Файл: Вакуумные прокатные станы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

удельное давление составляет

35,5 кГІмм2,

при

прокатке в ваку­

уме 1 мм рт ст. — 32 кГ/мм2,

а в вакууме

10~3 мм рт. ст. удель­

ное давление возросло до 40

кГ/мм2. Характер

зависимости сил

трения от среды при 1200 и 1300° С подобен характеру зависимости удельных давлений; при температуре 1100° С с переходом от воз­ духа к высокому вакууму удельная сила трения непрерывно

возрастает, изменяясь от 4 кГ/мм2 на воздухе до 6 кГ/мм2 в

ваку­

уме Ю - 3 мм рт.

ст.

 

 

 

При прокатке

стали в различных

средах характер изменения

удельных давлений в зависимости от

остаточного

давления

в ка­

мере аналогичен

характеру изменения удельных

давлений

при

ч>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

% 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч,

 

 

 

 

 

ч>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч> 20

 

 

 

 

 

I

;

 

//0

/ООт

 

 

 

 

 

 

 

\/Уі///7

 

1

 

 

 

 

 

S3

I

Х/////А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2 ІдР(ммрт.ст)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

Остаточное

 

давление

5)

 

 

 

Рис. 164.

Зависимость удельного давления (а)

и силы

трения (б)

от

среды

при

 

 

 

прокатке

стали при

температурах

в °С:

 

 

 

/ — 900;

2

1000; 3 — 1100;

 

о п р е д е л е н о с п о м о щ ь ю

с и л о и з м е р и т е л ь н о г о у с т р о й ­

ства; —

— р а с с ч и т а н о

по

п о л н о м у д а в л е н и ю

с учетом ф а к т и ч е с к о й д л и н ы

очага

 

 

 

 

 

д е ф о р м а ц и и

 

 

 

 

 

прокатке молибдена. В исследуемом температурном

интервале

900—1100° С указанная

зависимость

имеет

минимум

в

вакууме

1 мм

рт.

ст. (рис. 164). С уменьшением парциального

давления

кислорода

удельные

давления

интенсивно

растут.

Так,

при

1100° С и обжатии 15% удельное давление при прокатке на воздухе

составляло

12

кГІмм2,

в вакууме

1 мм рт.

ст. — 11

кГІмм2,

в вакууме Ю - 3 мм рт.

ст. — 22

кГІмм2.

 

 

 

Изменение

удельных

сил трения от среды незначительное.

Так, при

900° С и

обжатии 15%

с

уменьшением

парциального

давления кислорода удельные силы трения изменялись от

4,6кГ/мм2

на воздухе до 4,0 кГІмм2

в вакууме

1- Ю - 1 мм рт. ст., а затем

возрастали до 4,7 кГІмм2

в вакууме

10~3 мм

рт.

ст.

 

Удельные давления, рассчитанные по полному давлению ме­

талла на валки и фактической длине очага деформации,

показали

удовлетворительную

сходимость

с

результатами,

полученными

с помощью силоизмерительного валка. Так, для титана удельные давления, записанные силоизмерительным валком, максимально

219



отличались от расчетных на 12%, для молибдена на 10% и для стали на 15%.

Применение вакуума и среды инертного газа позволяет на методически новом уровне изучать влияние состояния поверх­ ностных слоев металла и окисных пленок на контактное трение при пластической деформации.

Одновременное измерение касательных и нормальных напря­ жений, проведенное в рассматриваемом эксперименте, позволило проанализировать важную зависимость между ними.

Усредненный по длине очага деформации коэффициент трения, рассчитанный из экспериментальных эпюр контактных напряже­ ний, полученных при прокатке титана (рис. 165), существенно изменяется при переходе от воздуха к высокому вакууму, причем

Рис. 165. Зависимость коэффи­ циента трения от среды при прокатке титана при температу­ рах в °С:

/ — 800; 2 — 900; 3 — 1000

-3 Lg Р(мм рт.ст) Остаточное давление

более интенсивный рост коэффициента трения наблюдается в ва­

кууме, начиная с разрежения 10"2

мм рт. ст.; так, при 900° С

коэффициент

трения непрерывно возрастает,

изменяясь

от 0,27

на воздухе до 0,36 в вакууме 5-10"5

мм рт. ст. Следует отметить,

что

коэффициент

трения при 1000° С выше, чем при 800° С. Это

вызвано большей зависимостью от температуры

нормальных

напряжений по сравнению с касательными.

 

 

 

При прокатке молибдена в различных средах изменение коэф­

фициента трения

носит

несколько

иной характер (рис. 166).

Так,

например, при температуре 1100° С при прокатке молибдена

на

воздухе

коэффициент

трения

составляет

0,10,

в

вакууме

1 мм рт. ст. — 0,095, в вакууме 10"2 мм рт. ст. — 0,097, в ва­ кууме 10"3 мм рт. ст. он возрастает до 0,14. Столь небольшие абсолютные значения коэффициента трения для молибдена объясняются чрезвычайно большими значениями нормальных напряжений по сравнению с касательными.

Зависимость коэффициента трения от среды при прокатке стали имеет максимум в вакууме 1 мм рт. ст. (рис. 167). При увеличении или уменьшении парциального давления кислорода

коэффициент трения уменьшается. Так, при температуре

1100°С

коэффициент трения

на

воздухе

составляет

0,3, в

вакууме

1 мм рт. ст. — 0,34,

в

вакууме

10"3 мм рт.

