Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тывают способы закладки дрен в подстилающий минеральный грунт. Ведутся также работы по повышению надежности работы дрен, в том числе по предотвращению их сжатия и заиливания в более влаж­ ной торфяной залежи. Успешное решение этих вопросов снимет все ограничения для внедрения дренирования эксплуатационных площадей при фрезерном способе производства.

Торфяные месторождения низинного типа с хорошо фильтрующим подстилающим грунтом можно осушать редкими глубокими каналами по схеме Гипроторфа. Такие каналы прокладываются по тальвегу дна месторождения перпендикулярно грунтовому потоку, так чтобы дно каналов по всей длине врезалось в подстилающий грунт. Тогда под торфяной залежью создается как бы пластовая дрена и грунтовые воды опускаются в минеральное ложе, обеспечивая весьма интенсивное понижение влажности торфяной залежи на всю глубину, в том числе и фрезеруемого слоя. Однако опыт показал, что при осушении редкими глубокими каналами для сброса атмосферных осадков требуется прорывать картовые канавы, так как вследствие сильного уплотнения торфяная залежь оказывается неспособной фильтровать влагу атмосферных осадков.

§ 23. Схемы технологических площадок

Технологическая площадка состоит из площади, на которой непосредственно фрезеруют залежь, сушат и убирают фрезерный торф, складких площадок, где размещаются штабели торфа, и полос для холостых проездов машин. Складские площадки или подштабель­ ные полосы предназначены и для выполнения всех работ, связанных с образованием штабелей, их хранением и вывозкой.

Схемой технологической площадки определяется конфигурация, взаимное расположение всех составляющих ее элементов и основные размеры последних. Форма и размеры технологической площадки зависят от способа уборки фрезерного торфа.

На рис. 27 представлена схема технологической площадки бун­ керных уборочных машин. На залежи низинного типа она состоит из четырех карт, а верхового и переходного — из восьми карт. На площадке имеются две подштабельные полосы, которые располо­ жены на концах карт и примыкают к валовому каналу. Уборка торфа с карт № 1 и 2 производится в штабель № 1, а с карт № 3 и 4 — в штабель № 2. Для переезда машин с одной карты на другую и для обеспечения сброса воды из картовых канав на концах послед­

них строят мосты.

Длина штабелей по основанию принимается равной 75 м с тем, чтобы штабель располагался только над одной картовой канавой из четырех при ширине карт 40 м и над тремя из восьми при ширине карт 20 м. При этом учитывается, что мост, закрытый штабелем, становится недоступным для ремонта и при выходе его из строя сброс воды из картовой канавы прекращается, а процесс производства нарушается.

5*

67

 


А-А

ч

Рис. 27.

Схема технологической площадки уборочных машин УМПФ:

1 — валовый канал;

2 — нартовая канава; 3 — переезд через картовую канаву; 4 — штабель

фрезерного торфа; 5 — подштабельная полоса; в — площадь нетто

 

Рис. 28. Схема подштабельной полосы технологической площадки машин УМПФ:

1 _ валовый канал; 2 — штабель фрезерного торфа; 3 — валок; 4 — ось движения машины

вдоль

штабеля

при разгрузке;

D A C — дуга

поворота машины для

разгрузки; А — место

схода

машины

с валка. Для

УМПФ: Я —

10; а4 = 2 м; ав — 5 м;

Яп подштаосльная

полоса

Подштабельная полоса (рис. 28) на технологической площадке бункерных уборочных машин по ширине состоит из трех частей:

Вп= г а2 + Os.

Полоса а г между валовым каналом и штабелем оставляется для того, чтобы в осеннее время по ней могли проходить штабелирующие машины при перевалке штабелей в целях охлаждения торфа. При подготовке к погрузке на эту полосу складывают снег и смерзшиеся куски торфа, сбрасываемые с поверхности штабеля, этим валовый канал предохраняется от засорения; аг принимается равной 7,5 м.

Полосу а2 занимают штабелем и ширина ее определяется расчетом в зависимости от сезонного сбора и плотности фрезерного торфа.

Рис. 29. Технологическая площадка машины ФПУ:

1 — валовый капал; 2 — нартовая канава; 3 — мост на нартовой канаве; 4 — валок фре­ зерного торфа; 5 — полоса для холостого проезда машин; 6 — штабель; 7 — площадь нетто

Расчет размера штабеля приведен в § 36. По полосе а3 между штабе­

лем и валком

фрезерного

торфа

уборочная машина

подъезжает

к штабелю для

выгрузки

торфа.

Полоса состоит из

двух частей:

а4 — между штабелем и осью движения уброчной машины вдоль штабеля и а ъ между осью движения и точкой схода уборочных машин с валка. Так как угол |5 для УМПФ принимается равным 30°,

аь= АВ = 0,57?,

где R — радиус дуги поворота уборочной машины.

