Файл: Кутузов Б.Н. Взрывное и механическое разрушение горных пород учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предохранительных свойств ВВ может служить температура взрыва.

Воспламенение пылевоздушных смесей при взрыве изучено го­ раздо меньше, чем метано-воздушных смесей. Основной причиной воспламенения угольной пыли считается воздействие на нее газов взрыва, особенно при наличии в них вторичных реакций окисления, резко увеличивающих продолжительность действия пламени при взрыве. Пламя взрыва разогревает пылевоздушную смесь, вызывая выделение летучих компонентов из пыли. Смесь этих горючих газов с воздухом может достичь взрывоопасных концентраций и вызвать

«

6

Рис. 20. Испытание предохранительных В В на опытном штреке:

а — опытный штрек МакНИИ;

б — испытания в

мортире с желобом; 1 — штрек; 2 — мортира с

зарядом ВВ; 3 — мешалка;

4

— вентиляционная

труба; 5 — система

подачи

метана;

в — бумаж­

ная диафрагма;

7

— мортира

для

пыли; 8 —

смотровые окна;

9 — мортира-желоб;

10 — заряд

ВВ;

11 — преграда

 

вспышку. Особенно опасны в отношении воспламенения пылевоздушной смеси условия контакта между зарядом ВВ и пылью в шпуре,

что облегчает выделение летучих компонентов из пыли

при взрыве.

В шахтах, опасных по газу

или пыли, применяют

предохрани­

тельные (антигризутные — от

французского слова

«гризус» —

метан) ВВ с пониженной температурой взрыва.

Современные предохранительные ВВ, безопасные с точки зрения воспламенения метано-воздушной смеси, могут считаться безопас­ ными и в отношении воспламенения пылевоздушной смеси. Из-за невозможности определить теоретически степень безопасности ВВ для шахт, опасных по газу или пыли, разработаны специальные методики испытаний предохранительных промышленных ВВ.

Испытания проводят в стальной трубе диаметром 1200—1500 мм, открытой с одного конца. В днище закрытого конца трубы имеется отверстие, к которому подкатывается стальная мортира с отверстием, имитирующим шпур диаметром 55 мм и длиной 900 мм. Со стороны


мортиры в трубе бумажной диафрагмой отделяют камеру объемом 10—11 м3 , в которую вводят испытываемую смесь газов или пыли.

Необходимую концентрацию газов создают воздушной мешалкой пропеллерного типа, а пылевое облако образуют в результате вы­ броса в камеру угольной пыли весом 6 кг из специальной мортиры зарядом весом 50 г. Пылевое облако создается за 5—10 с до взрыва основного заряда.

При испытаниях по газу в канал мортиры помещают заряд весом 600 г так, чтобы расстояние ВВ от устья шпура было не менее 5 см. Устье шпура забивают глиняной забойкой толщиной 1 см. Испыта­ ние применяемых ВВ повторяется три раза; для новых ВВ опыт повторяется 10 раз.

При испытаниях по пыли в мортиру помещают заряд весом 700 г

и проводят два опыта. Один взрыв делается без

забойки,

другой —

с забойкой из угольной пыли весом 100 г. Для

новых ВВ

проводят

10 опытов с пятикратным повторением каждого

варианта.

 

Для дополнительной оценки предохранительных ВВ заряд взры­ вают не в канале мортиры, а в желобе и вблизи места взрыва рас­ полагают преграду, которая увеличивает вероятность воспламенения смеси. При испытаниях меняют расстояние мортиры (желоба) от преграды и угол между вертикальной плоскостью преграды и стенкой желоба (см. рис. 20). Иногда производится одновременный взрыв зарядов, расположенных в двух мортирах, с каналами или желобами, расположенными под различными углами друг к другу.

Все эти методы дают только качественную оценку

ВВ, так как

по их результатам можно сказать, что данное ВВ

удовлетворяет

некоторым установленным требованиям, но нельзя

количественно

оценить степень безопасности и сравнить между собой разные ВВ.

§ 19. Причины отказов и выгорания зарядов предохранительных ВВ

Наиболее опасная ситуация создается в забое, когда детонация заряда затухает и переходит в горение. Причины отказов и выгорания зарядов в последние годы изучались в МакНИИ, в Карагандинском отделении ВостНИИ и других организациях.

При неудовлетворительном качестве предохранительных ВВ (по­ вышенной влажности, при слежавшихся патронах и т. д.) или вслед­ ствие технологических нарушений детонация заряда ВВ в шпуре может прекратиться и перейти в горение. В первом и особенно во втором случаях качество взрыва может быть низкое, возможны аварии, связанные с ликвидацией отказов, и вспышки находящихся в атмосфере шахты метана и угольной пыли.

