Файл: Михайлов В.В. Расширяющийся и напрягающий цементы и самонапряженные железобетонные конструкции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
Проверяют необходимое |
самонапряжение |
|
|||||
|
Af i, + Nu |
= |
|
25,5 + 22,53 |
_ |
|
|
|
^ б О + Ц ' О |
~~ 800 (I Н- 2-4,5- !0—-) |
~ |
|
|||
|
48,03 |
= |
56 < 60 |
кгс/см2. |
|
|
|
|
800-1,076 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
Необходимая энергетическая марка НЦ по графику |
|||||||
(см. рис. |
4.2) a j = 5 5 |
кгс/см2. |
|
|
|
||
Принятые размеры трубы при испытании внутренним |
|||||||
давлением обеспечивают восприятие напора |
|
|
|||||
|
р |
1,1 |
|
(NH-{-N'n)+bliRnT |
|
|
|
|
1 нсп |
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
2 . 1 , 1 ( 2 5 , 5 + 2 2 , 5 3 ) + 2 . 0 , 0 8 - 3 0 0 = |
153,6 = |
^ |
^ |
|||
|
0,8 |
|
|
0,8 |
|
|
4.3.2. Самонапряженные покрытия дорог и аэродромов
Одной из наиболее перспективных областей строи тельства, в которой использование напрягающего цемен та могло бы существенно улучшить эксплуатационные качества и долговечность сооружений, является дорож ное и аэродромное строительство.
Большие по протяжению дорожные и аэродромные покрытия для предотвращения усадки бетона разделя ются температурно-усадочными швами иа отдельные участки в 6 и 12 м; однако, это не всегда предотвраща ет растрескивание. Создаваемые швы при заморажива нии и оттаивании неминуемо становятся местом разру шения торцов плит и быстрого износа транспорта от удара на стыке. Чтобы дождевая вода не проникала в швы и не вымывала из-под плит подстилающий грунт, стыки должны быть водонепроницаемыми. Устранение швов, выполнение покрытия в виде сплошной водоне проницаемой пластины, обладающей повышенной трещиностойкостью, позволило бы существенно улучшить эксплуатационные качества и долговечность дорог. В идее это в полной мере могло бы быть достигнуто са монапряжением железобетонного покрытия дорог, если бы был применен напрягающий цемент с достаточной энергией самонапряжения.
192
Всякое железобетонное покрытие дороги эксплуати руется в открытых атмосферных условиях и подвергает ся высушиванию и изменениям температуры, вследствие
чего его укорочение и усадка существенно |
снижают сте |
|||||||
пень достигнутого самонапряжения. |
|
|
|
|||||
|
Рассмотрим, какое требуется самонапряжение желе |
|||||||
зобетона для получения |
бестрещпнного |
покрытия |
доро |
|||||
ги |
на участке большого |
протяжения, |
например |
500 я. |
||||
Конструкция самонапряженного покрытия |
представляет |
|||||||
ся в следующей |
форме (рис. 4.8): самонапряженная мо- |
|||||||
Рис. |
4.8. |
Конструкция |
|
|
|
|
||
дорожного |
покрытия из |
|
|
|
|
|||
самонапряженного |
же |
|
|
|
|
|||
|
лезобетона |
|
|
|
|
|
||
/ — монолитная |
плита; |
2—по |
|
|
|
|
||
лиэтиленовые |
пленки; |
3—ас |
|
|
|
|
||
фальтобетонная |
стяжка' |
|
|
|
|
|||
4 — подготовка; |
5 — грунт |
|
|
|
|
|||
основания; |
б — арматурные |
|
|
|
|
|||
|
сетки |
плиты |
|
|
|
|
|
|
нолитная |
плита 1, подстилающие ее два слоя полиэти |
|||||||
леновой пленки 2, тонкая |
(2,5 см) стяжка |
асфальтобето |
||||||
на 5 (5 см) по уплотненной и укатанной |
подготовке 4. |
|||||||
Полиэтиленовая |
пленка |
выполняет две функции: при |
твердении самонапрягаемого покрытия она обеспечива ет свободное скольжение плиты по пленке, минимально препятствуя расширению плиты, при понижении или по вышении температуры плита должна свободно скользить по пленке. В действительности такого совершенно сво бодного скольжения достигнуть не удается и возникают силы трения, которые могут составить 10% силы, обу словленной весом плиты.
Таким образом, при понижении температуры в сред ней части плиты возникает растягивающее ее усилие:
Л^т = 0,1 -1 -1 -0,15-2,5-250=9,4 тс.
Расчет покрытия на эксплуатационную нагрузку как плиты на упругом основании дает в заданных условиях расчетные изгибающие моменты противоположных зна ков: Мт = 3 , 2 и М т = 2 , 5 тс-м.
