ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
удельное давление составляет |
35,5 кГІмм2, |
при |
прокатке в ваку |
уме 1 мм рт ст. — 32 кГ/мм2, |
а в вакууме |
10~3 мм рт. ст. удель |
|
ное давление возросло до 40 |
кГ/мм2. Характер |
зависимости сил |
трения от среды при 1200 и 1300° С подобен характеру зависимости удельных давлений; при температуре 1100° С с переходом от воз духа к высокому вакууму удельная сила трения непрерывно
возрастает, изменяясь от 4 кГ/мм2 на воздухе до 6 кГ/мм2 в |
ваку |
|||
уме Ю - 3 мм рт. |
ст. |
|
|
|
При прокатке |
стали в различных |
средах характер изменения |
||
удельных давлений в зависимости от |
остаточного |
давления |
в ка |
|
мере аналогичен |
характеру изменения удельных |
давлений |
при |
ч> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч, |
|
|
|
|
|
ч> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч> 20 |
|
|
|
|
|
I |
; |
|
//0 |
/ООт |
|
|
|
|
|
|
|
\/Уі///7 |
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
S3 |
I |
Х/////А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-2 ІдР(ммрт.ст) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
а) |
Остаточное |
|
давление |
5) |
|
|
|
|
Рис. 164. |
Зависимость удельного давления (а) |
и силы |
трения (б) |
от |
среды |
при |
|||||
|
|
|
прокатке |
стали при |
температурах |
в °С: |
|
|
|
||
/ — 900; |
2 |
— |
1000; 3 — 1100; |
|
о п р е д е л е н о с п о м о щ ь ю |
с и л о и з м е р и т е л ь н о г о у с т р о й |
|||||
ства; — |
— |
— |
— р а с с ч и т а н о |
по |
п о л н о м у д а в л е н и ю |
с учетом ф а к т и ч е с к о й д л и н ы |
очага |
||||
|
|
|
|
|
д е ф о р м а ц и и |
|
|
|
|
|
|
прокатке молибдена. В исследуемом температурном |
интервале |
||||||||||
900—1100° С указанная |
зависимость |
имеет |
минимум |
в |
вакууме |
||||||
1 мм |
рт. |
ст. (рис. 164). С уменьшением парциального |
давления |
||||||||
кислорода |
удельные |
давления |
интенсивно |
растут. |
Так, |
при |
1100° С и обжатии 15% удельное давление при прокатке на воздухе
составляло |
12 |
кГІмм2, |
в вакууме |
1 мм рт. |
ст. — 11 |
кГІмм2, |
|||
в вакууме Ю - 3 мм рт. |
ст. — 22 |
кГІмм2. |
|
|
|
||||
Изменение |
удельных |
сил трения от среды незначительное. |
|||||||
Так, при |
900° С и |
обжатии 15% |
с |
уменьшением |
парциального |
||||
давления кислорода удельные силы трения изменялись от |
4,6кГ/мм2 |
||||||||
на воздухе до 4,0 кГІмм2 |
в вакууме |
1- Ю - 1 мм рт. ст., а затем |
|||||||
возрастали до 4,7 кГІмм2 |
в вакууме |
10~3 мм |
рт. |
ст. |
|
||||
Удельные давления, рассчитанные по полному давлению ме |
|||||||||
талла на валки и фактической длине очага деформации, |
показали |
||||||||
удовлетворительную |
сходимость |
с |
результатами, |
полученными |
с помощью силоизмерительного валка. Так, для титана удельные давления, записанные силоизмерительным валком, максимально
219
отличались от расчетных на 12%, для молибдена на 10% и для стали на 15%.
Применение вакуума и среды инертного газа позволяет на методически новом уровне изучать влияние состояния поверх ностных слоев металла и окисных пленок на контактное трение при пластической деформации.
Одновременное измерение касательных и нормальных напря жений, проведенное в рассматриваемом эксперименте, позволило проанализировать важную зависимость между ними.