ст. —0,25.

220


Выявленные закономерности распределения контактных напря­ жений по длине очага деформации и изменения энергосиловых показателей процесса прокатки металлов при воздействии раз­ личных сред можно объяснить изменением кинематических усло­ вий на контакте в зависимости от физико-химических и механи­ ческих свойств поверхностных слоев обрабатываемого металла.

Как показали исследования, образцы в зависимости от среды покрыты различными по толщине и свойствам окисными пленками.

f'-T/p

 

 

 

 

*—г--5

 

 

0,16

 

 

 

0,3\

 

 

0,12,

 

 

 

0,2

>— г--^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,08 і

 

 

 

0,1 3

0

-

1

 

1

Остаточное давление

 

 

 

 

Остаточное

давление

 

Рис. 166. Зависимость коэффициента

Рис. 167. Зависимость коэффициента

трения от среды при прокатке молиб­

трения

от среды при прокатке стали

дена

при

температурах

в °С:

 

при температурах

в

°С:

1 —

1100;

2 — 1200; 3

1300

/

— 900;

2 — 1000; 3

1100

Так, при прокатке на воздухе титана образовывалась окисная

пленка, состоящая

в основном

из

рутила

толщиной 33—35 мкм

(в зависимости

от

температуры).

 

 

 

 

 

В результате термонапряжений сравнительно толстая окисная

пленка

еще до деформации растрескивалась

и отслаивалась от

металла. При соприкосновении с холодными

валками

окисная

пленка

охлаждалась, становилась

более

хрупкой и

в

процессе

деформации измельчалась в порошок и

вкатывалась

в

металл.

Такое

состояние

поверхности

затруднило

перемещение

металла

в очаге деформации

и вызвало увеличение сил трения, что, в свою

очередь, привело к изменению кинематических условий в очаге деформации, характеризующихся увеличением области затруднен­ ной деформации, смещением г нейтрального сечения и максимума нормальных напряжений в сторону выхода металла из валков. В данном случае, как показывают результаты эксперимента, окисная пленка играла роль присыпки.

При переходе от прокатки на воздухе к прокатке в низком ва­ кууме резкое замедление процессов окисления обусловило обра­ зование сравнительно тонкой окисной пленки (8—12 мкм). Хотя схема взаимодействия обрабатываемого металла с инструментом

осталась

прежней: металл — окисная пленка — валок,

свойства

окисной

пленки

существенно

изменялись.

Пленка,

состоящая

преимущественно

из низших

окислов титана,

плотно

прилегала

к металлу. Температура ее поддерживалась

за

счет температуры

221


массы образца. Эластичная окисная пленка в данном случае играла роль смазки, облегчая перемещение деформируемого металла по поверхности инструмента. Следствием этого явилось смещение нейтрального сечения к середине дуги захвата и уменьшение об­ ласти затрудненной деформации. Смазывающее действие окисная пленка оказывала вплоть до вакуума Ю - 3 мм рт. ст.

Дальнейшее повышение степени вакуума привело к изменению схемы взаимодействия металла и инструмента. Поверхность ме­ талла покрывалась настолько тонкой окисной пленкой, что по неровностям происходило контактирование валка с чистым метал­ лом. Это подтверждается наблюдаемым изменением цвета поверх­ ности образца после прокатки в вакууме. С повышением степени вакуума доля контактной поверхности, приходящейся на контакт валка с чистым металлом, увеличивалась. Такое изменение состоя­ ния поверхности обрабатываемого металла оказывало существен­ ное влияние на характер распределения контактных напряжений и сил трения по длине очага деформации. Если при прокатке в низ­ ком вакууме и на воздухе окисная пленка покрывала полностью контактную поверхность металла, то в данном случае при захвате окисная пленка на выступах срезалась и по мере продвижения по очагу деформации все больше и больше вступали в контакт чистые поверхности металла, что существенно изменяло условия течения металла в очаге деформации.

Изменение условий трения в зоне контакта привело к постепен­ ному увеличению области затрудненной деформации и смещению нейтрального сечения и максимума нормальных напряжений в сто­ рону выхода. Давление и сила трения при этом увеличивались.

При прокатке в высоком вакууме ( 5 - Ю - 5 мм рт. ст.) на титане образовывалась тончайшая пленка и металл сохранял свой естественный цвет. Практическое отсутствие окисной пленки на поверхности металла приближало условия в зоне контакта к усло­ виям сухого трения. Однако силы трения изменялись по более сложному закону, так как наряду с трением скольжения имелось адгезионное взаимодействие между металлом и инструментом. Подтверждением этому являются случаи налипания металла на валки при прокатке в высоком вакууме.

Увеличение области затрудненной деформации при этом, оче­ видно, связано с повышением роли сил молекулярного взаимо­

действия, а также с газонасыщением поверхностного слоя

металла

и охлаждением приконтактного слоя.

 

Ухудшение перемещения металла в очаге деформации, вызван­

ное увеличением области затрудненной деформации,

привело

к дальнейшему "смещению нейтрального сечения и максимума нормальных напряжений в сторону выхода металла из валков, а также к увеличению энергосиловых параметров процесса про­ катки.

При прокатке молибдена — металла со сравнительно высокой упругостью диссоциации окислов, на воздухе на его поверхности

222