Выгорание заряда происходит в течение нескольких секунд, за это время в выработке может возникнуть взрывоопасная атмо­

сфера из-за выделившегося

метана и

образовавшейся

угольной

пыли (обычно 150—200 мс,

а на некоторых пластах и меньше).

Степень предохранительности

горящего

заряда уже не

влияет на


воспламенение метана. Поэтому необходимо исключить условия взрывания, при которых могут произойти детонация зарядов и их выгорание.

Экспериментально установлено, что отказ заряда может про- -

изойти

в результате «канального эффекта»,

 

прорыва

газов

взрыва

j

в соседний шпур, повышенного гидростатического давления в обвод-

'

ненных шпурах и нарушения замкнутости зарядных камер.

 

 

Определенное влияние на переход детонации в горение

оказывает

 

« к а н а л ь н ы й

э ф ф е к т » ,

который

проявляется при наличии

 

зазора

между

патронами ВВ и стенкой

шпура. Сущность

«каналь­

 

ного эффекта»

заключается

в том, что по кольцевому

зазору между

 

ВВ и стенкой шпура распространяется ударная

волна со скоростью

ч(

большей, чем скорость детонации ВВ. Эта ударная волна уплотняет

;

ВВ до плотности выше критической, в результате чего детонация ВВ

 

переходит

в горение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При взрыве в угольном массиве вокруг заряда возникает система

 

радиальных трещин, которые могут соединять зону взрыва с по­

 

лостью

рядом расположенного шпура. Скорость распространения

 

трещин

в угле

составляет

360—900 м/с. По этим трещинам

распро­

 

страняются продукты детонации и проникают со скоростью 300—

 

400 м/с при давлении 25—40 кгс/см2 вполость соседнего заряженного

 

шпура. Проникающий газовый

поток при таких

параметрах может

 

вызвать нарушение сплошности заряда с образованием промежутков

 

между его отдельными частями, заполненных воздухом или угольной

 

пылью; спрессовку заряда в радиальном или осевом направлении;

 

выбрасывание

патрона-боевика

из шпура. Все перечисленные явле­

 

ния могут вызвать отказ детонации или ее переход в горение. Экспе­

 

риментами

установлено, что при расстоянии

между

шпурами 0,4—

 

0,6 м, их глубине

1,6—1,8 м и заряде угленита

Э-6 весом 600 г газы

 

проникают

в

соседний шпур

за 0,7—1,5 мс,

вызывая

указанные

 

нарушения

заряда. Плотность отдельных частей ВВ при этом дости­

 

гает 1,5—1,6 г/см3 , т. е. значительно выше

критической.

Поэтому

 

параметры

расположения

и

конструкция

 

применяемых

зарядов

 

должны исключить прорыв газов в соседний шпур или нейтрализо­

 

вать их воздействие на заряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение

гидростатического давления

в

шпурах

происходит

 

вследствие того, что шпур после заряжания герметизируется песчано-

 

глиняной забойкой. За время заряжания забоя (30—40 мин) давление

 

в шпуре

может,

по экспериментальным

данным,

повышаться до

 

3 кгс/см2 . При таком давлении

водоустойчивость

оболочек

патронов

 

ВВ существенно снижается, что приводит к намоканию и отказам

 

зарядов. В связи с этим требуется повышение

водоустойчивости

 

патронов ВВ и применение пористой забойки,

исключающей повы­

 

шение давления в шпурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушение замкнутости зарядной камеры происходит в резуль­

 

тате разрушений массива при взрывании соседних зарядов. При

 

этом в связи с тем что интервал времени от момента взрыва до начала

 

подвижки

массива составляет

при одной

обнаженной

поверхности

 


15—30 мс, а при двух 5—15 мс, заряд в соседнем шпуре будет обна­ жен раньше его инициирования, в результате чего может произойти затухание детонации.

§ 20. Принципы составления рецептур предохранительных ВВ В настоящее время в СССР принята, как указано выше, следу­

ющая классификация

предохранительных ВВ:

ВВ для взрывания

только в породных забоях ( I I I к л а с с ) ;

ВВдля взрывания угля (IV к л а с с ) ;

ВВповышенной предохранительности (V к л а с с ) ;

высокопредохранительные ВВ (VI к л а с с ) .

 

В соответствии с этими классами ниже рассмотрены

рецептуры

предохранительных ВВ (табл. 12).

 

Одно из главных требований к предохранительным

ВВ — огра­

ничение энергии (теплоты) взрыва до 900 ккал/кг. При более высокой теплоте взрыва газы имеют повышенную температуру, большую скорость разлета, что увеличивает вероятность воспламенения ме- тано-воздушной смеси.

Для уменьшения теплоты взрыва в состав предохранительных ВВ вводят инертные добавки (КС1, NaCl, Na 2 C0 3 и др.), которые сни­ жают температуру взрыва вследствие поглощения тепла на свое нагревание, плавление и испарение; продукты взрыва, перемешанные с метано-воздушной смесью, тормозят развитие вспышки метана, выполняя роль ингибиторов; способствуют полноте протекания не­ которых реакций взрыва, что уменьшает длительность пламени и ве­ роятность воспламенения метано-воздушной смеси.

