Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
Н. А. БУ ХАРИ Н В. С. ПРОЗОРОВ М. М. Щ У К И Н
АВТОМОБИЛИ
КОНСТРУКЦИЯ, НАГРУЗОЧНЫЕ РЕЖИМЫ, РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОЧНОСТЬ АГРЕГАТО В АВТОМОБИЛЯ
Издание второе, переработанное и дополненное
Под редакцией д-ра техн. наук Н. А. БУХАРИНА
Допущено Министерством высшего
исреднего специального образования СССР
вкачестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности лАвтомобильный транспорту>
ЛЕ Н И Н Г Р А Д
„М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е "
Л Е Н И Н Г Р А Д С К О Е О Т Д Е Л Е Н И Е
1 9 7 3
|
КОНТР |
г |
ь .! ; Гіг? гъ |
5 |
ЭКЗЕ■Mi Id |
•\ |
|
6Т2.1 УДК 629.113.075.8
Б у х а р и н Н. А., П р о з о р о в В. С., Щ у к и н М. М. Б94 Автомобили. Конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля. Учебное пособие для вузов. Л.,
«Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1973. 504 с.
В учебном пособии излагаются эксплуатационно-ремонтные требования к конструкциям автомобилей, рассматриваются рабочие процессы, вопросы прочности, жесткости, теплонапряжеиности, износа деталей и узлов автомобиля.
Второе издание (первое 1965 г.) дополнено новыми типами автомобилей, данными по нагрузочным и расчетным режимам ра боты автомобиля в различных условиях эксплуатации, методами расчета долговечности узлов автомобилей, некоторыми норматив ными материалами ГОСТов и СЭВ.
Книга предназначена для студентов втузов автомобильной специальности. Она также может быть полезна инженерно-техни ческим работникам автомобильного транспорта.
Табл. 51. Ил. 209. Список лит. 97 назв.
6Т2.1
Рецензент кафедра «Автомобили» МАДИ (доктора техн. наук
профессора А. Н. Островцев, |
В. В. Осепчугов, А. С. Литвинов, |
А. К ■ Фрумкин, канд. техн. |
наук доц. А. Ф. Мшценко |
©. Издательство «Машиностроение», 1973 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
За последнее десятилетие в автомобильной промышленности Советского Союза произошли существенные изменения. Введен в строй волжский автозавод ВАЗ в г. Тольятти с годовым выпу ском 600 000 легковых автомобилей. Строится мощный завод тяжелых грузовых автомобилей на Каме (КамАЗ). Расширился типаж автомобилей и их выпуск в соответствии с реальной по требностью народного хозяйства.
Широкое развитие в автомобильной промышленности полу чили специализация производства, автоматизация производствен ных процессов. Существенно обновлен парк новыми машинами, обладающими более высокими технико-эксплуатационными пока зателями. Значительно увеличился удельный вес автопоездов.
В связи с ростом парка автомобилей и повышением интенсив ности их движения рассмотрены требования к «безопасным» автомобилям, снижающим травматизм при авариях.
Данное учебное пособие составлено по утвержденной Мини стерством высшего и среднего специального образования СССР
программе для студентов автоэксплуатационной специальности. В нем обобщен многолетний опыт педагогической и исследова,- тельской работы авторов в высших учебных заведениях Ленин града.
Настоящий курс имеет целью:
ознакомить студентов с основгіыми требованиями к конструк циям автомобилей и прицепов, их технико-экономической и эксплуатационной оценкой, развить навыки_ по критическому анализу новых конструкций;
дать сведения о нагрузочных и расчетных режимах узлов автомобилей и ' прицепов, имеющих место в различных условиях эксплуатации;
Р |
3 |
сообщить основные сведения о рабочих процессах и совре менных методах расчета элементов автомобиля на прочность, жесткость, выносливость, долговечность, нагрев. Научить оце нивать величины нагрузок и напряжений, а также вероятные износы деталей;
привести основные данные о материалах, применяемых для изготовления отдельных деталей, и их термообработке.
