Файл: Михайлов В.В. Расширяющийся и напрягающий цементы и самонапряженные железобетонные конструкции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверяют необходимое

самонапряжение

 

 

Af i, + Nu

=

 

25,5 + 22,53

_

 

 

^ б О + Ц ' О

~~ 800 (I Н- 2-4,5- !0—-)

~

 

 

48,03

=

56 < 60

кгс/см2.

 

 

 

800-1,076

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимая энергетическая марка НЦ по графику

(см. рис.

4.2) a j = 5 5

кгс/см2.

 

 

 

Принятые размеры трубы при испытании внутренним

давлением обеспечивают восприятие напора

 

 

 

р

1,1

 

(NH-{-N'n)+bliRnT

 

 

 

1 нсп

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

2 . 1 , 1 ( 2 5 , 5 + 2 2 , 5 3 ) + 2 . 0 , 0 8 - 3 0 0 =

153,6 =

^

^

 

0,8

 

 

0,8

 

 

4.3.2. Самонапряженные покрытия дорог и аэродромов

Одной из наиболее перспективных областей строи­ тельства, в которой использование напрягающего цемен­ та могло бы существенно улучшить эксплуатационные качества и долговечность сооружений, является дорож­ ное и аэродромное строительство.

Большие по протяжению дорожные и аэродромные покрытия для предотвращения усадки бетона разделя­ ются температурно-усадочными швами иа отдельные участки в 6 и 12 м; однако, это не всегда предотвраща­ ет растрескивание. Создаваемые швы при заморажива­ нии и оттаивании неминуемо становятся местом разру­ шения торцов плит и быстрого износа транспорта от удара на стыке. Чтобы дождевая вода не проникала в швы и не вымывала из-под плит подстилающий грунт, стыки должны быть водонепроницаемыми. Устранение швов, выполнение покрытия в виде сплошной водоне­ проницаемой пластины, обладающей повышенной трещиностойкостью, позволило бы существенно улучшить эксплуатационные качества и долговечность дорог. В идее это в полной мере могло бы быть достигнуто са­ монапряжением железобетонного покрытия дорог, если бы был применен напрягающий цемент с достаточной энергией самонапряжения.

192


Всякое железобетонное покрытие дороги эксплуати­ руется в открытых атмосферных условиях и подвергает­ ся высушиванию и изменениям температуры, вследствие

чего его укорочение и усадка существенно

снижают сте­

пень достигнутого самонапряжения.

 

 

 

 

Рассмотрим, какое требуется самонапряжение желе­

зобетона для получения

бестрещпнного

покрытия

доро­

ги

на участке большого

протяжения,

например

500 я.

Конструкция самонапряженного покрытия

представляет­

ся в следующей

форме (рис. 4.8): самонапряженная мо-

Рис.

4.8.

Конструкция

 

 

 

 

дорожного

покрытия из

 

 

 

 

самонапряженного

же­

 

 

 

 

 

лезобетона

 

 

 

 

 

/ — монолитная

плита;

2—по­

 

 

 

 

лиэтиленовые

пленки;

3—ас­

 

 

 

 

фальтобетонная

стяжка'

 

 

 

 

4 — подготовка;

5 — грунт

 

 

 

 

основания;

б — арматурные

 

 

 

 

 

сетки

плиты

 

 

 

 

 

нолитная

плита 1, подстилающие ее два слоя полиэти­

леновой пленки 2, тонкая

(2,5 см) стяжка

асфальтобето­

на 5 (5 см) по уплотненной и укатанной

подготовке 4.

Полиэтиленовая

пленка

выполняет две функции: при

твердении самонапрягаемого покрытия она обеспечива­ ет свободное скольжение плиты по пленке, минимально препятствуя расширению плиты, при понижении или по­ вышении температуры плита должна свободно скользить по пленке. В действительности такого совершенно сво­ бодного скольжения достигнуть не удается и возникают силы трения, которые могут составить 10% силы, обу­ словленной весом плиты.

Таким образом, при понижении температуры в сред­ ней части плиты возникает растягивающее ее усилие:

Л^т = 0,1 -1 -1 -0,15-2,5-250=9,4 тс.

Расчет покрытия на эксплуатационную нагрузку как плиты на упругом основании дает в заданных условиях расчетные изгибающие моменты противоположных зна­ ков: Мт = 3 , 2 и М т = 2 , 5 тс-м.

