ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
чем обеспечивается гарантированный зазор, как в процессе та рировки, так и при измерении.
Тензодатчики наклеивают на шлифованную поверхность упру гого элемента по обе стороны его и на одинаковом расстоянии от кромки элемента и друг от друга. Места наклейки датчиков сопротивления и схемы их соединения представлены на рис. 154. В основу соединения датчиков сопротивления в электрический мост заложен принцип электрической компенсации взаимного влияния нормальных и касательных сил, воспринимающихся упругим элементом.
|
а) |
|
|
|
|
|
б) |
|
Рис. |
154. Штифт |
и |
способы |
соединений тензодат- |
||||
|
|
|
чиков: |
|
|
|
|
|
а — |
при и з м е р е н и и |
р а д и а л ь н о й |
силы; |
б |
— при |
измере |
||
нии |
к а с а т е л ь н о й силы; |
RI, |
RI', |
R2, |
R2', |
R3, |
R3', R4, |
|
R4' |
— р а б о ч и е датчики; R5 |
— к о м п е н с а ц и о н н ы е |
д а т ч и к и |
Измерительная схема включает в себя следующие основные элементы: датчик — упругий элемент; первый преобразователь — тензодатчик; второй преобразователь — электрический мост; усилитель ЖЗАНЧ-7м; указатель — осциллограф типа Н-700
сгальванометром М001 чувствительностью 50—60 мм/ма-м.
Силоизмерительный валок тарируется в собранном виде. С этой целью головка упругого элемента изготовлялась на 2 мм длиннее, в результате чего при сборке она выступала над поверх ностью валка на 2 мм. Тарировка велась с одновременным нагружением нормальной и касательной силами. Нормальная нагрузка прикладывалась к упругому элементу через призмы, а касательная сила — с помощью тарировочного устройства. Для проверки эффективности электрической компенсации и оценки возможной погрешности тарировку проводили с искусственно созданной не равномерностью нагружения нормальной и касательной силами. Результаты тарировки показали, что нагружение упругого эле мента нормальной нагрузкой до 800 кГ вызвало погрешность в изме рении касательных сил порядка 7%. С целью уменьшения ука занной погрешности при расшифровке осциллограмм были построе
ны |
тарировочные |
графики |
нормальной |
нагрузки |
(через каждые |
|
100 |
кГ). |
Влияния |
касательных сил на |
показания |
нормальных |
|
давлений |
не обнаружено. |
|
|
|
210
Первой попыткой изучения трения при прокатке в вакууме прямым методом являются работы Ф. Е. Долженкова и др. [23], которые использовали силоизмерительный валок конструкции Д. И. Пирязева. Методика измерения удельной силы трения наклонными точечными месдозами не давала стабильных резуль татов и требовала дополнительной доработки. Поэтому в работе приводятся результаты, полученные с помощью торсиометри-
ческой вставки. |
Исследование |
проводилось' на |
стали |
СтЗ при |
|||||||
температуре |
1200° С с обжатиями |
10, 15, 20% и при 1000 и 1100° С |
|||||||||
с обжатием |
10%. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Из-за |
недостаточной |
жесткости и прочности |
силоизмеритель- |
||||||||
ного |
валка |
повышение обжатия и снижение температуры |
оказа |
||||||||
лось |
невозможным. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
На основании опытов авторы работы [23] |
установили, что |
||||||||||
значения |
коэффициентов |
трения |
при прокатке |
стали |
СтЗ в ва |
||||||
кууме на 20—25% |
выше, чем при прокатке на |
воздухе. |
|
||||||||
С помощью силоизмерительного валка были проведены опыты |
|||||||||||
по прокатке |
титана |
ВТ-1 и трансформаторной стали [1]. Иссле |
|||||||||
дования |
показали, |
что при прокатке титана в вакууме |
давления |
||||||||
и крутящие |
моменты во всем диапазоне исследованных |
темпера |
|||||||||
тур |
(700—1200° С) и обжатий |
(10—60%) в 1,1 — 1,25 раза меньше, |
|||||||||
чем |
на |
воздухе. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Результаты |
исследования |
влияния среды на |
величину |
и ха |
рактер распределения контактных напряжений при высокотемпе ратурной прокатке с помощью прямых методов измерения были изложены в работах [29, 30, 39].
Контактные напряжения при прокатке изучали на титане — металле с низкой упругостью диссоциации окислов, для кото рого не создаются безокислительные условия нагрева в вакууме. Одновременно исследовали молибден — металл со сравнительно высокой упругостью диссоциации окислов, для которого эти условия достигаются.
Для обобщения материалов использовали результаты опытов со сталью СтЗ, которая по своим термодинамическим условиям нагрева приближается к молибдену.
Образцы подвергали чистовой строжке, а затем шлифовке. Прокатка образцов размерами 6x40x180 мм проводилась на вакуумном прокатном стане МИСиС-210 с постоянным обжатием
20%. Фактор формы очага деформации -—- составлял 2,7 — 3.
