Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Схема укладки кирпичей при ворочке и валковании показана на рис. 106. Машина работает по петлевой схеме, разворачиваясь после каждого рабочего прохода на 180° на полосах, свободных от торфа.
Производительность машины УМС-3 определяют по формуле (62). Одна машина работает в комплекте с одним экскаватором ТЭМП-2 или двумя МТК-14.
Глава XVI
УБОРКА И УЧЕТ КУСКОВОГО ТОРФА
§ 85. Технические условия уборки
Уборка кускового торфа производится в штабели, в которых он хранится до отправки потребителям. Влажность, при которой уби рается торф, колеблется в пределах 35—45%. При более высокой влажности прочность торфяных кирпичей снижается, плотность кладки увеличивается, объем пор в штабеле уменьшается и условия для досушки ухудшаются.
Исходя из необходимости максимального сохранения торфяных кирпичей от разрушения рабочими органами уборочных машин, нижний предел уборочной влажности принят равным 35%, при кото ром кирпичи еще обладают наибольшей прочностью. При уборке кускового торфа, особенного низинного типа с влажностью ниже 35% , наблюдается резкое увеличение содержания в штабеле мелочи.
Одним из технических условий уборки является всемерное сни жение подфрезерования рабочими органами уборочных машин сы рой крошки с поверхности поля. Это условие выполняется улучше нием технического состояния полей стилки и соответствующим регу лированием рабочих органов уборочных машин. Уборка кускового торфа должна производиться без оставления сухих торфяных кир пичей на поле. Однако с применением современных машин это усло вие выполняется не полностью.
При укладке в фигуры сушки и уборке часть одних кирпичей превращается в крошку полностью, от других откалываются мелкие кусочки, которые убрать не представляется возможным. Исходя из этого нормативами предусматриваются плановые потери куско вого торфа в процессе сушки и уборки, равные при выполнении опе раций механизированным способом для торфа низинного типа 5—8% , верхового, смешанного и переходного — 4 — 6% и при уборке вручную — соответственно 4—5% и 3—4%.
Освобождение карт от высушенного торфа производится, как правило, не менее чем за три дня до расстила на них нового торфа. За указанный промежуток времени на площади выполняется мелкий ремонт — подкорчевка и рыхление фрезерным барабаном верхнего
15* |
227 |
слоя. Этим обеспечивается подсушка поверхности поля и созда ются лучшие условия для сушки нового торфа.
Полевые штабели кускового торфа располагаются на конце поля стилки по схеме, изображенной на рис. 90. Уборка торфа всех циклов сушки производится в одни и те же штабели, если высота их не превышает 5 м. При достижении штабелем предельной высоты, оставшийся на карте торф убирается в обособленный штабель, кото рый располагается параллельно первому.
Штабели получаются путем свободной отсыпки торфа сверху из кузовов, применяемых на уборке. Поэтому поперечное сечение всех штабелей, за исключением оставляемых на зимнее хранение, тре угольное, с углом откоса боковых стенок 42°. Для улучшения усло вий хранения стенки штабелей, оставляемых на зимний период, выкладываются кирпичами на высоту до 1,5 м и толщиной 0,5 м. Свободно образуемые боковые поверхности штабелей тщательно
выравниваются рабочими. |
* |
В соответствии с требованиями |
правил пожарной безопасности |
расстояние между торцами штабелей в одной линии не должно быть менее 5 м, а расстояние между основанием штабелей в двух парал лельных линиях принимается равным 5 м. Длина штабелей прини
мается на 5 м меньше ширины карты.
Размеры штабелей кускового торфа зависят от количества уби раемого в них торфа и определяются расчетом. Площадь поперечного
сечения штабеля |
10Здк0б |
м |
||
S |
||||
У Lcp |
||||
|
|
|||
где q — количество торфа на |
карте при уборочной влажности за |
|||
один цикл сушки, т; |
торфа в штабеле при уборочной |
|||
у — плотность кускового |
влажности, кг/м3;
Lcр — средняя длина штабеля, м.
