Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние фермы с помощью раздвижной распорки, состоящей из трубы и приваренного к ней домкрата. После подъема перекрытия по­ врежденная часть фермы вырезалась и вместо нее устанавлива­ лась предварительно изготовленная новая часть.

Рис. VI 1.30. Выправление фахверка (без его демонтажа и без разборки кирпичного заполнения) при восстановлении Луганского паровозострои­ тельного завода

На рис. VII.31 изображен подъем просевших стропильных ферм кузнечного цеха Сталинградского тракторного завода с помощью мачт, оснащенных полиспастами и ручными лебедками. После предварительного подъема поврежденные части ферм вместе с сильно поврежденными верхушками колонн были вырезаны авто­ геном, часть вертикальных связей была временно заменена прово­ лочными тягами и в месте изгиба верхушек колонн для облегче­ ния выгиба вырезан клин (часть стенки и полки), как показано на рис. VII.31, б. Затем все три стропильные фермы одновременно подняли до проектной отметки. Деформированная верхняя часть колонны при этом выгибалась и приводилась в вертикальное поло­ жение путем поворота ее у места разрезки. Вырезанные части полки и стенки колонн перекрыли накладками. После этого про­ извели замену поврежденных элементов ферм, и в результате пере­ крытие было восстановлено без демонтажа.

Интересный способ смены стропильных ферм без демонтажа железобетонной кровли (рис. VII.32) был применен при восстанов­ лении одного из цехов Луганского паровозостроительного завода.

241

Прямым попаданием авиабомбы было разрушено перекрытие (что сопровождалось падением прогонов и связей) в зоне двух панелей АВ и ВС (рис. VII.32, а) и сильно повреждена ферма по ряду В, Во избежание трудоемких работ по демонтажу оставшихся прого­ нов, связей и железобетонных плит смену ферм в панелях АВ и ВС произвели следующим способом. Под прогоны панелей АВ и ВС по обе стороны от демонтируемой стропильной фермы ряда В

6

Рис. VII.31. Восстановление ферм кузнечного цеха СТЗ:

а — выправление фермы;

б —деталь

правки

стойки;

1 — место

разрезки

фермы; 2 — искусственное

ослабление

сечения

колонны;

3 — место

подогрева;

4 — резка автогеном; 5 —накладка; 6 — подъемная лебедка; 7 — лебедка для

 

 

правки

колонны

 

 

 

подвели два троса

(рис. VII.32,б), натягиваемые посредством бло­

ков и лебедок (рис.

VII.32, в). Нагрузку от железобетонной кровли

и прогонов восприняли эти тросы. Затем стропильная ферма была отсоединена от прогонов и опущена с помощью двух полиспастов (рис. VII.32,а), с использованием которых производился и монтаж новой фермы.

Восстановление элементов металлических конструкций при повреждении колонн производится с помощью временных монтаж­

242



ных опор в виде стоек, поддерживаемых снизу домкратами, или полиспастов, подвешенных к мачтам или уцелевшим соседним колоннам. Так, например, восстановление механического цеха нкмз в зависимости от характера повреждения на всех пяти про-

а-а

План

 

 

 

 

расположения

ферм и прогонов

 

 

 

 

 

 

-j-j.

 

 

 

 

 

 

■4-- h

 

 

 

 

 

(C jM - - t

 

 

 

 

 

fa

j

' fa

 

 

 

 

 

 

-4

 

 

 

 

© " Г Т И Т Т i T I t

 

 

 

 

Монолитная ж б плита

W SM’J/VJLWUyjMMM1

 

 

--------------------- -ir

 

-iГ

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

0

\

в

 

1

 

1

 

1

 

 

I

 

1

 

1

 

 

Ju

 

_jL

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

/-/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

1-Х

 

 

 

 

 

 

Кякорю

 

 

 

1 ^ К лебедке

 

 

 

 

 

в

 

 

Рис. VI 1.32.

