проводов в распредели­ тельной сети, допускала скоростной монтаж и легкий де­ монтаж.

Шинные сборки имеют недостатки: малая пропускная способность, вследствие чего более крупные приемники (свыше 15 кВт) должны питаться от распределительных шкафов помимо шинных сборок, кроме того, для присоеди­ нения и отключения приемников необходимо отключать всю сборку, что ведет к простою больших групп станков.

Вследствие этих недостатков необходимо было перейти в машиностроительной промышленности на более совер­ шенный тип проводок.

Автором в 1940 г. были предложены закрытые штеп­ сельные шинопроводы повышенной пропускной способ­ ности, рассчитанные по удельной плотности нагрузки на

190

1 м‘2 площади цеха и впервые осуществленные на одном из заводов [Л. 1-11]. Опыт эксплуатации таких шинопро­ водов в период Великой Отечественной войны, когда тех­ нологическая планировка цехов часто менялась, дал поло­ жительный результат: производственный процесс завода шел непрерывно и при изменении технологической схемы

шинопроводы оставались на местах, а двигатели станков отключались и подключались без нарушения работы цеха.

Система комплектных штепсельных шинопроводов для распределения энергии в цехах с перемещаемым оборудо­ ванием получила в настоящее время общее признание, и указанные шинопроводы выпускаются как комплектные изделия.

191


rt

SS*

.

о

оз

м

W

о

SË«S

Pu

и и I

 

e

 

те 5 <тѵft

0

0 , ф

о

к

оО ^и

с*ь

я

Ом

 

- ^ те

а

0 Э р

и

” &g|

а>

**§£

1

теи 5 га

нНнм

2

ЩИ„Ьо •'

н

и

йгои2

 

CD

ц т

 

Ң

 

И

§ ъь

нч

г*

§«ки

г

о

э со

,

W

е я g g

и

sägg

о ь ь

и

о§

и

ѵо

, 5 те »•

о

. н«Sr

к

Р-ѴМ

о0 WоК

3^>

«о и

 

. о 455

 

g £ й

 

&*Ä

ІЛ ^

15 к

I и те

Й

â ä

о

Рч О

192


Штепсельные распределительные шинопроводы типов ШРА на 250, 400 и 600 А напряжением до 380 В имеют алюминиевые голые шины на изоляторах сечением соот­ ветственно 5 X 30, 5 X 50 и 6 X 60 мм. Шинопроводы изготовляются в виде прямых секций длиной 3 м с ответ­ влениями через 0,7 м (рис. 6-14). Ответвительные коробки (рис. 6-15) с предохранителями на 100 А и коробки с авто­ матами допускают штепсельное подключение ответвлений без снятия напряжения; смена предохранителей произво­ дится при отсутствии напряжения, так как патроны предо-

Рис. 6-1G. Стоечная проводка в трубах (СССР).

хранителей укреплены на крышке коробки и выдерги­ ваются из контактных стоек при открывании крышки.

Ответвления от шинопроводов к приемникам осущест­ вляются в стальных тонкостенных трубах проводом АГ1Вили по тросу шланговым проводом. На участке подхода к стан­ ку провод защищается стальной трубой, жестко укреплен­ ной на станке. Станок снабжен шланговым проводом с ответвительной коробкой на конце и поэтому может свободно передвигаться по цеХу и подключаться к шино­ проводам.

Недостаток шинопровода ШРА состоит в больших габаритах, вызванных применением голых шин.

При установке ряда таких шинопроводов уменьшается обозреваемость станков; на ряде предприятий шинопро­ воды были демонтированы и заменены стоечной проводкой в трубах (рис. 6-16) или подпольной проводкой (рис. 6-17).

7 Мукосеев Ю. Л.

193

Разрабатываются более компактные шинопроводы с изо­ лированными шинами, не нарушающие обозреваемости

станков.

Развитие производств, требующих особой чистоты поме­ щений смикроклиматом(электронная, полупроводниковая, приборостроительная и другие отрасли промышленности), потребовало вернуться кподпольной электропроводке, полу-

Рис. 6-17. Подпольная проводка с выходом на распределительную коробку.

лившей название «модульной». При двухрядном располо­ жении станков в нерабочих проходах между ними в полу прокладываются трубные магистрали с проводами до 35 мм2. В зависимости от среды трубы могут быть сталь­ ными, полиэтиленовыми или винипластовыми. Для подклю­ чения от одного до четырех станков устанавливаются силовые щитки — колонки, подводка к станкам выполня­ ется в стальной трубе (рис. 6-18).

