Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема укладки кирпичей при ворочке и валковании показана на рис. 106. Машина работает по петлевой схеме, разворачиваясь после каждого рабочего прохода на 180° на полосах, свободных от торфа.

Производительность машины УМС-3 определяют по формуле (62). Одна машина работает в комплекте с одним экскаватором ТЭМП-2 или двумя МТК-14.

Глава XVI

УБОРКА И УЧЕТ КУСКОВОГО ТОРФА

§ 85. Технические условия уборки

Уборка кускового торфа производится в штабели, в которых он хранится до отправки потребителям. Влажность, при которой уби­ рается торф, колеблется в пределах 35—45%. При более высокой влажности прочность торфяных кирпичей снижается, плотность кладки увеличивается, объем пор в штабеле уменьшается и условия для досушки ухудшаются.

Исходя из необходимости максимального сохранения торфяных кирпичей от разрушения рабочими органами уборочных машин, нижний предел уборочной влажности принят равным 35%, при кото­ ром кирпичи еще обладают наибольшей прочностью. При уборке кускового торфа, особенного низинного типа с влажностью ниже 35% , наблюдается резкое увеличение содержания в штабеле мелочи.

Одним из технических условий уборки является всемерное сни­ жение подфрезерования рабочими органами уборочных машин сы­ рой крошки с поверхности поля. Это условие выполняется улучше­ нием технического состояния полей стилки и соответствующим регу­ лированием рабочих органов уборочных машин. Уборка кускового торфа должна производиться без оставления сухих торфяных кир­ пичей на поле. Однако с применением современных машин это усло­ вие выполняется не полностью.

При укладке в фигуры сушки и уборке часть одних кирпичей превращается в крошку полностью, от других откалываются мелкие кусочки, которые убрать не представляется возможным. Исходя из этого нормативами предусматриваются плановые потери куско­ вого торфа в процессе сушки и уборки, равные при выполнении опе­ раций механизированным способом для торфа низинного типа 5—8% , верхового, смешанного и переходного — 4 — 6% и при уборке вручную — соответственно 4—5% и 3—4%.

Освобождение карт от высушенного торфа производится, как правило, не менее чем за три дня до расстила на них нового торфа. За указанный промежуток времени на площади выполняется мелкий ремонт — подкорчевка и рыхление фрезерным барабаном верхнего

15*

227


слоя. Этим обеспечивается подсушка поверхности поля и созда­ ются лучшие условия для сушки нового торфа.

Полевые штабели кускового торфа располагаются на конце поля стилки по схеме, изображенной на рис. 90. Уборка торфа всех циклов сушки производится в одни и те же штабели, если высота их не превышает 5 м. При достижении штабелем предельной высоты, оставшийся на карте торф убирается в обособленный штабель, кото­ рый располагается параллельно первому.

Штабели получаются путем свободной отсыпки торфа сверху из кузовов, применяемых на уборке. Поэтому поперечное сечение всех штабелей, за исключением оставляемых на зимнее хранение, тре­ угольное, с углом откоса боковых стенок 42°. Для улучшения усло­ вий хранения стенки штабелей, оставляемых на зимний период, выкладываются кирпичами на высоту до 1,5 м и толщиной 0,5 м. Свободно образуемые боковые поверхности штабелей тщательно

выравниваются рабочими.

*

В соответствии с требованиями

правил пожарной безопасности

расстояние между торцами штабелей в одной линии не должно быть менее 5 м, а расстояние между основанием штабелей в двух парал­ лельных линиях принимается равным 5 м. Длина штабелей прини­

мается на 5 м меньше ширины карты.

Размеры штабелей кускового торфа зависят от количества уби­ раемого в них торфа и определяются расчетом. Площадь поперечного

сечения штабеля

10Здк0б

м

S

У Lcp

 

 

где q — количество торфа на

карте при уборочной влажности за

один цикл сушки, т;

торфа в штабеле при уборочной

у — плотность кускового

влажности, кг/м3;

Lcр — средняя длина штабеля, м.

Значение плотности кускового торфа в штабелях принимается по табл. 18 с поправкой на механизированную уборку, равной 0,01 — 0,02. Средняя длина штабеля Lcp определяется по формуле (85).

§ 86.' Механизация уборки кускового торфа

На уборке кускового торфа широкое применение получила само­ ходная электрифицированная уборочная машина УКБ-4, работа­ ющая в комплекте с самоходным саморазгружающимся кузовом СКС (см. рис. 89). Обе машины разработаны ВНИИТП.

Уборочная машина УКБ-4 состоит из рамы с гусеничным ходом 7, рабочего органа—скребковой самотаски 2, выдающего скребкового конвейера 3 с перекидным лотком 4, двух расчистителей 5 с механиз­ мом подъема, токоприемной установки 6 с кабельным барабаном

трансмиссии.

Скребковая самотаска расположена перпендикулярно продоль­ ной оси машины и может поворачиваться в вертикальной плоскости

228


с помощью специального механизма. На двух параллельных роли­ ковых цепях самотаски шарнирно установлено 12 скребков шири­ ной 960 мм, высотой 390 мм и шагом 750 мм; скорость скребковой цепи 0,914 м/с.

При проходе машины УКВ по карте с опущенной самотаской движущиеся скребки захватывают с поверхности торфяные кирпичи и перемещают их сначала на приемный желоб, а затем на ре­ шетчатый сепаратор, откуда торф ссыпается в бункер выдающего конвейера. Днища приемного желоба и сепаратора представляют собой металлическую решетку с ячейкой 25 или 35 мм, на кото­ рой из потока торфа отсеиваются и проваливаются на поверх­ ность карты мелкие торфяные куски и крошка, подфрезерованная скребками.

