Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 418
Скачиваний: 11
рольгангов прокатных -станов питание двигателей роликов производится от агрегата ГСЧ-12-36-37 + МП170-400. Двигатель постоянного тока имеет регулирование частоты вращения от 1 000 до 400 об/мин, генератор изменяет час тоту от 50 до 20 Гц, одновременно — напряжение от 400 до 160 В, а мощность от 200 до 80 кВ-А. Максимальная мощность генератора для частотного регулирования до 500 кВ-А.
Для питания различных электроприводов применяются двигатели-генераторы с постоянной частотой вращения, вырабатывающие трехфазный ток с постоянными часто-
ОВ — обмотка возбуждения; ОВЧ — обмотка высокой частоты; Ф| и Ф" — магнитные потоки; t — зубцовый шаг; разность Ф" — меняет знак при пово роте ротора на каждый </2 .
тами 16—500 Гц, при напряжениях 130—3 300 В, с к. п. д. 75-90,5% .
Питание установок индукционных плавильных электро печей и сквозного нагрева для ковки, штамповки и про катки при частотах 1 000—10 000 Гц производится от однофазных индукторных генераторов. Последние состоят из статора, на котором расположены основная обмотка генератора ОВЧ и обмотка возбуждения OB (рис. 8-18) и ротора с большим количеством зубцов, которые при вра щении дают пульсирующее сопротивление в магнитной цепи, вследствие чего в обмотке генератора наводится э. д. с. повышенной частоты. Выполнение генераторов на повышенные частоты затрудняется увеличением нагрева железа при высоких частотах, вследствие чего приходится
303
применять водяное охлаждение бочки ротора с подводом воды через полый вал. Статоры имеют воздушное охлаж дение: при мощностях до 100 кВт с продуванием воздуха, при 250 кВт и выше — по замкнутому циклу с использо ванием водяных охладителей (рис. 8-19).
В СССР двигатели-генераторы мощностью 12—100 кВт, частотой 2 400 и 8 000 Гц типа ВПЧ на 3 000 об/мин изготовляются Ереванским электромашиностроительным заводом в вертикальном исполнении, что значительно экономит площадь под агрегат. Коэффициент полезного действия преобразователей ВПЧ не ниже 70% (см. прило-
Рис. 8-19. План фундамента с проемами и разрез уста новки агрегата ВГО-АТМ с водяным охлаждением типа
ВУП,
жение ГІ-ІІ). В приложении П-ІІ приведены данные агре гатов 37,5—1 500 кВт.
Все генераторы ВГО имеют замкнутую систему воздуш ного охлаждения с водяными воздухоохладителями. Гене ратор ВГО 1500-500 имеет обмотку возбуждения на роторе, остальные — индукторного типа с обмоткой возбуждения на статоре. Напряжение двигателей 6—10 кВ.
Коэффициент полезного действия агрегатов увеличи вается с увеличением мощности и падает с повышением частоты.
Один из рекордных генераторов, выпущенный фирмой ДЖИН (США), мощностью 3 МВт, частотой 3 000 Гц имеет водяное охлаждение статора и водородное — ро тора.
Трехфазные генераторы повышенной частоты, приво димые синхронными двигателями, для синхронизации требуют подгонки векторов напряжения, выполняемой
304
путем сдвига половинок соединительных муфт между гене ратором и синхронным двигателем.
Однофазные индукторные генераторы повышенной час тоты легко синхронизируются, не требуя никаких устройств для предварительной синхронизации. Приводимые син хронными двигателями генераторы могут работать парал лельно, при этом нагрузка между ними регулируется воз буждением синхронных двигателей. При работе генера торов ВГО создается значительный шум повышенного тона, слышимый на расстоянии 50—70 м от стены преоб разовательной подстанции.
Припараллельной работе агрегатов повышенной частоты необходимо автоматическое регулирование напряжения в зависимости от нагрузки. Электропромышленность выпус кает специальные комплектные панели для управления и регулирования напряжения агрегатов.
Мощность современных преобразовательных подстан ций с агрегатами 1 500 кВт достигает 12—15 МВт при числе агрегатов 8—10 шт.
