Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 422
Скачиваний: 11
торов обеих машин в сеть синхронная частота вращения будет наибольшей. При каскадном соединении синхронная частота вращения уменьшается в 2 раза, так что регули рование будет в ограниченных пределах. Если первичная
а) |
б) |
Рис. 8-23. Принципиальная схема рекуперации энергии при обыч ном и каскадном включении двух асинхронных генераторов.
а — схема для номинальной скорости; б — схема для половинной скорости; ДВС — двигатель внутреннего сгорания; АГ-1 и АГ-2 — асинхронные гене раторы; Р — реостат.
сеть и обмотки статоров выполнены на напряжении выше 1 000 В, то в каскадной схеме между статором второй ма шины и реостатом ставится трансформатор, который сни жает рабочее напряжение регулировочного реостата и улучшает кривую момента в зависимости от скольжения.
Рис. 8-24. Принципиальная схема рекупе рации энергии по каскадной схеме с тири сторными преобразователями в цепи ро тора.
ДВС — двигатель внутреннего сгорания; АГ — асинхронный генератор. Тиристорный инвертор с явно выраженным звеном постоянного тока.
Дальнейшее совершенствование схемы состоит в при менении преобразователя частоты вместо реостата в цепи ротора — так называемый асинхронно-вентильный каскад (АВК). В качестве преобразователя частоты могут быть
применены ионные или полупроводниковые инверторы. В этом случае отпадают потери в реостатах.
Па Горьковском автозаводе для испытания автомобиль ных двигателей выполнена установка ЛВК, разработан ная на кафедре электропривода Горьковского политехни ческого института (рис. 8-24). Асинхронная машина мощ ностью 60 кВт имеет в цепи ротора тиристорные блоки выпрямления и инвертирования, и с помощью бесконтакт ного управления углом зажигания работает в качестве нагрузочного генератора с частотой вращения 1 500— 4 600 об/мин и выдачей энергии в сеть, со стороны статора и со стороны ротора путем инвертирования.
Последняя схема является наиболее перспективной, так как дает минимум потерь и использует бесконтактное управление. Эта схема позволяет использовать торможение первичного двигателя за счет выдачи полезной энергии в сеть. К недостаткам схемы АВК относится генерация высших гармоник со стороны статора и со стороны ротора.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА НАПРЯЖЕНИИ ВЫШЕ 1000 В
9-1. СХЕМЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКОВ НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1 000 В — ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ, ЭЛЕКТРОПЕЧЕЙ
Для управления и защиты одиночного двигателя напря жением выше 1 000 В при значительном удалении от источ ника питания (РП) может быть применена схема рис. 9-1, а. Здесь В1 выключатель на источнике питания (РП) и В2 — у рабочего места в цехе. Выключатель В1 служит для защиты от токов к. з. двигателя и питающего кабеля. Второй выключатель В2 является оперативным для пуска и останова двигателя. Если требуется реверс, то устанав ливаются два оперативных выключателя для прямого и обратного хода; при' динамическом торможении уста навливается третий. Оперативный выключатель имеет защиту от перегрузки двигателя и технологические бло кировки — смазки, водяного охлаждения агрегата и т. п.
Описанная схема может быть упрощена применением дистанционного управления В1 с рабочего места в цехе
313
(рис. 9-1, б). Подобные схемы применяются, в частности, во взрывоопасных помещениях, где располагаются сам двигатель и взрывозащищенный пост управления, а выклю чатель находится в распределительном устройстве РП.
При напряжении сети 10 кВ и мощностях двигателей, изготовляемых только на напряжение 6 кВ или 6G0 В, часто применяется схема блок трансформатор — двига тель (рис. 9-1, в) с глухим подключением двигателя к тран сформатору. В этом случае все операции по управлению и защите блока возлагаются на выключатель со стороны
в-юнв |
е-юнв |
ЮкВ |
10/0,ВО-3-6кВ
а) |
ff) |
В) |
|
|
|
Рис. 9-1. |
Схема присоединения одиночных двигате |
|
лей напряжением выше 1 000 В. |
|
напряжения 10 кВ. Подобная схема применима при числе двигателей до трех, так как требует много места для тран сформаторов, а при трансформаторах с негорючим запол нением или сухих — схема неэкономична. При большем числе двигателей применяется групповая трансформация (рис. 9-2) с двумя трансформаторами, выбранными в соот ветствии с категорийностью потребителей и необходимым обеспечением требуемой мощности при отключении одного трансформатора. На вторичной стороне трансформаторов сооружается РУ пониженного напряжения.
Для пуска мощных двигателей при пониженном напря жении применяются реакторы, которые шунтируются после запуска (рис. 9-3, а) или остаются включенными в цепь (рис. 9-3, б) в целях снижения подпитки токами к. з. от мощных синхронных двигателей, посылающих в сеть при внешних к. з. мощность, равную пусковой [Л.14-4].
314
Реакторный пуск может быть выполнен двухступен чатым с применением сдвоенного реактора (рис. 9-4). При включении выключателя 1 в цепь двигателя попадает повышенное индуктивное сопротивление последовательно соединенных ветвей реактора; при включении выключателя 2 одна ветвь шунтируется и остается включенной другая ветвь для ограничения токов к. з.
Мощные электроприемники с резкопеременной нагруз кой часто подключаются к одной ветви сдвоенного реактора
в целях стабилизации напряжения на другой ветви, к кото рой присоединяются остальные электроприемники. Для обеспечения самозапуска тихоходных синхронных двига телей возможно применение схемы включения двух обмо ток статора на разные секции РП с нормально разомкну тым секционным выключателем (рис. 9-5).
