Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
А. П. КАЗАКОВ
ТЕХН О Л О ГИ Я И О РГА Н И ЗА Ц И Я ПЕРЕГРУЗО ЧН Ы Х
РАБОТ
Издание второе, переработанное и дополненное
Утверждено Управлением кадров
иучебных заведений МРФ
вкачестве учебника для институтов водного транспорта
М ОСКВА — «ТРАНСПОРТ» 1974
УДК 656.62.073.28 (075.8)
Технология и организация перегрузочных работ. Изд. второе, переработанное и дополненное. К а з а к о в А. П. Изд-во «Транспорт», 1974, стр. 1—384.
В книге изложены основы технологии и организации пере грузочных работ в речных портах. Большое внимание уде
лено |
комплексной механизации и автоматизации технологи |
||||||||||||||
ческих процессов перегрузки |
различных |
грузов, |
а |
также |
|||||||||||
совершенствованию |
эксплуатационной |
деятельности |
пор |
||||||||||||
тов. |
Приведена |
методика |
разработки |
единых |
техноло |
||||||||||
гических |
процессов работы |
водного |
и |
сухопутных |
видов, |
||||||||||
транспорта. |
Дополнены |
|
новым |
материалом разделы, свя |
|||||||||||
занные с |
применением |
теории |
массового обслуживания, |
||||||||||||
статистического |
|
моделирования, |
линейного |
и |
динами |
||||||||||
ческого |
программирования |
в |
решении |
портовых |
экс |
||||||||||
плуатационных |
задач. В |
нее |
включен |
новый |
раздел — |
||||||||||
автоматизированные системы управления |
работой |
|
порта, |
||||||||||||
а также изложена методика расчета сменно-суточного плана |
|||||||||||||||
погрузочно-разгрузочных работ на ЭЦВМ. |
|
|
|
||||||||||||
Книга предназначена в качестве учебника для студентов |
|||||||||||||||
эксплуатационного факультета институтов инженеров вод |
|||||||||||||||
ного |
транспорта и может |
быть |
использована |
инженерно- |
|||||||||||
техническими работниками портов-пристаней. |
|
|
|
||||||||||||
Рис. |
163, |
табл. |
29, |
библ. |
89. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Гос. |
П |
бгичнчя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
H 3V 4H O -'! |
|
. |
« о н а я |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
библио |
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
..У |
ЗК31Д |
Пг ЯР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
^ W |
|
- ш |
|
|
Г |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
31807-336 336—74 |
|
049(01)—74 |
© Издательство «Транспорт», 19Т4 г.
Вв е д е н и е
При перемещении грузов речным транспортом судами и портами выполняется комплекс операций, составляющих единый транспорт ный процесс.
Вопросами рациональной организации транспортного процесса с целью обеспечения быстрейшей доставки грузов от пунктов произ водства до пунктов потребления при наименьших затратах материаль ных и трудовых ресурсов занимается наука об эксплуатации транс порта, а на внутреннем водном транспорте — наука об эксплуата ции речного транспорта. Дисциплина «Технология и организация перегрузочных работ» — часть этой науки.
Перегрузочные работы в портах (пристанях) относятся к наиболее трудоемким и тяжелым работам на речном транспорте. В процессе погрузки и разгрузки судна производятся разнообразные операции, связанные с захватом, укладкой, взвешиванием и перемещением груза в трюме, из трюма — на берег, с берега — в склад, в вагон и т. п.
При перевозке водным транспортом грузы в большинстве случаев доставляют в порт и отправляют из порта грузополучателю железной дорогой или автотранспортом. Поэтому каждая тонна груза в порту может перегружаться несколько раз. Это значительно увеличивает объем перегрузочных работ и обусловливает их сложность и тру доемкость.
Впроцессе грузовой обработки судна одновременно участвуют различные перегрузочные средства и значительное количество людей. Успешное выполнение перегрузочных работ возможно лишь при чет кой их организации на основе заранее разработанной технологии, определяющей порядок и последовательность выполнения всех опе раций и использования технических средств и рабочей силы.
Вдисциплине «Технология и организация перегрузочных работ» излагаются научные основы организации и технологии производства погрузочно-разгрузочных работ, позволяющие в различных условиях обеспечить наиболее высокую производительность труда портовых рабочих, максимально сократить стоянки судов, вагонов и автомоби-
3
лей под грузовыми и техническими операциями, снизить до минимума эксплуатационные расходы, связанные с производством перегрузочных работ и пребыванием транспортных средств в портах.
В соответствии с этим дисциплина «Технология и организация перегрузочных работ» занимается изучением рациональных способов механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, ра циональных технологических процессов грузовой обработки и обслу живания судов в порту, оперативного управления, планирования и руководства погрузочно-разгрузочными работами во взаимосвязи с движением флота, согласования работы псртов и железнодорожных станций на основе единой технологии, научных методов организации труда и технического нормирования перегрузочных работ, а также методов технико-экономического обоснования выбора рациональной технологии и организации перегрузочных работ. При изучении ряда вопросов она базируется на применении новых математических методов и электронно-вычислительной техники.