Изучению данного курса должно предшествовать изучение устройства и теории автомобиля, а также общетехнических дис циплин.
Книга написана:
д-ромтехн. наук проф. Н. А. Бухариным—гл. I, II, IV, V, VIII, IX, X, XI, XII, XV; канд. техн. наук доц. В. С. Прозоровым — гл. Ill, VI, XIII, XVII; канд. техн. наук доц. М. М. Щукиным — гл. VII, XIV, XVI.
Г Л А В А I
ТИПЫ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
§ 1. АВТОМОБИЛИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ В ОСНОВНОМ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГАМ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ
Автомобили подразделяются по типу и назначению на легковые, грузовые, автобусы и специальные машины. Особое место зани мают автомобильные поезда, дающие возможность резко повы сить грузоподъемность и производительность автомобильного
транспорта. |
а в т о м о б и л и |
классифицируются |
по на |
Л е г к о в ы е |
|||
значению, числу |
мест, типу кузова, |
типу двигателя, |
объему |
его цилиндров, комфортабельности и другим признакам. Согласно рекомендациям В. Ф. Родионова и Б. М. Фитермана,
классификация легковых автомобилей может быть проведена по пяти классам (11.10): особо малый, .с рабочим объемом дви
гателя |
Vh — 0,9-ні,2 |
л |
и |
сухой массой та = |
700 ч-850 |
кг; |
ма |
|||
лый с |
Vh = 1,2-*-1,8 |
л |
и |
та-— 850ч-1150 кг; |
средний |
с |
Vh = |
|||
= |
1,8 ч-З,5 л и |
та = |
1150 -=-1500 кг; большой |
с Vh = |
3,5 -=-5,0 л |
|||||
и |
более |
и та = |
1500 -4-1700 кг и более. Параметры |
автомобиля |
высшего класса не регламентированы. Машины первых двух классов являются машинами индивидуального пользования, по следних двух — служебного. Машины среднего класса исполь зуются и как индивидуальные, и как служебные.
Классификационные признаки не являются неизменными. Численные характеристики этих признаков с течением времени меняются в зависимости от развития автомобильной техники.
Г р у з о в ы е а в т о м о б и л и классифицируются по на значению, грузоподъемности, типу кузова, типу двигателя и его мощности, числу осей и некоторым другим признакам.
По номинальной грузоподъемности грузовые автомобили под
разделяются |
на |
(данные СЭВ х) бортовые автомобили |
(1; |
1,5; |
||||
3; |
5; 8; |
12 т) |
и на седельные тягачи |
на |
базе автомобилей |
(3, 5, |
||
8, |
12 т), |
имеющие полуприцепы (соответственно 6, 10, 16, 25 т.). |
||||||
|
А в т о б у с ы |
классифицируются |
по |
назначению12 |
на |
го |
родские, пригородные, местного сообщения, общего назначения, туристские, междугородные, а также по размерам, числу пассажир
ских |
мест, типу кузова, типу двигателя и другим признакам. |
1 |
СЭВ — Совет экономической взаимопомощи. |
2 |
См. отраслевую нормаль ОН 025 313—68. |
5
Важным классификационным признаком, принятым в СССР,
является полная длина автобуса.
По габаритной длине автобусы могут быть: особо малые 4,5— 5,0 м; малые 6,0—7,5 м; средние 8,0—9,5 м; большие 10,5— 11,0 м;
особо |
большие, подразделяющиеся на одиночные 11,5—12,0 м |
||
и на |
сочлененные 16,5— 18,0 м. |
применяются' для |
|
С п е ц и а л ь н ы е |
а в т о м о б и л и |
многих ^отраслей народного хозяйства н обороны страны. В горо дах и населенных пунктах применяется значительное число спе циальных машин. К ним относятся: пожарные, санитарные, ассенизационные, мусоровозы, подметальные, машины для по ливки и мойки улиц, а также очистки их от снега, специализи рованные машины торговой сети для перевозки пищевых продук тов и товаров, рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов и т. д. Особое место занимают аварийные машины, авто мобили органов милиции.