В отдельных случаях для мощных двигателей приме няется частотный пуск с подачей пониженной частоты и постепенным повышением ее до номинальной 50 Гц. Так, для двигателя воздуходувки доменной печи мощностью 53 МВт частота, начиная с 0,5 Гц, подавалась от специаль ного преобразователя частоты мощностью 11 МВ-А.
Трансформаторыдля электропечей со спокойной нагруз кой (печи сопротивления, ферросплавные, индукционные)
315
имеют один или два выключателя аналогично схеме рис. 9-1 а, б. Эти выключатели работают в режиме, аналогич
ном |
режиму выключателей для |
двигателей. Совершенно |
||||||||||
|
|
|
другая |
картина наблюдается в |
||||||||
|
|
|
установках |
дуговых |
электро |
|||||||
|
|
|
печей для плавки стали или |
|||||||||
|
|
|
чугуна, где (см. § 3-1) оператив |
|||||||||
|
|
|
ный |
выключатель |
должен |
от |
||||||
|
|
|
ключать |
несколько |
к. з. |
на |
||||||
|
|
|
электродах |
(по |
ПУЭ до 3—3,5- |
|||||||
|
|
|
кратной мощности трансформа- |
|||||||||
|
) |
|
тора) за каждую плавку. Вслед- |
|||||||||
|
1 |
ствие тяжелого режима, требу |
||||||||||
|
|
|
ющего |
частой |
ревизии выклю |
|||||||
|
|
|
чателя и смены масла, устанав |
|||||||||
|
|
|
ливается |
резервный |
выключа |
|||||||
Рис. 9-3. |
Схемы присоеди |
тель |
на |
каждую |
печь |
или на |
||||||
нения |
двигателей высокого |
две-три печи. На рис. |
9-6 пред |
|||||||||
напряжения с реакторным |
ставлена |
схема |
электроснабже |
|||||||||
пуском. |
|
|||||||||||
|
ния электросталелитейного цеха |
|||||||||||
а — с шунтированием реактора |
||||||||||||
после пуска; б — без шунтиро |
с печами |
80 и |
200 т на напря |
|||||||||
вания* |
|
|
жении 35 кВ (резервные вы |
|||||||||
|
|
|
ключатели |
зачернены). |
|
|
||||||
При |
составлении схемы |
питания |
мощных |
дуго |
||||||||
вых |
сталеплавильных |
электропечей |
как |
потребителей |
Рис. 9-4. Схема пуска |
Рис. 9-5. Схема присое |
|||
мощного |
синхронного |
динения |
мощного |
син |
двигателя через сдвоен-, |
хронного |
двигателя с |
||
ный реактор. |
двумя обмотками |
ста |
||
|
|
тора на две секции РП. |
с резко переменной нагрузкой необходимо учитывать воз можные колебания напряжения при их работе и выбирать точки присоединения с наибольшей мощностью к. з.
316
ближе к источнику питания на напряжения 35 кВ и выше. Для крупных электросталеплавильных цехов сооружаются отдельные ГПП 110—220 кВ для питания только дуговых печей [Л.9-3].
Если для двигателей и электропечей выключатели выполняют большую оперативную работу с частыми вклю-
Рис. 9-6. Схема электроснабжения электросталелитейного цеха с дуговыми печами.
1 — автотрансформатор 25 МВ -А; 2 — печной трансформатор 25 МВ -А; 3 —
автотрансформатор 45 МВ -А; 4 — печной трансформатор 45 МВ ’А'; 5 — дуго вая печь 80 т; 6 — дуговая печь 200 т.
чениями и отключениями, то для редко отключаемых цеховых трансформаторов расположение выключателя безразлично, так как питание к трансформатору подается кабелем, и важно лишь, чтобы этот кабель не был слишком длинным. Поскольку часто сечение кабеля получается завышенным по условиям термической устойчивости при к. з., целесообразно питание двух или трех трансформа торов на разных ТГІ от одного выключателя «в цепочку».
317
Наиболее целесообразно применение перекрестных маги стралей — лучей (рис. 9-7). В этом случае при отключении одной вертикальной магистрали нагрузка будет обеспе чена оставшимися трансформаторами с перегрузкой, кото
рая распределится на три горизонтальные магистрали. Описанная схема рекомендуется для питания группы ТП больших корпусов, в которых число ТП измеряется десят ками.
Что касается преобразовательных подстанций, то они обычно состоят из группы преобразователей в машинных
318 .
залах или в крупных преобразовательных подстанциях (электролиз), где имеется распредустройство 6—10—35 кВ с их выключателями. Присоединение преобразовательных агрегатов производится к разным секциям РП аналогично тому, как присоединяются двигатели напряжением выше 1 000 В и трансформаторы ТП.
9-2. КАРТОГРАММА НАГРУЗОК; ВЫБОР МЕСТА И МОЩНОСТИ РП И ГПП
Для выбора мест РП и ГПП аналогично картограмме, описанной в § 8-3, строится картограмма нагрузок или расходов энергии на генплане предприятия по напряже ниям 6, 10, 35 кВ и выше (для электропечей мощностью 60 МВ-А и выше), дающая ориентировку в подборе мест РП и ГПП. Оптимальное положение РП будет не в центре
Цех 4 |
Цех 4 |
а) |
В) |
Рис. 9-8. Размещение РП. |
|
а — правильное; |
б — неправильное. |
нагрузки, РП смещено к наибольшей нагрузке и ближе к источнику питания во избежание обратного потока энер гии (рис. 9-8), вызывающего увеличение расхода кабеля и потерь электроэнергии.
Выбор места РП в первую очередь определяется нали чием двигателей напряжением выше 1 000 В (машинные залы прокатных цехов, насосные, компрессорные, возду ходувные и т. п.) или. электропечей с трансформаторами. Если имеются только одни ТП, то место РП выбирается
319