Усредненный по длине очага деформации коэффициент трения, рассчитанный из экспериментальных эпюр контактных напряже ний, полученных при прокатке титана (рис. 165), существенно изменяется при переходе от воздуха к высокому вакууму, причем
Рис. 165. Зависимость коэффи циента трения от среды при прокатке титана при температу рах в °С:
/ — 800; 2 — 900; 3 — 1000
-3 Lg Р(мм рт.ст) Остаточное давление
более интенсивный рост коэффициента трения наблюдается в ва
кууме, начиная с разрежения 10"2 |
мм рт. ст.; так, при 900° С |
|||||||
коэффициент |
трения непрерывно возрастает, |
изменяясь |
от 0,27 |
|||||
на воздухе до 0,36 в вакууме 5-10"5 |
мм рт. ст. Следует отметить, |
|||||||
что |
коэффициент |
трения при 1000° С выше, чем при 800° С. Это |
||||||
вызвано большей зависимостью от температуры |
нормальных |
|||||||
напряжений по сравнению с касательными. |
|
|
|
|||||
При прокатке молибдена в различных средах изменение коэф |
||||||||
фициента трения |
носит |
несколько |
иной характер (рис. 166). |
|||||
Так, |
например, при температуре 1100° С при прокатке молибдена |
|||||||
на |
воздухе |
коэффициент |
трения |
составляет |
0,10, |
в |
вакууме |
1 мм рт. ст. — 0,095, в вакууме 10"2 мм рт. ст. — 0,097, в ва кууме 10"3 мм рт. ст. он возрастает до 0,14. Столь небольшие абсолютные значения коэффициента трения для молибдена объясняются чрезвычайно большими значениями нормальных напряжений по сравнению с касательными.
Зависимость коэффициента трения от среды при прокатке стали имеет максимум в вакууме 1 мм рт. ст. (рис. 167). При увеличении или уменьшении парциального давления кислорода
коэффициент трения уменьшается. Так, при температуре |
1100°С |
||||
коэффициент трения |
на |
воздухе |
составляет |
0,3, в |
вакууме |
1 мм рт. ст. — 0,34, |
в |
вакууме |
10"3 мм рт. |
ст. —0,25. |
220
Выявленные закономерности распределения контактных напря жений по длине очага деформации и изменения энергосиловых показателей процесса прокатки металлов при воздействии раз личных сред можно объяснить изменением кинематических усло вий на контакте в зависимости от физико-химических и механи ческих свойств поверхностных слоев обрабатываемого металла.
Как показали исследования, образцы в зависимости от среды покрыты различными по толщине и свойствам окисными пленками.
f'-T/p |
|
|
|
|
*—г--5 |
|
|
||
0,16 |
|
|
|
0,3\ |
|
|
|||
0,12, |
|
|
|
0,2 |
>— г--^ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
0,08 і |
|
|
|
0,1 3 |
0 |
- |
1 |
|
1 |
Остаточное давление |
|
|
|
||||||
|
Остаточное |
давление |
|
||||||
Рис. 166. Зависимость коэффициента |
Рис. 167. Зависимость коэффициента |
||||||||
трения от среды при прокатке молиб |
трения |
от среды при прокатке стали |
|||||||
дена |
при |
температурах |
в °С: |
|
при температурах |
в |
°С: |
||
1 — |
1100; |
2 — 1200; 3 — |
1300 |
/ |
— 900; |
2 — 1000; 3 |
— |
1100 |
Так, при прокатке на воздухе титана образовывалась окисная
пленка, состоящая |
в основном |
из |
рутила |
толщиной 33—35 мкм |
|||||
(в зависимости |
от |
температуры). |
|
|
|
|
|
||
В результате термонапряжений сравнительно толстая окисная |
|||||||||
пленка |
еще до деформации растрескивалась |
и отслаивалась от |
|||||||
металла. При соприкосновении с холодными |
валками |
окисная |
|||||||
пленка |
охлаждалась, становилась |
более |
хрупкой и |
в |
процессе |
||||
деформации измельчалась в порошок и |
вкатывалась |
в |
металл. |
||||||
Такое |
состояние |
поверхности |
затруднило |
перемещение |
металла |
||||
в очаге деформации |
и вызвало увеличение сил трения, что, в свою |
очередь, привело к изменению кинематических условий в очаге деформации, характеризующихся увеличением области затруднен ной деформации, смещением г нейтрального сечения и максимума нормальных напряжений в сторону выхода металла из валков. В данном случае, как показывают результаты эксперимента, окисная пленка играла роль присыпки.