Так как генераторы рассчитаны на коэффициент мощ ности 0,95—1, то питаемые от них индукторы должны нодключатьсясконденсаторными батареями. Мощность послед них достигает 10-кратной величины мощности генераторов при частотах 8 000—10 000 Гц, когда коэффициент мощ ности индукторов падает до 0,Г. В некоторых установках для стабилизации напряжения при резком изменении нагрузок применяется последовательное включение кон денсаторов в цепь генераторов (продольная компенса ция).
К достоинствам двигателей-генераторов повышенной - частоты относятся: 1) возможность получения больших мощностей агрегатов; 2) повышение коэффициента мощ ности сети при использовании синхронных двигателей; 3) возможность регулирования напряжения; 4) отсутствие генерации высших гармоник. Их недостатки, как всех вращающихся преобразователей: 1) наличие вращающихся частей; 2) низкий к. и. д.; 3) сложность системы охлаж дения; 4) значительный шум.
г.ИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ
Вионных преобразователях для получения выходной повышенной частоты применяется сеточное управление вентилями. Величина частоты ограничивается временем восстановления управляемости сотки ионного вентиля,
305
составляющим около 50 мкс, и на современных тиратро нах и игнитронах может быть достигнута 2 500 Гц.
Ионные преобразователи частоты выполняются с явно выраженным звеном постоянного тока и со скрытым зве ном постоянного тока. В первом случае (рис. 8-20) одна группа вентилей 2 выпрямляет ток нормальной частоты,
а |
другая |
3 — инвертирует |
ток |
повышенной |
частоты. |
||||||
|
|
|
В преобразователях |
со |
скрытым |
||||||
|
'м 50 Гц |
звеном постоянного тока (рис. 8-21) |
|||||||||
|
|
|
одни |
и |
те же |
вентили |
2 исполь |
||||
|
|
|
зуются одновременно для выпрям |
||||||||
|
|
|
ления |
и для инвертирования. |
|||||||
|
|
|
Разработана |
серия преобразо |
|||||||
|
|
|
вателей частоты со скрытым звеном |
||||||||
|
|
|
постоянного тока на 500—1 000 Гц, |
||||||||
|
|
|
мощностью 500, 750 и 1 500 (2 X |
||||||||
|
|
|
X 750) кВт |
и на 2 000—2 500 Гц, |
|||||||
|
|
|
мощностью |
250, |
500 |
(2 X 250) и |
|||||
|
|
|
1 000 |
(4 X |
250) |
кВт. |
Инверторы |
||||
|
|
|
1 000 Гц |
по 750 кВт успешно ра |
|||||||
|
|
|
ботают в кузнечных цехах ГАЗ и |
||||||||
|
|
|
других |
заводов |
для |
индукцион |
|||||
|
|
|
ного нагрева |
заготовок. |
В серии |
||||||
|
|
|
используется |
трехсеточный двух |
|||||||
|
|
|
анодный ртутный вентиль-игни |
||||||||
|
|
|
трон типа ИПЧ-5 с водяным ох |
||||||||
|
|
|
лаждением, |
который |
при частоте |
||||||
|
|
|
500—1 000 Гц |
обеспечивает |
мощ |
||||||
Рис. 8-20. Принципиаль |
ность |
500 кВт |
на трех |
вентилях |
|||||||
ная |
схема ионного пре |
и 750 кВт — на |
шести вентилях. |
||||||||
образователя |
частоты с |
При повышении частоты до 2 000— |
|||||||||
явно выраженным зве |
|||||||||||
ном постоянного тока. |
2 500 |
Гц |
три |
вентиля |
обеспечи |
||||||
1 — силовой |
трансформа |
вают мощность 250—300 кВт; для |
|||||||||
тор; |
2 — выпрямляющие |
500—600 |
кВт |
необходимы шесть |
|||||||
вентили; 3 — инвертирую |
|||||||||||
щие вентили; 4 — выходной |
вентилей. |
преобразователя |
вы |
||||||||
трансформатор. |
|
Питание |
|||||||||
|
|
|
полняется на напряжении 6—10 кВ |
||||||||
трехфазного тока частотой 50 Гц; |
на |
выходе за |
игнитро |
нами включен трансформатор повышенной частоты, имею щий выходное напряяшние однофазного тока 750 В по вышенной частоты.
