Файл: Кутузов Б.Н. Взрывное и механическое разрушение горных пород учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а X I

БУРЕНИЕ ШПУРОВ И СКВАЖИН ПЕРФОРАТОРАМИ

ИПОГРУЖНЫМИ ПНЕВМОУДАРНИКАМИ

§59. Общие сведения

Внастоящее время для ударных способов бурения в горной про­ мышленности применяют:

перфораторы

с зависимым

вращением

(рис. 135, а), у которых

поворот бура производится дискретно

|

при холостом (чаще) или при

a

S

6

 

г

Ф

Р и с . 135. Принципиальные схемы машин ударного бурения:

а — перфораторы с зависимым вращением; б — перфораторы с неза­ висимым вращением; в погружные перфораторы; г — погружные

пневмоударники

рабочем движении поршня-ударника с помощью храпового меха­ низма. К ним относится большинство перфораторов, применяемых для бурения шпуров глубиной до 5 м и диаметром до 70 мм;

перфораторы с независимым вращением (рис. 135, б), у которых поворот бура производится непрерывно встроенным в него независи­ мым от ударника вращателем. Это наиболее мощные колонковые

п е р ф о р а т о р ы , а т а к ж е т а к н а з ы в а е м ы е м а ш и н ы с в ы н е с е н н ы м и у д а р ­

н и к а м и (БУ-70, СБУ-70 и

д р . ) д л я б у р е н и я с к в а ж и н г л у б и н о й д о

25 м и д и а м е т р о м д о 85 м м ;

погружные перфораторы

( р и с . 135, в), к о т о р ы е к о н с т р у к т и в н о

а н а л о г и ч н ы п е р ф о р а т о р а м с з а в и с и м ы м в р а щ е н и е м , н о

в х о д я т в с к в а ­

ж и н у в м е с т е с б у р о в ы м и н с т р у м е н т о м . П р е д н а з н а ч е н ы

о н и д л я б у р е ­

н и я с к в а ж и н д и а м е т р о м 80—100 м м и

г л у б и н о й д о 50 м ;

погружные пневмоударники ( р и с .

135, г), к о т о р ы е в х о д я т в с к в а ­

ж и н у и т о л ь к о н а н о с я т у д а р ы п о з а б о ю , а и х в р а щ е н и е п р о и з в о д и т с я в ы н е с е н н ы м н а п о в е р х н о с т ь в р а щ а т е л е м ч е р е з б у р о в о й с т а в .

В п е р в ы х к о н с т р у к ц и я х п е р ф о р а т о р о в б у р б ы л ж е с т к о с в я з а н « п о р ш н е м у д а р н и к о м и с о в е р ш а л в м е с т е с н и м п о с т у п а т е л ь н о - в о з ­ в р а т н ы е д в и ж е н и я . В д а л ь н е й ш е м от э т о й с х е м ы и з - з а н е у д о б с т в а и б о л ь ш о г о в е с а о т к а з а л и с ь и п е р е ш л и к м о л о т к о в ы м м а ш и н а м , к о т о ­ р ы е п е р е д а ю т э н е р г и ю н а з а б о й д л я р а з р у ш е н и я п о р о д ы у д а р а м и п о р ш н я - у д а р н и к а п о х в о с т о в и к у б у р о в о г о и н с т р у м е н т а .

§ 60. Краткие сведения

о развитии бурения перфораторами

Перфораторы относятся

к

первым

машинам, изобретенным

д л я

бурения

шпуров . Первый патент на

поршневой

перфоратор был получен

в

1849 г.,

а впервые дл я бурения шпуров они были применены в 1861 г. на проходке МонтСенисского тоннеля в Альпах . В результате замены ручного бурения перфора­ торным срок проходки тоннеля был сокращен на 13 лет.

100

200

300

400 •

10'е-5

 

Время

 

 

Рис . 136. Форма импульсов, генерируемых в буре с различными пер ­

 

фораторами

 

 

В конце X I X в . были

разработаны

перфораторы

молоткового

типа, кон­

с т р у к ц и я которых без принципиальных

изменений сохранилась до

настоящего

времени.

В 1953—1955 гг. были созданы высокочастотные перфораторы с числом ударов до 4500 в минуту. Увеличение числа ударов п р и сохранении постоянной энергии удара достигалось увеличением диаметра поршня до 100 мм и уменьше­ нием его хода. Из-за чрезмерного шума (до 125 дб) и вибраций пр и работе эти ма­ шины были сняты с производства. В настоящее время в связи с созданием буро­ вых кареток, исключающих постоянный контакт рабочего с машиной, создаются мощные высокочастотные колонковые и телескопные перфораторы с высокой энергией единичного удара.


