Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 389
Скачиваний: 11
гического оборудования не менее 1,5 м. При меньших расстояниях необходимо устройство местных ограждений. Спуски от голых магистральных проводок выполняются обычно изолированными проводами в стальных трубах или бронированным кабелем. Применение голых магистра лей неудобно в эксплуатации и с точки зрения техники безопасности, особенно при наличии в пролетах мостовых кранов, а также при необходимости обслуживать освети тельные установки или другие коммуникации (водопровод, воздухопровод и т. п.), расположенные наверху помещения. В зарубежных правилах применение голых проводников
вцеховых помещениях не допускается.
Вцехах высотой более 20 м расход проводников на подъем и спуски к распределительным пунктам значителен, что заставляет применять закрытые магистральные шино проводы, которые могут быть проложены на удобной высо те и не представляют опасности для цехового персонала. Закрытые шинопроводы магистрального типа ШМА изго товляются на токи 1 600—2 500—4 000 А, за рубежом
800—5 000 А. Магистральные шинопроводы на токи 1 600 А и выше имеют две шины на фазу, расположенные по специальной схеме. Их основное достоинство состоит в возможности индустриального монтажа как готового комплектного изделия.
6-6. СЕТИ ДЛЯ МНОГОАМПЕРНЫХ УСТАНОВОК ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Устройство сетей для многоамперных установок пере менного тока (1 000 А и более) требуется-
1)при прокладке магистральных цеховых сетей по схеме блок трансформатор — магистраль (БТМ);
2)для питания крупных сварочных машин и трансфор маторов в сварочных цехах и крупных электропечей в тер мических и литейных цехах цветных металлов;
3)в коротких сетях между электропечью и трансформа тором;
4)при соединении мощных генераторов и трансформа торов с распределительными устройствами и выполнении сборных шин.
Ниже рассматриваются особенности распределения переменных токов по сечениям различных проводников вследствие электромагнитных явлений, не зависящих от напряжения сети.
198
При значениях переменного тока выше 1 000 А провод ки выполняются из массивных проводников с большим сечением в виде круглых, трубчатых, прямоугольных или коробчатых шин. При прохождении переменного тока через большие сечения проводников резко возрастают п о в е р х н о с т н ы й э ф ф е к т и э ф ф е к т б л и з о с т и . Эти эффекты связаны с вытеснением тока под дей ствием электромагнитного поля, создаваемого рассмат риваемым проводником и соседними проводниками, несу щими ток с различными фазами по отношению к току в рассматриваемом проводнике.
а) |
ff) |
в) |
г) |
д) |
Рис. 6-21. Распределение плотности тока в алюминиевых шинах сечением 10X100 мм.
а — одиночная шина; б и г — две шины с противоположным направлением тока; в и д — то же о одинаковым направлением тока.
Наиболее распространенной формой сечения шин явля ется прямоугольная; распределение плотности тока по сече нию (строго говоря, по поверхности) одиночной прямоуголь ной шины из алюминия сечением 100 х 100 мм показано на рис. 6-21, а. Даже при частоте 50 Гц вытеснение тока приводит к тому, что по краям шины плотность тока пре вышает плотность тока в середине более чем в 2 раза, что ведет к увеличению активного сопротивления переменному току. Это увеличение учитывается коэффициентом доба вочных потерь
где |
— сопротивление переменному току; R0 — сопро |
тивление постоянному току. |
|
|
В данном случае коэффициент добавочных потерь равен |
коэффициенту поверхностного эффекта Кп, поскольку шина уединенная (практически удаленная от других провод ников на 3 м и более); Кя = К п > 1.
Для шины А 10 X 100 мм К а = 1,175.
В двух расположенных рядом шинах распределение плотности тока в них зависит от направления токов и от
199
взаимного расположения шин — широкой или узкой сто роной (рис. 6-21). При двух шинах величина Кя зависит также от эффекта близости, который учитывается коэф фициентом К б, так что Кя = К пКв. Величина К б может быть меньше и больше единицы в зависимости от того, становится ли распределение плотности тока по высоте сечения шины более или менее равномерным. Например, при расположении шин А 10 х 100 мм широкими сторо нами друг к другу с зазором 10 мм и при противополо жных направлениях тока (рис. 6-21, б) величина К я уменьшается до 1,04, так что Кв = 1,04 : 1,175 = 0,885.