Так как на технологических площадках бункерных уборочных машин подштабельная полоса используется не только для хранения торфа, но и для холостого проезда машин, длина мостов на картовых канавах принимается из расчета, чтобы мост закрывал картовую канаву от валового канала до основания штабеля включительно и от основания штабеля на длине, равной ширине захвата расчетного прицепного орудия, увеличенной на 3—5 м. По такому мосту в конце сезона могут свободно проходить трактора с широкозахватными

69



прицепами. Практически длина мостов колеблется в пределах 35— 40 м.

На рис. 29 показана схема технологической площадки уборочной перевалочной машины при уборке в один штабель 12 валков фрезер­ ного торфа. Площадка объединяет 6,5 карты шириной 40 м или 13 карт шириной 20 м. Подштабельная полоса расположена в середине площадки и по ширине занимает половину карты шириной 40 м и целиком 20-метровую карту. Полосы для холостых проездов машин располагаются на обоих концах карт и примыкают к валовым кана­ лам. Ширина каждой полосы принимается такой, чтобы уборочная перевалочная машина могла переехать с одного валка на другой, или в пределах 15—20 м. Такой же длины строят мосты на картовых канавах для холостых проездов машин. Длина штабеля по основанию при длине карт 500 м составляет 465 м.

§ 24. Коэффициент использования эксплуатационной площади

Общая эксплуатационная площадь торфопредприятия или от­ дельных его участков называется п л о щ а д ь ю б р у т т о F6p. Некоторая ее величина Fр ежедневно находится в ремонте и отно­ сится к потерям. Эксплуатируемая часть площади называется т е х ­

н о л о г и ч е с к о й FT.

 

Таким образом,

 

F6f = Fr + Fp.

(19)

Технологическую площадь по условиям эксплуатации не пред­ ставляется возможным обрабатывать полностью. Часть ее занята складскими площадками, полосами для холостых переездов машин, осушительной сетью, различными промышленными сооружениями, куда не могут заезжать машины для выполнения технологических операций. Такие площадки относятся к эксплуатационным поте­ рям Fn.э.

Площадь, которая подвергается обработке технологическими

операциями и находится в эксплуатации,

называется п л о щ а д ь ю

н е т т о FH. Из изложенного

следует,

что

FT= F H~{-Fn 3.

(20)

Эксплуатационные потери

технологической площади вместе

с площадью, находящейся в ремонте, составляют общие потери эксплуатационной площади Fn 0:

Fn. o—Fn, a~hFp.

Подставив в уравнение (19) значение FJt получим

F6p = Fa + э + Fp —Fg-'rF,!' а.

70


Отношение площади нетто к площади брутто называется к о э ф ­ ф и ц и е н т о м и с п о л ь з о в а н и я п л о щ а д и со:

 

 

 

Fн

Fн

-

Ль.

(21)

 

 

со = Fбп

Fп.

F6p

 

Степень использования технологической площади измеряется

технологическим

коэффициентом

сот

 

 

 

 

 

 

coT= FH/FT.

 

(22)

 

Коэффициент, учитывающий потери площади в ремонте,

 

 

 

 

с о р ^ /у ^ р .

 

(23)

и

Подставив в

уравнение

(21) значения

FH и F

из формул (22)

(23),

получим

 

со = сотсор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

потери

площади выразить в процентах и

обозначить / п э

и / п.р, то коэффициент использования технологической площади

и

коэффициент,

учитывающий потери в ремонте,

 

 

 

 

 

Ю О ~ / п -р

 

 

 

 

 

сор

100

 

 

Коэффициент, учитывающий потери площади в ремонте, прини­ мается, в зависимости от пнистости разрабатываемого слоя залежи,

равным 0,9—0,95.

Эксплуатационные потери на технологических площадках бункер­ ных уборочных машин (см. рис. 27):

 

п о д в а л о в ы м и к а н а л а м и

 

 

 

/1 = (100Ь1)/£,

%,

(24)

где

Ь1 — ширина валового

канала поверху,

м;

 

L — расстояние между валовыми каналами или длина карт, м;

 

п о д с к л а д с к и м и п л о щ а д к а м и

 

/г = (ЮО- 2Вср)1Ь, %,

 

где

Вср — средняя ширина складской площадки или подштабельной

 

полосы, м;

 

 

 

 

п о д к а р т о в ы м и к а н а в а м и и н е о б р а б а т ы ­

в а е м ы м и п о л о с а м и

около них

 

 

* _ (foo-[-2fc ){L- 2ДСр

b%) ,

q/

 

J3 —

 

1

/0>

где

b2 — ширина картовых канав поверху, м;

 

Ъ' — ширина необрабатываемой полосы с одной стороны нарто­

 

вой канавы (оставляется для предотвращения засорения

 

картовых канав фрезерной крошкой при проведении

 

операций цикла),

м;

 

 

71