К числу достоинств ионных преобразователей частоты относятся: 1) отсутствие вращающихся частей; 2) отсут ствие фундамента; меньшая масса и габариты; 3) отсутствие
306
шума; 4) высокий к. п. д. (до 92—95%); 5) малые потери холостого хода; 6) возможность плавного регулирования частоты в пределах 30%.
Недостатки ионных преобразователей: 1) ограниченная мощность и необходимость собирать мощные агрегаты из
^ 5 0Гц
Рис. 8-21. Принципиальная схема ионного преобразователя частоты со скрытым звеном постоянного тока.
1 — силовой трансформатор; 2 — выпрямляющие и
инвертирующие вентили; <3 — выходной трансформа тор.
мелких единиц; 2) ограниченная возможность повышения частоты до 2 500—3 000 Гц; 3) генерация высших гармоник.
Перспективы ионных преобразователей недостаточно ясны в связи со значительной конкуренцией со стороны полупроводниковых преобразователей.
д. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ
Развитие управляемых полупроводниковых вентилей — тиристоров, могущих работать в инверторном режиме, привело к созданию полупроводниковых преобразова телей частоты, в первую очередь для частотного регулиро вания скорости асинхронных двигателей, впоследствии — для питания установок индукционного нагрева и других электроприемников повышенной частоты.
307
Поскольку стоимость тиристоров резко возрастаете уве личением класса, т. е. с увеличением напряжения, то для удешевления преобразователя применяются схемы с явно выраженным звеном постоянного тока, при которых полу чается меиынее напряжение на тиристорах.
В соответствии с реальным временем восстановления управляемости вентиля, которое для серийных тиристоров типа ВКДУ-150 имеет значительный разброс, практически достижимая частота при инвертировании получается до 2 500 Гц.
Испытание 100-киловаттного преобразователя частоты 50/2 500 Гц на тиристорах показало, что к. и. д. его состав ляет 91,5% по сравнению с 78% для машинного преоб разователя типа ПВС-100-2500. Кроме того, кривая к. п. д. тиристорного преобразователя при уменьшении загрузки до 25% падает всего до 90%, в то время как у машинного преобразователя — до 54%. Таким образом, при малых нагрузках тиристорный преобразователь рабо тает более экономично, чем машинный.
Для питания электроинструмента выпускаются тири сторные преобразователи частоты типа ПЧС-4-150/200/400 на частоту 150/200/400 Гц трехфазного тока с напряжением на выходе 36 или 220 В, мощностью 4 кВ-А с к. п. д. до 94%. Аналогичный преобразователь ПЧС-10-150/200/400 мощностью 10 кВ-А имеет к. п. д. 85%. Таллинский электротехнический завод выпускает тиристорные преоб разователи частоты для пит-ания индукционных установок мощностью 630 кВт с регулируемой частотой 1000± 200 Гц, типа ТПЧ-1 и 150 — 300 Гц, типа ТПЧ-2.
Фирма Сименс (ФРГ) поставила тиристорный преобра зователь частоты для нагрева труб производительностью 30 т/ч, мощностью 12 МВт с регулируемой частотой 500— 1 000 Гц.
ВЭИ разработаны высокочастотные тиристоры типа ВКЧ-50 на 50 кА и 500 В, позволяющие достигнуть часто ты 25 кГц при времени восстановления управления 20 мкс. Имеются сообщения о зарубежных тиристорах с временем восстановления до 8 — 10 мкс.
В настоящее время тиристорные преобразователи вытес няют все другие преобразователи повышенной частоты, аналогично тому, как в области выпрямительной техники полупроводниковые вентили уже вытеснили остальные преобразователи.
308
8-9. ВЫБОР ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЧАСТОТЫ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
Электропромышленностью СССР для частот до 500 Гц трехфазного тока выпускаются серийно асинхронные преобразователи частоты, двигатели-генераторы и тири сторные преобразователи. Для частот до 1 000—2 500 Гц
Рис. 8-22. Установка восьми агрегатов ВГВФ-1580-2500 + СТМ-2500-2 для индукци онного нагрева труб при частоте 2 500 Гц.
серийно выпускаются двигатели-генераторы, ионные и полупроводниковые преобразователи, а на частоты до 10 кГц только двигатели-генераторы однофазного тока. Тиристорные преобразователи повышенной частоты (до 10 кГц) находятся пока в стадии разработок.