Для выполнения строительных работ используются самосвалы, специальные прицепы и полуприцепы для перевозки крупно панельных блоков, цементовозы п др.
В сельском хозяйстве используются автомобили со специаль ными типами кузовов и платформ, а также прицепов и полу прицепов. Некоторые типы автомобилей для сельского хозяйства должны обладать повышенной и высокой проходимостью.
Специальные конструкции автомобилей, преимущественно по вышенной и высокой проходимости, находят применение в армии.
Обычно специальные автомобили выпускаются на шасси базовых автомобилей и количество их типоразмеров определяется многими десятками на каждую базовую машину.
Из числа специальных машин приводится классификация само
свалов |
по их грузоподъемности. |
|
|
Грузоподъемность базовой машины 3; 5; 8; 12 т. Соответственно |
|||
грузоподъемность самосвала |
(ориентировочно) 2,5; 4,5; |
7 т. |
|
В горнорудной промышленности находят применение тяжелые |
|||
внедорожные машины грузоподъемностью в 25, 40, 60, |
120 и |
||
более тонн. Эти машины успешно используются на крупных |
|||
новостройках. |
|
|
|
§ 2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АВТОМОБИЛЯМ |
|
||
|
Общие требования |
|
|
К общим требованиям относятся следующие. |
|
||
I. |
Соответствие автомобилей требованиям перспективного ти |
||
пажа; |
приспособленность к |
климатическим 1 и дорожным |
усло |
виям с учетом специфики отдельных районов, в особенности се |
|||
верной |
части нашей страны. |
|
1 Си. ОН 025 256—66.
6
2.Учет требований ГОСТов и нормалей к конструкциям; унификация агрегатов и деталей автомобиля, а также эксплуа тационных материалов — смазочных масел, жидкостей с ма ксимальным сокращением их сортамента.
3.Перспективность конструкции, позволяющая в течение длительного времени модернизировать базовую модель без ко ренной ее переработки.
4.Архитектоника кузова с учетом требований моды, а также функциональности формы, целостности композиции, единства
формы со средой, соответствия формы материалу, технических
ипрочностных требований к кузову.
5.Высокая технологичность конструкции, обеспечивающая при заданном масштабе производства минимальные трудозатраты на одну машину.
6.Использование недефицитных и более дешевых материалов
с целью снижения стоимости производства, а также пластмасс
IIлегких сплавов, способствующих снижению веса автомобиля.’
7.Высокая стойкость деталей и агрегатов автомобиля против коррозии, допускающая длительное безгаражное хранение авто
мобиля в различных климатических условиях.
8.Малые габариты и вес автомобиля и его агрегатов, допу стимые осевые нагрузки на дорогу.
9.Высокая надежность и износостойкость конструкции в пре делах установленного амортизационного срока.
10.Необходимая комфортабельность; плавность хода авто мобиля; величины вибрационных нагрузок для перевозимого груза в заданных пределах; удобные сиденья как для водителя, так и для пассажиров, обеспечивающие малую утомляемость, хороший обзор, легкость посадки и высадки, удобство пользо вания органами управления и приборами; система вентиляции кабины, гарантирующая при закрытых окнах грузового автомо биля не менее чем 20-кратный воздухообмен в час (при ѵ = 15 км/ч);
содержание СО, С 02, паров бензина, акролеина в кабине на стоянке, не превышающее допустимых величин; обогревательные устройства кабины грузового автомобиля, обеспечивающие пере
пад |
между наружной температурой |
и температурой в кабине |
не |
менее 40° С; шумность работы как |
отдельных агрегатов, так |
иавтомобиля в целом, не превышающая допустимых норм.
11.Приспособленность подвижного состава к железнодорож ным, водным и воздушным перевозкам, а также перевозкам на специализированном автотранспорте.
12.Учитывание. специфических требований стран, в которые продаются автомобили, для машин, предназначенных на экспорт,
вотношении типажа машин, приспособленности к климатическим условиям, сортамента ГСМ и др.
13.Патентная «чистота».
14.Конструкция автомобиля, создающая условия для умень шения травматизма водителя и пассажиров при авариях.
7