Показатели

Сравнительные показатели перфораторов

24ЛУБ-ПР

ЗОЛУБ-ПР

75С-ПЧ

РПЧ-95К

я

М

pq

К

м

 

 

 

 

CS

СО

 

 

 

 

 

 

о

і

 

 

 

 

 

СП

1

 

 

 

 

 

«

«

 

A

 

 

 

 

я

я

pq

СССР

 

НРБ

 

Швеция

 

 

 

 

 

 

j

 

|

О

Т-25

ТС-22

S118ZWK

BK-20W

BK-14W

S-58F

Франция

 

 

ФРГ

 

США

 

 

 

 

 

 

85

70

75

95

90

75

75

83

80

79

77

68

80

70

66,68

 

 

 

 

 

 

43

43

45

65

45

45

45

67

69

82

45

62

42

66,68

42,5

Отношение длины

поршня

к

его дламет-

4,4

5,5

5,9

7,9

7,1

5,9

5,9

5,5

 

 

 

 

 

 

 

РУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3000

1700 2800

1900 3100 3000 3000 2800 2700 2500 3000

2620

2063

2550

Скорость

вращения

бура

пр и

6

к г с / с м 2 ,

150

135

150

150

290

220

220

300

290

235

240

240

260

 

 

 

 

 

 

Расход воздуха, мз/мин

 

 

 

4,1

 

 

3,2

4,2

 

3,35

3,5 -

3,6

3

2,7

теоретический

 

 

 

 

4,6

4,4

3,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,5

3

3,78

3,6

4,02

3,78

2,55

4,97

3,87

3,31

4,08

3,25

2,8

2,72

2,76

Энергия

единичного

удара,

к г с - м

. . . .

5

5,8

4,5

0 , 5 - 6,5

8,1

9,2

5

4,7

5,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость

бурения,

см/мин:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34,2

35,8

39,4

49,8

51

39,4

33,9

46,2

41,3

35,6

35,7

34,2

32,6

25,8

25,2

 

 

 

 

 

 

47

40

48,3

78,5

68

48,3

41

82,1

78

61

50

58,9

43,8

36,4

36

 

 

 

 

 

 

24

29,5

22

•23,5

27,4

23

22,6

25,9

22

26,1

22,5

24

22,8

29,9

18


З а последние 10—12 лет исследования были сосредоточены на изучении методов генерирования в инструменте необходимой формы импульса для наи­ более эффективного разрушения пород, процесса передачи энергии от поршня штанге и породе, процесса и механизма разрушения породы при внедрении в нее инструмента.

Сравнительная оценка лучших отечественных и зарубежных перфораторов (табл. 26) показывает, что отечественные перфораторы по своим энергетическим показателям соответствуют лучшим зарубежным. По форме ударного импульса, генерируемого в штанге, серийные перфораторы мало различаются между собой (рис. 136). Интересна в этом отношении опытная модель перфоратора РІІЧ - 95К, имеющая прямоугольную форму импульса, а также имеющая устройство для регулирования в широких пределах энергии единичного удара . Скорость буре­ ния этим перфоратором оказалась при сравнительных испытаниях наибольшей {см. табл. 26), а уровень максимальных напряжений в соударяющихся элемен­ тах — наименьшим.

Интересные работы проводятся в СССР и за рубежом по изготовлению отдельных частей перфораторов из пластмасс, что позволяет снизить их вес,

уменьшить

силу трения между

элементами (например, геликоидальной пары)

и повысить

эффективность их

работы.

Д л я бурения шпуров и скважин глубиной до 15 м разработаны мощные пер ­ фораторы с независимым вращением бура пневмодвигателем, вмонтированным

вкорпус машины.

Д л я

бурения скважин глубиной до 50 м и диаметром 100 мм разработаны

опытные

модели погружных перфораторов.

§ 61. Классификация и характеристика перфораторов

В зависимости от условий применения и веса перфораторы под­ разделяют на группы: ручные, телескопные и колонковые (рис. 137).

