ность до 200 кВт; (пуси = 0 и Гр = 20 ч- 30 с. Генератор может быть трехфазного и постоянного тока.
Применение аккумуляторной батареи в сочетании с машинным агрегатом с маховиком показано на рис. 10-4. В нормальном режиме синхронная машина СМ работает в качестве синхронного компенсатора, предварительно запущенного с помощью двигателя постоянного тока МП и электромагнитной муфты ЭМ от аккумуляторной бата реи АБ, которые после пуска отключаются. При исчез-
'V
Режим |
А1 |
AZ |
A3 |
Д4 |
Пуск-1 |
|
X |
|
X |
Пуск-2 |
X |
X |
X |
X |
Нормальный. |
X |
|
X |
|
Аварийный |
|
X |
X |
X |
КД ШРП
Рис. 10-4. Схема АРП с маховичным машинным агрегатом и аккумуляторной батареей.
А і . A s и A3 — автоматические выключатели; В — выпрямитель; А Б —
аккумуляторная батарея; М П — машина постоянного тока; Э М — элек тромагнитная муфта; М — маховик; С М — синхронная машина.
новении напряжения в сети включаются электромагнитная
муфта и двигатель |
постоянного тока МП. Мощность |
до 10 кВт; Гр — до |
30 мин и £пуск — несколько секунд. |
Напряжение трехфазного тока на шинах резервного пита ния ШРП сохраняется, но происходит кратковременное снижение частоты.
На рис. 10-5 представлена схема с дизелем Д, махо виком М и электромагнитной муфтой ЭМ. В нормальном режиме синхронная машина СМ работает в качестве ком пенсатора, а пускается с помощью дизеля, отключаемого затем электромагнитной муфтой. При исчезновении напря жения в сети синхронная машина сохраняет напряжение,
но снижает частоту, что служит импульсом для запуска дизеля и включения муфты ЭМ. Мощность до 500 кВт, £пуск = 5 — 10 с, 7’р — сутки и более.
'Х,
Режим ■ |
А1 |
А2 ЭМ |
Нормальный |
X |
X |
Аварийный |
|
X X |
?ітс. 10-5. Схема АРП с дизелем, маховиком и электромагнит ной муфтой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л і |
и |
А 2 |
— автоматические выключатели; Д — дизель; |
Э М |
— электро |
магнитная муфта; |
М |
— маховик; |
С М |
— синхронная машина. |
|
|
|
|
Схема дизельного агрегата без маховика представлена на рис. 10-6. Запуск агрегата автоматический при исчез новении напряжения в течение 15—120 с в зависимости от мощности, величина которой достигает 1 000 кВт. Время работы Тр — сутки и более.
'Ѵ
Режим |
Аі AZ |
Нормальный |
X |
Аварийный |
X |
Рис. 10-6. Схема АРП с дизелем.
А і и А 2 — автоматические |
выключатели; Д — дизель; |
Г — генератор переменного |
тока. |
Современные системы автоматического управления про изводством АСУП с применением электронных вычисли тельных машин ЭВМ предъявляют весьма жесткие тре бования к бесперебойности питания, допуская длитель ность перерыва питания не более 0,5 Гц или 10 мс. Обеспе чить подобную степень бесперебойности возможно лишь
применением электронной и полупроводниковой техники с безынерционными устройствами и статическими преобра зователями энергии, позволяющими восстановить пита
ние в течение 4—5 мс.
Схема АРП с применением статических преобразова телей показана на рис. 10-7. Аккумуляторная батарея АБ
|
ШРП |
Режим |
АІ |
AZ AS |
|
Нормальный |
X |
X |
|
|
|
|
Аварийный |
|
X |
АБ
Рис. 10-7. Схема АРП со статическими преобразователями и аккумуляторной батареей.
Аі, А2 и A3 — автоматические выключатели; В — выпрямитель; И — инвертор; АБ — аккумуляторная батарея.
заряжается через выпрямитель В и выдает энергию через тиристорный инвертор И в аварийном режиме.
Тиристорные инверторы для АРП выпускаются Тал линским заводом выпрямителей на частоту 50 и 400 Гц при мощности до 500 кВт. Время пуска (переходного процесса) несколько миллисекунд, Тр в зависимости от емкости батареи 30 мин и более.