Программой КПСС предусмотрено ускорение научно-технического прогресса в народном хозяйстве СССР на основе широкого развития научных исследований и быстрого использования их результатов в про изводстве. На этой основе развиваются все виды транспорта, в том числе и речного.
За годы восьмой пятилетки быстрыми темпами проводилось тех ническое совершенствование и оснащение речного транспорта новой техникой. Речной флот пополнился значительным количеством новых большегрузных судов. Построено свыше 5 км механизированных при чальных линий. Перевозки грузов речным транспортом в РСФСР воз росли на 30%. Объем погрузочно-разгрузочных работ в портах уве личился на 59%, производительность труда — на 53,3%. Уровень комплексной механизации перегрузочных работ достиг 96%.
Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию механизации перегрузочных процессов. Внедряется автоматическое управление перегрузочными машинами. Ряд перевалочных портов работает по единому технологическому процессу, обеспечивающему рациональную форму организации передачи грузов с одного вида транспорта на другой.
В соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС осуществлен переход на новые методы экономического руко водства, которые сочетают единое государственное планирование с рас ширением хозяйственной самостоятельности предприятий. Возросло значение прибыли в экономическом стимулировании портов, что повысило материальную заинтересованность его работников в дости жении наибольших результатов при наименьших трудовых, материаль ных и финансовых затратах и лучшем использовании производствен ных фондов.
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. предусмотрено: «Осу ществить дальнейшее развитие речного транспорта, увеличить его грузооборот примерно на 24 процента. Продолжить работы по улучше нию водных путей в восточных районах страны. Расширить пропуск-
4
ную способность речных портов и пристаней за счет оснащения их вы сокопроизводительными перегрузочными машинами и строительства новых механизированных причалов. Пополнить речной флот крупнотоннажными грузовыми судами и секционными составами большой грузоподъемности, в том числе для бесперевалочных перевозок в мор ских и речных условиях, а также быстроходными пассажирскими судами. Значительно снизить себестоимость перевозок».
В результате выполнения пятилетнего плана интенсивность за грузки и разгрузки судов увеличится на 35—37%, уровень комплекс ной механизации возрастет до 97,6%. Дальнейшее развитие получит применение математических методов и электронно-вычислительной техники. Будут разработаны и начнут внедряться автоматизирован ные системы управления в портах.
Большая ответственность в решении этих задач в портах ложится на инженеров эксплуатации водного транспорта, которые должны хорошо разбираться в вопросах экономики, знать пути и способы ме ханизации и автоматизации перегрузочных работ, уметь правильно использовать разнообразное оборудование, применять передовую технологию и научную организацию труда.
Г л а в а /
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧНОГО ПОРТА
§ 1. Речной порт и его основные задачи
Современный речной порт — это крупный транспортный узел в котором сходятся водные, железнодорожные и автомобильные пути. Он включает специальные инженерные сооружения, подъемно-транс портные и другие устройства, расположенные на участке берега (есте ственном или искусственно оборудованном) и предназначенные для приема, стоянки, обработки и обслуживания судов.
Речной порт (пристань) состоит из трех частей: береговой тер ритории, причального фронта и акватории (водной площади, приле гающей к береговой полосе порта).
На береговой территории размещаются подъездные пути, склады, вокзалы, перегрузочное оборудование и другие сооружения.
Акватория служит для подхода и стоянки судов у причалов и устройства рейдов, на которых суда и составы ожидают грузовой обработки или отправления в рейс, а также выполняются необходимые операции (перегрузка на плаву и т. п.). Рейды оборудуют устройствами для швартовки (причальные буи, понтоны и т. п.), освещения, сигна лизации и связи. В портах (пристанях) со значительным грузооборотом создают отдельные рейды для сухогрузных судов, нефтеналивного фло та и плотов, рейды прибытия и рейды отправления. Иногда устраивают
специальные рейды |
для производства перегрузочных, |
водоотливных |
и уборочных работ. |
|
имеющей со |
Причальный фронт — это участок береговой линии, |
ответствующее оборудование для швартовки и стоянки судов.
Часть причального фронта вместе с примыкающими к нему водной площадью, береговой территорией и расположенными на ней сооруже ниями и оборудованием, предназначенная для одновременной швар товки одного судна, называется причалом.
По назначению причалы делят на грузовые, пассажирские, служеб ные и специальные (пожарные, спортивные и др.).
В зависимости от направления грузопотоков различают причалы отправления и прибытия. Причалы также специализируют по родам грузов (уголь, хлеб, штучные грузы и т. д.).