Образцы прокатывались в вакууме 1; Ю - 1 ; 10"3 и 10~5 мм рт. ст. и на воздухе в следующих температурных интервалах: титан 800—1000° С; молибден 1100°—1300° С; сталь 900—1100° С. Ско рость прокатки 0,1 місек, время нагрева 10 мин.
Исследования проводили с одновременной записью пара метров на двух силоизмерительных валках. Дополнительный контроль осуществляли по данным измерений полного давления металла на валки и крутящего момента.
14* |
211 |
На рис. 155 показана одна из типовых осциллограмм, полу ченных при прокатке титана, молибдена и стали. На осцилло грамме записаны следующие параметры нижнего и верхнего вал ков: крутящие моменты, полные давления металла на валки, эпюры нормальных и касательных напряжений, отметки верти кальной оси валков и времени (отметки с частотой 200 га). Благо даря четкой записи эпюры касательных напряжений можно с до статочной точностью измерить фактическую длину очага деформа
ции /, длину геометрического очага деформации, |
протяженность |
зоны отставания 10т и опережения 1оп, положение |
нейтрального |
1 |
|
Рис. |
155. Типовая |
осциллограмма: |
|
|||
1, Г — э п ю р ы н о р м а л ь н ы х н а п р я ж е н и й |
в е р х н е г о |
и |
н и ж н е г о в а л к а ; 2, |
2' — э п ю р ы кон |
||
тактных н а п р я ж е н и й в е р х н е г о |
и н и ж н е г о |
валка; 3 |
— |
полные д а в л е н и я |
металла на валки; |
|
|
4 — к р у т я щ и е |
моменты |
|
сечения, область затрудненной деформации (расстояние 13 между максимумом касательных напряжений в зонах отставания и опе режения), положение максимума нормальных напряжений отно-
к
сительно сечения входа Эпюры контактных напряжений, полученные при прокатке
титана, молибдена и стали в вакууме различной глубины и на воздухе при постоянной температуре, представлены на рис. 156. Для всех исследуемых металлов эпюры нормальных напряжений в высоком вакууме и на воздухе несколько острее, чем в низком вакууме.
Существенное влияние на форму эпюры нормальных напряже ний при горячей прокатке оказывает температура. На рис. 157 показаны совмещенные эпюры нормальных напряжений, получен
ные |
при |
прокатке |
титана, молибдена и |
стали |
в |
вакууме |
|
Ю - 1 мм рт. ст. при различных температурах. |
|
|
|
||||
Эпюра нормальных напряжений при прокатке |
титана |
(рис. |
|||||
157, |
а) при температуре 1000° С имеет форму трапеции, при 900° С |
||||||
на |
эпюре наблюдается тенденция к образованию |
максимума, |
|||||
при |
800° С — эпюра |
имеет явно выраженный |
максимум |
и |
купо |
||
лообразный |
вид. |
|
|
|
|
|
212
При высокотемпературной прокатке молибдена влияние темпе ратуры на характер эпюры проявляется в изменении формы вер шины эпюры нормальных напряжений (рис. 157, б). Так, при 1100° С вершина эпюры нормальных напряжений является остро
|
і |
|
|
|
|
|
|
гу, кГ/мм |
|
|
|
|
|||
kO |
t1 J |
\ |
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
||
20 |
|
4>J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
/1\ |
// |
\ |
1//\ |
> |
||
U0 // |
|
> \ |
2 |
// V\ |
|||
20 |
Ц |
|
/ |
3 |
|
||
|
|
|
|
|
«. V \ |
|
|
0 |
f- s |
|
|
ч *<\ |
s |
||
|
|
|
|
|
> |
|
|
|
10 |
15 0 |
5 |
10 |
15 0 |
5 |
10 15 О |
5 |
10 |
15 0 5 |
10 L,mm |
|
||
|
|
|
Длина |
дуги |
контакта |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
В) |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 156. Влияние |
среды на контактные напряжения |
|
||||||||||||
|
|
|
|
при |
прокатке: |
|
|
|
|
|
|
|
||
а — титана, |
800° |
С; |
б |
— |
м о л и б д е н а , |
1200° |
С; |
в — |
стали, |
|
||||
1000° С; |
/ |
— аргон |
( в о з д у х ) ; 2 |
— в а к у у м |
1 мм |
рт. |
ст.; |
3 |
— |
|
||||
в а к у у м |
Ю - |
1 мм |
рт. |
ст.; |
4 |
— в а к у у м |
|
Ю - 3 |
мм |
рт. |
|
ст.; |
|
|
|
|
5 — в а к у у м |
5 - Ю - 5 мм рт. |
ст. |
|
|
|
|
|
|||||
конечной, при 1200° С вершина несколько растянута, |
при |
1300° С |
||||||||||||
вершина имеет |
форму |
купола. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Более существенное влияние, по сравнению с молибденом, |
||||||||||||||
температура оказывает на форму эпюры нормальных |
напряжений |
|||||||||||||
при прокатке стали (рис. 157, в). При 1100° С эпюра |
нормальных |
|||||||||||||
напряжений близка к трапецеидальной; |
при |
1000° С — к |
трапе |
цеидальной с максимумом; при 900° С эпюра близка к куполо образной. Влияние температуры на форму эпюры нормальных
213