Файл: Дудич И.И. Самодельные радиоэлектронные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 74. Принципиальная схема высокочастотного

адаптв'

ра для электрогитары.

 

 

Предлагаемое

малогабаритное

устройство

позволя­

ет прослушивать

игру на гитаре

на любом

вещатель­

ном приемнике (как транзисторном, так и ламповом с

питанием

от сети), независимо

от

наличия входных

гнезд

для

подсоединения адаптера.

При применении

этого

устройства нет надобности

подсоединять шнур

ко входу усилителя. Таким образом, гитарист не огра­ ничен в движениях.

Принципиальная

схема

высокочастотного

адаптера

изображена

на

рис.

74.

Это небольшой гетеродин,

вы­

полненный

на

транзисторе П401

по трехточечной

схе­

ме включения.

Для усиления

сигналов,

получаемых

от электромагнитного или какого-либо иного звукосни­ мателя, служит усилитель, выполненный на транзисторе П13. В цепи коллектора первого транзистора включен низкочастотный трансформатор, вторичная обмотка ко­ торого подключена к источнику питания и контурной катушке генератора. Это позволяет произвести модуля­ цию сигнала высокочастотного генератора, энергия ко­ торого излучается в эфир и принимается приемником, предназначенным для прослушивания игры на гитаре.

Все элементы указаны на схеме. Самостоятельно радиолюбитель должен сделать контурную катушку. Она наматывается из литцендрата на ферритовый стер­ жень диаметром 8—10 мм и длиной 120 мм. Катушка


имеет 65 витков с отводом от 21-го витка (провод ПЭЛШО 0,22—0,35). На выходе усилителя низкой ча­ стоты может быть включен любой малогабаритный трансформатор от карманного приемника с соотноше­ нием витков в обмотках 4 : 1 (то есть первичная об­ мотка имеет примерно 300 витков, а вторичная — 75—80 витков). Посредством резисторов R4 и R3 подби­ рается оптимальный режим работы генератора.

Конструктивное исполнение устройства не представ­ ляет трудностей — его может сделать даже начинаю­ щий радиолюбитель. Адаптер собирается на неболь­ шой гетинаксовой плате, которую можно поместить в корпусе гитары. Наружу выводится ручка переменного резистора и выключатель питания. Выводы от звуко­ снимателя к усилителю можно подвести по возможности экранированные — их проводят внутри корпуса гитары.

Область применения устройства этим не ограничи­ вается. Его можно с успехом применить для прослуши­ вания речи при помощи приемника, подсоединив ко входным зажимам микрофон. Однако следует помнить, что генератор излучает высокочастотные колебания небольшой энергии и пользоваться им можно только в условиях комнаты (2—5 м), квартиры или во время загородных прогулок на расстоянии 10—15 м. Приме­ нять антенну для увеличения радиуса действия нельзя, так как излучение высокочастотных сигналов может создавать помехи радиоприему, а это запрещается.

При наладке генератора подбирают такую частоту

на средневолновом диапазоне, на

которой не прослу­

шиваются станции. Это достигается

подбором величи­

ны конденсатора С5.

 

Питание устройства осуществляется от батареи типа КБС-0,5 или элементов ФБС-0,25, напряжением 4,5 в.

Устройство аналогичного назначения может быть выполнено и на одном транзисторе. Более простой ва­ риант такого адаптера изображен на схеме рис. 75. В случае использования пьезоэлектрического кристал­ лического звукоснимателя, развиваемая им э. д. с. мо­ жет быть вполне достаточной для модулирования высо­ кочастотного сигнала. В отличие от высокочастотного адаптера, описанного выше, в данном адаптере моду­ ляция сигнала осуществляется подведением напряжения низкой частоты в цепь базы транзисторного генератора.


Рис. 75. Принципиальная схема второго варианта высокочастотного адаптера.

В данном схемном решении высокочастотного адап­ тера желательно применить транзистор П403 с доста­ точно высоким коэффициентом усиления = 100—120). Обратная связь, необходимая для возникновения гене­ рации, осуществляется путем введения в цепь эмиттера фазоздвигающего конденсатора С3.

Величины элементов, входящих в состав устройства, указаны на схеме. Контур L наматывается на ферритовый стержень диаметром 10 мм, длиной 65 мм прово­ дом ПЭЛШО (лицендрат) диаметром 0,25—0,30 мм. Количество витков подбирается опытным путем (при­ мерно 50—60 витков) в зависимости от того, на какой частоте будет работать генератор.

Дополнительная подстройка высокочастотного адап­ тера производится посредством подстроенного конден­

сатора С5 .

Питание осуществляется от одной батареи типа «Кро­ на» напряжением 9 в или малогабаритного аккумулято­ ра, предназначенного для транзисторных приемников.

Переменный резистор Ri служит для регулировки глубины модуляции, величину которой следует подо­ брать таким образом, чтобы избавиться от нежелатель­ ных нелинейных искажений.

