ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
правленном взрыве (в сторону тех зарядов, которые взрываются первыми) в заданный контур по падает примерно 70—80% поро ды общего объема воронки. Бы строта ликвидации воронок взрыв ным методом в основном зависит от времени, необходимого на под готовку направленного взрыва. Скоростная подготовка может быть обеспечена только при усло вии комплексной механизации всех процессов, включающих об разование скважин, камер, их заряжание и забойку.
Скважины и камеры для заря дов можно подготавливать лю бым из существующих методов. Но наиболее быстрым является взрывной метод с использованием вибропогружателей. При этом подготовка взрыва расчленяется на следующие операции:
— образование первоначаль ных узких шурфов вибропогру жателями;
— уширение шурфов в сква жины взрывным методом;
—образование в скважине камер в виде котловой полости взрывным методом;
—заряжание камер;
—забойка скважин.
Образование первоначальных шурфов может производиться с помощью легких вибропогру жателей для свай и труб (рис. VI.11,6), например, марки В-33, которые приводятся в дви жение от передвижной электро станции мощностью 1 квт. Эти вибропогружатели обеспечивают устройство сравнительно узких скважин диаметром до 120 мм на глубину до 15 м со скоростью про ходки 0,5—0,7 м/мин.
Уширение шурфов в скважи ны выполняется путем взрыва обычных патронированных ВВ
или витка из нескольких нитей бикфордова шнура. Заряжаются
шурфы патронированными ВВ пневмозарядниками, например, типа ПШЗ.
Образование в скважине камеры в виде котловой полости про изводится общеизвестными методами с использованием неболь шого сосредоточенного заряда ВВ, опускаемого в нижнюю часть скважины.
В качестве основного заряда камер, образованных внизу сква жин, целесообразно использовать простейшие порошкообразные
Рис. VI.11. Средства механизации для скоростной подготовки направленного взрыва:
о — автозарядник |
на |
автосамосвале |
(/ — люк |
для выхода |
воздуха; |
2 —загрузоч |
|||||
ный |
люк; |
3 — конвейер; 4 — огнетушитель; |
5 — пневматический |
цилиндр; |
б — дозатор; |
||||||
7 — консоль; |
8 — труба; |
9 — забойник); |
6 — вибропогружатель |
В-33; |
в — комбайн |
для за |
|||||
бойки |
скважин |
(/ — автомашина; 2 — бункер |
для |
размещения забойки; 3 — загрузочный |
|||||||
люк; |
4 — секторный затвор; 5 — пневматические вибраторы; |
6 — подогревательное |
устрой |
||||||||
|
|
|
|
|
ство) |
|
|
|
|
|
189
ВВ, обеспечивающие заполнение всех пустот и неровностей сква жины или камеры. При заряжании ВВ вручную с помощью про стейших лотков или гибких шлангов они высыпаются в скважины и под действием собственного веса стекают в камеры. Шланги для предотвращения застревания в них ВВ снабжаются веревками с узлами. Механизированное заряжание скважины аммонитами про изводится с помощью барабанных или эжекторных автозарядни ков, например, конструкции КАЗ ГМИ (рис. VI.11, а), представля ющих собой автосамосвал с контейнером и приспособлениями для подачи ВВ в скважину. Автозарядник снабжается забойником для уплотнения ВВ и электронным индикатором (электроскопом) для контроля статического электричества, а также трубками с изотопом кобальта для ионизации среды и снятия электростатического заряда.
В связи с наметившейся в последнее время тенденцией к ис пользованию в горной промышленности менее мощных, но более дешевых ВВ простейшего состава, получаемых путем пропитки аммиачной селитры мазутом или дизельным топливом, и внедрению (для механизированного их смешения и заряжания скважин) спе циальных машин эти ВВ могут быть рекомендованы и для приме нения в рассматриваемых нами условиях. При использовании для зарядки скважин аммиачной селитры с дизельным топливом заря жание выполняется с помощью зарядных агрегатов на автоходу или гусеничном ходу. Смешение компонентов взрывчатой смеси производится при этом в механической переносной воронке с труб чатым распылителем или в смесителях других конструкций. Агре гат первого типа предназначен для заряжания взрывных скважин диаметром 100 —250 мм, глубиной до 25 м и имеет производитель ность от 80 кг/мин до 4 т/ч. Агрегат второго типа заряжает двена дцатиметровую скважину диаметром 150 мм за 2 мин; обслужи вают его 2 человека.
Скважины забивают с помощью механических или пневматиче ских устройств с использованием в первом случае «пыжей» из гли ны, суглинка или в виде песчано-глинистой пасты, а во втором — песка и других несвязных материалов. В частности, механическая забойка может производиться с использованием специального ком байна для забойки скважин (рис. V I.il, в), а пневматическая — пневмозабойника, работающего по принципу пескоструйного аппа рата. Комбайн состоит из бункера, течки с секторным затвором и подогревательного устройства. Количество высыпаемой забойки регулируется секторным затвором. Во избежание заклинивания течки бункер снабжен тремя пневматическими вибраторами.
