ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ние фермы с помощью раздвижной распорки, состоящей из трубы и приваренного к ней домкрата. После подъема перекрытия по врежденная часть фермы вырезалась и вместо нее устанавлива лась предварительно изготовленная новая часть.
Рис. VI 1.30. Выправление фахверка (без его демонтажа и без разборки кирпичного заполнения) при восстановлении Луганского паровозострои тельного завода
На рис. VII.31 изображен подъем просевших стропильных ферм кузнечного цеха Сталинградского тракторного завода с помощью мачт, оснащенных полиспастами и ручными лебедками. После предварительного подъема поврежденные части ферм вместе с сильно поврежденными верхушками колонн были вырезаны авто геном, часть вертикальных связей была временно заменена прово лочными тягами и в месте изгиба верхушек колонн для облегче ния выгиба вырезан клин (часть стенки и полки), как показано на рис. VII.31, б. Затем все три стропильные фермы одновременно подняли до проектной отметки. Деформированная верхняя часть колонны при этом выгибалась и приводилась в вертикальное поло жение путем поворота ее у места разрезки. Вырезанные части полки и стенки колонн перекрыли накладками. После этого про извели замену поврежденных элементов ферм, и в результате пере крытие было восстановлено без демонтажа.
Интересный способ смены стропильных ферм без демонтажа железобетонной кровли (рис. VII.32) был применен при восстанов лении одного из цехов Луганского паровозостроительного завода.
241
Прямым попаданием авиабомбы было разрушено перекрытие (что сопровождалось падением прогонов и связей) в зоне двух панелей АВ и ВС (рис. VII.32, а) и сильно повреждена ферма по ряду В, Во избежание трудоемких работ по демонтажу оставшихся прого нов, связей и железобетонных плит смену ферм в панелях АВ и ВС произвели следующим способом. Под прогоны панелей АВ и ВС по обе стороны от демонтируемой стропильной фермы ряда В
6
Рис. VII.31. Восстановление ферм кузнечного цеха СТЗ:
а — выправление фермы; |
б —деталь |
правки |
стойки; |
1 — место |
разрезки |
|
фермы; 2 — искусственное |
ослабление |
сечения |
колонны; |
3 — место |
подогрева; |
|
4 — резка автогеном; 5 —накладка; 6 — подъемная лебедка; 7 — лебедка для |
||||||
|
|
правки |
колонны |
|
|
|
подвели два троса |
(рис. VII.32,б), натягиваемые посредством бло |
|||||
ков и лебедок (рис. |
VII.32, в). Нагрузку от железобетонной кровли |
и прогонов восприняли эти тросы. Затем стропильная ферма была отсоединена от прогонов и опущена с помощью двух полиспастов (рис. VII.32,а), с использованием которых производился и монтаж новой фермы.
Восстановление элементов металлических конструкций при повреждении колонн производится с помощью временных монтаж
242
ных опор в виде стоек, поддерживаемых снизу домкратами, или полиспастов, подвешенных к мачтам или уцелевшим соседним колоннам. Так, например, восстановление механического цеха нкмз в зависимости от характера повреждения на всех пяти про-
а-а
План
|
|
|
|
расположения |
ферм и прогонов |
|
|
|
|
|
|
|
-j-j. |
|
|
|
|
|
|
■4-- h |
|
|
|
|
|
(C jM - - t |
|
|
|
|
|
fa |
j |
' fa |
|
|
|
|
|
|
-4 |
|
|
|
|
© " Г Т И Т Т i T I t |
||
|
|
|
|
Монолитная ж б плита |
||
W SM’J/VJLWUyjMMM1 |
|
|
—--------------------- -ir |
|||
|
-iГ |
|
|
|||
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
0 |
\ |
в |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
I |
|
1 |
|
1 |
|
|
Ju |
|
_jL |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
|
T® |
|
|
|
|
|
|
б |
|
/-/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
1-Х |
|
|
|
|
|
|
Кякорю |
|
|
|
1 ^ К лебедке |
|
|||
|
|
|
|
в |
|
|
Рис. VI 1.32. |
Смена стропильных |
|
ферм |
без |
демонтажа |
железобетонного |
перекрытия |
при восстановлении |
паровозостроительного завода в Луганске |
летах осуществлялось различными способами. Ыа участках с незначительной просадкой конструкций вблизи опорных узлов каж дой пары смежных ферм подводили стойки, спаренные посредст вом ригеля в раму (рис. VII. 29,6). После подъема домкратами блока перекрытия на отметку, несколько превышавшую проект ную, поврежденные части колонн обрезали и заменили новыми.