При переходе от прокатки на воздухе к прокатке в низком ва кууме резкое замедление процессов окисления обусловило обра зование сравнительно тонкой окисной пленки (8—12 мкм). Хотя схема взаимодействия обрабатываемого металла с инструментом
осталась |
прежней: металл — окисная пленка — валок, |
свойства |
||||
окисной |
пленки |
существенно |
изменялись. |
Пленка, |
состоящая |
|
преимущественно |
из низших |
окислов титана, |
плотно |
прилегала |
||
к металлу. Температура ее поддерживалась |
за |
счет температуры |
221
массы образца. Эластичная окисная пленка в данном случае играла роль смазки, облегчая перемещение деформируемого металла по поверхности инструмента. Следствием этого явилось смещение нейтрального сечения к середине дуги захвата и уменьшение об ласти затрудненной деформации. Смазывающее действие окисная пленка оказывала вплоть до вакуума Ю - 3 мм рт. ст.
Дальнейшее повышение степени вакуума привело к изменению схемы взаимодействия металла и инструмента. Поверхность ме талла покрывалась настолько тонкой окисной пленкой, что по неровностям происходило контактирование валка с чистым метал лом. Это подтверждается наблюдаемым изменением цвета поверх ности образца после прокатки в вакууме. С повышением степени вакуума доля контактной поверхности, приходящейся на контакт валка с чистым металлом, увеличивалась. Такое изменение состоя ния поверхности обрабатываемого металла оказывало существен ное влияние на характер распределения контактных напряжений и сил трения по длине очага деформации. Если при прокатке в низ ком вакууме и на воздухе окисная пленка покрывала полностью контактную поверхность металла, то в данном случае при захвате окисная пленка на выступах срезалась и по мере продвижения по очагу деформации все больше и больше вступали в контакт чистые поверхности металла, что существенно изменяло условия течения металла в очаге деформации.
Изменение условий трения в зоне контакта привело к постепен ному увеличению области затрудненной деформации и смещению нейтрального сечения и максимума нормальных напряжений в сто рону выхода. Давление и сила трения при этом увеличивались.
При прокатке в высоком вакууме ( 5 - Ю - 5 мм рт. ст.) на титане образовывалась тончайшая пленка и металл сохранял свой естественный цвет. Практическое отсутствие окисной пленки на поверхности металла приближало условия в зоне контакта к усло виям сухого трения. Однако силы трения изменялись по более сложному закону, так как наряду с трением скольжения имелось адгезионное взаимодействие между металлом и инструментом. Подтверждением этому являются случаи налипания металла на валки при прокатке в высоком вакууме.
Увеличение области затрудненной деформации при этом, оче видно, связано с повышением роли сил молекулярного взаимо
действия, а также с газонасыщением поверхностного слоя |
металла |
и охлаждением приконтактного слоя. |
|
Ухудшение перемещения металла в очаге деформации, вызван |
|
ное увеличением области затрудненной деформации, |
привело |
к дальнейшему "смещению нейтрального сечения и максимума нормальных напряжений в сторону выхода металла из валков, а также к увеличению энергосиловых параметров процесса про катки.
При прокатке молибдена — металла со сравнительно высокой упругостью диссоциации окислов, на воздухе на его поверхности
222