В основном конструкция высокочастотного адаптера весьма проста. Однако для обеспечения нормальных

условий работы устройства необходимо подобрать от­ дельные элементы (в частности Ry R% С5, С3 ) опытным путем при постройке.

ПРОСТЕЙШИЙ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Несложные электронные музыкальные инструменты, хотя они еще далеко не совершенны, находят все боль­

шее

распространение

среди

любителей

музыки.

Ра­

диолюбители

интересуются

схемами

и

конструкция­

ми

таких

устройств. Поскольку сложные электронные

музыкальные

инструменты

радиолюбители, особенно

начинающие,

своими руками

сделать

не

могут,

ниже

приводится схема

(рис. 76)

простейшего

электромузы­

кального

инструмента,

выполненного

на

одном

тран­

зисторе.

Такое

устройство

нетрудно

 

изготовить в

домашних условиях, конечно, при наличии минимально­ го запаса комплектующих деталей.

Естественно, от такого инструмента нельзя ожидать безукоризненного звучания и большой громкости. Одна­ ко скромные запросы любителя, делающего первые шаги в области создания электромузыкальных инстру­ ментов, он может вполне удовлетворить.

На принципиальной схеме изображен простой низ­ кочастотный генератор с индуктивной обратной связью,

выполненный на одном транзисторе типа

П201.

Вели­

чина

обратной

связи

регулируется

посредством

любого

из

резисторов

Ri —

Rg,

включенных в

цепь

базы,

которые определяют и частоту колебаний.

Подключе­

нием

одного из

резисторов

Ri — Rs

добиваемся

искус­

ственного самовозбуждения, а тот факт, что при на­ жатии на соответствующие кнопки к базе подводятся сопротивления разной величины, позволяет перекрывать определенный спектр частот в пределах октавы, а то и больше (в этом случае нужно увеличить число сопро­ тивлений и кнопок до 10—12). Для осуществления неко­

торой температурной

стабилизации режима работы

транзистора

в цепь эмиттера включен

резистор

Rl0.

В качестве

выходного

трансформатора

может

быть

использован любой трансформатор от малогабаритного приемника, желательно с пермаллоевым сердечником. Естественно, к нему же подбирается и малогабаритный динамик с соответствующим сопротивлением звуковой


Рис. 76. Принципиальная схема простого электромузыкального ин­ струмента.

катушки. Чтобы производить настройку инструмента, вместо резисторов Ri—R& подключаются резисто­ ры соответствующих номиналов — от 500 ом до 10 ком. Для этого можно использовать малогабаритные (пере­ менные резисторы типа СП) резисторы, регулировка которых осуществляется посредством отвертки, так как они будут установлены внутри коробки на плате ге­ нератора. Кнопки используют стандартные или изготав­ ливают самостоятельно в виде клавишей. Если изгото­ вить красивые клавиши, прибор может иметь изящный внешний вид.

Особые наставления по конструктивному изготовле­

нию корпуса электромузыкального

инструмента

не

нужны, так как это зависит от вкуса

и

возможностей

самого изготовителя.

 

 

 

Питание прибора осуществляется

от

двух батарей

типа КБС-0,5, включенных последовательно, либо от ста­ билизированного источника питания (рис. 73).

Описанный

электромузыкальный

инструмент

прост

в наладке и

работает сразу после

включения,

содер­

жит очень мало комплектующих деталей. Их можно при­ обрести в любом радиомагазиие.

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕТРОНОМ

В последнее время электронные приборы находят свое применение и при изучении музыки. Чтобы выдержать определенные интервалы при игре на рояле, весьма удобно пользоваться устройством, схема которого при­ ведена на рис. 77. Это простой релаксационный генера­ тор, собранный из общедоступных деталей. Изготовить прибор под силу и начинающему радиолюбителю.

Метроном

может питаться от сети

переменного

тока

или

же непосредственно от радиоприемника,

усили­

тель

которого

следует использовать

при работе

с при­

бором (в громкоговорителе будут слышны характерные щелчки, частота которых может регулироваться в доста­ точно широких пределах посредством переменного ре­ зистора R3). При питании прибора от выпрямителя, вмонтированного в радиоприемнике, отпадает надоб­ ность в селеновом столбике и фильтре, состоящем из R\ и С\. При некоторой переделке, то есть изменении величины конденсатора, прибор может быть применен в качестве простейшего звукового генератора при изуче­ нии азбуки Морзе, а также для исследования низко­ частотных цепей радиоаппаратуры.

Однако необходимо помнить, что при питании при­ бора от сети с ним нужно обращаться осторожно, так как не исключена возможность поражения током. Лучше всего осуществить питание через разделительный тран­ сформатор, со вторичной обмотки которого можно по-- лучить напряжение порядка 200—250 в.

Ы1

Рис. 77. Принципиальная схема электронного метронома.