243
нагрев свыше 1400° С, непригодны для дальнейшего использо вания.
Деформация элементов металлических конструкций может быть вызвана также взрывной волной.
Взрывная волна, распространяющаяся на большое расстояние, приводит к деформации металла с образованием сдвигов в пло скости спаянных кристаллов, а интенсивная волна, действующая мгновенно на близком расстоянии, помимо этого, вызывает еще и деформацию двойникованием (рис. VII.33, е). В этом случае зна чительно снижаются прочность и вязкость металла.
В зависимости от степени повреждения металлические конст рукции, пострадавшие от взрывов и пожаров, можно разбить на следующие группы [33]:
— конструкции, совершенно непригодные для восстановления (разрезаются на части, удобные для транспортировки, и использу ются как металлолом);
— конструкции, которые могут быть восстановлены после выпрямления в демонтированном виде (демонтируются, повреж денные элементы их выправляются и, если нужно, усиливаются, после чего конструкции монтируются на прежнем месте);
—■конструкции, которые могут быть восстановлены без демон тажа путем выправления, усиления или замены отдельных повреж денных элементов с использованием специального оборудования и электросварки.
Усиление металлической конструкции может быть неотложным (аварийное), временным, капитальным и перспективным [35, 36, 37]. Оно осуществляется:
— подведением новых дополнительных конструкций или эле ментов (рис. VII.34);
— постановкой дополнительных связей — ребер, диафрагм, ' распорок;
—упрочением соединений элементов (рис. VII.35);
—увеличением сечений элементов;
—изменением расчетно-конструктивной схемы (рис. VII.36). Установка дополнительных ребер, диафрагм, распорок, усиле
ние соединений, увеличение сечения — все это способы местного усиления элементов, а изменение расчетно-конструктивной схемы и установка дополнительных связей пространственной жесткости — способы общего усиления.
Капитальное восстановление и усиление металлических конст рукций зданий и сооружений производятся с помощью метал
лических элементов, |
бетона |
(рис. |
VII.37, а), железобетона |
|
(рис. VII.37, б) |
и сталинитбетона [41], а при временном восстанов |
|||
лении могут |
также |
применяться |
и деревянные элементы |
(рис. VII.37, в) .
Восстановление металлических конструкций с использованием железобетона и сталинитбетона является наиболее перспективным. Сталинитбетон отличается от обычного бетона добавками метал лических обрезков (стружка, высечки от шайб и т. п.), благодаря
245
чему модуль упругости заполнителя повышается. Добавка этих
обрезков играет роль косвенного армирования бетона. Железобетон как материал для восстановления и усиления
металлических конструкций применяется в тех случаях, когда металлические элементы имеют незначительные, не требующие
2
Ш
б
Рис. VI 1.34. |
Усиление поврежденных |
металлических |
|||||||
|
|
|
|
балок: |
|
|
|
|
|
/ — усиление |
перекрытий подведением |
дополнительных |
балок; |
||||||
II — усиление |
балок |
подведением |
дополнительных |
опор (а — |
|||||
установкой стойки; |
б —установкой |
стоек и |
прогонов); |
I I I — |
|||||
усиление |
подведением дополнительного |
прогона; |
/ — сущест |
||||||
вующие |
балки; |
2 — подводимая балка |
усиления; |
3 — стойки; |
|||||
|
|
|
|
4 — прогоны |
|
|
|
|
исправлений повреждения (трещины, пробоины, погнутости в сжа той зоне) и могут быть использованы в качестве жесткой арма туры. При этом способе усиления повышается коррозионная устойчивость металлических конструкций. Для надежного сцепле ния бетона с металлом его очищают металлическими щетками от ржавчины и краски. Хорошие результаты дает промывка металла подогретым раствором каустической соды, растворяющим краску.
246