Рис . 137. Перфораторы:

а — ручной на пневмоподдержке: 1 — коронка; 2 — штанга; 3 — перфоратор; 4 — пневмо-

поддержка; 5

— автомасленка; б — телескопный: і

— цилиндр; 2 — промежуточный боек;

з — телескоп;

4 — крышка-упор перфоратора;

5

и

6 — манжеты;

7 — шток; S — стопор;

9 — кнопка управления телескопом;

10

— рукоятка; в

колонковый


§ 63. Установочные приспособления при бурения перфораторами

Для повышения эффективности бурения перфораторами приме­ няют следующие установочные приспособления: пневмоподдержки, распорные колонки и податчики, а также буровые каретки.

Пневмоподдержки применяют для установки ручных перфорато­ ров при бурении горизонтальных и наклонных шпуров. При бурении восходящих шпуров в выработках большой высоты применяют пневмо­ поддержки с удлинителями или телескопические поддержки. Из-за сравнительно большого веса и сложности устройства последние при­ меняют довольно редко.

Пневмоподдержка не всегда обеспечивает оптимальное усилие подачи на забой, так как оно зависит от угла установки пневмопод­ держки.

Податчики и распорные колонки. Колонковые перфораторы уста­ навливают на специальные податчики, которые монтируют на крон­ штейнах распорных колонок (см. рис. 143) или на стрелах буровых кареток. Иногда податчики устанавливают на манипуляторы, наве­ шенные на погрузочную машину.

Для работы автоподатчиков применяют ротационные и шестерен­ чатые двигатели.

Буровые каретки представляют собой агрегат для бурения шпу­ ров и скважин, транспортирования перфораторов или других буро­ вых машин с автоподатчиками по выработкам, перемещения их во время бурения в забое в вертикальной и горизонтальной плоскостях при неподвижной ходовой части. Различают буровые каретки со стреловидными, колоннообразными, радиальными и комбинирован­ ными манипуляторами.

На каретках устанавливают машины вращательного, вращатель- но-ударного, ударно-вращательного, ударно-поворотного бурения.

Буровые каретки выпускают на колесно-рельсовом, пневматиче­ ском или гусеничном ходу (табл. 29).

Для буровых кареток автоподатчики выпускают из расчета буре­ ния шпуров без наращивания или замены штанг.

Перемещение стрел производится гидроцилиндрами. Перфораторы, установленные на гидростреле, значительно произ­

водительнее тех перфораторов, которые установлены на распорной колонке или снабжены стрелой с червячно-винтовым управлением.

В зарубежной практике применяют каретки для бурения шпуров и скважин по принципу и устройству аналогичные отечественным.

§ 64. Классификация и характеристика погружных пневмоударников

Погружение пневмоударника в скважину обеспечивает постоян­ ство соотношения между массами поршня-ударника и долота, благо­ даря чему скорость бурения с глубиной сохраняется почти постоян­ ной. В 50-х годах С. П. Юшко сконструировал погружной пневмоударник, предусмотрев в нем ударный узел, а вращатель установив


К

'

Т а б л и ц а 29

Техническая характеристика буровых кареток

Показатели

СВКН-1

ТБЭ

СБКН-4

КБМ-ЗК

БУА-2

ББК-4

Наибольшие

размеры

обу-

 

 

 

 

 

 

риваемого

забоя,

м:

 

 

 

 

 

4,5

12,2

высота

 

 

 

3

5

4

3,5

ш и р и н а

 

 

 

3

4,5

4

4

5

4,6

Производительность,

м/ ч

13

17,6

48

48

60

24

Б у р о в а я

машина:

 

 

КЦМ-4

В Р - У

КЦМ-4

BP

BP

КС-50

 

 

 

 

 

Автопо датчик:

 

 

2

2

4

2

2

4

 

 

Винтовой

Поршневой

Винтовой

Поршне ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1200

200

1500

1200

вой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пневматичес­

Гидравличес­

Пневматичес­

Гидравлический

 

Ходовая

часть каретки :

кий

кий

кий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тип

 

 

 

 

Колесно-рельсовый

 

Гусеничный

 

скорость

передвиже-

3

10,4

4,8

0,75

2

1,02

Число

двигателей

карет -

2

4

3

8

2

5

 

 

 

 

 

Суммарная мощность

. .

12,5 л . с.

26 кВ т

15 к В т

30 к В т

19,1 к В т

Основные размеры,

мм

. .

4 0 0 0 Х Н 7 0 Х

5000 XI400 X

5200XI400 X

4800X1300X

7000X2000X

6000 X

 

 

 

 

 

Х1520

Х1500

XI550

Х1750

Х1800

ХЗЗООХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х4960

 

 

 

 

 

3500

6650

5800

3300

8475

15 000