Распределительные сети осветительных установок в цеховых помещениях, не опасных в отношении пожара и взрыва, выполняются поперек ферм перекрытий про­ водом АПР на роликах, голым проводом марки А или изолированным АПВ — на изоляторах; участки подъе­ мов и спусков, а также вдоль ферм выполняются прово­ дом в стальных или гофрированных бумажно-металличес­ ких трубах или проводами с металлической или полихлор­ виниловой оболочкой. При металлических фермах, свя­

194


занных металлоконструкциями в одно целое, распреде­ лительная сеть осветительных установок выполняется однопроводной, с использованием металлических ферм и каркаса здания в качестве обратного провода.

Применение изолированного провода в цехах, где среда действует на изоляцию разрушающе (например, в марте­ новских, литейных, кузнечных цехах), нецелесообразно,

Рис. 6-18. Щитки-колонки при мо­ дульной подпольной проводке.

так как опыт эксплуатации показывает, что через 1—2 года вся изоляция разрушается.

Более современной и индустриальной проводкой явля­ ются комплектные осветительные шинопроводы типа ШОС67, впервые примененные на ВАЗ в г. Тольятти. Шинопровод сечением 35 х 45 мм имеет четыре медных изолированных провода 6 мм3 и допускает ток 25 А. Для подключения светильников имеются штепсельные окна, в которые вставляются специальные штепсельные вилки с тремя проводниками — фазный, нулевой рабочий и нуле­

7*

195

вой для заземления. Шинопровод 11ЮС67 может быть при­ менен для питания мелких силовых нагрузок. Кроме пря­ мых секции длиной 3 м, имеются угловые. Монтаж шино­ проводов ШОС67 может быть выполнен совместно с сило­ выми штепсельными шинопроводами ШРА (рис. 6-19).

Новая конструкция шинопровода 1ПОС73 на 63 А рас­ считана на питание мелких однофазных и трехфазных

приемников.

Общая тенденция выполнения промышленных проводок состоит в дальнейшем развитии комплектных устройств

Рис. 6-19. Монтаж светильников и осветительного шинопровода ШОС-67 под шинопроводом

ШРА-64.

со стандартными штепсельными подключениями, выте­ сняющими применение обычных проводов и кабелей.

Магистральные сети от трансформаторных подстан­ ций при радиальных схемах выполняются бронирован­ ными кабелями марок АБГ, ААБГ, проложенными в кабельных каналах, или (надежнее) в лотках, про­ ложенных вдоль подкрановых путей, по колоннам или стенам, иліт с подвеской на тросах до силовых распре­ делительных шинопроводов. При магистральных схемах питания получили распространение проводки следующих видов:

1) изолированные или голые алюминиевые провода на изоляторах;

196

2)голые алюминиевые тины на изоляторах (троллей­ бусного типа) или на специальных клицах, расположен­ ные плашмя в одной плоскости;

3)закрытые комплектные магистральные шинопроводы, располагаемые вдоль колонн и стен на высоте, допустимой

по условиям производства (не по фермам перекрытий); 4) кабели типа АсВВ на большие токи.

В последнее время разработаны специальные кабели марки АсВВ на большие токи (буква «с» обозначает сектор­ ный). Кабель состоит из изолированных друг от друга четырех жил в форме сектора, составляющих общий про­

вод одной фазы. При мон­

 

таже

три однофазных

ка­

 

беля

располагаются

по

 

треугольнику (рис. 6-20).

 

Кабель выпускается

сече­

 

ниями

1 000,

1 500,

1 800

 

и 2 000

мм2

на токи

со­

 

ответственно

1 060,

1 300,

 

1 460 и

1 615 А. При под­

 

ключении кабеля все

че­

 

тыре сектора свариваются

Рис. 6-20. Монтаж одножильного

под

общий

наконечник.

Этот

кабель

неприменим

кабеля АсВВ.

при частых отпайках, удо­

 

бен

при подаче питания в одну точку, например выход

от щита трансформаторной подстанции на магистраль, проложенную по фермам.

Открытая прокладка голых проводников при напря­ жении до 1 000 В допускается на высоте не менее 3,5 м от пола и 2,5 м от настила крана, если в цехе не транспорти­ руются громоздкие предметы, могущие задеть голые проводники. Расстояние от проводника до заземленной конструкции в месте крепления должно быть не менее 50 мм, а расстояние между проводниками различных фаз и также до частей здания составляет:

Расстояние

между

точками креп­

 

2 - 4

4 -6

Свыше

ления проводников в пролете, м

2

Расстояние

между

проводниками

II менее

 

 

6

50

100

150

200

в свету,

мм .

 

Наименьшие допустимые расстояния при сближении голых проводников с трубопроводами и технологическим оборудованием: до трубопроводов не менее 1 м; до техноло-

197