Таким образом, имеются две наихудшие

системы на­

грузок:

 

 

I система: М т = 3,2 тс-м., NT =

9,4 тс;

 

I I

система: М\ = 2,5 тс-м, W T = 9 , 4 тс.

 

Марка

бетона на напрягающем

цементе

принимается

13—239

193


600, #р=0,021 тс/см2; по уравнениям (4.1') — (4.4') и

(4.7) — (4.9)

можно

определить необходимые

Fu,

F'n и

О б ,

которые

обеспечат

восприятие нагрузок

без трещин.

Задаются

конкретной

толщиной

плиты

 

/ г = 1 5

см.

Для

прямоугольного

 

сечения:

£ =

£ I = 0 , 6 7 ;

Л =

 

Л 1 =

= 0,29.

Принимается

 

6 W = 0 , 5 ;

6„ = 0 , 2 ; б,; =

 

0,8.

Тогда

Д =

0,2;

0 = 0,17 и выражения (4.Г)

и

(4.2')

примут

вид:

 

 

2 , 3 5 M T + 0 , 6 A i j ,

0,4ЛГТ +

0 , 1 Ш '

 

 

 

 

 

=

Ш

 

 

+

 

Щ

 

' ~ ° ' 8 5 ;

( 4 Л )

 

 

гр;, =

-

 

^

+

2,23 -|- 3,62а|),

=

 

 

 

=

0,8AfT + 2,35M*

+

0,15AfT +

0,4W'

0 , 8 5 .

 

 

 

^

 

 

 

щ

 

 

 

( 4 . ^ )

Здесь мультипликаторы 9 Я = 100-15-0,15-0,021 = 4 , 7

тс/д;

9^ =

100 -15 • 0,021=31,5 тс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставляя в (4.1") и (4.2") известные величины, по­

лучают

фн = 1,22;

Ч > ; = 1 , П ;

М„=«ф„ grt = 1 , 2 2 - 3 1 , 5 =

= 38,4

тс; ЛГ = 1,11 -31,5 =

35

тс. Необходимое

самона­

пряжение

бетона

по

формуле

(4.9)

составит

0 6 = ( ^ н +

+ ^ ) Я Т

= =

(1,22+1,11) 0,021=0,049

тс/см2 =

49

кгс/см2.

Необходимое армирование

плиты

будет:

 

 

 

 

Fn =

 

^

 

 

=

^ ^

8

см\

 

 

 

 

0,9-0,9-55 + 0 , 3

 

4,8

 

 

 

 

 

 

 

F'

=

=

7,3

см\

 

 

 

 

 

 

"

4

, 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/="„ +

 

=

8 +

7,3 =

15,3

см\

 

 

Коэффициент армирования плиты составит:

15,3 .

Степень преднапряжения арматуры будет равна:

 

 

49

4900

кгс!смг.

 

 

 

а„ = — =

 

 

 

0,01

 

 

 

Учитывая, что усадка и ползучесть бетона на напря­

гающем цементе

составляет около a = 1 0 0 - 1 0 ~ 5 , степень

самонапряжения

должна

быть

больше

на А а н = Ю 0 Х

X_10-5 -2-106 =

2000 кгс]см2,

а степень самонапряжения

бетона должна

составлять

а б = 6 9

кгс/см2.

По графику

194


Х 4 2 = 1 6 , 8

тс; N'n

= 0 , 3 3 - 4 2 = 1 3 , 8 тс; £ „ = 3 , 5

см2;

F'u=-

=

2,9 см2;

а б =

(0,40+0,33)0,021 = 18,3

кгс/см2;

 

ii =

=

0,32%; о н = 5 5 0 0 кгс/см2.

С учетом-потерь от

усадки

ползучести

а „ = 5 5 0 0 + 2 0 0 0

= 7 5 0 0

кгс/см2.

Необходимое

самонапряжение

бетона

7500-0,32 = 24

кгс/см2,

и

необ­

ходимая энергетическая

марка

бетона

а|. = 30

кгс/см2.

Такое самонапряжение рационально и вполне осущест­ вимо в настоящее время. Необходимо только использо­ вать высокопрочную арматуру, а не арматуру из низкоуглеродистой стали, принятой в расчете.

