Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 389

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гического оборудования не менее 1,5 м. При меньших расстояниях необходимо устройство местных ограждений. Спуски от голых магистральных проводок выполняются обычно изолированными проводами в стальных трубах или бронированным кабелем. Применение голых магистра­ лей неудобно в эксплуатации и с точки зрения техники безопасности, особенно при наличии в пролетах мостовых кранов, а также при необходимости обслуживать освети­ тельные установки или другие коммуникации (водопровод, воздухопровод и т. п.), расположенные наверху помещения. В зарубежных правилах применение голых проводников

вцеховых помещениях не допускается.

Вцехах высотой более 20 м расход проводников на подъем и спуски к распределительным пунктам значителен, что заставляет применять закрытые магистральные шино­ проводы, которые могут быть проложены на удобной высо­ те и не представляют опасности для цехового персонала. Закрытые шинопроводы магистрального типа ШМА изго­ товляются на токи 1 600—2 500—4 000 А, за рубежом

800—5 000 А. Магистральные шинопроводы на токи 1 600 А и выше имеют две шины на фазу, расположенные по специальной схеме. Их основное достоинство состоит в возможности индустриального монтажа как готового комплектного изделия.

6-6. СЕТИ ДЛЯ МНОГОАМПЕРНЫХ УСТАНОВОК ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Устройство сетей для многоамперных установок пере­ менного тока (1 000 А и более) требуется-

1)при прокладке магистральных цеховых сетей по схеме блок трансформатор — магистраль (БТМ);

2)для питания крупных сварочных машин и трансфор­ маторов в сварочных цехах и крупных электропечей в тер­ мических и литейных цехах цветных металлов;

3)в коротких сетях между электропечью и трансформа­ тором;

4)при соединении мощных генераторов и трансформа­ торов с распределительными устройствами и выполнении сборных шин.

Ниже рассматриваются особенности распределения переменных токов по сечениям различных проводников вследствие электромагнитных явлений, не зависящих от напряжения сети.

198

При значениях переменного тока выше 1 000 А провод­ ки выполняются из массивных проводников с большим сечением в виде круглых, трубчатых, прямоугольных или коробчатых шин. При прохождении переменного тока через большие сечения проводников резко возрастают п о в е р х н о с т н ы й э ф ф е к т и э ф ф е к т б л и ­ з о с т и . Эти эффекты связаны с вытеснением тока под дей­ ствием электромагнитного поля, создаваемого рассмат­ риваемым проводником и соседними проводниками, несу­ щими ток с различными фазами по отношению к току в рассматриваемом проводнике.

а)

ff)

в)

г)

д)

Рис. 6-21. Распределение плотности тока в алюминиевых шинах сечением 10X100 мм.

а — одиночная шина; б и г — две шины с противоположным направлением тока; в и д — то же о одинаковым направлением тока.

Наиболее распространенной формой сечения шин явля­ ется прямоугольная; распределение плотности тока по сече­ нию (строго говоря, по поверхности) одиночной прямоуголь­ ной шины из алюминия сечением 100 х 100 мм показано на рис. 6-21, а. Даже при частоте 50 Гц вытеснение тока приводит к тому, что по краям шины плотность тока пре­ вышает плотность тока в середине более чем в 2 раза, что ведет к увеличению активного сопротивления переменному току. Это увеличение учитывается коэффициентом доба­ вочных потерь

где

— сопротивление переменному току; R0 — сопро­

тивление постоянному току.

 

В данном случае коэффициент добавочных потерь равен

коэффициенту поверхностного эффекта Кп, поскольку шина уединенная (практически удаленная от других провод­ ников на 3 м и более); Кя = К п > 1.

Для шины А 10 X 100 мм К а = 1,175.

В двух расположенных рядом шинах распределение плотности тока в них зависит от направления токов и от

199



взаимного расположения шин — широкой или узкой сто­ роной (рис. 6-21). При двух шинах величина Кя зависит также от эффекта близости, который учитывается коэф­ фициентом К б, так что Кя = К пКв. Величина К б может быть меньше и больше единицы в зависимости от того, становится ли распределение плотности тока по высоте сечения шины более или менее равномерным. Например, при расположении шин А 10 х 100 мм широкими сторо­ нами друг к другу с зазором 10 мм и при противополо­ жных направлениях тока (рис. 6-21, б) величина К я уменьшается до 1,04, так что Кв = 1,04 : 1,175 = 0,885.