Таким образом, имеются две наихудшие |
системы на |
||
грузок: |
|
|
|
I система: М т = 3,2 тс-м., NT = |
9,4 тс; |
|
|
I I |
система: М\ = 2,5 тс-м, W T = 9 , 4 тс. |
|
|
Марка |
бетона на напрягающем |
цементе |
принимается |
13—239 |
193 |
600, #р=0,021 тс/см2; по уравнениям (4.1') — (4.4') и
(4.7) — (4.9) |
можно |
определить необходимые |
Fu, |
F'n и |
||||||||||
О б , |
которые |
обеспечат |
восприятие нагрузок |
без трещин. |
||||||||||
Задаются |
конкретной |
толщиной |
плиты |
|
/ г = 1 5 |
см. |
||||||||
Для |
прямоугольного |
|
сечения: |
£ = |
£ I = 0 , 6 7 ; |
Л = |
|
Л 1 = |
||||||
= 0,29. |
Принимается |
|
6 W = 0 , 5 ; |
6„ = 0 , 2 ; б,; = |
|
0,8. |
Тогда |
|||||||
Д = |
0,2; |
0 = 0,17 и выражения (4.Г) |
и |
(4.2') |
примут |
вид: |
||||||||
|
|
2 , 3 5 M T + 0 , 6 A i j , |
0,4ЛГТ + |
0 , 1 Ш ' |
|
|
|
|
||||||
|
*» = |
Ш |
|
|
+ |
|
Щ |
|
' ~ ° ' 8 5 ; |
( 4 Л ) |
||||
|
|
гр;, = |
- |
|
^ |
+ |
2,23 -|- 3,62а|), |
= |
|
|
||||
|
= |
0,8AfT + 2,35M* |
+ |
0,15AfT + |
0,4W' |
0 , 8 5 . |
|
„ |
||||||
|
|
^ |
|
|
|
щ |
|
|
|
( 4 . ^ ) |
||||
Здесь мультипликаторы 9 Я = 100-15-0,15-0,021 = 4 , 7 |
тс/д; |
|||||||||||||
9^ = |
100 -15 • 0,021=31,5 тс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подставляя в (4.1") и (4.2") известные величины, по
лучают |
фн = 1,22; |
Ч > ; = 1 , П ; |
М„=«ф„ grt = 1 , 2 2 - 3 1 , 5 = |
|||||||||
= 38,4 |
тс; ЛГ = 1,11 -31,5 = |
35 |
тс. Необходимое |
самона |
||||||||
пряжение |
бетона |
по |
формуле |
(4.9) |
составит |
0 6 = ( ^ н + |
||||||
+ ^ ) Я Т |
= = |
(1,22+1,11) 0,021=0,049 |
тс/см2 = |
49 |
кгс/см2. |
|||||||
Необходимое армирование |
плиты |
будет: |
|
|
||||||||
|
|
Fn = |
|
^ |
|
|
= |
^ ^ |
8 |
см\ |
|
|
|
|
0,9-0,9-55 + 0 , 3 |
|
4,8 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
F' |
= |
— |
= |
7,3 |
см\ |
|
|
|
|
|
|
|
" |
4 |
, 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/="„ + |
|
= |
8 + |
7,3 = |
15,3 |
см\ |
|
|
Коэффициент армирования плиты составит:
15,3 .
Степень преднапряжения арматуры будет равна:
|
|
49 |
4900 |
кгс!смг. |
|
|
|
а„ = — = |
|
||
|
|
0,01 |
|
|
|
Учитывая, что усадка и ползучесть бетона на напря |
|||||
гающем цементе |
составляет около a = 1 0 0 - 1 0 ~ 5 , степень |
||||
самонапряжения |
должна |
быть |
больше |
на А а н = Ю 0 Х |
|
X_10-5 -2-106 = |
2000 кгс]см2, |
а степень самонапряжения |
|||
бетона должна |
составлять |
а б = 6 9 |
кгс/см2. |
По графику |
194
Х 4 2 = 1 6 , 8 |
тс; N'n |
= 0 , 3 3 - 4 2 = 1 3 , 8 тс; £ „ = 3 , 5 |
см2; |
F'u=- |
|||||||
= |
2,9 см2; |
а б = |
(0,40+0,33)0,021 = 18,3 |
кгс/см2; |
|
ii = |
|||||
= |
0,32%; о н = 5 5 0 0 кгс/см2. |
С учетом-потерь от |
усадки |
||||||||
ползучести |
а „ = 5 5 0 0 + 2 0 0 0 |
= 7 5 0 0 |
кгс/см2. |
Необходимое |
|||||||
самонапряжение |
бетона |
7500-0,32 = 24 |
кгс/см2, |
и |
необ |
||||||
ходимая энергетическая |
марка |
бетона |
а|. = 30 |
кгс/см2. |
Такое самонапряжение рационально и вполне осущест вимо в настоящее время. Необходимо только использо вать высокопрочную арматуру, а не арматуру из низкоуглеродистой стали, принятой в расчете.