Кд—2,03
Рис. 6-22. Векторы токов шин в пакетах из трех и четы рех шин прямоугольного сечения.
При одинаковых направлениях тока (рис. 6-21, в) Кд уве личивается до 1,36, так что Ка = 1,36 : 1,175 -- 1,16.
Эффект близости называется п о л о ж и т е л ь н ы м при получении более равномерного распределения плот ности тока по высоте шины (К0 < 1) и о т р и ц а т е л ь - II ы м при увеличении неравномерности (KQ > 1).
При расположении прямоугольных шин узкими сторо нами друг к другу при обоих направлениях тока эффект близости будет отрицательным, однако одинаковое направ ление тока дает значительно более равномерное распреде ление плотности тока (рис. 6-21, д), чем при токах проти воположного направления (рис. 6-21, г).
В пакетах из трех и четырех шин, несущих токи одного направления, происходит дальнейшее вытеснение тока на крайние шины, кроме того, токи в отдельных шинах полу чаются разными по величине и по фазе (рис. 6-22). В ре зультате этого происходит дальнейшее увеличение Кя до
200
1,6 при трех и до 2,03 — при четырех тинах в пакете. Рационально расположение четырех шин в пакете в виде квадрата, с зазором для вентиляции, что создает симмет ричные условия для всех четырех шин, делает распреде ление тока в них более равномерным и снижает величину
f i r x r A r " x m r
D D D |
Q D 0 О |
D |
О |
О |
|
' |
А " х " А т х " " |
Х Г А пХ'” А’" ' |
|||
|
D |
Q |
D |
0 |
D O D D |
|
|
6) |
|
|
в) |
Рис. 6-23. Схемы расположения шин в пакетах для однофазных цепей.
а, б — рекомендуемые; в — нерекомендуемые.
К л до 1,25. Поэтому при числе шин более трех рекоменду ется переходить на схему квадрата, если нельзя использо вать положительный эффект близости. В последнем слу чае прямоугольные шины располагаются в сетях однофаз ного тока, как указано на рис. 6-23, т. е. с чередованием прямых и обратных токов; при двухрядном расположении пакетов необходимо шины
с одинаковым направле |
|
|||
нием |
тока |
располагать |
|
|
друг |
под |
другом |
(рис. |
|
6-23, б). |
|
сетях |
|
|
В |
трехфазных |
|
||
с большими токами и мощ |
Рис. 6-24. Схема однофазных цепей |
|||
ными |
электромагнитными |
с взаимной индуктивностью. |
||
полями, кроме указанных |
|
|||
выше |
двух |
эффектов, имеет место еще эффект индуктив |
ного переноса мощности, для уяснения которого пред варительно рассмотрим схему двух элементарных однофаз ных цепей со взаимной индуктивностью (рис. 6-24).
При напряжениях U1 U2 токи в обеих цепях будут
равны:
и
r + f (x + kz) •
При напряжениях Ux = — U%
h = h |
и |
г -f-j (х — kx) ' |
201
При напряжениях, сдвинутых по фазе на 120°, т. е. при U2 = t/jé?-^1200, токи в цепях не будут равны; в опе режающей по фазе цепи ток І г будет меньше, а в отстающей цепи І х — больше:
Uг
h = - -Дгі+ 7 (х — Дж,)’
U2
г -р А г 2 + / (х — А х 2) ’
где Дгг и Аг2 — так называемые вносимые сопротивления, характеризующие индуктивный перенос мощности из опережающей по фазе цепи 2 в отстающую цепь 1.
wMßß — wMgc—kfzE
wMflc ~ kfâX
шМлс
Рис. 6-25. Схема трехфазной несимметричной цепи с взаимоиндуктивностыо.
Величина переносимой мощности І\Агх — /ІАг2 обус ловливает разницу в мощности, расходуемой на нагрев сопротивления г в обеих цепях:
Г\г — І\г = (І\ — II) г.
Отношение токов I J I 2 = Аеіа является комплексной величиной, в которой А — модуль, зависящий от коэф фициента магнитной связи к и отношения х/г, а а > 120° — угол между векторами токов, который стремится к 180° при увеличении к, и отношения х/r. Таким образом, при напряжениях, сдвинутых по фазе на 120°, токи в цепях 1 я 2 получаются разными по величине и их векторы по ворачиваются в разные стороны, стремясь к бифилярности, и размагничивают друг друга, что выражается уменьше нием индуктивного сопротивления х на величины Ахх и Дж2. Одновременно происходит индуктивный перенос мощности из опережающей по фазе цепи в отстающую.