Выдающий конвейер установлен под углом к горизонту 40°

исостоит из рамы, скребковой цепи со скребками шириной 836 мм

ишагом 560 мм; скорость скребковой цепи 0,67 м/с. Убираемый

торф с выдающего конвейера через откидной лоток попадает в саморазгружающийся кузов GKC, который во время работы движется параллельно уборочной машине УКБ-4.

Расчистители шарнирно устанавливаются по обоим концам ле­

вой гусеницы.

Один отвал перемещает торф

в сторону самотаски,

а второй — в

противоположную сторону на

полосу, подлежащую

обработке машиной в следующем проходе. Зазор между гребенкой расчистителя и поверхностью карты регулируется винтами, уста­ новленными на опорных катках.

Скорость движения машины вперед и назад: первая — 1,1; вторая — 1,3; третья — 1,5 и четвертая — 2,3 км/ч. Привод машины электрифицированный. Питание машины электроэнергией осуще­ ствляется от передвижного трансформатора по гибкому кабелю. Ширина захвата машины 2,4 м, масса — 13 т, удельное давление под левой гусеницей 0,195 кгс/см2 и под правой — 0,294 кгс/см2.

Самоходный саморазгружающийся кузов СКС-2 (рис. 89) состоит из рамы с гусеничным ходом 7, пластинчатого конвейера 8 с кузо­ вом 9, гидравлического подъемника, токоприемника 10 и силовой установки с трансмиссией. Машина предназначена для приема торфа от машины УКБ-4, транспортирования его на складскую пло­ щадку и укладки в штабель.

Конвейер пластинчатого типа служит для выгрузки торфа из кузова на штабель. Он установлен вдоль оси машины под углом 8° к горизонту и закреплен на раме шарнирно. С помощью гидравли­ ческого подъемника раму конвейера можно установить под углом 22° и этим обеспечить отсыпку торфа на высоту 4 м. Ширина лентьт

1320 мм, скорость — 0,71 м/с.

Кузов машины устанавливается на раму конвейера, являющегося его дном. Геометрическая емкость кузова 21 м3 и расчетная — 24 м3. Скорости передвижения вперед и назад: первая — 1,71 и вторая — 6,07 км/ч. Масса кузова СКС-2 без груза 8 т, среднее удельное давле­ ние груженой машины 0,303 кгс/см2 и порожней — 0,202 кгс/см2

229



Уборочный комплект УКБ-СКС обслуживается сменной бригадой из шести человек, в том числе машинисты УКБ и СКС •— по одному человеку, слесарь-профилактик и электрик по одному человеку на два соседних комплекта и рабочие по подбору торфа за машиной — три человека. В дневную смену при комплекте дополнительно рабо­ тает звено из трех человек на оправке штабелей и очистке от торфа полос у картовых канав и площадок около опор высоковольтной

линии.

Работа комплекта осуществляется в две смены. Каждый комплект закрепляется за одним торфодобывающим агрегатом ТЭМП-2М.

§ 87. Схема работы и расчет производительности уборочного комплекта УКБ-СКС

Уборочный комплект УКБ-СКС работает

по

челночной схеме

(рис. 107), совершая рабочие

проходы вдоль карты от складской

 

 

 

 

площадки к

карьеру и обратно.

 

 

 

 

После

заполнения торфом кузов

 

 

 

 

СКС движется

к штабелю,

раз­

 

 

 

 

гружается

и

возвращается

к

 

 

 

 

уборочной машине УКБ. В это

 

 

 

 

время машина УКБ, если она

 

 

 

 

оказалась в начале или конце

 

 

 

 

поля стилки, устанавливается в

 

 

 

 

новое

рабочее

положение

для

 

 

 

 

уборки торфа с полосы, распо­

 

 

 

 

ложенной рядом с убранной.

 

 

 

 

После

возвращения кузова СКС

 

 

 

 

и установки

его в рабочее поло­

 

 

 

 

жение начинается новый рабо­

 

 

 

 

чий проход комплекта по убор­

 

 

 

 

ке торфа.

 

 

 

 

 

1

 

S

 

 

Длина рабочего прохода ком­

 

 

плекта, необходимого для

пол­

Рис. 107. Схема работы уборочного комплекта

ного

заполнения торфом

кузо­

УБК-СКС:

 

1 — карьер; 2 — нартовая

канава; 3 — шта­

ва

СКС,

 

 

 

 

 

бель; 4 — машина УКБ;

5

— саморазгружа-

 

 

 

,

KPFY

 

 

ющийея кузов СКС; 6 — рабочий проход

 

 

 

 

 

машины УКБ; 7 — электролиния; 8 — кабель;

 

 

 

1 =

 

г— . м,

 

 

9 — передвижной

трансформатор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где V — полезная емкость кузова, м3;

 

 

 

 

|

 

 

у — плотность торфа в кузове при уборочной влажности, кг/м3;

q — цикловой сбор торфа с 1

га при уборочной влажности,

т;

b — ширина полосы, с которой торф убирается за один проход, м.

В среднем можно считать, что кузов СКС полностью заполняется

при уборке торфа

с полосы

длиной

200 м.

Рабочий цикл

ком­

плекта УКБ-СКС

при этом

состоит

из

рабочего

прохода машин

по карте от складской площадки к карьеру, пробега груженого кузова от карьера к штабелю, разгрузки кузова, пробега порожнего

230