Значение плотности кускового торфа в штабелях принимается по табл. 18 с поправкой на механизированную уборку, равной 0,01 — 0,02. Средняя длина штабеля Lcp определяется по формуле (85).
§ 86.' Механизация уборки кускового торфа
На уборке кускового торфа широкое применение получила само ходная электрифицированная уборочная машина УКБ-4, работа ющая в комплекте с самоходным саморазгружающимся кузовом СКС (см. рис. 89). Обе машины разработаны ВНИИТП.
Уборочная машина УКБ-4 состоит из рамы с гусеничным ходом 7, рабочего органа—скребковой самотаски 2, выдающего скребкового конвейера 3 с перекидным лотком 4, двух расчистителей 5 с механиз мом подъема, токоприемной установки 6 с кабельным барабаном
трансмиссии.
Скребковая самотаска расположена перпендикулярно продоль ной оси машины и может поворачиваться в вертикальной плоскости
228
с помощью специального механизма. На двух параллельных роли ковых цепях самотаски шарнирно установлено 12 скребков шири ной 960 мм, высотой 390 мм и шагом 750 мм; скорость скребковой цепи 0,914 м/с.
При проходе машины УКВ по карте с опущенной самотаской движущиеся скребки захватывают с поверхности торфяные кирпичи и перемещают их сначала на приемный желоб, а затем на ре шетчатый сепаратор, откуда торф ссыпается в бункер выдающего конвейера. Днища приемного желоба и сепаратора представляют собой металлическую решетку с ячейкой 25 или 35 мм, на кото рой из потока торфа отсеиваются и проваливаются на поверх ность карты мелкие торфяные куски и крошка, подфрезерованная скребками.
Выдающий конвейер установлен под углом к горизонту 40°
исостоит из рамы, скребковой цепи со скребками шириной 836 мм
ишагом 560 мм; скорость скребковой цепи 0,67 м/с. Убираемый
торф с выдающего конвейера через откидной лоток попадает в саморазгружающийся кузов GKC, который во время работы движется параллельно уборочной машине УКБ-4.
Расчистители шарнирно устанавливаются по обоим концам ле
вой гусеницы. |
Один отвал перемещает торф |
в сторону самотаски, |
а второй — в |
противоположную сторону на |
полосу, подлежащую |
обработке машиной в следующем проходе. Зазор между гребенкой расчистителя и поверхностью карты регулируется винтами, уста новленными на опорных катках.
Скорость движения машины вперед и назад: первая — 1,1; вторая — 1,3; третья — 1,5 и четвертая — 2,3 км/ч. Привод машины электрифицированный. Питание машины электроэнергией осуще ствляется от передвижного трансформатора по гибкому кабелю. Ширина захвата машины 2,4 м, масса — 13 т, удельное давление под левой гусеницей 0,195 кгс/см2 и под правой — 0,294 кгс/см2.
Самоходный саморазгружающийся кузов СКС-2 (рис. 89) состоит из рамы с гусеничным ходом 7, пластинчатого конвейера 8 с кузо вом 9, гидравлического подъемника, токоприемника 10 и силовой установки с трансмиссией. Машина предназначена для приема торфа от машины УКБ-4, транспортирования его на складскую пло щадку и укладки в штабель.
Конвейер пластинчатого типа служит для выгрузки торфа из кузова на штабель. Он установлен вдоль оси машины под углом 8° к горизонту и закреплен на раме шарнирно. С помощью гидравли ческого подъемника раму конвейера можно установить под углом 22° и этим обеспечить отсыпку торфа на высоту 4 м. Ширина лентьт
1320 мм, скорость — 0,71 м/с.