Г Л А В А О Д И Н Н А Д Ц А Т А Я
РЕЖИМЫ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В СЕТЯХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
11-1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Прохождение реактивной мощности, пульсирующей между источниками питания и электроприемниками, сопро вождается увеличением тока. Это вызывает дополнитель ные затраты на увеличение сечений проводников сетей и мощностей трансформаторов, создает дополнительные потери электроэнергии. Кроме того, увеличиваются потери напряжения за счет реактивной составляющей, пропор
циональной реактивной нагрузке и индуктивному сопро тивлению, что понижает качество электроэнергии по напря жению.
Вследствие этого важное значение имеет компенсация реактивных нагрузок и повышение коэффициента мощности в системах электроснабжения промпредприятий. Нод ком пенсацией имеется в виду установка местных источников реактивной мощности, благодаря которой повышается пропускная способность сетей и трансформаторов, а также уменьшаются потери электроэнергии.
Промпредприятия потребляют значительную реактив ную мощность. Основные потребители, характер этого потребления и зависимость его от уровня напряжения при ведены в § 5-8 и 5-9.
Энергосистемы имеют ограниченные возможности снаб жения предприятий реактивной мощностью, определя емые располагаемой реактивной мощностью генераторов. Генераторы мощностью 100 МВт и выше имеют номиналь ный коэффициент мощности 0,85 или 0,9, что соответствует располагаемой реактивной мощности 62—48% активной мощности при полной нагрузке. Если учесть потери реактивной мощности в реакторах, трансформаторах и ВЛ, то реактивная мощность, которую может выдать энергосистема предприятиям в момент максимума нагрузки системы, получается еще меньше. Для сохранения нор мального напряжения при максимальной нагрузке необхо димо соблюдение баланса реактивных мощностей, который достигается за счет мероприятий, снижающих потребление реактивной мощности предприятиями от энергосистемы.
Эти мероприятия разбиваются на: мероприятия, не тре бующие специальных компенсирующих устройств и целе сообразные во всех случаях, и требующая установки спе циальных компенсирующих устройств для выработки реактивной мощности.
11-2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ РЕАКТИВНЫХ НАГРУЗОК
Снижение потребления реактивной мощности самими электроириемниками и повышение естественного коэффи циента мощности могут быть достигнуты следующими мероприятиями:
а) повышением загрузки технологических агрегатов и использованием их по времени, сопровождающимся повы
шением загрузки и коэффициента мощности электродви
гателей; б) снижением напряжения питания асинхронных двига
телей, загруженных не выше чем на 45%, путем переключе ния схемы обмоток с треугольника на звезду. При этом вра щающий момент и активная мощность электродвигателя уменьшаются в 3 раза, загрузка двигателя и его коэффи циент мощности повышаются, а потребление реактивной мощности снижается. Такое переключение возможно при напряжении обмотки двигателя 660/380 В и напряжения сети 380 В. Подобное переключение может дать значи тельный экономический эффект при периодическом значи тельном изменении нагрузки двигателя в течение суток, например, по сменам;
в) установкой ограничителей холостого хода асинхрон ных электродвигателей; это мероприятие целесообразно в производствах с большими длительностями межопера ционных периодов (работа металлорежущих станков и др.) при длительности пауз не менее 10 с, так как иначе потёри от частых пусковых токов сделают такие отключения нерациональными;
г) отключением цеховых трансформаторов, загружен ных менее 30%, с переводом нагрузки на другие трансфор маторы. Если снижение нагрузки имеет место периоди чески,. то отключение также целесообразно производить периодически, например, в третью смену или в выходные дни;
д) заменой систематически недогруженных асинхрон ных двигателей со средним коэффициентом загрузки менее 45 % на двигатели меньшей мощности, если это выпол нимо по конструктивным условиям. При загрузке 70% и выше снижения потерь энергии может и не получиться, так как к. п. д. двигателя тем выше, чем выше его номи нальная мощность. При загрузке двигателей 45—70% необходим технико-экономический расчет целесообраз ности замены, в котором должны быть сравнены по при веденным затратам потери активной энергии в двигателях и питающих сетях;
е) заменой изношенных асинхронных двигателей син хронными. В этом случае эффект снижения реактивной нагрузки складывается из отсутствия реактивной мощ ности асинхронного двигателя Qa n и появления опережа ющей реактивной мощности синхронного двигателя Qc д. Для вновь устанавливаемых механизмов, не требующих