309
Достоинством полупроводниковых инверторов как ста тических преобразователей является возможность регу лирования частоты, что имеет значение для повышения эффективности процесса нагрева. Когда регулировка частоты не требуется и сама частота не велика (100—250 Гц), наиболее экономичными будут ферромагнитные преобра зователи особенно при неблагоприятных условиях среды (для угольных шахт, химических цехов и др.).
Крупные преобразовательные подстанции индукцион ного нагрева в кузнечных цехах, трубопрокатных станах и т. п. располагаются вблизи потребителей в специальных машинных залах. При сооружении необходимо предусмат ривать размещение РУ напряжения выше 1 000 В для питания двигателей, панелей управлеішя генераторами, РУ высокой частоты и самих агрегатов, включая их систе мы охлаждения. Последние могут быть проточными с забо ром воздуха через воздухоохладители, обычно применя емые в системах вентиляции крупных электромашин. Воздухоохладители помещаются в фундаментах под маши нами (рис. 8-19). Каналы в фундаменте для подвода и отво да воздуха должны быть рассчитаны на сопротивление не выше 40 мм вод. ст., которое может преодолеть крыльчатка на роторе машин. Планировка зала должна предусматри вать площадки для монтажа и ремонта машин, монтажные проемы для опускания воздухоохладителей под машины, а также проходы между машинами не менее 1 м, между панелями управления и машинами не менее 2 м. При массе машин более 3 т необходимо предусматривать кран-балку или мостовой кран соответствующей грузоподъемности. На рис. 8-22 представлен общий вид преобразовательной подстанции с машинными агрегатами частотой 2 500 Гц, общей мощностью 12 МВт для индукционного нагрева труб.
Для статических преобразователей частоты конструк ции подстанций в строительной части значительно упро щаются.
8-10. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ ПЕРВИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ИСПД)
При испытании первичных двигателей — автомобиль ных, тракторных, авиационных, судовых и т. и. — при меняются специальные машины постоянного тока с под вижной магнитной системой, так называемые балансир
310
ные, типа МПБ, мощностью 21—600 кВт (см. приложение П-П). Уравновешивание магнитной системы рычагом с гру зом позволяет непосредственно измерять вращающий момент двигателя. В начальный период испытания балан сирная машина работает в качестве двигателя и производит холодную обкатку подшипников. При подаче горючего
впервичный двигатель балансирная машина обращается
внагрузочный генератор, выдающий энергию на нагрев сопротивления или в систему заводского электроснаб
жения. В последнем случае возникает задача преобразо вания постоянного тока в трехфазный ток частотой 50 Гц.
Кроме машин постоянного тока для указанных целей применяются асинхронные балансирные машины типа АКБ мощностью 30—160 кВт (см. приложение П-ІІ)в дви гательном режиме для обкатки и в нагрузочном режиме в качестве асинхронных генераторов. Рекуперативный режим испытаний с выдачей энергии в сеть дает значитель ный экономический эффект. Так, на одном авиамоторном заводе США выдача энергии в сеть составила до 57% общего расхода энергии заводом.
При машинах постоянного тока, легко осуществляющих регулировку скорости, выдача энергии в сеть возможна при применении преобразователей: а) двигателей-генера торов (реверсивных); б) ионных инверторов; в) полупро водниковых инверторов.
Предпочтение следует отдать полупроводниковым ин верторам, поскольку двигатели-генераторы имеют низкий к. п. д., а ионные инверторы постепенно вытесняются тири сторными преобразователями.
Использование асинхронной машины в качестве нагру зочного генератора возможно при частоте вращения выше синхронной, с отрицательным скольжением. Для этого
вротор вводится реостат, увеличивающий скольжение, но поглощающий энергию. Для уменьшения потерь энергии
вреостате применяется асинхронная машина с переклю чением числа полюсов. В этом случае общий диапазон регулирования скорости может быть увеличен, а регули рование за счет введения реостата в ротор будет проис ходить в меньших пределах, что уменьшит потери. Недо статком этой схемы является необходимость изготовления специальной двухскоростиой машины.
Тот же результат может быть получен при каскадном соединении двух одинаковых обычных асинхронных машин с фазным ротором по схеме рис. 8-23. При включении ста
311