Кд—2,03

Рис. 6-22. Векторы токов шин в пакетах из трех и четы­ рех шин прямоугольного сечения.

При одинаковых направлениях тока (рис. 6-21, в) Кд уве­ личивается до 1,36, так что Ка = 1,36 : 1,175 -- 1,16.

Эффект близости называется п о л о ж и т е л ь н ы м при получении более равномерного распределения плот­ ности тока по высоте шины (К0 < 1) и о т р и ц а т е л ь - II ы м при увеличении неравномерности (KQ > 1).

При расположении прямоугольных шин узкими сторо­ нами друг к другу при обоих направлениях тока эффект близости будет отрицательным, однако одинаковое направ­ ление тока дает значительно более равномерное распреде­ ление плотности тока (рис. 6-21, д), чем при токах проти­ воположного направления (рис. 6-21, г).

В пакетах из трех и четырех шин, несущих токи одного направления, происходит дальнейшее вытеснение тока на крайние шины, кроме того, токи в отдельных шинах полу­ чаются разными по величине и по фазе (рис. 6-22). В ре­ зультате этого происходит дальнейшее увеличение Кя до

200

1,6 при трех и до 2,03 — при четырех тинах в пакете. Рационально расположение четырех шин в пакете в виде квадрата, с зазором для вентиляции, что создает симмет­ ричные условия для всех четырех шин, делает распреде­ ление тока в них более равномерным и снижает величину

f i r x r A r " x m r

D D D

Q D 0 О

D

О

О

 

'

А " х " А т х " "

Х Г А пХ'” А’" '

 

D

Q

D

0

D O D D

 

 

6)

 

 

в)

Рис. 6-23. Схемы расположения шин в пакетах для однофазных цепей.

а, б — рекомендуемые; в — нерекомендуемые.

К л до 1,25. Поэтому при числе шин более трех рекоменду­ ется переходить на схему квадрата, если нельзя использо­ вать положительный эффект близости. В последнем слу­ чае прямоугольные шины располагаются в сетях однофаз­ ного тока, как указано на рис. 6-23, т. е. с чередованием прямых и обратных токов; при двухрядном расположении пакетов необходимо шины

с одинаковым направле­

 

нием

тока

располагать

 

друг

под

другом

(рис.

 

6-23, б).

 

сетях

 

В

трехфазных

 

с большими токами и мощ­

Рис. 6-24. Схема однофазных цепей

ными

электромагнитными

с взаимной индуктивностью.

полями, кроме указанных

 

выше

двух

эффектов, имеет место еще эффект индуктив­

ного переноса мощности, для уяснения которого пред­ варительно рассмотрим схему двух элементарных однофаз­ ных цепей со взаимной индуктивностью (рис. 6-24).

При напряжениях U1 U2 токи в обеих цепях будут

равны:

и

r + f (x + kz)

При напряжениях Ux = — U%

h = h

и

г -f-j (х kx) '

201


При напряжениях, сдвинутых по фазе на 120°, т. е. при U2 = t/jé?-^1200, токи в цепях не будут равны; в опе­ режающей по фазе цепи ток І г будет меньше, а в отстающей цепи І х — больше:

Uг

h = - гі+ 7 (х — Дж,)’

U2

г А г 2 + / (х — А х 2)

где Дгг и Аг2 — так называемые вносимые сопротивления, характеризующие индуктивный перенос мощности из опережающей по фазе цепи 2 в отстающую цепь 1.

wMßß — wMgc—kfzE

wMflc ~ kfâX

шМлс

Рис. 6-25. Схема трехфазной несимметричной цепи с взаимоиндуктивностыо.

Величина переносимой мощности І\Агх — /ІАг2 обус­ ловливает разницу в мощности, расходуемой на нагрев сопротивления г в обеих цепях:

Г\г — І\г = (І\ II) г.

Отношение токов I J I 2 = Аеіа является комплексной величиной, в которой А — модуль, зависящий от коэф­ фициента магнитной связи к и отношения х/г, а а > 120° — угол между векторами токов, который стремится к 180° при увеличении к, и отношения х/r. Таким образом, при напряжениях, сдвинутых по фазе на 120°, токи в цепях 1 я 2 получаются разными по величине и их векторы по­ ворачиваются в разные стороны, стремясь к бифилярности, и размагничивают друг друга, что выражается уменьше­ нием индуктивного сопротивления х на величины Ахх и Дж2. Одновременно происходит индуктивный перенос мощности из опережающей по фазе цепи в отстающую.