Кузов машины устанавливается на раму конвейера, являющегося его дном. Геометрическая емкость кузова 21 м3 и расчетная — 24 м3. Скорости передвижения вперед и назад: первая — 1,71 и вторая — 6,07 км/ч. Масса кузова СКС-2 без груза 8 т, среднее удельное давле ние груженой машины 0,303 кгс/см2 и порожней — 0,202 кгс/см2
229
Уборочный комплект УКБ-СКС обслуживается сменной бригадой из шести человек, в том числе машинисты УКБ и СКС •— по одному человеку, слесарь-профилактик и электрик по одному человеку на два соседних комплекта и рабочие по подбору торфа за машиной — три человека. В дневную смену при комплекте дополнительно рабо тает звено из трех человек на оправке штабелей и очистке от торфа полос у картовых канав и площадок около опор высоковольтной
линии.
Работа комплекта осуществляется в две смены. Каждый комплект закрепляется за одним торфодобывающим агрегатом ТЭМП-2М.
§ 87. Схема работы и расчет производительности уборочного комплекта УКБ-СКС
Уборочный комплект УКБ-СКС работает |
по |
челночной схеме |
|||||||||
(рис. 107), совершая рабочие |
проходы вдоль карты от складской |
||||||||||
|
|
|
|
площадки к |
карьеру и обратно. |
||||||
|
|
|
|
После |
заполнения торфом кузов |
||||||
|
|
|
|
СКС движется |
к штабелю, |
раз |
|||||
|
|
|
|
гружается |
и |
возвращается |
к |
||||
|
|
|
|
уборочной машине УКБ. В это |
|||||||
|
|
|
|
время машина УКБ, если она |
|||||||
|
|
|
|
оказалась в начале или конце |
|||||||
|
|
|
|
поля стилки, устанавливается в |
|||||||
|
|
|
|
новое |
рабочее |
положение |
для |
||||
|
|
|
|
уборки торфа с полосы, распо |
|||||||
|
|
|
|
ложенной рядом с убранной. |
|||||||
|
|
|
|
После |
возвращения кузова СКС |
||||||
|
|
|
|
и установки |
его в рабочее поло |
||||||
|
|
|
|
жение начинается новый рабо |
|||||||
|
|
|
|
чий проход комплекта по убор |
|||||||
|
|
|
|
ке торфа. |
|
|
|
|
|
||
1 |
|
S |
|
|
Длина рабочего прохода ком |
||||||
|
|
плекта, необходимого для |
пол |
||||||||
Рис. 107. Схема работы уборочного комплекта |
ного |
заполнения торфом |
кузо |
||||||||
УБК-СКС: |
|
||||||||||
1 — карьер; 2 — нартовая |
канава; 3 — шта |
ва |
СКС, |
|
|
|
|
|
|||
бель; 4 — машина УКБ; |
5 |
— саморазгружа- |
|
|
|
, |
KPFY |
|
|
||
ющийея кузов СКС; 6 — рабочий проход |
|
|
|
|
|
||||||
машины УКБ; 7 — электролиния; 8 — кабель; |
|
|
|
1 = |
|
г— . м, |
|
|
|||
9 — передвижной |
трансформатор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где V — полезная емкость кузова, м3; |
|
|
|
|
| |
|
|
||||
у — плотность торфа в кузове при уборочной влажности, кг/м3; |
|||||||||||
q — цикловой сбор торфа с 1 |
га при уборочной влажности, |
т; |
|||||||||
b — ширина полосы, с которой торф убирается за один проход, м. |
|||||||||||
В среднем можно считать, что кузов СКС полностью заполняется |
|||||||||||
при уборке торфа |
с полосы |
длиной |
200 м. |
Рабочий цикл |
ком |
||||||
плекта УКБ-СКС |
при этом |
состоит |
из |
рабочего |
прохода машин |
по карте от складской площадки к карьеру, пробега груженого кузова от карьера к штабелю, разгрузки кузова, пробега порожнего
230