В трехфазных цепях происходит перенос мощности во всех трех фазах; если проводники расположены симме трично по треугольнику, этот перенос мощности не про является, поскольку он одинаковый по всем фазам. При расположении проводников в одной плоскости (рис. 6-25)
%0%
минимальный ток всегда получается в опережающей фазе А, а максимальный ток в зависимости от коэффициента
мощности цепи: |
при |
coscp < 0,87 |
(ср > |
30°) — в фазе В; |
|
при |
cos ср > 0,87 |
(ф |
< 30°) — в фазе С; |
при с о э ф = 0,87 |
|
(ф = |
30°) токи фаз В и С будут |
равны. |
|
Явление переноса мощности резко проявляется в уста новках с большими токами и магнитными полями, в част ности в коротких сетях электропечей. Опережающая фаза
АГА"А"Г в' в"в'п с'сггст
а)
а ' в , с га ” в ” с г'а,"в ,"сг"
|
б) |
|
A’X’AW X'” |
вгугв"упвтУт |
c'zrc W rrz rfr |
|
6) |
|
А ТѲ,Г |
drCrr |
C f A rr |
D D
г)
Рис, 6-26. Схемы расположения шин трехфазного тока.
А , имеющая минимальный ток, получила наименование «мертвой» фазы, а фаза с максимальным током — «резкой» или «дикой» фазы. В дуговых печах под электродом «мер твой» фазы металл не догревается, а под электродом «дикой» фазы получаются перегрев маталла и неспокой ный режим дуги, что ухудшает работу электропечи. В за висимости от конфигурации короткой сети и конструкции электропечи «мертвой» или «дикой» фазой могут быть как крайние фазы, так и средняя.
Эффект переноса мощности может оказывать положи тельное и отрицательное влияние на распределение плот
203
ности тока по сечению шин, в зависимости от получаю щейся равномерности плотности тока.
На практике в установках напряжением до 1 000 В применяются следующие расположения шин трехфаз ного тока (рис 6-26).
С х е м а р а с щ е п л е н н ы х ф а з (рис. 6-26, а) является нерациональной; она допустима при числе шин до трех; при четырех шинах схема допустима с располо жением шин одной фазы по сторонам квадрата или с при менением шин специального профиля. Она применяется в установках напряжением выше 1 000 В, когда сближе
|
|
|
ние фаз затруднено по ус |
|||||
|
|
|
ловиям |
изоляции. |
|
|
||
|
|
|
С х е м а |
с п е р е |
||||
|
|
|
п л е т е н н ы м и ф а з а - |
|||||
|
|
|
м и (рис. |
6-26, |
б) |
по |
||
|
|
|
сравнению |
с |
предыдущей |
|||
|
|
|
имеет |
улучшенные |
пока |
|||
|
|
|
затели |
в отношении |
сни |
|||
|
|
|
жения активного и индук |
|||||
|
|
|
тивного |
сопротивления, |
||||
|
|
|
однако сближение шин раз- |
|||||
Рис. |
6-27. |
Магистральный шино |
'ных фаз способствует про |
|||||
провод по |
схеме переплетенных |
явлению эффекта переноса |
||||||
фаз |
(США). |
|
мощности. Так, на |
одной |
установке карбидной элек тропечи с ошиновкой по схеме переплетенных фаз, вы полненной из 24 шин (по 8 шин на фазу), токи по фазам Л, В и С составили соответственно 26,8; 32,7 и 28,6 кА. Эта схема применяется в зарубежных закрытых магистраль ных шинопроводах (рис. 6-27) и коротких сетях электро печей при схеме соединений обмотки вторичного напря жения печного трансформатора в звезду. Вследствие значительного проявления эффекта переноса мощности эта схема не является оптимальной.
С х е м а с п р я м ы м и и о б р а т н ы м и п р о - в о д а м и и с в ы н о с о м т р е у г о л ь н и к а или схема передачи трехфазного тока по шести проводам или по числу проводников, кратному шести (рис. 6-26, в), вследствие бифилярности проводников дает низкие зна чения Кя = 1,02 ч- 1,04 и индуктивного сопротивления в шихтованной части. Схема имеет следующие недостатки. При увеличении числа проводников в 2 раза и уменьшении тока в каждом проводнике в 1,73 раза расход металла
204