Попытки применить напрягающий цемент в покрыти ях дорог были предприняты в США. В Блекслн был воз веден железобетонный участок покрытия дороги длиной 57 м, шириной 4 м и толщиной 15 см (рис. 4.9, а) . Кон струкция основания под плитой покрытия • была типа, указанного выше. Продольное армирование всей плиты следующее:
внизу: 12 стержней, rf=12 мм при /7 „ = 2,55 см2; вверху: 6 стержней, rf=9,5 мм при /7 „ = 0,75 см2.
Процент армирования составлял (.1 = 0,24%.
Был применен пластичный бетон с расходом расши ряющегося цемента 550 кг/м3 бетона. Бетон уплотняли переносными вибраторами и заглаживали внброрейкой. После 15 ч выдерживания покрытие в течение несколь ких дней интенсивно поливали водой из поливочной ма шины. Было установлено, что за 3 суток плита удлини лась ча 15 см, т.е. расширение составило 0,27% (ожи даемое удлинение — в пределах 0,3%). Прочность бетона
в 7-суточном |
возрасте |
составила |
200—250 кгс/см2. |
|
Степень самонапряжения |
к этому времени |
достигла в |
||
бетоне а б = 1 2 |
и в арматуре о*„=5000 |
кгс/см2. |
Покрытие |
подвергалось механическому испытанию, которое оно выдержало удовлетворительно, и трещин в плите не бы ло обнаружено. Надо учесть, что испытания эти были проведены на 8-е сутки после изготовления, когда усад ка еще не проявилась. Учитывая нормальную усадку бе
тона |
^ = 0 , 1 % , окончательные величины |
самонапряже |
|||
ния должны |
составить: 0,1=3000 и 0 6 = 7 , 2 |
кгс/см2. |
|
||
Используя данные этого строительства на автостраде |
|||||
№ 2 |
штата |
Кентукп, два участка |
дороги |
(длиной |
150 |
и шириной |
7,2 м) были выполнены, как показано |
на |
|||
рис. 4.9,6. Толщина его составила |
15 см, |
укладывали |
|||
его на Ь-см |
подготовку, покрытую |
пластмассовой плен- |
196
кой. В продольном направлении плиту армировали 12
прядями |
проволоки |
диаметром 12 мм, |
в |
поперечном — |
|||
стержневой арматурой с шагом 60 см. Бетон |
содержал |
||||||
474 кг\мъ |
расширяющегося |
К-цемента. Удлинение по |
|||||
крытия |
после завершения |
самонапряжения |
составило |
||||
0 , 1 % , т.е. оказалось |
недостаточным |
для |
локализации |
||||
трещин |
и |
воспринятая |
эксплуатационной |
нагрузки. |
И действительно, через год на покрытии возникли тре щины.
Интересный опыт был проведен близ г. Колумбуса на дороге № 33. Здесь полоса в 400 м была выполнена
путем распиловки монолитной плиты на |
половину |
ее |
||
толщины через 18, 21, 23, 27 п 36 м. Был |
применен рас |
|||
ширяющийся К-цемент в количестве 362 |
кг\мъ. |
Когда |
||
температура |
воздуха понизилась, открыли швы и обна |
|||
ружили, что |
плита разделилась на полосы строго |
по |
на |
меченным прорезям п нигде, между швами на плите не появились трещины. Сами по себе разрывы бетона ока зались существенно меньше, чем были бы при обычном бетоне.
Американские инженеры, проводившие исследования, считают, что для покрытия дорог требуется бетон на це менте с большей энергией расширения, чем энергия К-цемента. Однако они полагают, что на имеющемся ти повом К-цементе можно строить дорожные покрытия с расстоянием между температурно-усадочиыми швами 60—75 м.
В последнее время данные зарубежной техники и со ветских строительных организаций позволили предполо жить, что для покрытий дорог и аэродромов можно при менять длинные железобетонные бесшовные полосы, ко торые после затвердевания получают серию разрывов (трещин), располагающихся в каком-то порядке по дли не полосы, и которые можно рассматривать как швы по крытия, если арматура полосы непрерывна по всей ее длине. Обязательным является расчет предельного рас крытия этих трещин.
Нам представляется, что подобные полосы можно бы ло бы строить из самонапрягаемого железобетона, не допуская возникновения трещин и размещая регулируе мые швы через каждые 500 мм полосы. Принимая тол щину полосы в 20 см и рассчитывая ее на расчетные на грузки Мт=5 тс-м; Л Р = 3 тс-м; Nr=N'T = 1 2 , 5 тс.
Пользуясь приведенным методом расчета, можно полу-
197