Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 403

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с большими достоинствами (статические устройства, малые потери) конденсаторы имеют следующие недостатки:

1) зависимость мощности от квадрата напряжения, что снижает устойчивость, а при особо неблагоприятных усло­ виях может привести к лавине напряжения;

2) сложность регулирования мощности;

3) большие размеры при мощных батареях;

4) перегрев при повышении напряжения и наличии в сети высших гармоник, ведущих к выходу конденсаторов из строя.

Для защиты конденсаторов от влияния высших гармо­ ник применяются специальные реакторы (см. § 12-4).

11-5. СИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ И ГЕНЕРАТОРЫ

Синхронные двигатели (СД) широко применяются для привода технологических машин, не требующих регу­ лирования частоты вращения. Основным преимуществом СД является то, что они могут работать с cos ф = 1, не потребляя реактивной мощности или с cos ф < 1, гене­ рируя опережающую реактивную мощность.

Стоимость СД, в особенности тихоходных, одинакова или незначительно выше стоимости аналогичных асин­ хронных двигателей. Поэтому затраты на компенсацию реактивной мощности синхронными двигателями обычно определяются только стоимостью дополнительных потерь активной мощности на генерацию реактивной мощности. Эти потери зависят от типа, напряжения и мощности СД.

Потери активной мощности в синхронном

двигателе

на генерацию реактивной мощности Q, кВт,

 

 

 

АР = Dl О + Q\

 

 

( 112)

 

Qu

Qi

 

 

 

где Q„ — номинальная реактивная

мощность

СД; Dr,

I) 2 — постоянные

коэффициенты, зависящие

от

техни­

ческих данных

СД, кВт;

D1/QH и

DJQ'^ — удельные

потери, кВт/Мвар и кВт/Мвар2.

Если реактивную мощность Q генерируют п однотипных СД, то общие потери активной мощности, кВт,

407


С уменьшением частоты вращения и номинальной мощ­ ности синхронных двигателей величины удельных потерь значительно возрастают. Поэтому использование тихоход­ ных синхронных двигателей менее выгодно, чем быстро­ ходных.

Номинальная реактивная мощность синхронного дви­ гателя (%, нормально изготовляемого при cos <р = 0,9 (оп), известна. Значения реактивной мощности, которую можно получить от синхронного двигателя,зависят от его загрузки активной мощностью и относительного напряжения на зажимах двигателя.

Активная нагрузка синхронных двигателей опреде­ ляется так же, как и для асинхронных, по выражению

Р = КпРп,

где /Г„ — коэффициент использования; Рн — номинальная мощность двигателей.

Для асинхронных двигателей реактивная нагрузка

<?а.д = # и Л П £ ф ,

где tg cp соответствует cos ф, характерному для группы потребителей.

Для синхронных двигателей определяется не реактив­ ная нагрузка, а максимальная реактивная мощность, которую СД может развить,

л

_

“м-Рн tg Фи

 

Ѵ С

. д —

-Чн

,

где а м — коэффициент

(обычно больше единицы); tg ф„

и т]н соответствуют номинальным значениям.

Со снижением номинального напряжения СД на 5% при уменьшении его загрузки активной мощностью до 0,7 его номинальная реактивная мощность увеличивается

на 35—50%,

т. е. ам = 1,35 н- 1,5, а при

повышении

напряжения

на 5% — только на 20—30%,

т. е. а м =

= 1,2 -7- 1,3. При дальнейшем повышении напряжения до 10% номинальная реактивная мощность СД не повы­ шается, а снижается.

Точные значения коэффициентов а м в зависимости от напряжения и загрузки активной мощностью, а также значения постоянных коэффициентов Dx и D2 могут быть определены по данным ВНИИЭ.

Потери активной мощности на генерацию реактивной мощности Q синхронными двигателями, часть реактивной

408


мощности которых Q№ уже использована другими потре­ бителями,

АР = (---

+ 2-- %

') Q + -Др Q*.

(11-4)

Qu

n Q a

I

U Q H

 

Пример 11-1. К одной\

секции шин 10 кВ присоединены четыре

синхронных двигателя (один резервный) мощностью 1 250 кВт. Относительное напряжение на выводах двигателей 0,95, коэффи­ циент загрузки активной мощности 0,7 и а м — 1,4.