Попытки применить напрягающий цемент в покрыти­ ях дорог были предприняты в США. В Блекслн был воз­ веден железобетонный участок покрытия дороги длиной 57 м, шириной 4 м и толщиной 15 см (рис. 4.9, а) . Кон­ струкция основания под плитой покрытия • была типа, указанного выше. Продольное армирование всей плиты следующее:

внизу: 12 стержней, rf=12 мм при /7 „ = 2,55 см2; вверху: 6 стержней, rf=9,5 мм при /7 „ = 0,75 см2.

Процент армирования составлял (.1 = 0,24%.

Был применен пластичный бетон с расходом расши­ ряющегося цемента 550 кг/м3 бетона. Бетон уплотняли переносными вибраторами и заглаживали внброрейкой. После 15 ч выдерживания покрытие в течение несколь­ ких дней интенсивно поливали водой из поливочной ма­ шины. Было установлено, что за 3 суток плита удлини­ лась ча 15 см, т.е. расширение составило 0,27% (ожи­ даемое удлинение — в пределах 0,3%). Прочность бетона

в 7-суточном

возрасте

составила

200—250 кгс/см2.

Степень самонапряжения

к этому времени

достигла в

бетоне а б = 1 2

и в арматуре о*„=5000

кгс/см2.

Покрытие

подвергалось механическому испытанию, которое оно выдержало удовлетворительно, и трещин в плите не бы­ ло обнаружено. Надо учесть, что испытания эти были проведены на 8-е сутки после изготовления, когда усад­ ка еще не проявилась. Учитывая нормальную усадку бе­

тона

^ = 0 , 1 % , окончательные величины

самонапряже­

ния должны

составить: 0,1=3000 и 0 6 = 7 , 2

кгс/см2.

 

Используя данные этого строительства на автостраде

№ 2

штата

Кентукп, два участка

дороги

(длиной

150

и шириной

7,2 м) были выполнены, как показано

на

рис. 4.9,6. Толщина его составила

15 см,

укладывали

его на Ь-см

подготовку, покрытую

пластмассовой плен-

196


кой. В продольном направлении плиту армировали 12

прядями

проволоки

диаметром 12 мм,

в

поперечном —

стержневой арматурой с шагом 60 см. Бетон

содержал

474 кг\мъ

расширяющегося

К-цемента. Удлинение по­

крытия

после завершения

самонапряжения

составило

0 , 1 % , т.е. оказалось

недостаточным

для

локализации

трещин

и

воспринятая

эксплуатационной

нагрузки.

И действительно, через год на покрытии возникли тре­ щины.

Интересный опыт был проведен близ г. Колумбуса на дороге № 33. Здесь полоса в 400 м была выполнена

путем распиловки монолитной плиты на

половину

ее

толщины через 18, 21, 23, 27 п 36 м. Был

применен рас­

ширяющийся К-цемент в количестве 362

кг\мъ.

Когда

температура

воздуха понизилась, открыли швы и обна­

ружили, что

плита разделилась на полосы строго

по

на­

меченным прорезям п нигде, между швами на плите не появились трещины. Сами по себе разрывы бетона ока­ зались существенно меньше, чем были бы при обычном бетоне.

Американские инженеры, проводившие исследования, считают, что для покрытия дорог требуется бетон на це­ менте с большей энергией расширения, чем энергия К-цемента. Однако они полагают, что на имеющемся ти­ повом К-цементе можно строить дорожные покрытия с расстоянием между температурно-усадочиыми швами 60—75 м.

В последнее время данные зарубежной техники и со­ ветских строительных организаций позволили предполо­ жить, что для покрытий дорог и аэродромов можно при­ менять длинные железобетонные бесшовные полосы, ко­ торые после затвердевания получают серию разрывов (трещин), располагающихся в каком-то порядке по дли­ не полосы, и которые можно рассматривать как швы по­ крытия, если арматура полосы непрерывна по всей ее длине. Обязательным является расчет предельного рас­ крытия этих трещин.

Нам представляется, что подобные полосы можно бы­ ло бы строить из самонапрягаемого железобетона, не допуская возникновения трещин и размещая регулируе­ мые швы через каждые 500 мм полосы. Принимая тол­ щину полосы в 20 см и рассчитывая ее на расчетные на­ грузки Мт=5 тс-м; Л Р = 3 тс-м; Nr=N'T = 1 2 , 5 тс.

Пользуясь приведенным методом расчета, можно полу-

197