Применение управляемых взрывов для восстановления дорог и аэродромов дает наибольший эффект в горной и холмистой мест ности при наличии естественных уступов, расположенных вблизи летного поля. В этих условиях расход ВВ значительно снижается.
Дезактивация зараженных участков дорог, аэродромов и дру гих площадных и линейных объектов при краткосрочном восста новлении может быть произведена также с использованием на
190
правленного взрыва для засыпки Этих участков незараженным грунтом.
Главное преимущество взрывного метода заключается в том, что он исключает операции, требующие пребывания личного соста ва в зараженной зоне: откачку зараженной воды из воронок; сброс зараженного вала грунта в воронку; дробление разрушенных плит покрытия и их уборку; срезку или перемещение распыленных по аэродрому масс зараженного грунта (в процессе дезактивации); послойное уплотнение зараженного грунта в воронках. Насыпь, образованная направленным взрывом, мгновенно вытесняет из воронки воду, воронка оказывается полностью засыпанной вместе с валом зараженного грунта и разрушенным покрытием. При этом благодаря вибрации и некоторому перераспределению частиц грунта происходит вполне достаточное самоуплотнение насыпи, особенно в ее нижних слоях.
Заделка больших воронок другими методами
Для перемещения грунта наиболее перспективным является применение различных грунтометательных машин *. Личный состав при этом может находиться на известном удалении от воронки и, следовательно, от места с наибольшими уровнями радиации. Для восстановительных работ в зоне заражения эти машины оборуду ются защитными кабинами и приборами дистанционного управле ния. С помощью грунтометательных машин достигаются равномер ное распределение грунта и его уплотнение при заделке воронок.
При заделке больших воронок можно подвозить недостающий грунт со стороны, используя инвентарную узкоколейную перенос ную железную дорогу с вагонетками и мотовозами, канатно-скре перные установки и подвесные канатные дороги. В перспективе не исключена возможность применения вертолетов для транспорти ровки контейнеров с грунтом в целях предварительного создания защитного слоя до начала остальных работ по заделке сильно зараженных воронок.
Сравнительные достоинства и недостатки основных способов и средств заделки больших воронок с указанием пределов их при менения приведены в табл. 14.
Уборка разрушенных и смещенных элементов покрытий аэродромов, дорог, площадок и их восстановление
Одной из наиболее трудоемких операций при восстановлении поврежденных на большой площади дорожных и аэродромных покрытий является уборка разрушенных и смещенных элементов покрытия.
* Особенно эффективно могут быть использованы на засыпке больших зараженных воронок грунтометательные машины на базе реактивных авиацион ных двигателей. Производительность таких установок достигает 1 м3 грунта в секунду на расстоянии в четверть километра.
1&1
Применяемые машины и средства
Дорожно-строительные машины
Средства гидромехани зации
Взрывчатые вещества
Машины с защитными кабинами
Саперные танки и дру гие подобные машины инженерного вооружения
Машины, управляемые на расстоянии
Условия применения
Удаление
Грунты Погода
от резерва
Любое
До 2 км
До 300 м
Любое
*
9
Любые
Несвязные
Любые
Любые
9
9 |
9 |
Сухая
Любая
Любая
Сухая
9
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
14 |
||
Достоинства |
|
|
Недостатки |
|
|
|||||||
Используется |
табель |
Неприменимы |
в сильно |
|||||||||
ная техника. |
Расстояние |
зараженной |
зоне и |
в |
||||||||
до резерва не ограничи |
распутицу. |
Необходимы |
||||||||||
вается. Возможна ча |
предварительная откачка |
|||||||||||
стичная |
заделка |
ворон |
воды и |
уплотнение |
дна |
|||||||
ки |
|
|
|
|
|
|
воронки |
|
|
|
|
|
Быстрый |
и |
|
дешевый |
Применимы |
только |
в |
||||||
способ |
(при |
|
больших |
несвязных |
грунтах |
|
при |
|||||
воронках). Применим в |
расстоянии |
до |
резервов |
|||||||||
зараженной |
зоне |
и |
в |
не свыше 2 км и наличии |
||||||||
любую погоду. Исключа |
источников |
воды |
|
|
||||||||
ются откачка |
воды |
и уп |
|
|
|
|
|
|
||||
лотнение |
дна |
воронки |
Применимы |
при |
рас |
|||||||
Применимы |
в |
зара |
||||||||||
женной зоне и в любую |
стоянии |
от |
резерва |
|
не |
|||||||
погоду. |
|
Исключаются |
свыше 300 |
м |
|
|
|
|||||
предварительная |
откачка |
|
|
|
|
|
|
|||||
воды и |
уплотнение |
|
дна |
|
|
|
|
|
|
|||
воронки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижают действие |
ра |
Пониженная видимость |
||||||||||
диации в два |
раза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Снижают |
действие |
ра |
Пониженная видимость |
диации в десять раз
Применимы в зоне с Сложность управления высокими уровнями ра
диации