В трехфазных цепях происходит перенос мощности во всех трех фазах; если проводники расположены симме­ трично по треугольнику, этот перенос мощности не про­ является, поскольку он одинаковый по всем фазам. При расположении проводников в одной плоскости (рис. 6-25)

%0%

минимальный ток всегда получается в опережающей фазе А, а максимальный ток в зависимости от коэффициента

мощности цепи:

при

coscp < 0,87

(ср >

30°) — в фазе В;

при

cos ср > 0,87

< 30°) — в фазе С;

при с о э ф = 0,87

=

30°) токи фаз В и С будут

равны.

 

Явление переноса мощности резко проявляется в уста­ новках с большими токами и магнитными полями, в част­ ности в коротких сетях электропечей. Опережающая фаза

АГА"А"Г в' в"в'п с'сггст

а)

а ' в , с га в с г'а,"в ,"сг"

 

б)

 

AXAW X'”

вгугв"упвтУт

c'zrc W rrz rfr

 

6)

 

А ТѲ,Г

drCrr

C f A rr

D D

г)

Рис, 6-26. Схемы расположения шин трехфазного тока.

А , имеющая минимальный ток, получила наименование «мертвой» фазы, а фаза с максимальным током — «резкой» или «дикой» фазы. В дуговых печах под электродом «мер­ твой» фазы металл не догревается, а под электродом «дикой» фазы получаются перегрев маталла и неспокой­ ный режим дуги, что ухудшает работу электропечи. В за­ висимости от конфигурации короткой сети и конструкции электропечи «мертвой» или «дикой» фазой могут быть как крайние фазы, так и средняя.

Эффект переноса мощности может оказывать положи­ тельное и отрицательное влияние на распределение плот­

203


ности тока по сечению шин, в зависимости от получаю­ щейся равномерности плотности тока.

На практике в установках напряжением до 1 000 В применяются следующие расположения шин трехфаз­ ного тока (рис 6-26).

С х е м а р а с щ е п л е н н ы х ф а з (рис. 6-26, а) является нерациональной; она допустима при числе шин до трех; при четырех шинах схема допустима с располо­ жением шин одной фазы по сторонам квадрата или с при­ менением шин специального профиля. Она применяется в установках напряжением выше 1 000 В, когда сближе­

 

 

 

ние фаз затруднено по ус­

 

 

 

ловиям

изоляции.

 

 

 

 

 

С х е м а

с п е р е ­

 

 

 

п л е т е н н ы м и ф а з а -

 

 

 

м и (рис.

6-26,

б)

по

 

 

 

сравнению

с

предыдущей

 

 

 

имеет

улучшенные

пока­

 

 

 

затели

в отношении

сни­

 

 

 

жения активного и индук­

 

 

 

тивного

сопротивления,

 

 

 

однако сближение шин раз-

Рис.

6-27.

Магистральный шино­

'ных фаз способствует про­

провод по

схеме переплетенных

явлению эффекта переноса

фаз

(США).

 

мощности. Так, на

одной

установке карбидной элек­ тропечи с ошиновкой по схеме переплетенных фаз, вы­ полненной из 24 шин (по 8 шин на фазу), токи по фазам Л, В и С составили соответственно 26,8; 32,7 и 28,6 кА. Эта схема применяется в зарубежных закрытых магистраль­ ных шинопроводах (рис. 6-27) и коротких сетях электро­ печей при схеме соединений обмотки вторичного напря­ жения печного трансформатора в звезду. Вследствие значительного проявления эффекта переноса мощности эта схема не является оптимальной.

С х е м а с п р я м ы м и и о б р а т н ы м и п р о - в о д а м и и с в ы н о с о м т р е у г о л ь н и к а или схема передачи трехфазного тока по шести проводам или по числу проводников, кратному шести (рис. 6-26, в), вследствие бифилярности проводников дает низкие зна­ чения Кя = 1,02 ч- 1,04 и индуктивного сопротивления в шихтованной части. Схема имеет следующие недостатки. При увеличении числа проводников в 2 раза и уменьшении тока в каждом проводнике в 1,73 раза расход металла

204