6
Порт состоит из отдельных административно-производственных подразделений — грузовых участков (районов). Грузовой участок включает группу причалов, находящихся на одной территории и предназначенных для переработки определенных грузов. Причалы грузового участка обычно имеют общие подъездные пути, ремонтные мастерские и другие сооружения. Грузовой участок (район) является хозрасчетным подразделением порта, с самостоятельным производст венным планом и аппаратом, возглавляемым начальником участка.
Каждый порт (пристань) имеет технический паспорт, в котором приводятся: 1) общая характеристика порта (название, классифика ционная группа, географическое расположение и т. д.); 2) гидрологи ческие и гидрометрические сведения; 3) техническая характеристика портовых устройств и оборудования причалов (гидротехнических сооружений, перегрузочных машин, складов, подъездных путей, рей дового флота, электрохозяйства, водоснабжения, средств связи, ре монтных мастерских и др.); 4) основные эксплуатационные показатели работы за ряд лет (грузооборот, судооборот и др.); 5) организационная структура порта; 6) данные о специализации и пропускной способно сти причалов. Приложения к паспорту включают генеральный план порта, разрезы набережных причалов и др. В технический паспорт порта заносят все изменения в техническом оснащении порта.
Порты (пристани), находящиеся в ведении пароходств, называют портами (пристанями) общего назначения.
Отдельные крупные предприятия или группы предприятий, распо ложенные на берегах рек, имеют свои порты или причалы, называе мые промышленными портами или причалами клиентуры.
Порт (пристань) — основное транспортное хозрасчетное предприя тие пароходства, действующее на основании Устава внутреннего водного транспорта СССР и соответствующих положений и приказов, издаваемых1 Министерством речного флота РСФСР.
К основным функциям порта относятся: привлечение грузов и пассажиров для перевозки речным транспортом; заключение договоров
сгрузоотправителями на перевозки; прием, хранение и выдача грузов и багажа; производство перегрузочных операций и перевалки грузов
содного вида транспорта на другой; комплексное обслуживание флота; обработка судов и других транспортных средств в установленные сроки; контроль за организацией обработки судов на причалах клиен
туры и оказание ей помощи в нужных случаях; отправление судов в рейс по графику и расписанию; организация движения приписан ного к порту флота и выполнения плана грузовых и пассажирских перевозок этим флотом; обслуживание пассажиров, посадка их на суда и высадка с судов; расчеты с клиентурой за перевозку, перегрузку и другие работы и услуги; создание безопасных условий плавания и стоянки судов в порту; обеспечение сохранности грузов, портового хозяйства и оборудования; рациональная организация и обеспечение
1 Положение о порте (пристани) МРФ РСФСР (приложение 5 к приказу МРФ № 43 от 10 апреля 1965 г. Положение о взаимоотношениях и взаимной от ветственности речных портов и пароходств и др.).
7
безопасности погрузочно-разгрузочных и других работ; организация социалистического соревнования и проведение воспитательной работы среди работников порта; создание нормальных бытовых условий ра ботникам порта; рациональное использование технических средств и совершенствование техники и технологии работ.
Основная производственная деятельность порта — выполнение по грузочно-разгрузочных работ и перевозок приписанным к порту флотом.
Работа флота и портов увязывается планом перевозок пароходства
играфиком движения флота. Порт (пристань) обязан своевременно обработать суда и отправить их в рейс по графику.
Анализ работы судов показывает, что ходовое время грузовых теплоходов составляет только около 5096, а несамоходных судов— лишь 35 °о продолжительности навигации. Остальное время затрачи вается на стоянки в пути и в портах под погрузочно-разгрузочными
ивспомогательными операциями, а также на простои вследствие нера циональной организации перевозок и грузовых работ.
Следовательно, для увеличения процента ходового времени и со ответственно снижения продолжительности стоянок необходимо четко организовать работу причалов, складов, внутрипортового транспорта и других звеньев порта.
Важную роль играют порты (пристани) в привлечении грузов и пассажиров и в установлении связей речного транспорта с предприя тиями промышленности и сельского хозяйства.
Ведущее место занимают порты в организации перевозок грузов в смешанном железнодорожно-водном и водно-автомобильном сообще ниях. Являясь пунктами перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, порты влияют на работу всех транспортных средств.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенст вовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» предусматривает дальнейшее усиление материальной ответственности транспортных организаций (а следова тельно, и портов) за своевременный вывоз с предприятий и доставку потребителям продукции, а также за ее сохранность при перевозке.
§ 2. Классификация портов (пристаней] и структура их управления
В зависимости от~состава и размера грузооборота и объема грузопереработки порты и пристани делятся на семь групп1 [58].
Кроме объема переработки, при установлении классификационной группы порта (пристани) принимают во внимание его географическое расположение и некоторые дополнительные факторы.
! По оплате труда руководящих и инженерно-технических работников как порты, так и пристани делятся на три группы в зависимости от объема погру зочно-разгрузочных работ, суммы доходов и других факторов (Приказ МРФ № 97 от 8 июня 1973 г.).
8