Наибольшая опасность имеет место в случаях, когда после взрыва предыдущей серии частично или полностью обнажается заряд после­ дующей серии.

Для этих условий разработаны селективно детонирующие ВВ, которые состоят из небольшого процента высокоактивных компо­ нентов, реагирующих при любых условиях, и из малоактивных компонентов, вступающих в реакцию только при создании в течение

достаточно длительного

времени высокого давления

в зоне заряда,

т. е. при взрыве заряда

в массиве с забойкой. Если

заряд обнажен,

то газы взрыва от реакции активных компонентов быстро расши­ ряются и вследствие быстрого спада давления основная масса ВВ не детонирует.

Тонкое измельчение инертных добавок улучшает предохрани­ тельные свойства ВВ, но снижает их детонационную способность. Крупное измельчение дает противоположные результаты, поэтому целесообразно тонко измельченную инертную добавку вводить в со­ став ВВ в виде гранул.

В обычных предохранительных ВВ пламегаситель равномерно перемешан с массой ВВ (аммониты АП-4ЖВ, АП-5ЖВ и ПЖВ-20). Обладая хорошими предохранительными свойствами, они имеют пониженные мощность и чувствительность к начальному импульсу,


а также к передаче детонации, поэтому возможны отказы и выгорание этих ВВ в шпурах. Для увеличения надежности детонации предохра­ нительные ВВ выпускают в патронах увеличенного диаметра (36 мм).

ВВ

в о б о л о ч к а х

представляют собой патрон более мощ­

ного предохранительного

ВВ с оболочкой, которая может

целиком

состоять из пламегасителя (пассивная оболочка), обладать

слабыми

взрывчатыми свойствами (активная оболочка)

или содержать повы­

шенное

количество пламегасителя. Оболочку,

как правило, изгота­

вливают толщиной не более 5 мм. Наиболее перспективными в на­ стоящее время считаются предохранительные ВВ в жестких обо­

лочках.

При применении

аммонита

 

в

резитосолевых

 

оболочках,

имеющих высокую механическую прочность, снижается

возможность

переуплотнения

ВВ . Кроме

того,

 

резит — продукт

конденсации

резольной смолы — обладает

пламегасящим действием

при взрыве.

 

 

 

 

 

 

J

 

 

 

Разрабатываются

ВВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

повышенной

критической

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плотности, устойчивые в

 

 

 

 

ВВ

 

 

 

 

отношении переуплотнения

 

 

 

 

 

 

 

 

при динамических нагруз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ках от ударных

волн. Это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м и п о р и т ы,

аналогич­

Рис.

21 .

Конструкци я

патрона

П В П - І - У :

ные по

составу

аммониту

1 — наружная ампула;

2 •— внутренняя ампула;

з —

ПЖВ-20 с добавкой — ми-

раствор

селитры; 4 — центрирующее

кольцо; 5

 

-

поры—очень легкого поли­

 

 

 

ВВ;

в — крышка

 

 

 

 

 

. ґ\ r\ n

 

 

 

 

1 1 I )

 

мера

удельным

весом

/1 /111

I

 

 

 

упругоэластичные

свойства,

и,и<£ — u,us

г/см-,

придающей с в

 

вследствие

чего

мипорит

менее склонен

к уплотнению. Из-за

недо­

статков, обнаруженных при промышленных испытаниях мипорита, его пока не применяют в угольной промышленности.

ВВ V и V I классов применяют для взрывания в особо опасных условиях, а также для создания водораспылительных завес.

Эффективно применение патронов ВВ в водонаполненных поли­ этиленовых оболочках (рис. 21). Патрон ПВП-1У состоит из двух ампул. Внутренняя ампула заполнена зарядом ПЖВ-20 весом 120— 150 г, а промежуток между внутренней и наружной ампулами — раствором аммиачной селитры концентрацией до 60%.

У г л е н и т Э-6 имеет работоспособность 130—170 см3 , содержит нитроэфиры и обменные соли, характеризуется пониженной склон­ ностью к выгоранию по сравнению с аммонитом ПЖВ-20. При взрыве

таких ВВ протекает реакция

 

 

NH4 C1 + NaN03 — • N H 4 N 0 3 + NaCl,

 

при которой пламегаситель NaCl выделяется в молекулярном

виде.

В состав таких ВВ можно ввести до 60% пламегасителя.

 

У г л е н и т ы

№ 5 и 7 имеют еще более низкую работоспособ­

ность (50—90 и 100—120 см3 ) и не детонируют

в открытых зарядах.

ВВ V класса

рекомендуется применять в

восстающих

забоях