Определить потери

активной мощности на

генерацию макси­

мально допустимой для

этих двигателей

реактивной мощности

при 1 000 и 500 об/мин. Основные технические данные

синхронных

двигателей СДН 10 кВ:

 

 

 

 

Частота вращения,

об/мин . . . . . .

1000

500

Qu,

М в а р ..................................

. . . .

0,645

0.642

Du

к В т .....................................

. . . .

6,77

9,08

/)2,

к В т ......................................

. . . .

6,98

8,53

Di/Qu, кВт/Мвар

................... . . . .

10,5

14,1

D'JQHкВт/Мвар2

...............................

16,7

20,8

Р е ш е н и е

 

 

трех

синхронных

1. Максимальная реактивная мощность

двигателей

 

 

 

 

QM= 3 • 1,4 • 0,642 = 2,7 Мвар.

2. Потери активной мощности на генерацию реактивной мощ­ ности [по выражению (11-3)1:

при 1 000 об/мин

APt = 10,5 ■2,7 + - ДО • 2,72 = 69 кВт; при 500 об/мин

ДР2= 14,1 • 2,7 +

ОЛ О

2,72 = 90 кВт, .

т. е. при 500 об/мин расход активной мощности на генерацию мак­ симальной реактивной мощности на 30% выше по сравнению с син­ хронными двигателями 1 000 об/мин.

Использование синхронных двигателей только для компенсации допускается, в виде исключения, по специальному разрешению энергосистемы, так как удельные потери активной мощности на 1 квар полу­ чаются весьма высокими. Действительно, синхронные двигатели при переходе в режим синхронных компенса­ торов, т. е. для выработки только реактивной мощности, за счет размагничивающей реакции якоря не могут выдать свою номинальную мощность в киловольт-амперах в виде чисто реактивной. Предельная реактивная мощность СД составляет только 0,6—0,8 полной мощности в киловольтамперах в зависимости от конструкции машины.

409



Например, у рассмотренного в примере 11-1 синхрон­ ного двигателя мощностью 1 250 кВт, 1 000 об/мин с номи­ нальным коэффициентом мощности 0,9 и к. п. д. 0,944 при полной активной нагрузке удельные потери активной мощности в нормальном режиме равны 22,5 Вт на 1 квар вырабатываемой реактивной мощности, которые обуслов­ лены только повышенным током возбуждения ротора. При переходе в режим синхронного компенсатора этот двигатель сможет вырабатывать только около 900 квар реактивной мощности, при полных потерях около 75 кВт, или 85 Вт/квар, что явно неэкономично. Подобное исполь­ зование СД может быть допущено как вынужденная мера на период максимума реактивных нагрузок при дефи­ ците-реактивной мощности в системе.

Если предприятие питается от близлежащей электро­ станции, в особенности при питании генераторным напря­ жением, необходимо проверить, какую реактивную мощ­ ность можно получить от генераторов. В этом случае затраты на компенсацию будут определяться только сто­ имостью дополнительных потерь в генераторе на генера­ цию реактивной мощности по выражению (11-4). При этом должна быть учтена предварительная нагрузка генерато­ ров реактивной мощностью (?др, получаемой другими потребителями, а также потери в сети при передаче реак­ тивной мощности предприятию.

Таблица 11-1

 

Номиналь­

Номинальная

Номи­

 

 

 

мощность

Du

Di,

Тип

ное

 

 

нальный

напряжение,

активная,

реактив­

коэффи­

кВт

кВт

 

кВ

циент

 

 

 

 

мВт

ная,

мощности

 

 

 

 

 

Мвар

 

 

 

Т у р б о г е н е р а т о р ы с в о з д у ш н ы м о х л а ж д е н и е м

Т-2-6-2

6,3--10,5

6

4.5

0,8

9,5

 

Т-2-12-2

6,3--10,5

12

9,0

0,8

18,5

 

Т-2-25-2

6,3--10,5

25

18,0

0,8

38,7

 

Т-2-50-2

6,3--10,5

50

31,0

0,85

36,7

 

Т у р б о г е н е р а т о р ы с в о д о р о д н ы м о х л а ж д е н и е м

ТВ-2-30-2

6,3--10.5

30

22,5

0,8

41

63.4

ТВ-50-2

6.3--10,5

50

37.5

0,8

51

75.1

ТВ-60-2

6.3--10,5

60

45,0

0,8

64

107

ТВ-2-100-2

6.3--10.5

100

62,0

0,85

76

116

ТВ-2-150-2

6,3--10,5

150

72,5

0,9

98

86.5

410