Смена стропильных

 

ферм

без

демонтажа

железобетонного

перекрытия

при восстановлении

паровозостроительного завода в Луганске

летах осуществлялось различными способами. Ыа участках с незначительной просадкой конструкций вблизи опорных узлов каж­ дой пары смежных ферм подводили стойки, спаренные посредст­ вом ригеля в раму (рис. VII. 29,6). После подъема домкратами блока перекрытия на отметку, несколько превышавшую проект­ ную, поврежденные части колонн обрезали и заменили новыми.

243


нагрев свыше 1400° С, непригодны для дальнейшего использо­ вания.

Деформация элементов металлических конструкций может быть вызвана также взрывной волной.

Взрывная волна, распространяющаяся на большое расстояние, приводит к деформации металла с образованием сдвигов в пло­ скости спаянных кристаллов, а интенсивная волна, действующая мгновенно на близком расстоянии, помимо этого, вызывает еще и деформацию двойникованием (рис. VII.33, е). В этом случае зна­ чительно снижаются прочность и вязкость металла.

В зависимости от степени повреждения металлические конст­ рукции, пострадавшие от взрывов и пожаров, можно разбить на следующие группы [33]:

— конструкции, совершенно непригодные для восстановления (разрезаются на части, удобные для транспортировки, и использу­ ются как металлолом);

— конструкции, которые могут быть восстановлены после выпрямления в демонтированном виде (демонтируются, повреж­ денные элементы их выправляются и, если нужно, усиливаются, после чего конструкции монтируются на прежнем месте);

—■конструкции, которые могут быть восстановлены без демон­ тажа путем выправления, усиления или замены отдельных повреж­ денных элементов с использованием специального оборудования и электросварки.

Усиление металлической конструкции может быть неотложным (аварийное), временным, капитальным и перспективным [35, 36, 37]. Оно осуществляется:

— подведением новых дополнительных конструкций или эле­ ментов (рис. VII.34);

— постановкой дополнительных связей — ребер, диафрагм, ' распорок;

упрочением соединений элементов (рис. VII.35);

увеличением сечений элементов;

изменением расчетно-конструктивной схемы (рис. VII.36). Установка дополнительных ребер, диафрагм, распорок, усиле­

ние соединений, увеличение сечения — все это способы местного усиления элементов, а изменение расчетно-конструктивной схемы и установка дополнительных связей пространственной жесткости — способы общего усиления.

Капитальное восстановление и усиление металлических конст­ рукций зданий и сооружений производятся с помощью метал­

лических элементов,

бетона

(рис.

VII.37, а), железобетона

(рис. VII.37, б)

и сталинитбетона [41], а при временном восстанов­

лении могут

также

применяться

и деревянные элементы

(рис. VII.37, в) .

Восстановление металлических конструкций с использованием железобетона и сталинитбетона является наиболее перспективным. Сталинитбетон отличается от обычного бетона добавками метал­ лических обрезков (стружка, высечки от шайб и т. п.), благодаря

245


чему модуль упругости заполнителя повышается. Добавка этих

обрезков играет роль косвенного армирования бетона. Железобетон как материал для восстановления и усиления

металлических конструкций применяется в тех случаях, когда металлические элементы имеют незначительные, не требующие

2

Ш

б

Рис. VI 1.34.

Усиление поврежденных

металлических

 

 

 

 

балок:

 

 

 

 

 

/ — усиление

перекрытий подведением

дополнительных

балок;

II — усиление

балок

подведением

дополнительных

опор

установкой стойки;

б —установкой

стоек и

прогонов);

I I I

усиление

подведением дополнительного

прогона;

/ — сущест­

вующие

балки;

2 — подводимая балка

усиления;

3 — стойки;

 

 

 

 

4 — прогоны

 

 

 

 

исправлений повреждения (трещины, пробоины, погнутости в сжа­ той зоне) и могут быть использованы в качестве жесткой арма­ туры. При этом способе усиления повышается коррозионная устойчивость металлических конструкций. Для надежного сцепле­ ния бетона с металлом его очищают металлическими щетками от ржавчины и краски. Хорошие результаты дает промывка металла подогретым раствором каустической соды, растворяющим краску.

246